Продолжаем изучать
книгу Александра Митта «Кино между адом и раем»
САСПЕНС ИЛИ УДИВЛЕНИЕ
Обычно в напряженной сцене режиссер выбирает, как подать
зрителю информацию – с помощью удивления или используя саспенс.
Например, двое разговаривают, а под столом тикает бомба с
часовым механизмом. Чтобы удивить зрителя, режиссер утаивает информацию о
бомбе. Двое строят планы счастливой жизни, и вдруг взрыв разметал их. Никто, в
том числе и зрители, этого не предполагал. И мы в изумлении. Но это только один
миг эмоций.
А если мы знаем заранее, что под столом бомба? Герои ничего
этого не знают, они ужинают, сейчас потанцуют, потом поднимутся в номер.
Они думают, что их ждет ночь любви. Но мы то знаем больше
их: им остались считанные минуты. Механизм тикает, и мы волнуемся все больше и
больше. Это саспенс. Он действует круче, но он противоположен удивлению, так
как мы знаем больше персонажей.
Самого большого эффекта режиссеры добиваются, комбинируя
саспенс и удивление.
Я помню первый просмотр фильма «Челюсти», очень давно, еще в
семидесятые годы. Охотники под водой искали гигантскую акулу. Она разворотила
железную клетку, в которой находился охотник на акул. Сам охотник исчез. Его
друзья внимательно вглядываются в пугающую мглу. И вдруг на нас выкатывается
откушенная голова. Все женщины в зале дружно завизжали от страха.
Саспенс требует, чтобы была создана атмосфера тревоги, и сам
помогает создать эту атмосферу. Зрители обожают эти моменты. «Смешить, пугать и
вызывать слезы сострадания – это кино делает лучше всего», – сказал великий
мастер саспенса Спилберг.
Если верить Хичкоку, то саспенс отличает пренебрежение к
достоверности рассказа. Важно только эмоциональное вовлечение зрителей в
действие. Будешь тратить время на аргументацию достоверности в рассказе, могут
появиться эмоциональные дыры. Гораздо важнее для зрителей эмоциональная
цельность, неуклонное возрастание волнения. Саспенс должен заряжать зрителя
энергией – это главное.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.