Продолжаем изучать
книгу Александра Митта «Кино между адом и раем»
ТРЕТИЙ ШАГ – САСПЕНС
Но есть также закрытый саспенс. Мы знаем, что опасность
существует, но не знаем, где она прячется, и герой не знает. Он должен
добраться до цели, но сможет ли победить врагов?
Это, к примеру, и есть саспенс футбола. Мы хотим, чтобы
благородная и любимая команда хороших парней, за которую мы болеем, выиграла
чемпионат. А ей мешают негодяи из враждебной команды, где со
брались плохие парни. Сколько крови пролито, сколько драк и
увечий! Всё потому, что саспенс приводит зрителей в состояние крайнего
возбуждения. Он – невероятный генератор энергии зрителей.
Майкл Корлеоне в одиночку отправился во вражеский лагерь,
чтобы наказать убийц своего отца. Мы знаем, что в туалете ресторана спрятан
пистолет, которым он должен воспользоваться. А убийцы не знают. Как повернутся
события?
Майкл Корлеоне нашел пистолет, спрятанный за бачком унитаза.
Сейчас он выстрелит в убийц. Они что то говорят ему, он отвечает, в последний
раз убеждается в том, что, только убив врагов, спасет жизнь отца. Но нас
волнуют не слова, а футбол этой сцены. Как забьет Майкл свои два мяча в головы
врагов? Мы вместе с Майклом идем путем опасности, угрозы и полной
непредсказуемости. Никто не может предположить, что произойдет в следующий миг.
Угроза действует здесь и сейчас. Враги сильнее, чем герой. Но он должен
победить! Мы так этого хотим! Это саспенс.
Немного раньше безоружный Майкл навестил раненого отца в
больнице и обнаружил, что отец беззащитен, охрана снята. Вот вот к нему придут
убийцы. Майкл поднимает воротник пальто, засовывает руки в карманы: он выглядит
как вооруженный охранник. Только мы знаем, что он беззащитен и безоружен. Враги
этого не знают. Как он выпутается из этой ситуации? В такие моменты фильм
схватывает нас и буквально втаскивает в экран. Мы там, в теле горячо любимого
Майкла, мы болеем за него, как за себя. И все это с нами делает саспенс.
Тайные любовники счастливы в объятиях друг друга. Они не
знают, что муж героини прервал свою отлучку, он близок… он рядом… вставляет
ключ в дверь. Ситуация из анекдота? Нет, нам не до смеха, мы напряглись. Это
саспенс. Он бросает героиню и нас от счастья к отчаянию.
Герой во вражеском офисе ищет важные документы. А охранник в
это время осматривает помещение. Саспенс выявляется в действиях.
Красная Шапочка идет по лесу к бабушке. А волк из за елок
следит за ней, клацая зубами, – саспенс. Глаза детей горят от возбуждения.
Бабушка в чепце под одеялом встречает Красную Шапочку. Она не знает, что это не
бабушка, а волк. А дети знают и дрожат от страха и желания узнать, что будет дальше.
Это саспенс.
Легендарный успех «17 мгновений весны» сделал саспенс –
герой все время в центре опасности, невероятно превосходящей его силы. Мы верим
в него, любим его, боимся за него. Чем сильнее враг, тем сильнее саспенс.
Саспенс – это угроза, когда преследователь дышит в спину, –
один неверный шаг, и ты погиб. Угроза по телефону из другого города для зрителя
несет гораздо меньший заряд саспенса. Смерч на горизонте – любопытно, не
больше. Если же смерч срывает крышу дома героя, вы получаете хороший саспенс.
Чем меньше шансов на спасение, тем больше саспенс. Вы можете
планировать нарастание саспенса, усиливая альтернативный фактор в драматической
ситуации героя.Саспенс – регулируемый фактор.
Вы поморщитесь: ах, как примитивно! Нет! Саспенс – это что
то, что находится в самом сердце поэтики кино. Все правила и условности
киноязыка действуют в нем с предельной убедительностью.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.