← Август 2014 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.novostiliteratury.ru
Открыта:
20-05-2013
Статистика
0 за неделю
Новости литературы
Приветствуем Вас, уважаемый читатель!
Основные события с 28 июля по 3
августа 2014 года: Что нового Российские
артисты прочитали стихи поэта, погибшего в Одессе 2 мая Николай Валуев, Лариса Долина, Ольга Кабо, Иосиф Кобзон, Сергей
Шаргунов, Николай Дроздов и другие известные люди записали видео, в котором на
камеру прочитали два стихотворения Негатурова. Персонажи
«Песни льда и пламени» стали смайлами Специальный набор микроизображений на японском языке идеограмм и
смайлов эмодзи нарисовали поклонники фэнтези-саги Джорджа Мартина «Песнь льда и
пламени». http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/personazhi-pesni-lda-i-plameni-stali-smajlami/ Львов
бойкотирует книги из России На Львовском форуме книгоиздателей, крупнейшей на Украине книжной
ярмарке, присутствие российских издательств объявлено нежелательным. http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/lvov-bojkotiruet-knigi-iz-rossii/ Вышла
первая легальная книга Сэлинджера за последние 50 лет В книгу «Три ранних рассказа», выпущенную в США, вошли три
рассказа Джерома Дэвида Сэлинджера, публиковавшиеся ранее лишь в небольших
журналах и неизвестные многим поклонникам писателя. Притча
Ричарда Баха вдохновила на создание огромного граффити На создание граффити саратовских художников вдохновила притча
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Пьеса
«Душа подушки»: пропаганда или…? Специалисты в области образования и психологии не обнаружили в
тексте пьесы сцен, которые бы пропагандировали гомосексуализм среди
несовершеннолетних. http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/pesa-dusha-podushki-propaganda-ili/ Стабильность
или деградация: Донцова вновь стала самым издаваемым автором России Суммарный тираж книг писательницы, выпущенных в 2013 году,
составил 2,8315 млн. экземпляров. В сентябре
выходит новая книга Пелевина Роман одиозного автора называется «Любовь к трем цукербринам»;
издатель сообщает о книге следующее: «Динамичная элегия нашего дня, пропитанная
горечью разочарований и парадоксальностью выводов». http://novostiliteratury.ru/2014/08/novosti/v-sentyabre-vyxodit-novaya-kniga-pelevina/ Эти и другие новости можно прочитать в
разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/ Обзор книжных новинок Светлана
Алексиевич «Последние свидетели» В книге «Последние свидетели» автор демонстрирует твердую позицию
убежденного пацифиста. В связи с событиями в секторе Газа и на Украине она
приобретает ещё большую актуальность. http://novostiliteratury.ru/2014/07/anonsy-knig/svetlana-aleksievich-poslednie-svideteli/ Оливер
Стоун, Питер Кузник «Нерассказанная история США» Центральная тема книги — ошибки, которые были совершены в истории
США, те шаги, которые считаются предательством идей, положенных в основу
исторической миссии Америки. Бен Джуда
«Хрупкая империя: как Россия полюбила и разлюбила Владимира Путина» В биографии политика, написанной Беном Джудой, приводится немало
откровений людей, входящих в ближний круг Путина. Максим Д.
Шраер «Бунин и Набоков. История соперничества» Авторов объединяет язык и эпоха, жизнь и творчество в эмиграции,
масштаб литературного дарования. Однако, по словам Шраера, между Буниным и
Набоковым есть и другая связь — личная. Что читать детям? Люси
Казенс «Большая книга Мыши» «Большая книга Мыши» — сборник историй об очаровательном
персонаже, которого любят миллионы детей во всем мире. http://novostiliteratury.ru/2014/07/knigi-dlya-detej/lyusi-kazens-bolshaya-kniga-myshi/ Эти и другие материалы из серии «Лучшие
детские книги» читайте на сайте: http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/ Электронные книги Digma E626
Special Edition В новой модели разрешение экрана на базе E-Ink Pearl составляет
1024 х 758 пикселей, и это обеспечивает более комфортное чтение ваших любимых
книг. http://novostiliteratury.ru/2014/08/bookreaders/digma-e626-special-edition/ Литературный календарь «Уметь
жить чужой радостью — самое редкое искусство…» — 3 августа 1924 года родился
Анатолий Алексин Суммарный тираж произведений Анатолия Алексина превышает 20
миллионов экземпляров; многие его книги выдержали более десятка переизданий,
так как и сегодня остаются актуальными. Бонус читателю!
10 самых
«холодных» книг Последние несколько дней – самые жаркие за всё лето. «Новости
литературы» по этому поводу предлагают вам подборку самых «холодных» книг.
Уверены, что даже в самый жаркий день они помогут вам приятно провести время,
отдохнуть от городской жары и расслабиться, наслаждаясь интересной историей в
тени деревьев или недалеко от кондиционера :) Чарльз
Фрейзер "Холодная гора" Инман дезертировал с фронта в последние дни гражданской войны. Он
пробирается в городок Холодная Гора, где стоит его дом и живет его невеста. На
фоне войны за независимость Фрейзер показывает пронзительную историю любви.
Книгу можно было бы назвать «Дорога домой» - Инмар стремится в собственный дом,
идет с войны, которая, в общем-то, никому не была нужна. К слову, по роману
Чарльза Фрейзера Энтони Мингелла снял одноименный фильм, номинированный на
«Оскар». Сергей
Бушманов "Холод" Дебютная повесть Сергея Бушманова – о беспризорном подростке,
который в 90-е отправляется в путешествие по Советскому Союзу. Он видит дикую
землю, которая запущена и отчуждена от человека. Сладкий вкус свободы сменяется
холодом, который возникает от многочисленных проявлений самых жестких сторон
жизни. Первая дружба, первая любовь, первая смерть и множество опасностей, с
которыми сопряжена жизнь беспризорника – вот об этом роман «Холод». Но всё же
герой обнаруживает искреннее желание жить – в Артеке, который кажется ему самым
краем света. Элизабет
Хейнс "Холодная песня прилива" Дженевьева Ширли мечтает поселиться в доме на реке, купить
небольшое судно и как можно быстрее забыть об окутанном смогом Лондоне. Её
желание осуществляется, но уже на следующий день рядом с домом Дженевьевы
обнаруживается бездыханное тело её лучшей подруги, после чего жизнь героини
превращается в кромешный ад. Новые смерти, регулярные попытки проникнуть в её
дом, неизвестность – кто стоит за всем этим? Не является ли причиной страшных
событий пакет, который оставил на хранение Дженевьеве один её знакомый? Чарлз Диккенс
"Холодный дом" Классический роман Диккенса одни критики считают неоправданно
мрачным, другие же – великим, гениальным, единственным в своем роде. На одной и
той же странице читатель может смеяться и плакать, сочувствовать несправедливо
обиженным и беззащитным, чувствовать справедливую ярость и желание отомстить за
героев. Отметим, что главы от лица Эстер специально написаны в «женском» стиле
– так Диккенс иронизирует над своими современницами-писательницами. «Холодный
дом» - книга о самоотдаче, самоотречении, самопожертвовании, об одиночестве и
безвыходности, о надежде, которая гаснет, не успев загореться. Ричард
Йейтс "Холодная гавань" Один из самых знаковых романов Ричарда Йейтса, автора «Дороги
перемен» и «Пасхального парада, посвящен Курту Воннегуту. В центре сюжета – две
семьи, которые вместе свели страстное желание, отчаяние и случайность. Кажется,
впереди – флирт, свадьба, новый дом и рождение ребенка. Но для героев история
любви развивается параллельно со странствием по неизведанным территориям духа и
тела, неудержимой тягой к переменам и распутыванием клубка семейных тайн. Книга
получила второе рождение в 2008 году, когда Сэм Мендес снял на её основе фильм
с Кейт Уинслет и Леонардо ди Каприо в главных ролях.
Альберт
Санчес Пиньоль "Холодная кожа" Главный герой романа «Холодная кожа» - человек, разочаровавшийся в
окружающем мире. Он решил сбежать от своего прошлого на край света, для чего
отправился на безлюдный островок в Антарктиде. Герой пытается найти покой и
уединение, но вместо этого погружается в водоворот совершенно невероятных
событий. Смотритель маяка, единственный человек, с которым он может поговорить
на острове, определенно что-то скрывает. Головокружительные повороты сюжета и безумные
ночи – чем завершится эта добровольная ссылка? Франсуаза
Саган "Немного солнца в холодной воде" Саган в этой книге превзошла сама себя! Кризис среднего возраста,
депрессия, конфликт идентичности и другие проблемы, знакомые многим современным
людям, описаны с безусловной правдивостью – столь тонко и точно, что в героях
порой узнаешь самого себя. Как преодолевает кризис Жиль? Он едет в простую
французскую деревню, к истокам, от которых произошла незабываемая страна. Но
лишь немного солнца в холодной воде скрасит его жизненный путь… Иван Бунин
"Холодная осень" В годы Великой отечественной войны Иван Бунин находился в
эмиграции – жил в Грассе на вилле «Жаннет». Именно там он создал один из своих
лучших циклов произведений – «Темные аллеи», в который входит и рассказ
«Холодная осень», написанный 3 мая 1944 года. Критики отмечают, что каждый раз
Бунин пишет о любви по-новому, при этом «острота подробностей чувства» ничуть
не притупляется. Эпизод, который давно стал воспоминанием, не дает покоя героям
– кажется, чувство вспыхнуло и прошло, но его свет будет сопровождать их
всегда. Дина
Рубина "Холодная весна в Провансе" Сборник автобиографических рассказов и повестей Дины Рубиной
собрал полярные отзывы критиков. Одни считают, что Рубина «исписалась» и
красоту слога предпочла глубине сюжета, другие же замирают в восторге от
описаний, представленных в произведениях. Многие рассказы сборника
перекликаются с инстинктом смерти. В них – философия вечного страдания
еврейского народа и поиск корней, переживания и, казалось бы, неуловимые
ощущения. Рэй
Брэдбери "Холодный ветер, теплый ветер" По словам одного из читателей, эта книга Брэдбери - «Иероним Босх
отдыхает» - роман настолько впечатлил его! Сюжет разворачивается вокруг
шестерых путников, которые после чрезмерного дружелюбия стюардесс нуждаются в
отдыхе. Все шестеро отправляются в отель «Ройял Иберниен» и просят одну комнату
на всех. Когда же они выходят на прогулку, Ирландия просто сходит с ума, но
потом понимает намерения чужеземцев и демонстрирует им всё свое дружелюбие. Ещё
бы, ведь компания друзей – это Снелл-Оркни, сиамская кошка, недоделанный мопс,
перьевая метелка и ещё трое жутких дистрофиков… Литература в Сети. Лучшее за неделю Опустела
без тебя Земля... Последняя загадка Антуана де Сент-Экзюпери Тайну
исчезновения автора «Маленького принца» раскрыли лишь спустя несколько
десятилетий. О,
наслажденье скользить по краю... 31 июля 1944 года с аэродрома Борго на острове Корсика вылетел
французский разведывательный самолёт «Локхид P-38 "Лайтнинг"». В
задачу полёта входило проведение аэрофотосъёмки в районе Альп, между Греноблем
и Лионом. В расчётное время на аэродром самолёт не вернулся и был занесён в
список потерь союзников. Таких безвестных потерь в годы Второй мировой войны
было бессчётное количество, однако судьба именно этого самолёта будоражила умы
исследователей. Ведь пилотом самолёта был Антуан де Сент-Экзюпери — знаменитый
французский писатель, автор «Маленького принца». Профессиональным лётчиком Антуан де Сент-Экзюпери стал раньше, чем
известным литератором. И даже тогда, когда литературная слава позволяла
отказаться от опасной профессии, Сент-Экзюпери этого не сделал. Отказаться от
неба для него было всё равно, что отказаться от самого себя. Он всё время ходил по краю. После первой авиакатастрофы,
случившейся ещё в 1923 году, лётчика Экзюпери комиссовали из армии. Но спустя
три года он поднялся в небо как гражданский пилот. 1932 год — Антуан де Сент-Экзюпери едва не гибнет при испытаниях
гидроплана, в последний момент выбравшись из тонущей машины. 1935 год — его,
потерпевшего крушение в Ливийской пустыне во время перелёта Париж — Сайгон,
подобрали и спасли бедуины. 1938 год — Экзюпери получает тяжёлые травмы при
аварии в Гватемале, во время перелёта Нью-Йорк — Огненная Земля. Девятый
вылет С началом Второй мировой войны писатель рвётся в действующую
армию. «Антуан, тебе уже 39 лет, у Франции тысячи пилотов и только один
Сент-Экзюпери, не рискуй собой», — уговаривают его друзья, но всё напрасно. Он
становится пилотом самолёта-разведчика и регулярно вылетает на задания, за
успешное выполнение которых получает Военный крест Французской Республики. После поражения Франции Сент-Экзюпери уезжает в США, где, к
облегчению друзей, возвращается к литературной деятельности. Однако уже в 1943 году он вступает в движение «Сражающаяся
Франция» и добивается зачисления в боевую часть ВВС в качестве
лётчика-разведчика. Сам Сент-Экзюпери в письмах признавался, что самый старший из его
сослуживцев младше него на шесть лет. Несмотря на это, он настаивал на своём
праве вылетать на задания. В мае 1944 года майор Антуан де Сент-Экзюпери буквально вырывает у
командования разрешение на пять разведывательных полетов. Исчерпав лимит, снова
настаивает, и ему снова идут навстречу — ещё три полёта. Сент-Экзюпери уже было сложно справляться со скоростной техникой.
Это знал он, это знали те, кто служил с ним. И тем не менее, он получил
разрешение ещё на один полёт, который был назначен на 31 июля 1944 года. В 8:45 самолёт взлетел с аэродрома, чтобы уже никогда не
вернуться... Браслет в
рыбацкой сети За несколько десятилетий неизвестности была выдвинута масса версий
о том, что произошло. Рассказывали, что якобы Сент-Экзюпери видели в плену у
хорватских усташей, где его расстреляли после пыток. Кто-то сообщал о том, что
Сент-Экзюпери видели живым то ли в Южной Америке, то ли на островах в Тихом
океане. Другие утверждали, что впавший в депрессию лётчик покончил с собой. Наиболее вероятными представлялись две версии — самолёт
Сент-Экзюпери потерпел катастрофу в Альпах либо был сбит немецкими лётчиками.
Однако найти какие-либо доказательства не удавалось. 7 сентября 1998 рыбацкое судно «Горизонт» вело лов рыбы в
Средиземном море, неподалёку от Марселя. Рыбаки разбирали очередной трал, когда
в пучке тины что-то блеснуло. Капитан судна Жан-Клод Бьянко увидел, что это
цепочка-браслет, на котором была сделана надпись «Antoine de Saint-Exupery
(Consuelo) — c/o Reynal and Hitchcock Inc. — 386 4th Ave N.Y. City — USA».
Консуэло звали жену писателя, а указанный на браслете адрес — это его место
жительства в Нью-Йорке. Профессиональный ныряльщик и водолаз Люк Ванрель в 2000 году
сообщил, что во время одного из погружений видел на дне самолёт в районе, где
обнаружили браслет. Власти Франции немедленно запретили ведение поисковых работ в
данном районе. Официальное разрешение на их проведение было получено осенью
2003 года. Одним из поднятых фрагментов самолёта оказалась часть пилотской
кабины с серийным номером самолёта: 2734-L. Проверка в военных архивах
показала, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в
ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолёту «Локхид P-38
"Лайтнинг"» которым управлял Сент-Экзюпери. Исследователи не нашли в самолёте останков Сент-Экзюпери — слишком
много времени прошло с момента его гибели. Браслет — это всё, что осталось от
писателя. Писателя
сбил его горячий поклонник Но если в вопросе, где погиб автор «Маленького принца», наступила
ясность, то обстоятельства происшедшего по-прежнему были покрыты туманом. В 2008 году исследователи, продолжавшие искать разгадку последней
тайны писателя, на основании архивных данных составили список немецких пилотов,
осуществлявших боевые вылеты 31 июля в районе, близком к месту гибели самолёта
Сент-Экзюпери. Когда поисковики дозвонились до 88-летнего Хорста Риппера и только
произнесли имя писателя, немецкий ветеран лаконично ответил: «Вы можете не
искать дальше. Его сбил я». По словам Риппера, 31 июля 1944 года на «Мессершмитте-109» он
вылетел с немецкого аэродрома в районе Марселя. Над морем он обнаружил самолет
с французскими опознавательными знаками, который Риппер принял решение
атаковать. Немецкий летчик видел, как сбитый им противник рухнул в море. Однако в немецкие отчеты о сбитых самолетах противника эта победа
не вошла, поскольку иных свидетельств уничтожения «Локхид P-38 «Лайтнинг»,
кроме слов Риппера, не было. Тем же вечером из радиоперехватов переговоров союзников немцы
узнали об исчезновении Антуана де Сент-Экзюпери. Риппер понял, кого именно он
сбил. Для немецкого пилота это была личная трагедия — он знал и любил
произведения писателя. «В годы моей молодости все читали и обожали его книги.
Если бы я знал, что это он — я бы не стрелял», — рассказал Риппер
исследователям. Немецкий летчик признавался, что сам до конца не верит в то, что
сбил самолет французского писателя. Однако анализ архивных данных показал, что
в данном районе 31 июля 1944 года мог находиться только «Локхид P-38 «Лайтнинг»
— тот, который пилотировал Антуан де Сент-Экзюпери. Впрочем, для людей, верящих в чудо, слова немца не имеют значения.
Ведь в кабине самолета на дне Средиземного моря останков писателя не нашли.
Значит, он не погиб, а просто исчез. Улетел, чтобы когда-нибудь снова вернуться
на планету людей вместе с Маленьким принцем. Андрей Сидорчик, "Аргументы и
факты"
Если
столкнуть «Код да Винчи» с «Мастером и Маргаритой» Заключительная часть трилогии Яна Валетов «Проклятый» вышла через
два года после предыдущей (2011). Конечно, это обстоятельство заставляет
напрячь память о начальных сюжетные расписания, чтобы держать в виду общее
направление повествования. Однако сразу стоит заметить: стилистический драйв
этого писателя настолько динамичен, что даже отдельного «потребления» этой
книги вполне самодостаточным чтением. Как в известной философской максиме:
движение — все, цель — ничто. Этакий элегантно-манящий литературный троцкизм.
Впрочем, цель для Я.Валетова же весит. Продвигается он к ней двумя
параллельными проселкам, которые по принципу неевклидовой геометрии таки
сходятся конце пивторатисячосторинковои истории. Первая линия — «биография» Иуды (в книге — Иегуда). Вторая — охота
тайного церковного легиона за его воспоминаниями, якобы найденными в Израиле в
наши дни. Да, это бинарная конструктивная формула булгаковского «Мастера и
Маргариты», и применен ее вполне сознательно — чтобы убедить читателя, что и
известные, канонические сюжеты могут доказательно интерпретироваться совершенно
необычно. Собственно, «Проклятый» — это бунт против официального церковного
канона, точно такой, как реализован в «Коде да Винчи». Сталкивая два известных произведения, Я.Валетов добывает
собственную истину. Сквозная тема всего, написанного этим писателем, —
выживание. Жизнь — высшая ценность, и никаких усилий не много, чтобы его
уберечь. Название одной ранней повести манифестальный: «Остаться живым». Однако
в «Проклятому» впервые поставлена проблема жизни после смерти — то есть
памяти. Это как попытка ответить Высоцкому, который спрашивал у песни:
«Что остается от сказки потом — после того, как ее рассказали?». «Сказок» на
романном ринге две. Одна — общепринятый евангельский миф об Иисусе и
предательство Иуды. Вторая — основана на глухих апокрифических Эхо гипотеза о
настоящей роль Иегуды в той трагедии. В «Проклятому» этот персонаж выполняет
последнюю волю Сына Божьего — спровоцировать его арест путем «доноса». В романе
есть фраза, которая определяет статус Иегуды: «Хорошие помощники встречаются
так же редко, как герои». Итак, Иуда / Иегуда — ближайший помощник Иисуса и истинный герой
мировой истории. Главное свидетельство такому неожиданному выводу — читаем в
«проклятых» — найдена рукопись, который археологи идентифицируют как мемуары
Иегуды. Только весть об этом появляется в научном сегменте интернета, как
Ватикан снаряжает на его немедленное изъятие собственный секретный спецназ.
Любой ценой, не останавливаясь перед убийством каждого, кто помешает. Даром
Божьим — жизнью — без колебаний жертвуют ради неприкосновенности коллективной
памяти. Задевать массовую память, отшлифованную годами-веками до
безальтернативной прозрачности мифа, — вещь весьма опасная. Потому мифическая
память зарастает, будто кораллами, благосостояния и репутациями ловкачей
различной конфигурации: бизнесменами, политиками, учеными. А уже у них кормятся
различные верующие -от полуграмотных фанатиков, до простолюдинов с единственной
верой в стабильное потребление. Попробуй дернуть за мифический стержень такой
конструкции — и тебя объявят преступником против человечности, а массовое
сознание отнесется как к опасного вредителя, которого следует немедленно
уничтожить. Собственно, это примитизированный описание консервативной идеи,
которая в крайних проявлениях превращается в тоталитаризм. А тот, в свою очередь,
провоцирует паразитарный образ жизни, враждебный к любым новациям,
индивидуальных и общественных движений. Противостоит этому — в философии,
политологии, в жизни и в романе Я.Валетова — идея либеральная. Для нее
коллективная память является не ширмой, индульгенцией и реквизитом фокусника, а
реестром для самостоятельного избрания персонального жизненного шанса. Причем,
если не удастся реализоваться с первого раза — можешь пробовать еще и еще:
сколько вариантов памяти — столько должен попыток. Это понимает Валетовський
персонаж по имени Иегуда: положил жизнь, чтобы оставить после себя заметки о
собственную правду, как возможность экзистенциальной альтернативы для будущих. Те же мотивы движут и современными персонажами: израильским
археологом, который и нашел рукопись, его ассистенткой и професоров
племянником, украинским журналистом, приехавший к дяде погостить, — а тут такая
незадача: в течение нескольких дней за тобой охотятся с целью убить. Вся троица
понимает, что от бандитов можно откупиться находкой, но не идет на это.
Профессор-археолог сознательно, потому что знает: потеря исторического
артефакта сужает круг интерпретаций, а значит, и возможностей — и,
соответственно, увеличивает зону принуждения. Девушка и парень рискуют жизнью
ради рукописи скорее подсознательно: если убийцы предпочитают уничтожить
доказательство — нормальный человек должен тот довод уберечь. В общем, так не
бывает, чтобы «старик, журналист и девчонка — клоуны, на которых НЕ стоило
обращать внимания! — Разгромили группу зачистки ». Даже если так «старом» лишь
пятьдесят он некогда был капитаном разведроты. Но автор мобилизовал всю свою
логическую изобретательность и подробную убедительность, чтобы сохранить им
жизнь. Ему это очень нужно, чтобы утвердить: во-первых, сражайся до конца за
свою жизнь, во что останься живым; во-вторых, риск погибнуть может быть
мотивирован лишь попыткой спасти память-плюс или нейтрализовать память-минус. И
в-третьих: жизнь одного солдата (в нашем случае, тройке беглецов) отнюдь не
значит меньше, чем судьба целого воинского подразделения и один штабной план не
имеет права опираться на «вероятные потери». В этом также конфликт обоих типов:
памяти маршала Жукова, который вил трупами фронтовые дороги, и памяти рядового
Райана, ради спасения которого — одного-единственного — осуществляется
отдельная военная операция. В конце концов, здесь снова видим противостояние
двух идеологий: тоталитаризма и либерализма. Как попутные иллюстрацию вспомню эпизод из недавней истории, когда
ФСБ организовало в Лондоне убийство своего бывшего агента Литвиненко и Кремль
возмущался неадекватной, по его мнению, реакцией: «Я не понимаю позиции
британского правительства, — сказал спикер российского министра иностранных
дел. — Он готов пожертвовать нашими отношениями в сфере торговли и образования
для одного человека », — это из книги Эдварда Лукаса« Новая холодная война »(К
.: Темпора, 2009). Роман «Проклятый» густо замешан на конспирологии, на так
называемой теории заговора. А эта последняя, как известно, основывается на
вере в причудливую логику и одновременно не поддается фактической проверке.
Поэтому невозможно понять, что же это за такая тайно-могучая сила, которая
способна заставить высшее руководство Израиля уступить главным принципом —
безопасностью страны и каждого своего гражданина — и убрать все препятствия
террористов. Действительно странно: молниеносно уничтожено официальную
археологическую экспедицию, три дня охотятся на известную в стране человека и
его спутников, беспрепятственно стреляют уже не только в пустыне, но и в
крупных городах, с Иерусалимом включительно. И — никакой реакции в целом
решительных и эффективных израильских правоохранителей. Главный персонаж «современной» линии повествования рассуждает:
«Все признаки террористической атаки налицо. А как страна должна реагировать на
угрозу? Правильно, как всегда — мгновенно и жестоко бить в ответ. Но никто
никого НЕ бьет, пресса молчит — спустя что он не знает ни хрена ». И тут ловишь
себя на провокационной мысли: да это же вроде о нынешней украинской антитеррористическую
операцию, разве нет? В Я.Валетова таких аллюзий, конечно, нет — хотя бы потому,
что роман писался в российской агрессии. Но многое в тексте отчетливо
апеллирует к сегодняшним проблемам, а это, как правило, является признаком
литературного качества. И в предыдущих произведениях писатель отказывался
обобщений политологического, сказать, вроде, легко ассоциируются с настоящим.
Например, в первой книге тетралогии «Ничья земля» он много размышлял о природе
и механизмах сепаратизма, который обычно прорастает на почве подпольных
капиталов местного «короля горы», скрытая, но действенная власть которого над
регионом осуществляется по принципу «там, где есть бедность, законов имеется ».
Я.Валетов писал не о Донбассе, и, оказывается, — и о нем тоже? В
следующей книге находим попутные оценки союзнических ожиданий и надежд на
санкции: «Нота была так себе. Неубедительная нота. Ноты, во время которых НЕ
прогреваются моторы бомбардировщиков дальнего действия, всегда звучат фальшиво
». Наконец, в «проклятых» наталкиваемся на тысячелетней давности убеждению
главного имперского чиновника: «Им никогда НЕ победить Рим. Никогда. В них
имеется согласия, в них имеется единства, слишком много грамотных ». Как обидно
— в этом правда. Победить империю — любой — в прямом столкновении-поединки
практически невозможно. Она может распасться только через собственный алгоритм
самоуничтожения. Стоит, разве что, попробовать «подтолкнуть процесс» — и об
этом можно вычитать в Я.Валетова: «Преемственность поколений, как потом
выяснилось, была отличительной чертой российской власти, вот только второй Фаны
Каплан Пока не нашлось» («Ничья земля» ). Трикнижний роман «Проклятый» не назовешь «лучшим» в сравнении с
его предыдущим Четверокнижие «Ничья земля» — оба произведения одинаково
профессионально сделаны и, на мой взгляд, далеко выходящие за рамки жанровой
прозы. Однако «Проклятый» демонстрирует дополнительный регистр авторских
возможностей. В современной украинской литературе не найти писателя, который бы
осмелился так непринужденно «играть» с музейными «экспонатами»: в Валетов,
например, видим очевидца, побывавшего в пещере с мумифицированными остатками
Христа, Иегуда на закате устраивается секретарем к Пилату-пенсионера и убивает
его. Есть в этом тексте и недостатки: например, автор-то незаметно соскользнул
по теме охоты за рукописью Иегуды на тему самоцельную уничтожения тех, кто его
нашел. Но вероятно вопрос «зачем убивать, когда требуется рукопись?» Надежно
заблокирована сногсшибательным экшеном и «принуждением» читателя лихорадочно ориентироваться
в ситуации, когда «большие неприятности начинаются с упущенных деталей». В
любом случае, «Проклятый» — заметное событие современного литературного
процесса. Ян Валетов, кроме писать прозу, есть еще и успешным бизнесменом.
Похоже, первое для него бытийным приоритетом. А, может, и стимулом. Ведь
литература — это «настоящая власть взамен скучной обеспеченности». "Львовская правда" |
В избранное | ||