Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Необходимость писать, облекать мысли в слова. О творчестве


Творчество – эта тема все не оставляет, а, как будто, глубже и глубже прорастает внутри меня. Чем-то это схоже с беременностью, когда ты носишь в себе ребенка и чувствуешь, как он растет внутри тебя, но точно ты не знаешь, какой он, как выглядит, какой у него характер, просто знаешь, что он – твой… По моим наблюдением творчество условно делится на несколько видов: 1. “Канарейка в шахте” (по Воннегуту), 2. самовыражение или арт-терапия, 3. вид творчества, который реально способен создать в человеке нечто новое, чего до этого момента в нем не было, иначе говоря – произвести жизнь.

Канарейка в шахте.

Курт Воннегут сумел в одной фразе так точно выразить мысль, что просто “ни добавить – ни убавить”: “…писатель на этой планете — как канарейка в шахте: в старину шахтеры, проверяя, нет ли в забое опасных газов, брали с собой эту птичку — она особенно чувствительна к малейшим изменениям в атмосфере, незаметным для людей. Писатель — сверхчувствительная клетка в общественном организме, и эта “клетка” первой должна реагировать на те отравляющие вещества, которые вредят или могут повредить человечеству”.

Как то мы разговаривали с братом, и он сказал мне, что людей творческих, кто мог бы сформулировать и показать коренные проблемы человечества очень мало, и особое место в этом ряду занимают именно русские классики, также многие другие (Воннегут, те же Стругацкие, Азимов, Хаксли и др.). Они раньше других замечают опасность, разлитую в воздухе, и талант заставляет их… петь об этом, слагать бесконечно красивые и грустные песни.

Масштаб личности человека творческого определяет глубину проблемы, которую он обозначает, о которой пишет. А величина таланта, дара выносит рассказываемые ими истории за пределы времени, культуры, традиций, социальных ограничений. Эти истории не просто понятны любому, они поднимают человека над обыденностью и говорят: вот что важно на самом деле, вот в чем основная проблема, заставляют задуматься о том, о чем раньше ты никогда не думал…

Самовыражение и(ли) арт-терапия.

Подавляющее большинство современных деятелей искусства относятся к этому виду. творчества. Народ мало заботит то, какой эффект произведут их творения на людей, они стремятся выплеснуть все, что у них накопилось внутри. А содержимое это зачастую далеко не то что от совершенства, а вообще… Люди просто изживают, изживают свою боль, своих “демонов”, страхи, то, что разрушает их изнутри, ненадолго приостанавливая процесс разрушения и притупляя боль (об этом писал Мураками в своей книге “О чем я говорю, когда говорю о беге”).

В данном случае, просто отлично, если человек бесталанный, мелкий, амбициозный, потому что никакого особого эффекта от его опусов не будет. Другое дело, если человек на самом деле талантлив… Дар слова – это сила, которой мы, зачастую, не придаем должного значения; сила, которая формирует наше мировоззрение, а, значит, и судьбу.

Более благополучные личности “просто пишут” о “просто жизни”, облекая в слова тот видеоряд, который ежедневно проходит у нас перед глазами; истории о повседневности с хорошим, а, чаще, печальным концом, оставляя слегка горькое послевкусие от осознания, что “нет ничего нового под солнцем”.

“Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось”. (Пс.32:9)

Честно сказать, об этом виде творчества, писать труднее всего, потому что я только-только нащупываю этот путь… ищу слова, чтобы облечь в них понимание, придать ему форму. Я просто точно знаю, что оно есть, и это – настоящее творчество, когда слово приносит, рождает жизнь там, где ее раньше не было. Это не что-то невероятное, это закон, который был от начала и которым, собственно, все было сотворено.

Такое творчество захватывает и обволакивает, подобно теплому весеннему солнцу и ветру, оживляя все, что казалось мертвым, придавая новую форму, цвет. Оно пленяет потоком жизни, что бьет в нем через край. Это оно поднимает в тебе то, о чем ты раньше и не подозревал, выводя за пределы замкнутого круга. Это оно дает импульс идти за мечтой, которая была вложена в тебя прежде создания мира. Это оно разрушает пресловутую “мотивацию избегания неуспеха”, страх и неуверенность.

Это слово, несущее в себе такую силу, которая мгновенно производит жизнь. Нечто подобное описывал К.Л. Стейплз в “Хрониках Нарнии”, когда из части фонаря, упавшего в наполненную жизненной силой землю, в одну секунду вырос целый фонарь, когда деревья и горы вырастали в мгновение ока.

Конечно, самым ярким примером такого вида творческого слова является Библия – Слово, которое реально производит, рождает жизнь в абсолютно каждом человеке, стоит ему только захотеть… И мне кажется, некоторые творческие люди из описанной мной первой категории подозревали нечто такое, стремились именно к этому:

“Он только твердил про себя с отчаянием, как молитву: “Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!” (“Пикник на обочине”, братья Стругацкие)


В избранное