Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости литературы

  Все выпуски  

Новости литературы


Приветствуем Вас, уважаемый читатель!


Портал «Новости литературы» http://novostiliteratury.ru/ продолжает знакомить Вас с последними событиями мира книг и чтения.

И в начале выпуска – небольшое объявление. Наши партнеры – издательский дом «Имидж-Медиа» проводят 21-22 августа в Москве большую конференцию «ПРОДАЖИ-2014»

Если вы имеете отношение к продажам, руководите продажами или управляете компанией – это мероприятие для вас.

Два дня интереснейших докладов и мастер-классов по теме продаж: как перехватить клиента у конкурентов, как повысить продажи, как найти лучших продавцов, как построить конвейер продаж – это и многое другое от ведущих экспертов по продажам в России.

Заходите на сайт конференции и регистрируйтесь: http://conference.image-media.ru/new/sales2014.php

Конференции издательского дома «Имидж-Медиа» – это всега отличный практический материал и особая рабочая атмосфера.

Ну а нам пора вернуться к литературе.

Основные события с 4 по 10 августа 2014 года:

 

Что нового

 

Итоговые сочинения по литературе школьники напишут в форме эссе

 

Вместо литературоведческого текста, который у многих школьников вызывал сложности, на основе школьного курса литературы предлагается написать свободное эссе.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/itogovye-sochineniya-po-literature-shkolniki-napishut-v-forme-esse/

 

Музей «Ясная поляна» и Google «оживят» Анну Каренину

 

3-4 октября 2014 года на площадках в Париже, Лос-Анджелесе, Москве, Новосибирске и других городах пройдет марафон, в рамках которого около 700 человек за 30 часов в прямом эфире Google+ прочтут роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина».

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/muzej-yasnaya-polyana-i-google-ozhivyat-annu-kareninu/

 

Агния Барто может стать «почетным удмуртом»

 

Обладателями звания становились Юрий Гагарин, Стив Джобс, Эмир Кустурица, Альберт Эйнштейн и другие великие люди. А вот Жерару Депардье в присвоении звания отказали.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/agniya-barto-mozhet-stat-pochetnym-udmurtom/

 

В России выпустят не издававшиеся ранее истории об Эркюле Пуаро

 

Рукописи произведений были обнаружены сотрудниками фонда Agatha Christie Limited, который был основан Розалиндой Хикс, дочерью знаменитой писательницы.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/v-rossii-vypustyat-ne-izdavavshiesya-ranee-istorii-ob-erkyule-puaro/

 

Алексея Пехова зонт спас от удара молнии

 

От удара молнии, прошедшей менее чем в метре справа от писателя, зонт вспыхнул, и через несколько секунд от него остались лишь каркас и клочья ткани.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/alekseya-pexova-zont-spas-ot-udara-molnii/

 

В Турции обнаружена Библия, вызвавшая особый интерес Ватикана

 

Дело в том, что старинная книга содержит Евангелие от Варнавы, одного из учеников Иисуса Христа, путешествовавшего с апостолом Павлом.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/v-turcii-obnaruzhena-bibliya-vyzvavshaya-osobyj-interes-vatikana/

 

Тайны новой книги Стивен Кинг раскроет в Facebook

 

В изображении зашифрованы подсказки к тайнам книги; как только анимированная картинка набирает определенное количество «лайков», для пользователей Интернет открывается новый квадрат изображения.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/tajny-novoj-knigi-stiven-king-raskroet-v-facebook/

 

Эти и другие новости можно прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/

 

Обзор книжных новинок

 

Джим Бэгготт «Бозон Хиггса»

 

Писатель, ученый и популяризатор науки Джим Бэггот в своей новой книге детально рассматривает процесс предсказания и открытия бозона Хиггса, новой частицы, обеспечившей современной физике солидный рывок вперед.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/anonsy-knig/dzhim-beggott-bozon-xiggsa/

 

Дэвид Агус «Краткий гид по долгой жизни»

 

Книга врача-онколога, подарившего Стиву Джобсу несколько лет жизни, рассказывает о базовых правилах, соблюдая которые, каждый человек сможет прожить дольше.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/anonsy-knig/devid-agus-kratkij-gid-po-dolgoj-zhizni/

 

Ари Мейсел «Меньше дел, больше жизни»

 

Автор приводит парадоксальное утверждение, проверенное на личном опыте: чем меньше вы делаете, тем больше времени у вас остается, чтобы жить и радоваться жизни.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/anonsy-knig/ari-mejsel-menshe-del-bolshe-zhizni/

 

Зоя Донгак «Мама Нади Рушевой»

 

Книга Зои Донгак «Мама Нади Рушевой» вышла в России. Повесть, в которой рассказывается о детстве в бабушкиной юрте, о степных обычаях и о культурной жизни Кызыла 40-х годов — настоящая этно-экспедиция в прошлое.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/anonsy-knig/zoya-dongak-mama-nadi-rushevoj/

 

Агата Кристи «Большое путешествие. Вокруг света с королевой детектива»

 

В издании, выпущенном Corpus, собраны отрывки из автобиографии, письма, созданные в 1922 году в течение кругосветного путешествия, и фото, сделанные великой писательницей и её первым мужем Арчибальдом.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/anonsy-knig/agata-kristi-bolshoe-puteshestvie-vokrug-sveta-s-korolevoj-detektiva/

 

Чак Паланик «Обреченные»

 

После совершения самоубийства Мэдисон попадает в настоящий ад, однако даже здесь ей удается найти себе друзей, хотя главная цель девочки — перебраться в более безопасное место.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/anonsy-knig/chak-palanik-obrechennye/

 

Что читать детям?

 

Антон Соя «Ёжка идёт в школу»

 

Что все дети делают первого сентября? В школу идут, конечно же! Вот и Ёжка Костяножкина решила пойти в школу, чтобы премудростей набраться.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/knigi-dlya-detej/anton-soya-yozhka-idyot-v-shkolu/

 

Джордж Мартин переиздаст детскую книгу

 

Сказка была написана им в 1980 году; иллюстрации для нового издания создаст Луис Ройо, художник, работающий в жанре фэнтези.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/knigi-dlya-detej/dzhordzh-martin-pereizdast-detskuyu-knigu/

 

Новые истории о Хортоне и Гринче опубликуют в США

 

В сборник войдут истории, созданные детским писателем и мультипликатором Доктором Сьюзом; на полках книжных магазинов издание появится в сентябре 2014 года.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/knigi-dlya-detej/novye-istorii-o-xortone-i-grinche-opublikuyut-v-ssha/

 

Эти и другие материалы из серии «Лучшие детские книги» читайте на сайте:

http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/

 

Электронные книги

 

«Рецептыши» Белоники появились в AppStore

 

Электронная версия книги «Рецептыши» Ники Белоцерковской, более известной в сети Интернет как Белоника, появилась в магазине приложений для iOS.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/elektronnaya-literatura/receptyshi-beloniki-poyavilis-v-appstore/

 

Литературный календарь

 

Скончался писатель Владимир Орлов

 

На 78 году жизни вчера, 5 августа 2014 года, скончался автор романов «Альтист Данилов», «Соленый арбуз», «После дождичка в четверг», «Бубновый валет» Владимир Орлов.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/literaturnyj-kalendar/skonchalsya-pisatel-vladimir-orlov/

 

449 лет назад Иван Федоров приступил к изданию «Часовника»

 

Иван Федоров, русский первопечатник, и его помощник белорус Петр Мстиславец 7 августа 1565 года в Москве приступили к изданию «Часовника» — второй датированной русской печатной книги, следующей за легендарным «Апостолом».

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/literaturnyj-kalendar/449-let-nazad-ivan-fedorov-pristupil-k-izdaniyu-chasovnika/

 

144 года назад Тютчев написал стихотворение «Я встретил вас…»

 

Посвященное таинственной К.Б. стихотворение «Я встретил вас…» Федор Тютчев написал 7 августа 1870 года. За инициалами скрывалась первая любовь поэта Амалия Лерхенфельд.

 

http://novostiliteratury.ru/2014/08/literaturnyj-kalendar/144-goda-nazad-tyutchev-napisal-stixotvorenie-ya-vstretil-vas/

 

Бонус читателю!

 

10 лучших книг о книгах

 

Нередко бывает, что в одной книге рассказывается о другой, и автор проводит параллели между своим творением и произведением другого писателя. Герой романа, читая книгу, наблюдает за событиями в жизни персонажей, и чувства, которые он при этом испытывают, оказываются созвучны с его личными переживаниями. О книгах, в которых другие книги являются едва ли не полноценными персонажами, рассказывает сегодняшняя подборка сайта «Новости литературы».

 

Дай Сы-цзе "Бальзак и портниха-китаяночка"

 

Дебютный роман Сы-цзе, в котором дети врагов народа читают "Гобсека". Книга построена на автобиографическом материале и переведена на множество мировых языков, удостоена премии «Книга года» во Франции и международной литературной премии  "Club Med Literary Prize". Роман рассказывает о китайских «детях Арбата» - двух друзьях, которых в годы культурной революции отправили, как и многих других, в предгорья Тибета, чтобы беднейшее крестьянство оказало влияние на их воспитание. И даже в этой глуши друзья отыскали настоящий клад: книги Бальзака, Стендаля, Гюго, Флобера, Дюма, Бодлера, Руссо, Гоголя, Толстого, Диккенса, Достоевского, Киплинга, перевернувшие их жизнь.

 

Рэй Брэдбери "451 по Фаренгейту"

 

Это не просто книга о книгах, о важности литературы в жизни человека, о будущем без печатного слова. Это антиутопия, в которой показана беспросветная картина развития постиндустриального общества потребления, мир, в котором пожарные разжигают костры из книг, а интерактивное телевидение является основным инструментом всеобщего оболванивания. «Война и мир» Льва Толстого и множество других фундаментальных романов оказывают значительное влияние на героев повести.

 

Мариам Петросян "Дом, в котором..."

 

"День Триффидов" Дж. Уиндема, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха и «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла – три книги, которые чаще других упоминаются в романе Мариам Петросян. Сам же «Дом, в котором…» - это Серый Дом на окраине города, который стоит среди стандартных новостроек и является кровом для Лорда, Сфинкса, Слепого, Македонского, Табаки, Черного и других весьма колоритных персонажей. Каждого из жильцов Дом или принимает, или отвергает. Кроме того, он хранит множество тайн, а в некоторых комнатах порой законы времени и пространства перестают действовать… Так что просто интернатом для детей Серый Дом определенно не является.

 

Стефани Майер "Сумерки"

 

В литературной среде отношение к вампирской фэнтези-саге Стефани Майер негативное, однако нельзя не отметить, что главная героиня читает запоем «Грозовой перевал» Шарлотты Бронте и вовсю цитирует Шекспира. Девяностолетний вампир ходит в школу – ещё бы, даже таким существам порой хочется посидеть за партой, посмотреть в микроскоп на луковые корешки и подергать девчонок за косички. Как же вампир реагирует на солнечный свет? Почему может выходить на улицу, но только не в ясную погоду? Чем (или, точнее, кем) он собирается поужинать? Получится ли у вампира и человека полюбить друг друга?

 

Харуки Мураками "Норвежский лес"

 

Читая «Волшебную гору» Томаса Манна, главный герой, 37-летний Тору, многое понимает о собственной жизни. Однажды в аэропорту Гамбурга он слышит мелодию The Beatles «Norwegian Wood», и это возвращает героя в его юность – в буйные 60-е годы, когда он был студентом в Токио и тяжело переживал самоубийство друга.

 

Карен Джой Фаулер "Книжный клуб Джейн Остин"

 

Практически все книги Джейн Остин обсуждаются в этом романе. В течение шести месяцев пять женщин и один мужчина регулярно собираются, чтобы поговорить об очередной книге. Пока книжный клуб существует, завязываются романы, испытываются на прочность браки, а не слишком счастливые пары понимают, что созданы друг для друга, поэтому влюбляются заново. Автор доказывает, что романы Джейн Остин и в Калифорнии XXI века весьма актуальны. Интересно, ожидала ли этого сама английская писательница?

 

Диана Сеттерфилд "Тринадцатая сказка"

 

Маргарет Ли работает в книжной лавке у своего отца. Девушка не испытывает особого интереса к современным авторам, предпочитая им классику – романы Коллинза, Диккенса, сестер Бронте, особенно выделяя «Джейн Эйр». Но однажды известная писательница дня сегодняшнего, автор полусотни бестселлеров, таинственная отшельница Вида Винтер предлагает Маргарет другую работу – стать её биографом. Дело в том, что Винтер знаменита не только своим литературным талантом, но и крайней скрытностью – ни одному журналисту она ещё не рассказала ни слова правды о себе. Поселившись в особняке Виды Винтер, Маргарет оказывается вовлечена в готическую историю, которая скрывает тайну сестер-близнецов…

 

Джером Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи"

 

"Бремя страстей человеческих" Сомерсета Моэма, "Возвращение на родину" Томаса Гарди, «В дебрях Африки» Исаака Дайсена и множество других книг упоминаются в романе «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Он стал переломным в истории мировой литературы, к тому же на пике своей карьеры писатель объявил об уходе из профессии, а Холден Колфилд, главный герой «Над пропастью во ржи», стал культовым персонажем для поколения молодых бунтарей.

 

Милан Кундера "Невыносимая легкость бытия"

 

В этом романе Кундеры персонаж, обычный чешский врач, читает запоем. «Анну Каренину» Льва Толстого автор показывает через переживания героя, переосмысливающего предложенные авторами ситуации. Он чуждается политики, однако является человеком увлекающимся, и одна из главных страстей героя – женщины, красивые, умные, необычные. Роман не является авторской исповедью, но исследованием человеческой жизни, оказавшейся в ловушке нашего мира.

 

Харуки Мураками "Мой любимый sputnik"

 

Главная героиня романа Мураками не расстается с книгой Джека Керуака «В дороге». Эта женщина любит Сумирэ, но никакого влечения к ней не испытывает. Сумирэ же, напротив, любит и хочет героиню, но понимает, что заставить любого человека испытывать столь же сильные чувства невозможно. Эта история похожа на экзистенциалистскую пьесу со множеством тупиков, из которых нет выхода. Альтернатива должна быть, но её нет, поэтому Сумирэ уходит со сцены в одиночестве.

 

Майкл Каннингем "Часы"

 

Героиня романа – Вирджиния Вулф, известная писательница, которая занимается созданием книги "Миссис Дэллоуэй". Она является вдохновительницей и мистическим «соавтором» Каннингема; вторая же линия романа показывает миссис Браун, которая читает написанную в 20-х годах ХХ века книгу три десятилетия спустя. Судьба миссис Браун во многом схожа с жизненным путем Клариссы из романа Вулф. Сверхсовременный Нью-Йорк, послевоенный Лос-Анджелес, патриархальный Ричмонд, старинная чопорная Англия и современная Америка – два мира, два времени, похожих и непохожих одновременно.

 

Литература в Сети. Лучшее за неделю

 

Кнут Гамсун: писатель, друг Геббельса, крестьянин, гений

 

Мало кто шагнул из эпохи в эпоху, пережил крушение идеалов, славу и забвение с такой уверенностью в своей правоте, с которой это сделал Кнут Гамсун. 4 августа исполняется 155 лет со дня рождения одного из самых противоречивых творцов XX века.

 

 

 

Удивительны даже даты рождения и смерти Гамсуна (1859—1952): он начал писательскую карьеру, когда еще были живы Достоевский и Толстой, Ибсен и Бьернсон, перешагнул рубеж 20-го века, свято верил в Третий рейх и пережил его падение, голодал, купался в деньгах, получил нобелевскую премию, был всеми забыт и не дожил всего 5 лет до запуска первого спутника Земли. АиФ.ru вспоминает историю жизни великого норвежского писателя.

 

Гениальный выскочка

 

Кнут Гамсун родился в нищей крестьянской семье. Очень рано мальчику пришлось работать, помогая матери, и поэтому школу он закончить не смог. Все образование, которое он получил за свою жизнь, состояло из 252 школьных дней (примерно одного класса).

 

Жизненный опыт, давший ему материал на всю дальнейшую жизнь и сформировавший писательскую личность, он получил во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где он занимался физическим трудом. Наряду с Горьким, Гамсун становится одним из первых писателей новой формации, «поднявшихся со дна» общества. В конце 19-го – начале 20-го века такая биография для художника была идеальной. Поздний успех (Гамсуну было уже около тридцати) пришел к нему после публикации романа «Голод», который сразу же сделал его одним из главных писателей своего времени. Во многом успех книги был связан с темой: в романе Гамсун описал свою нищенскую жизнь в столице Норвегии, состояние психики человека, который находится на грани голодной смерти.

 

Гамсун был одной из самых эпатажных фигур в литературе конца XIX – начала XX века. Долгое время он разъезжал по Норвегии с лекциями, в которых рассказывал, чем отличается современная литература от литературы устаревшей. Он проповедовал глубинное проникновение в душу героев, психологизм и предельный реализм. «Вам пора уходить!», — говорил он прямо в лицо норвежским классикам Ибсену и Бьернсону, которые сидели в первых рядах. Удивительно, но за это ему никто не проломил голову (хотя некоторые критики призывали к этому). Какими бы сложными не были отношения Гамсуна со старшими товарищами по писательскому цеху, он всегда считал, что они обязаны помогать ему, как финансово, так и протежируя его произведения. И они делали это, понимая, насколько важен Гамсун для норвежской и мировой культуры.

 

В 1920 году он получил нобелевскую премию по литературе со следующей формулировкой комитета: «За монументальное произведение “Плоды земли” о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». За свою жизнь он написал более 30 романов, бесчисленное количество рассказов, статей, эссе, и за все это время – ни одного провала, ни одной проходной книги.

 

Крестьянский фашизм

 

Гамсуновские герои страстны, но страсть эта имеет и темную сторону. В их характерах есть некий наивный, природный цинизм. В своих публикациях он неоднократно предостерегал читателей от пацифизма, считая, что война не является чем-то неестественным. По мнению Гамсуна, война ради жизненных потребностей является частью самой жизни. В этой позиции отражаются крестьянские корни, которыми так он любил хвастаться. Убийство домашнего скота для крестьянина является необходимостью. Назвать такие взаимоотношения с живыми существами жестокими может только городской житель, который никогда не жил в деревне. Гамсун отвергал прогресс, считая, что новый мир очистится от всей наносной шелухи, которую привнесла в него западная цивилизация. Он верил, что спасение может принести только жестокая правда, но не комфортная ложь.

 

Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесет его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале 20-го века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с 19-м веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский определенно повезло не дожить до революции и мировых войн. Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать все то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун в свою очередь считал, что новых людей делает Гитлер с Геббельсом.

 

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочел именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даешь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

 

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьезе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и еще один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны, не мог написать ни строчки прозы.

 

Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шел наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал Фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падет через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

 

Вы так мягки, мистер Молотов!

 

На суде после войны Гамсун врал, рассказывая, что он ничего не знал о преступлениях фашистов, а был затворником рабочего кабинета на втором этаже своего дома. Он не отказался от своих убеждений, не признал себя виновным, не смотря на то, что ему были показаны кадры из немецких «лагерей смерти». Он хотел этого суда, в отличие от властей, пытавшихся спустить дело «на тормозах» и инсценировавших психиатрическую экспертизу, результатом которой стал диагноз «старческое слабоумие».

 

По иронии судьбы, исход дела Гамсуна решался в Москве. За день до оглашения приговора было сформировано новое коалиционное правительство Норвегии, и все в этом правительстве знали, что было сказано в Москве в ноябре 1944 года. Тогда норвежские министры в изгнании Трюгве Ли и Терье Волд встретились с Молотовым, который требовал, чтобы всех военных преступников, поддерживавших фашистский режим, судили по всей строгости закона. Но когда речь зашла о Кнуте Гамсуне, суровый Молотов изменился в лице. Позднее Ли так вспоминал эту встречу: «Когда Волд сообщил Молотову, что Гамсуна в Норвегии рассматривают как нациста и намереваются судить, то Молотов выдержал долгую паузу. Он был явно взволнован. Он заявил, что надо сохранить Гамсуну жизнь. Писатель, который создал “Викторию” и “Пана” — это великий художник, и его нельзя судить, как обычных нацистов. “Великий художник должен спокойно дожить свой век” — Добавил Молотов. Тут в разговор вмешался министр юстиции, который произнес свою знаменитую фразу: “You are too soft, mr. Molotov!”

 

Речь Гамсуна, которую он произнес на суде, была призвана в первую очередь окончательно запутать всех, кто не был равнодушен к его творчеству. Эта речь была его последней, и блистательно сыгранной, ролью. Гамсун в очередной раз выскользнул из рук рыбака, как скользкая рыба, и скрылся в мутном течении. Он долго говорил о том, что любит Норвегию, что все его действия направлены только на ее благо, признавался, что ничего не слышал о войне, предполагал, что не заслуживает наказания. С другой стороны, он не отказался от своих воззрений и не принес извинений пострадавшим от фашизма соотечественникам.

 

Одна из норвежских газет так отозвалась о выступлении писателя: “Вот какое впечатление оставляет суд над Гамсуном: старый и слепой великан пробирается по лесу, идет по одному ему известному пути, в то время как его тяжелой поступи мешает путающийся под ногами мелкий кустарник. Быть может, именно так он пробирался во время войны, когда нанес нам этот невероятный ущерб? Мой ответ — однозначное „да“. Его собственная эффектная защитительная речь, кажется, свидетельствует против него, но я считаю, она подтверждает мое мнение. Все его фразы, его паузы обладают той же драматической силой, что и его газетные статьи и сентенции, которыми так ловко пользовались нацисты в своей пропаганде. Каков, собственно говоря, мой вывод из всего этого: Гамсун, этот слепой великан, так же продирался по лесной чаще во время войны, и мы не можем считать его недееспособным и морально осуждать. Для самого Гамсуна сложившаяся ситуация — это трагедия, но для истории литературы — это драма, которая завершилась значительно лучше, чем мы ожидали”. Суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу, но наказание оказалось удивительно мягким: писатель был обязан выплатить в штраф в размере 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Таким образом, он остался на свободе, но в то же время, лишился состояния.

 

На заросших тропинках

 

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей смерти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсун на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства. Поставив на карту все оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга “На заросших тропинках” была издана при его жизни и имела успех. После ее публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идет.

 

Личность Гамсуна не умещается в привычные рамки, и особенно сложное отношение к нему в России — стране, победившей фашизм. В “Блокадной книге”, среди дневников умирающих от голода людей, есть заметки директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева. В ноябре 1941 года он пишет: “… Страшное известие промелькнуло в газетах. Кнут Гамсун, замечательный норвежский писатель, пришел к заключению о невозможности для Норвегии быть независимой страной и склонился на сторону квислинговцев, то есть к полному сотрудничеству с национал-социалистами”.

 

Вот так, — ни тени ненависти. Только “Страшное известие” о том, что “замечательный писатель” примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в еще более ужасном положении, чем герой книги “Голод”, не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остается более прохладным, чем в России.

 

До сих пор многие режиссеры отказываются от постановки его пьес, а читатели – от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к “писателю с далекого севера”, как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его смерти.

 

Кирилл Яблочкин, "Аргументы и факты"


В избранное