Продолжаем изучать
книгу Александра Митта «Кино между адом и раем»
ВОЛШЕБНОЕ ВРЕМЯ
ЭЙЗЕНШТЕЙНА
Саспенс сжимает или растягивает время по нашему желанию.
Хичкок предупреждает: в ключевой момент саспенса время должно быть растянуто.
Каждая секунда может длиться хоть в десять раз дольше. Это помогает
эмоциональному вовлечению зрителей.
Как это происходит? Мы растягиваем время в монтаже,
показывая один и тот же миг с разных точек зрения. У Хичкока такие сцены есть
почти в каждом фильме.
Но впервые мы увидели это не у Хичкока. Это показал
Эйзенштейн в знаменитой сцене «расстрел на одесской лестнице» в фильме
«Броненосец „Потемкин“. Там время нескольких мгновений было растянуто в 5-6
минут за счет того, что расстрел был показан одновременно с разных точек
зрения. Кроме того, там было задействовано и условное пространство. Реальная
лестница в 10-12 раз короче, чем ее образ на экране.
Значит, не только индустрия развлечений использует
агрессивные элементы киноязыка. На самом деле нет такого рубежа, как граница
между искусством и развлечением.
Условное, растянутое время я много раз использовал в фильме
«Экипаж». Например, в эпизоде землетрясения, когда самолет мчится по охваченной
огнем полосе. На экране в монтаже она выглядит раз в 10 длиннее, чем ей
полагается быть по технологической правде. Никто не замечает, что самолет
катится километров двадцать по дороге, охваченной огнем, взрывами, наводнением
и всем, что может прийти в воспаленную голову режиссера, впервые дорвавшегося
до катастрофы на экране. Мне говорили: остановись, это противоречит здравому
смыслу, ты тратишь дни, снимая кадры, которые все равно окажутся в корзине.
«Одесская лестница» длиннее, думал я, и не ошибся: всё до последнего кадра
вошло в окончательный монтаж.
Но удивительнее в этом смысле другой эпизод, когда лавина
горящей нефти катится с горы на лётное поле. Судя по тому, что эпизод длится 5-6
минут, эта гора, как нетрудно сообразить, должна быть высотой километров в 10-15.
Но это никому не приходит в голову. Не говоря уже о такой очевидной вещи, что
нефть не может катиться с высокой горы, потому что ее добывают со дна древних
морей.
Если бы я снимал обычную драматическую сцену, наверняка
какой-нибудь консультант сказал бы: «А почему ваши нефтехранилища расположены
так высоко?» Но благодаря саспенсу мчащийся с горы огонь выглядит как жестокий
убийца и враг, грозящий смертью героям. Зрители волнуются, они хотят, чтобы
герои победили или спаслись. Прочее неважно.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный
(образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в
сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские
права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.