Продолжаем изучать
книгу Александра Митта «Кино между адом и раем»
ТРЕТИЙ ШАГ – САСПЕНС
Саспенс – это момент, в котором вовлечение в фильм аудитории
проявляется наиболее полно.
Саспенс – это чисто английское слово. Знатоки языка говорят,
что
«напряжение» – это неточный и неполный перевод. Точнее оно
означает «напряженное невыносимое ожидание».
Саспенс возникает, когда опасность угрожает персонажу,
которому аудитория сопереживает. Когда смерть грозит хорошему парню, которого
мы полюбили. Сколько же этого саспенса содержится в хорошем фильме? Сегодня 95%
фильмов текущего репертуара – это саспенс, чистый саспенс, и ничего, кроме
саспенса. Саспенс подчинил себе все прочие элементы киноязыка. Так что неплохо
бы разобраться в этом инициаторе энергии фильма. Тем более что для русской
литературной и кинематографической традиции он до недавнего времени был не
органичен.
Саспенс - это реакция аудитории на то, что происходит здесь
и сейчас. Он возникает, если у аудитории и персонажа есть моральная общность,
если у зрителей и характера один и тот же эмоциональный заряд (он боится, и я
боюсь за него; он хочет найти убийцу, и я хочу, чтобы убийцу нашли). Если
аудитория заботится о герое – чтобы он не погиб, не потерпел поражения, –
возникает саспенс.
Саспенс – это эмоциональная реакция, это волнение, тревога,
беспокойство, отчаяние, страх… В то же время любопытство, то есть категория
интеллектуальная, толкает вас узнать, что же произойдет с героем в следующую
секунду. И вы внедряетесь в историю и интеллектом, и эмоциями с наибольшей
полнотой.
Итак:
1 й шаг – любопытство,
2 й шаг – сопереживание,
3 й шаг – саспенс.
Саспенс – это что-то вроде экзамена, который выдерживают
перед зрителями конструктивные элементы структуры. Если драматическая ситуация
хороша, она порождает саспенс. Если драматическая перипетия развита правильно –
вы получите все, что хотели, плюс саспенс в развитии. Если событие правильно
вскрыло конфликт, саспенс будет расти вместе с угрозой герою и неожиданными
поворотами действия.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.