Продолжаем изучать
книгу Александра Митта «Кино между адом и раем»
ТРЕТИЙ ШАГ – САСПЕНС
Режиссер, который ввел в обиход термин «саспенс», – Альфред
Хичкок. Он назвал саспенсом «самое интенсивное представление о драматической
ситуации, которое только возможно». Хичкок рассказывал, что, когда он начинал
снимать фильмы, будучи еще неизвестным режиссером, он подумал: «Как бы сделать
так, чтобы все звезды захотели сниматься в моих фильмах? Надо соблазнить их
историей, в которой есть что-то таинственное и беспокойное, надо пробудить в
них чувства». Вот это и приводит историю к саспенсу.
Хичкок как-то сказал французскому режиссеру Трюффо:
– Когда я сочиняю истории, меня больше всего волнуют не
характеры, а лестницы, которые скрипят.
– Что это такое? – спросил Трюффо.
– Лестницы, которые скрипят и могут обрушиться под героем. Я
называю это «саспенс».
Герой куда-то идет, а мы знаем, что лестница под ним
подпилена злодеем и может рухнуть в любой миг. То есть мы знаем больше, чем
герой, и волнуемся за него. Догадается ли он? Успеет ли пройти опасный путь?
Это самый активный саспенс.
Сестра убитой девушки тайно проникает в дом, где произошло
убийство. Она не знает, что убийца прячется в доме и сейчас. А мы знаем. Это
ситуация из «Психо». Саспенс.
А что, до Хичкока никто не знал о саспенсе? Быть не может.
Шекспир про искусство драмы знал все и использовал все, и, конечно же, саспенс.
И именно там, где ему полагается быть, – в момент наибольшего напряжения.
Ромео, узнав о смерти Джульетты, мчится к ее гробу. Он не
знает, что Джульетта только кажется умершей. А мы знаем это и полны отчаяния и
сочувствия к Ромео, когда он умирает рядом с любимой за миг до ее пробуждения.
Первое впечатление о саспенсе я получил ребенком в детском
театре. Заинька в виде полногрудой травести прыгал по сцене и говорил:
– Какой прекрасный домик! В нем я спрячусь от лисицы. Там
она меня не съест!
Заяц не видит, что лисица уже взгромоздилась на крышу и
злорадно клацает зубами. А зрители в зале видят и переживают. Они за зайца, в
моральном единстве с ним. Девочка из первого ряда, приставив ладошку ко рту,
подсказывает зайцу:
– Зайчик, не ходи в дом. На крыше прячется лисичка! Но
зайчик не слышит. Он прыгает по сцене и поет песенку о том, какой прекрасный
домик он нашел в лесу. Тогда ряда с пятого пара мальчишек уже погромче предупреждают:
– Эй, заяц! Посмотри наверх! На крышу!
Но зайчик не слышит. Сейчас он зайдет в дом, уже взялся за
ручку двери. И тогда рядом со мной с места вскакивает веснушчатый паренек лет
восьми, с зубами через два на третий, и орет на весь зал:
– Эй, косой, падла, канай! Лиса на крыше!!
Вот это и есть саспенс. Герой в опасности. Мы знаем больше,
чем он, и волнуемся за него. Это открытый саспенс.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.