← Декабрь 2014 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.novostiliteratury.ru
Открыта:
20-05-2013
Статистика
0 за неделю
Новости литературы
Приветствуем Вас, уважаемый читатель!
Основные события с 15 по 21 декабря
2014 года: Что нового Все произведения Льва
Толстого теперь в Интернете Электронная версия 90-томного собрания сочинений Льва
Николаевича Толстого была выложена в Интернет, ознаменовав завершение проекта
«Весь Толстой в один клик». http://novostiliteratury.ru/2014/12/novosti/vse-proizvedeniya-lva-tolstogo-teper-v-internete/ 200-летие Лермонтова
отметили в Израиле Константин Косачев, глава Россотрудничества, на прошлой
неделе посетил Тель-Авив, чтобы лично принять участие в интерактивном «круглом
столе» с деятелями русской культуры, исследователями и поклонниками творчества
Лермонтова. http://novostiliteratury.ru/2014/12/novosti/200-letie-lermontova-otmetili-v-izraile/ В Бельгии открылась
фотовыставка, посвященная Чингизу Айтматову В экспозиции «Айтматов. Сокрытые мгновения» в Российском центре
культуры и науки в Брюсселе представлены десятки неизвестных ранее снимков,
которые позволяют увидеть различные стороны жизни литератора. Поэт Евгений
Евтушенко госпитализирован Местные врачи оценивают состояние Евтушенко как стабильное и
отмечают, что ему оказывается вся необходимая лечебная и диагностическая
помощь. http://novostiliteratury.ru/2014/12/novosti/poet-evgenij-evtushenko-gospitalizirovan/ Названы лауреаты
литературной премии «Дебют» Итак, лучшими крупными прозаическими произведениями жюри
премии признало роман «Попугай в медвежьей берлоге» киевлянина Максима
Катковского и роман «Гвоздь» Павла Токаренко из Хайфы (Израиль). http://novostiliteratury.ru/2014/12/novosti/nazvany-laureaty-literaturnoj-premii-debyut/ В Красноярске
простились с Михаилом Успенским Великого писателя-фантаста, на книгах которого выросло не
одно поколение читателей, похоронили вчера на Аллее Славы кладбища «Бадалык» в
Красноярске. http://novostiliteratury.ru/2014/12/novosti/v-krasnoyarske-prostilis-s-mixailom-uspenskim/ Акунин вслед за
Мартином продал имена персонажей новой книги с аукциона На своей странице в Facebook автор сообщил о том, что
необычный лот ушел с аукциона за 610 тысяч рублей. Средства от продажи будут
перечислены волонтером из группы «Нужна помощь». Евгений Евтушенко — в
реанимации Угрозы для жизни нет, однако медики запрещают Евтушенко
вставать с постели. Конечно же, все мероприятия с участием поэта, намеченные на
январь, отменены. http://novostiliteratury.ru/2014/12/novosti/evgenij-evtushenko-v-reanimacii/ Состоялось заседание
Оргкомитета по проведению года литературы Чиновник отметил: »За рубежом большой интерес к тому, что
происходит в России, и как и о чем думают и мечтают граждане нашей страны; и
конечно литературе сложно в этом отношении конкурировать со СМИ, но во всяком
случае все, что касается истории страны, мировоззрения, ценностей». Плакат Маяковского
продан за 900 тысяч рублей Ещё одним интересным предметом, проданным здесь же, стал, к
слову, автограф русского писателя Михаила Булгакова — письмо художнику
Константину Ротову ушло с молотка за 350 тысяч рублей. http://novostiliteratury.ru/2014/12/novosti/plakat-mayakovskogo-prodan-za-900-tysyach-rublej/ Пауло Коэльо хочет
купить права на фильм об убийстве Ким Чен Ына Известный бразильский писатель предложил кинокомпании Sony
Pictures 100 000 долларов за передачу ему прав на фильм «Интервью». Эти и другие новости можно прочитать в
разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/ Анонсы книг Федор Конюхов «Мои
путешествия» Книгу легендарного священника-путешественника представило
издательство «Манн, Иванов и Фербер». В издании рассказывается об одиночном
походе Федора Конюхова на Северный полюс, о покорении Эвереста и других его
странствиях. http://novostiliteratury.ru/2014/12/anonsy-knig/fedor-konyuxov-moi-puteshestviya/ Эти и другие АНОНСЫ читайте на сайте: http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/ Книги для детей Михаил Супонин
«Волшебный телевизор Хитутучи» В новой сказке Михаила Супонина, известного российского
драматурга и финалиста конкурса «Новая детская книга», как раз рассказывается о
таком – волшебном телевизоре марке «Хитутучи». http://novostiliteratury.ru/2014/12/knigi-dlya-detej/mixail-suponin-volshebnyj-televizor-xitutuchi/ Экранизации
В России сняли фильм
о советском поэте-фронтовике Ионе Дегене Создателями фильма о Ионе Дегене, советском
поэте-фронтовике, авторе знаменитого стихотворения «Мой товарищ, в смертельной
агонии», стали режиссеры Юлия Мармелад и Михаил Дегтяр. Экранизация «Книги
джунглей» Киплинга выйдет только в 2017 году По словам создателей, решение о переносе даты выхода
экранизации «Книги джунглей» Редьярда Киплинга связано с тем, что назначенное
ранее время занято премьерой фильма «Геошторм» — экшн-боевика о покушении на
президента. Тизер новой
экранизации «Песни льда и пламени» появился в Интернет В шестнадцатисекундном ролике показаны два персонажа «Песни
льда и пламени»: Тирион Ланнистер, роль которого в сериале исполняет Питер
Динклейдж, и Санса Старк (Софи Тернер). Экранизация романа
«Ребенок Розмари» Романа Полански включен в Национальный реестр фильмов США Драма «Ребенок Розмари», снятая польско-французским
режиссером Романом Полански с Мией Фэрроу в главной роли, будет включена в
Национальный реестр фильмов США. Арья Старк в
экранизации «Песни льда и пламени» наконец-то наденет платье О том, что Арья Старк, младшая дочь Эддарда Старка и леди
Кейтилин Талли, наконец-то сменит мужской костюм на изысканное платье, сообщила
Мишель Клэптон, художник по костюмам сериала «Игра престолов». Бонус читателю!
10 лучших книг по
мотивам классики К классическим сюжетам в последние годы обращаются многие
авторы, пытаясь перенести героев в наши дни или представить, как бы развивался
сюжет за пределами оригинальной истории. Что же это – создание альтернативной
реальности или издевательство над классикой? Сколько читателей – столько и
мнений… Лев Толстой, Бен
Уинтерс "Андроид Каренина" Известный американский писатель Бен Уинтерс к классике
обращается не впервые, и каждая книга, которую он выпускает, становится
бестселлером. В этом романе события разворачиваются в XIX веке, когда на планете
наступила эра всеобщего благоденствия. Благодаря грозниуму, металлу, найденному
в век Ивана Грозного, люди смогли создать роботов, которые выполняют теперь всю
физическую работу и являются отважными защитниками человечества. Но как только
на Землю высаживаются инопланетяне, становится понятно, что золотому веку
пришел конец… Джон Апдайк
"Гертруда и Клавдий" «Гертруду и Клавдия» критики метко окрестили
«Анти-Гамлетом». Известный писатель в этом романе говорит голосами самой
проклинаемой пары за всю историю мировой литературы. Кто они – изменница и
убийца или же неглупые и немолодые мужчина и женщина, которые отказываются
поверить в то, что лишены будущего? «Гертруда и Клавдий» - право последнего
слова, данного писателем «веку, вывихнувшему сустав». Сможет ли прошлое
защитить себя? Даниэль Дефо, Г. Ф.
Лавкрафт, Питер Клайнз "Жуткие приключения Робинзона Крузо,
человека-оборотня" История Робинзона Крузо – гимн вере в себя, жизни на
пределе человеческих возможностей, мотиватор для тех, кто упал духом и не
находит в себе сил жить дальше. Но так ли всё было на самом деле, как описано в
одном из величайших произведений западной литературы, написанном четыре века
назад? Лавкрафт и Клайнз ставят версию Дефо под сомнение, заявляя, что Крузо
был оборотнем, поэтому с таким проклятием среди людей жить не мог. Впрочем,
дикари, которые охотились на Робинзона, также людьми не являлись…
Энн Фортье
"Джульетта" История любви Ромео и Джульетты, рассказанная Шекспиром,
столетиями вдохновляет поэтов, писателей, режиссеров, скульпторов и художников.
В центре сюжета этого романа – Джулия Джейкобс, молодая американка, которая
обижена на собственную тетушку. Женщина завещала всё свое состояние родной
сестре Джулии, а ей самой оставила лишь ключ от депозитной ячейки в банке
Сиенны. Что ж, Джейкобс отправляется в Италию, чтобы узнать, что же ей
досталось, и даже не подозревает о том, что путешествие на родину Ромео и
Джульетты изменит её жизнь… Ведь именно Джулии предстоит разгадать подлинную
тайну влюбленных! Джейн Остин, Сет
Грэм-Смит "Гордость и предубеждение и зомби" В рамках межавторского проекта самые популярные
произведения Джейн Остин были переписаны авторами из разных стран в угоду
интересам современного читателя. Так, в сюжет «Гордости и предупреждения» были
«поселены» зомби: полчища живых мертвецов норовят атаковать население
провинциального городка! Дворянским семьям приходится отправить своих
наследников в Японию и Китай, чтобы те, обучившись приемам восточных единоборств,
смогли противостоять зомби. Сатира на грани гротеска – произведение может
нравиться или не нравиться, но внимания оно определенно заслуживает! Татьяна Королева
"Тимур и его команда и вампиры" Вампиры в СССР образца 1939 года – немыслимо! Но автор
весьма убедителен: пока над советской страной ещё простирается мирное небо, по
земле уже шествует авангард сил зла. Арман – вампир, который пытается овладеть
чистыми душами Жени и Ольги Александровых. На защиту советских людей от нечисти
брошены лучшие секретные подразделения НКВД, плечом к плечу с которыми стоит
команда Тимура, юные наследники ордена истребителей вампиров, носители тайного
знания. Одержит ли добро победу над злом в этот раз? Патриция Робинс
"Дочь леди Чаттерли" Продолжение нашумевшего романа «Любовник леди Чаттерли»
Лоуренса также стало бестселлером. Главная героиня книги – дочь леди Чаттерли и
егеря её мужа. Девушка стремится найти своего избранника, но прошлое матери и
отца омрачает её жизнь. Кто она, Клэр Меллорс? Так ли она безрассудна, так ли
смела в любви, как леди Чаттерли? Анна и Сергей
Литвиновы "Та самая Татьяна" Эту литературную стилизацию критики называют блестящей, и
есть, за что! Анна и Сергей Литвиновы решили продолжить историю героев
пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» и провели собственное литературное
расследование, результаты которого и стали основой сюжета. Оказывается, Онегин
не убивал Ленского на дуэли – вместе с его выстрелом раздался ещё один, и именно
от это пули погиб молодой поэт. Когда Татьяна ответила Евгению взаимностью,
Онегин решил наконец узнать, кто виноват в смерти Ленского… Ким Ньюман
"Профессор Мориарти. Собака Д'Эрбервиллей" Автор предлагает читателю представить, что у Шерлока
Холмса и доктора Ватсона были двойники, причем столь же отважные, находчивые и
проницательные, как и персонажи Конан Дойла. Однако они не посвятили свои
таланты служению закону, а, напротив, выбрали преступную стезю. А профессора
Мориарти, коварного и непредсказуемого гения, в романе Ньюман дополняет
Себастьян Моран по прозвищу Мясник, охотник и опытный воин. Чем завершится
борьба представителей преступного мира? Кристофер Мур
"Дурак" Ханжи, моралисты, а также люди без чувства юмора этот
роман определено отправят в мусорное ведро. Остальным же книга с весьма
парадоксальным сюжетом и тонкой иронией должна понравиться – роман рассказывает
историю короля Лира, написанную Шекспиром, в весьма оригинальном переложении.
Шутки на грани фола и Карман, лиров шутник, в главной роли – скучать не
придется! К слову, этот интриган, охальник и хитрец – ещё и гениальный стратег;
что он придумает на этот раз? Литература в Сети. Лучшее за неделю Михаил УСПЕНСКИЙ:
Если в книге две сюжетные линии — воспринимают с трудом Не публиковавшееся интервью двухлетней давности В 2012 году я обещал Михаилу Успенскому, что этот текст
будет опубликован. Мы просидели с ним при включенном диктофоне целых три часа в
скромной московской рюмочной. Интервью о литературе и злобе дня постепенно
перешло в свободную беседу о всякой всячине. Часть ее была помещена в
еженедельнике «Русский репортер». Но, как шутливо мне писал Успенский, «все
отмечают, что как-то конспективно — чувствуют, что многое за кадром. Народ не
обманешь». Я согласился, пообещал подготовить еще одну публикацию. Но, как
часто бывает, не доходили руки, не было пресловутого информационного повода. И
вот теперь этот повод, неотвратимо убедительный, появился. — Как вы сами
определяете тот «легкий» жанр, в котором работаете? — Русская литературная сказка. И еще один из моих любимых
писателей — Рабле. Который был массовым, но в книгах которого столько
понапихано-заключено, что не могут разобраться до сих пор. Может быть, это
дерзко сказано, но я пытаюсь делать так же. Я уже говорил в разных интервью:
реализм — уродливое временное явление на теле литературы. Его не было до века
Просвещения, пожалуй. Вся литература была фантастикой, все богословие. В
китайской литературе не было реализма, в античной — разве только «Труды и дни»
Гесиода — инструктаж какой-то. Авторы рыцарских романов совмещали давно умерших
и современных им исторических персонажей не по невежеству. Они прекрасно знали
исторические реалии и совершенно сознательно творили фантастический мир. Я не
могу простить церкви, что она лишила мой народ его прошлого. Византийские
монахи выжгли все, русской мифологии не осталось вообще. У поляков, чехов
что-то осталось. Ирландские монахи, в отличие от византийских, просто сохраняли
все языческое наследие. Это чудовищное преступление, совершенное православной
церковью, я никогда не смогу простить.
— Но при этом у вас
есть, что называется, евангельские мотивы. — Да Евангелие ни при чем. Просто на Русь пришли чужие люди,
которым ничего не было жалко. «Не мог щадить он нашей славы…» Все под корень
уничтожили. — Вы сразу поняли,
что и как хотите писать? Мольер, к примеру, поначалу пытался сочинять трагедии
— это было престижно, на дворе стоял классицизм. А потом перестал противиться
своему призванию и стал великим комедиографом. — Я с самого начала хотел писать фантастику. Долгое время
писал сатирические миниатюры, которые в то же время были фантастичны. Некоторые
мои рассказики читал со сцены Хазанов. Но в отличие от некоторых других
писателей — Мишина, например — на эстраду я не полез. Однажды Геннадий
Викторович Хазанов взял меня на гастроли, подзаработать. Я и еще два литератора
читали свои вещи между его выходами, чтобы он мог передохнуть. Было шестнадцать
концертов, Хазанов взял с собой тридцать две рубашки: после каждого отделения он
выходил со сцены совершенно мокрый. Тогда я увидел, какая это тяжелая работа —
эстрада. С тех пор я этих ребят очень уважаю, но сам на сцену не лезу. И очень
рад, что не пошел по этому пути, хотя на нем можно было денег заработать. И
потом, работая с Хазановым, я заметил — если меняешь текст в сторону пошлости,
народ этому радуется, начинает бурно аплодировать. Я понял, что если останусь
на эстраде, придется это делать. Работал в многотиражках и городских сибирских
газетах. И честно говоря, если б не перестройка, я так бы и сгинул под забором
как писатель. Книги бы на свет не вышли. Все эти проклятия в адрес Горбачева,
Ельцина, Гайдара я совершенно не принимаю. «Гайдар меня ограбил!» Да как он мог
меня ограбить, при всем желании: у меня не было ни хрена. Нищего не ограбишь. А
тем, кого он ограбил, я сочувствовать не могу: школа и комсомол учили меня
ненавидеть богатых. Так что не будет вам моего сочувствия (смеется). — Столь близких вам
Стругацких читали в научных городках и вообще интеллигенция. Кто ваш читатель? — Трудно сказать. Однажды мне позвонил знакомый из Ярославля
и сказал: а ты знаешь, что ты любимый писатель нашего губернатора? И в
Красноярске однажды звонок: «Здравствуйте, я бас-гитарист группы «Король и
Шут». Очень люблю ваши книги и хотел бы с вами познакомиться». Как определить
этот круг, если в него входят и рок-музыкант, и губернатор? Но ухудшения происходят на глазах. Смотрю отклики на
выходящую сейчас фантастику. Если в книге две сюжетные линии — воспринимают с
трудом: «Путаница какая-то, то тут, то там — это чё такое?» А уж если
хронотопы, переносы, флешбэки и проч. — это сверх постижимости. Читатель
воспринимает только линейное повествование, все прочее вызывает раздражение.
Этого долго добивались. Мне тут позвонили: «Комсомольская правда» делает серию
детских книжек, не могли бы вы…» Я сказал: «Странно, что газета, которая больше
других способствовала раскультуриванию России, вдруг спохватилась». — Но как хорошо был в
свое время принят «Хазарский словарь» Павича, в котором читатель может
по-разному выстраивать текст, переставляя главы. Может быть, просто происходит
более отчетливое взаимное обособление массовой и элитарной культур? — Мне как раз не нравится расслоение на культуру поклонников
Стаса Михайлова и культуру читателей НЛО, где публикуется переписка
третьестепенного эмигрантского писателя с четырехстепенным эмигрантским
писателем, которая тоже никому, в сущности, не нужна. Когда я ездил в 2000 году
на Франкфуртскую ярмарку, Донцову и Маринину поселили в центре города в роскошном
отеле. А всякую сволочь писательскую вроде Александра Семеновича Кушнера и меня
поселили в какую-то турецкую общагу с малайским персоналом. — На днях вы со
своими друзьями-писателями участвовали в «прогулке по московским бульварам».
Присоединились, так сказать, к белоленточному протесту… — Нынешнее протестное движение, конечно, полезно. Атмосфера
потихоньку должна улучшаться — в такой злобе взаимной жить невозможно. Я придумал фразу, которой должен начаться новый гениальный
русский роман: «Пройдет много лет, и стоя на площади в ожидании ОМОНа, инженер
Добродеев вспомнит октябрьский вечер, когда отец, прихватив бинокль, повел его
смотреть на первый искусственный спутник Земли». У нас с женой дома больше двух тысяч игрушечных собак. Есть
очень забавные экземпляры, из разных материалов. Иногда к нам приезжают
журналисты все это снимать. В таких случаях мы вешаем большой фотопортрет
Ходорковского, проверяем их на вшивость. Сказать: не могли бы вы это убрать,
они не решаются. Мне в детстве повезло. Замечательная бабушка, которой я
обязан языком. Не ходил в детский сад. Чем это хорошо? Не старался быть как
все. В Сибири всегда учились у ссыльных и каторжан. Отец моей
жены был простой псковский пацан, которого сначала угнали в Германию, а потом
освободители в лагерь посадили. Сидел вместе со Жженовым, Львом Гумилевым,
тенором Печковским. Неплохая такая компания. И он был человеком с хорошими
манерами, правильной речью. Около таких людей потрешься и сам становишься
получше. Теперь из Сибири все уезжают. Удивляются, что я не уехал. — Мы все боимся, что
вместо уехавших приедут китайцы. — Значение китайцев преувеличено. Их все еще меньше, чем
жило до революции. На них же вся инфраструктура держалась. Знаменитые
прачечные, землекопы-кули. Они были дешевле русских рабочих. В Русско-японскую
войну были базой японской разведки: трудно распознать японца среди китайцев. А
после Второй мировой Мао Цзедун распорядился вернуть всех домой. С печалью, но
поехали. Ослушаться не могли. Это была еще эпоха «русский с китайцем братья
навек». Около красноярской пересыльной тюрьмы, закутанные в десять
шалей, стоят тайские жены русских бандитов. Декабристки отдыхают. Наши бандиты
переженились там — для оформления собственности, вернулись в Красноярск, их
посадили. Тайские жены узнали и приезжают, снимают в Красноярске квартиры.
Потому что это их долг: муж в тюрьме, его надо кормить. Каждый день! — Наверное, самое
популярное из всего вами написанного — трилогия про Жихаря. Вы дали
своеобразный образ идеального русского человека, свободного от его обычных
негативных черт, и того русского мира, в котором мы согласились бы жить, да нет
его. Какое из собственных произведений вы сами больше любите? — Жихаря, конечно. Да и как я его писал! Обложившись книгами
по истории и фольклористике, куча словарей, включая солженицынский
Расширительный словарь русского языка. Пять тетрадок выписок. Зато и кормил он
меня двадцать лет — переиздания. И это ведь готовый сценарий анимационного
кино. Когда писал, не думал об этом, конечно. Тогда почти и не было
полнометражных фильмов. Потом мне пять раз предлагали снять по Жихарю
анимационный фильм, и каждый раз что-то срывалось. И вот появились на экранах
эти дурацкие богатыри. Предлагали мне и самому записать аудиокнигу, но я же
далеко. Понимаю, что достиг бы большего, если бы жил в Москве. И критика
фантастов не жаловала никогда. Только Андрей Немзер обо мне писал и к его
мнению я прислушивался. Читая отзывы о себе, я заметил — либо хвалят, либо ругают:
чепуха, что тут может нравиться? Средних отзывов нет — и это хорошо. Дмитрий ЕРМОЛЬЦЕВ, "Новая
газета" Мнение: писатель,
предсказавший тоталитаризм Федор Достоевский еще в XIX веке писал о людях,
оправдывавших убийство во имя идеи. Вот почему этот классик мировой литературы
всегда оставался актуальным - и во времена возникновения тоталитарных режимов
ХХ века, и в наше время глобальной войны с терроризмом, считает философ и
писатель Джон Грей. Когда Достоевский писал о том, как идеи способны менять
человеческую жизнь, он знал, о чем говорит. Он родился в 1821 году и уже в 27 лет примкнул к обществу
петрашевцев, целью которого было осуществление переворота в России. Петрашевцы
были под сильным влиянием социалистических теорий французских утопистов. Среди членов этого тайного кружка был агент полиции, и об
идеях революционеров стало известно властям. В апреле 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был
арестован и провёл 8 месяцев в камере Петропавловской крепости. В результате
долгого расследования петрашевцы были обвинены в намерении распространять подрывную
пропагандистскую литературу и приговорены к расстрелу. Это наказание было заменено ссылкой и каторжными работами,
но прежде осужденным пришлось пережить весь ужас инсценированной казни. 22 декабря 1850 года 20 членов антиправительственного кружка
Михаила Петрашевского, среди которых был и 28-летний Федор Достоевский, в
погребальных саванах были привезены на петербургский Семеновский плац. Осужденным был оглашен смертный приговор, после чего
священник призвал их к раскаянию. Около 10 минут ожидания раскаяния результатом
не увенчались, и была отдана команда: "К заряду!" Но в последний момент раздался барабанный бой, и солдаты
опустили ружья. На плац ворвалась карета, из которой вышел офицер, объявивший
царское помилование всем. Смертный приговор был заменен каторгой. Достоевский получил четыре года каторжных работ в Омске,
после чего был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в
Семипалатинск. В 1860 году Достоевский вернулся в Петербург, но негласное
наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. Период каторги и военной службы сильно изменил писателя. Но
Достоевский не отказался от своего убеждения в том, что российское общество
должно серьезно измениться. Он продолжал верить в то, что система крепостного
права была глубоко аморальна, и до конца своих дней терпеть не мог земскую
аристократию. Но его глубокие переживания в тот момент, когда он, по его
собственному убеждению, оказался на грани смерти, позволили ему иначе взглянуть
на время и историю. Много лет спустя он писал, что не может вспомнить, когда
еще он был так счастлив, как в тот день. Достоевский осознал тогда, что человеческая жизнь – это
вовсе не движение от отсталого прошлого к лучшему будущему, во что он верил в
молодости. Он понял, что каждый человек в любой момент времени стоит на грани
вечности. В результате этого откровения Достоевский все меньше доверял
идеологии прогресса, которая так влекла его в молодости.
Приговор нигилизму С особым презрением он относился к идеям, циркулировавшим в
среде петербургской интеллигенции, когда он вернулся в столицу из сибирской
ссылки. Новое поколение русских интеллектуалов находилось под сильным влиянием
европейских философов. Французский материализм, немецкий гуманизм и английский
утилитаризм смешались в России в присущую только этой стране идеологию,
получившую название "нигилизм". Мы привыкли считать нигилистов людьми, которые ни во что не
верят. Но русские нигилисты 1860-х годов были совсем другими. Они ревностно
верили в науку и мечтали разрушить религиозные и нравственные традиции,
которыми человечество руководствовалось в прошлом. Это, по их убеждению, было
необходимо для построения нового, лучшего мира. В наше время огромное множество
людей придерживается похожих убеждений. Приговор Достоевского нигилизму содержится в его романе
"Бесы". Сразу после публикации в 1872 году этот роман был обвинен
критиками в назидательности. Без сомнений, автор стремился показать в нем
пагубность идей, которыми были увлечены его современники. Но история, рассказанная Достоевским в "Бесах" -
это также и черная комедия, жестокое в своем сарказме описание высоколобых
интеллектуалов, играющих в революционные идеи и абсолютно не понимающих при
этом, что представляет собой революция на практике. Сюжет романа представляет собой версию реальных событий,
разворачивавшихся, когда Достоевский писал эту книгу. В 1872 году швейцарское правительство выдало России Сергея
Нечаева, нигилиста и основателя общества "Народная расправа",
обвиненного в убийстве студента. В "Народной расправе" Нечаев пользовался правами
диктатора, требовавшего беспрекословного подчинения. Сочиненный им
"Катехизис революционера" утверждал, что любые средства, включая
убийства и шантаж, могут использоваться во имя революции. Студент Иван Иванов подверг сомнению революционные тезисы Сергея
Нечаева, хотел выйти из организации и поэтому был убит. Достоевский предположил, что отказ от морали и
нравственности во имя идеи свободы приведет к тирании, которой еще не знала
история. Один из героев романа "Бесы" признается: "Я
запутался в собственных данных, и мое заключение в прямом противоречии с
первоначальной идеей, из которой я выхожу. Выходя из безграничной свободы, я
заключаю безграничным деспотизмом". Трудно найти лучшее описание того, что произошло в России
полвека спустя в результате большевистской революции. Ее лидер Владимир Ленин
критиковал Нечаева за излишнее увлечение индивидуальным террором, но восхищался
его готовностью пойти на любое преступление, если оно служило делу революции. Диагноз Но, как и предсказывал Достоевский, использование
бесчеловечных методов ради достижения новой свободы привело к репрессиям, куда
более ужасным, чем несколько театральные жестокости царской России. Роман Достоевского содержит в себе урок, актуальный далеко
за пределами России. В ранних переводах на английский роман "Бесы"
называется The Possessed ("Одержимые"). Это неточный перевод, но он
мог быть гораздо ближе к замыслу Федора Достоевского. Несмотря на беспощадное изображение писателем
революционеров, настоящими бесами были не они, а те идеи, рабами которых эти
революционеры становились. Достоевский считал, что главным изъяном в русском нигилизме
был его атеизм. Однако совсем не обязательно разделять это убеждение: когда он
пишет о бесовской силе идей, Достоевский отталкивается от обычных человеческих
недостатков. Необязательно соглашаться и с политическими взглядами
Достоевского, представлявшими собой мистическую разновидность национализма,
замешанного на ксенофобии. Диагноз, поставленный Достоевским, - это тенденция думать об
идеях, как о чем-то более реальном, чем реальные люди. Сам Достоевский иногда
страдал тем же, и было бы ошибкой думать, что и мы никогда не были подвержены
такого же рода бредовым идеям. Войны, которые Запад вел на Ближнем Востоке в последние
десятилетия, некоторыми представляются борьбой за природные ресурсы. Но это
лишь часть истории. Чтобы объяснить постоянное вмешательство Запада в дела
этого региона, регулярно заканчивавшееся неудачей, важно понимать этот тип
опасных нравственных фантазий, о котором писал Федор Достоевский. Одержимые демократией Мы привыкли считать, что такие идеи, как демократия, права
человека и свобода, уже сами по себе способны изменить жизни людей. Мы
ударились в проекты по смене режимов, целью которых было свержение тиранов и
внедрение этих идей. Но такой экспорт революции может раздробить государство, как
это произошло в Ливии, Сирии и Ираке, привести к гражданской войне, анархии и
новым видам тирании. Результатом стала ситуация, в которой мы находимся сейчас.
Западная политика подстегивается боязнью идей и сил, вызванных к жизни хаосом,
который был порожден интервенцией Запада. К сожалению, эти страхи небезосновательны. Велик риск того,
что эти конфликты аукнутся всем нам после того, как граждане стран Запада
вернутся домой после участия в этих конфликтах. Мы хотим думать, что либеральные общества обладают
иммунитетом к грозной силе идей. Но было бы иллюзией считать, что у нас нет собственных
бесов. Одержимые грандиозными концепциями свободы, мы пытались изменить системы
власти в странах, которые мы не понимали. Также как и сбитые с толку
революционеры романа Достоевского, мы превратили абстрактные идеи в идолов и
пожертвовали другими в попытке им помочь. "Русская служба ВВС" +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Всероссийский конкурс
для пресс-секретарей, сотрудников пресс-служб и специалистов по связям с
общественностью «ПРЕСС-СЛУЖБА ГОДА-2014» принимает заявки на
участие до 28 февраля 2015 года. Участие бесплатное. Заявки принимаются на
сайте www.psgoda.ru |
В избранное | ||