← Июль 2014 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.novostiliteratury.ru
Открыта:
20-05-2013
Статистика
0 за неделю
Новости литературы
Приветствуем Вас, уважаемый читатель!
Основные события с 7 по 13
июля 2014 года:
Что нового
В России
появился первый музей Сергея Довлатова
В деревне Березино Пушкиногорского района Псковской
области в пятницу, 4 июля 2014 года, открылся первый в России музей Сергея
Донатовича.
http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/v-rossii-poyavilsya-pervyj-muzej-sergeya-dovlatova/
Умер
солдат, ставший прототипом героя книги «Несломленный» Лауры Хилленбранд
В возрасте 97 лет от пневмонии скончался Луи Замперини,
американский бегун, участник Второй мировой войны, ставший прототипом главного
героя книги Лауры Хилленбранд «Несломленный: история выживания, стойкости и
искупления в годы Второй мировой войны».
Роулинг
опубликовала новую историю о взрослом Гарри Поттере
На сайте Pottermore писательница Джоан Роулинг
опубликовала повесть «Статья», главный герой которой — повзрослевший Гарри
Поттер.
Скарлетт
Йоханссон выиграла суд у автора детективов
Предметом судебного иска, который выиграла 29-летняя
голливудская актриса, стал факт присвоения её имени и внешности героине
французского детектива, которая состоит в интимных отношениях с автослесарем.
http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/skarlett-joxansson-vyigrala-sud-u-avtora-detektivov/
В ГМИИ
им. Пушкина открывается выставка, посвященная Уайльду и Бердслею
В рамках Года культуры Великобритании и России в
Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина 23 сентября
откроется выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России».
В день
рождения Тобольска горожанам представили фильм о первопечатнике
Фильм посвящен не столько городу, сколько 225-летию со
дня начала книгопечатения в Сибири. «Новости литературы» отмечают, что первым
книгопечатником в Сибири стал тоболяк Панкратий Корнильев.
Выставка,
посвященная Вирджинии Вульф, открылась в Лондоне
Более 140 предметов жители и гости города могут увидеть
здесь: это рисунки, редкие фотографии, личные вещи, письма и уникальные
архивные материалы.
Вдова
Сергея Довлатова будет жить в доме на улице Sergei Dovlatov Way
Как уже писали «Новости литературы», власти города
подписали указ о присвоении улице, на которой в течение нескольких лет жил
писатель, его имени.
Джордж
Мартин умирать не собирается!
Достаточно резко писатель Джордж Мартин, автор популярной
фэнтези-саги «Песнь льда и пламени», отреагировал на заявления о том, что он,
возможно, в силу возраста не успеет завершить работу над серией романов.
http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/dzhordzh-martin-umirat-ne-sobiraetsya/
В России
появится первый в мире музей Бродского
В деревне Норенской Архангельской области началась
реставрация дома, в котором планируется создать первый в мире музей русского
поэта Иосифа Бродского.
http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/v-rossii-poyavitsya-pervyj-v-mire-muzej-brodskogo/
В
Санкт-Петербурге появится сквер Довлатова
Борис Вишневский, заместитель председателя комиссии по
городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Санкт-Петербурга,
заявил о готовности выступить с инициативой о присвоении имени писателя Сергея
Довлатова одного из скверов города.
http://novostiliteratury.ru/2014/07/novosti/v-sankt-peterburge-poyavitsya-skver-dovlatova/
Эти и другие новости можно
прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/
Обзор книжных новинок
Паринуш
Сание «Книга судьбы»
Книга об истории Ирана, рассказанная через описание пяти
десятилетий жизни одной женщины, открывает европейцу глаза на истинное
положение дел в стране.
http://novostiliteratury.ru/2014/07/anonsy-knig/parinush-sanie-kniga-sudby/
Евгений
Морозов «Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети»
Стоит ли относиться к глобальной сети как к океану
возможностей или же как к мутной воде, в которой вероятность стать жертвой
пропаганды или корпоративных интересов крайне высока?
Софи ван
дер Стап «Девушка с девятью париками»
Софи ван дер Стап — обычная девочка, которая родилась в
1983 году в Амстердаме. Она ходила в школу, гуляла с друзьями, влюблялась… но в
22 года узнала о страшном диагнозе — рак.
http://novostiliteratury.ru/2014/07/anonsy-knig/sofi-van-der-stap-devushka-s-devyatyu-parikami/
ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ АНОНСОВ НОВЫХ КНИГ НА САЙТЕ: http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/
СЛЕДИТЕ
ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ РАЗДЕЛА С ОТРЫВКАМИ ИЗ НОВЫХ КНИГ: http://novostiliteratury.ru/category/excerpts/
Что читать детям?
«Ever
After High»: создатели кукол Monster High презентовали книжную серию
Истории, представленные в книгах, рассказывают о том, как
появились Monster High, и описывают захватывающие приключения, в которые
нередко попадают героини.
Эти и другие материалы из серии
«Лучшие детские книги» читайте на сайте: http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/
Бонус читателю!
10 книг
об играх, в которых люди играют людьми
Вот так бывает в мире: живет человек, ходит на работу,
общается с друзьями, словом, ведет ничем не примечательное существование. И
вдруг он оказывается втянут в игру, которую начал другой человек. Игроку
отдаются приказы, которые он может выполнить… А может не выполнить, но за отказ
его, его близких или вовсе случайных людей ждет наказание. Книги об играх, в
которые играют люди, представлены в сегодняшней подборке сайта «Новости
литературы».
Марина и Сергей Дяченко «Цифровой» В этом романе Дьяченко
представляют человечество как большой манипуляционный кабинет: здесь все
манипулируют всеми. Раньше других эту аксиому понимает гейм-дизайнер Арсен
Снегов, который оказывается сотрудником странной компании, якобы занимающейся
разработкой новой компьютерной игры. Кто же здесь кукла и кто – кукловоды? Виктор Пелевин «Шлем ужаса» Конечно же, гениальный,
но не слишком популярный роман Виктора Пелевина «Новости литературы» не могли
не включить в эту подборку. Восемь персонажей, встретившихся в интернет-чате,
попали сюда не по собственной воле, и даже ники были выбраны не ими. Каждый из
героев оказывается запертым в комнате с кроватью, монитором и дверью, за
которой начинается лабиринт. Кто же скрывается за маской Минотавра, бродящего
по этому лабиринту? Джон Вердон «Загадай число» Что может напугать
человека до смерти? В списке возможных ответов на этот вопрос анонимное письмо
явно стоит не на верхних строчках. Однако если автор письма читает твои мысли и
при этом тебе есть что скрывать, то анонимка вполне может стать настоящим
кошмаром. Марк Меллери, получив анонимное письмо очень неприятного содержания, обращается
за помощью к Дэвиду Гурни, своему старому приятелю, детективу в отставке.
Кажется, что отправитель письма играет с Меллери, отправляя ему ребусы: если
герой не решит очередную задачу, то автор анонимки совершит преступление.
Сможет ли Гурни прекратить эту игру? Что он будет делать, оказавшись перед
лицом смертельной опасности? Андерс де ла Мотт «Игра» Амбициозному
тридцатилетнему бездельнику Эйч Пи предстоит поучаствовать в игре. Приглашение
он получает от анонима, обнаружив в электричке потерянный мобильный телефон. Послание,
которое он находит в памяти устройства, адресовано именно ему. Казалось бы,
игра – ничто, риск ради риска, но Эйч Пи, которому, в общем-то, нечего делать,
соглашается участвовать в ней. Крупные суммы на банковском счету, поклонники,
адреналин и вместе с тем задания, поначалу больше похожие на детские проделки –
именно об этом, наверное, мечтал Эйч Пи. Но с каждым разом грань между мечтой и
реальностью стирается, к тому же события принимают поистине жуткий оборот… Патрик Бовен «Цирк монстров» Добропорядочный житель
небольшого городка в американском штате Флорида, примерный семьянин и успешный
врач Пол Беккер, казалось бы, располагает всем, что нужно для счастья. Любимая
жена, сын, интересная работа, собственная клиника – об этом многие его знакомые
могут только мечтать. Но случай переворачивает его жизнь с ног на голову.
Обнаружив мобильный телефон, забытый пациентом, Пол в ту же минуту получает
странный звонок, который превращает его в персонажа страшной игры и заставляет
столкнуться лицом к лицу со злом, имя которому – монстр… Себастьян Фитцек «Дьявольская рулетка»
Для Иры Замин,
специалиста по криминальной психологии, этот день рождения должен был стать
последним. Женщина тщательно подготовилась к самоубийству: смерть старшей
дочери тяжелым камнем лежала на её совести, поэтому смысла жить дальше Замин не
видела. Но внезапно героиню приглашают на радиопередачу, во время которой
разыгрывается драма с захватом заложников. В прямом эфире психопат начинает
зловещую игру: он звонит по случайно выбранным телефонам, и если ответивший не
называет пароль, заложник погибает. Ира вступает в переговоры, во время которых
в её руках оказывается несколько человеческих жизней. Сможет ли она переиграть
психопата? Дин Кунц «Скорость» Считать происходящее
игрой маньяка Билли Уайлс не мог, хотя кто-то безжалостный устилает трупами
каждый его шаг, чтобы улики, найденные полицией, указывали именно на героя. Какую
же цель преследует маньяк, маской которого служит лицо, срезанное с очередной
жертвы? Джеймс Дэшнер «Бегущий по лабиринту» Парни, которые ещё вчера
бегали за девчонками, слушали рок и рэп, ходили в кино, сегодня стали пешками в
чужой игре. Их похитили, стерли память и заперли в гигантском комплексе,
который высокими стенами отгорожен от огромного лабиринта. Утром стены
раздвигаются, а вечером – замыкаются. Пока ещё никто из отправившихся утром в
лабиринт вечером не вернулся. Но ребята твердо уверены: если им за день удастся
найти выход из лабиринта, то они спасутся… Жан-Кристоф Гранже «Лес мертвецов» Даже видавшие виды
парижские полицейские содрогнулись от серии ритуальных убийств, которые
совершил маньяк-каннибал. Никто не знает, с кем придется сразиться: с
садистом-извращенцем, психопатом-аутистом, поклонником древних культов? Версии у
полицейских множатся, но ни одна из них не приводит к разгадке тайны. У
опытного следователя Жанны Крулевска не остается другого варианта, кроме как
принять вызов и вступить в игру, тем более на это она имеет весомые личные
причины. Маньяк оставляет для неё послания и знаки. Но не ловушка ли это? Кодзи Судзуки «Звонок» После двух экранизаций
эта книга стала популярной в десятках стран мира. Японская версия была снята в
традициях классических азиатских фильмов ужасов, а американский римейк –
ориентирован на более широкий круг зрителей. Однако в оригинале главным героем
был мужчина: журналист Асакава Казуюки однажды получил кассету, просмотр
которой стоил жизни уже четверым людям. Если он не найдет формулу спасения за
неделю, вполне может стать пятым в этой цепочке… Литература в Сети. Лучшее за неделю Война писателей Украинские события были предсказаны
и осуществлены авторами боевой фантастики В украинских событиях
2014 года не разобраться без понимания одного неожиданного и, пожалуй,
страшного факта: это по преимуществу война литературная, развязанная
писателями, — без учета читательских интересов. Истоки ее — не в экономических
проблемах Украины и не в назревших геополитических противоречиях, существующих,
кажется, только в воспаленном коллективном мозгу российской правящей элиты и ее
пропагандистов. Все глубже. Эта война давно была предсказана, подробно описана,
распланирована, а впоследствии осуществлена именно писателями: Игорем
Гиркиным-Стрелковым, Федором Березиным, Андреем Валентиновым, а также
сопредседателем харьковского фестиваля фантастики «Звездный мост» Арсеном
Аваковым. О романе Стрелкова «Детектив замка Хэльдиборн» «Новая газета» уже
писала. Рассмотрим заслуги прочих. Федор Березин —
родившийся в 1960 году в Донецке офицер-ракетчик. Уволен в запас в 1991 году в
звании капитана. Ныне — полномочный представитель министра обороны Донецкой
республики Игоря Стрелкова. Постоянный участник «Звездного моста». Пробовал
себя в предпринимательстве — не особенно удачно; автор двух десятков романов в
жанре боевой фантастики, из которых наибольшей популярностью пользуются два
цикла — «Война 2030» и «Война 2010. Украинский фронт». События последней
разворачиваются в основном на территории Донецкой и Луганской областей, в
основе сюжета — вторжение войск НАТО в Украину, которая становится полигоном
масштабной войны между Россией и Западом. Сразу скажу — читать это
очень трудно: Березин многословен и не всегда внятен, язык у него почти везде
никакой, а часто суконный, но не тем он нам интересен. Думаю, только низким
литературным качеством этой серии можно объяснить то, что она до сих пор не
стала бестселлером, и более того — почти
не берется в расчет при анализе украинских событий. Образчик березинского
стиля, например, вот: «Пропажа легкого авангарда батальонного воспитателя
поначалу не ощущалась. Как ни странно, Шмалько все же умудрился вывести
батальон за территорию части и даже миновать поселок Александровск до
нарастания утреннего авто-потока. Более того, батальон удосужился добраться до
трассы Луганск—Донецк. Здесь, после пятикилометрового с мелочью броска,
командир батальона наконец-то тормознул колонну. То было нарушением всех
канонов уходящей в советское прошлое привычки. Не торможение, конечно, а как
раз столь длинный первичный бросок без остановки. В счастливой беззаботности
давних времен, где за отставание не грозило ничего, кроме трехэтажного
слово-построения с использованием не наличествующих в словаре силлогизмов,
любая воинская колонна тормозила около каждого столба, ибо равнялась она на
самых медлительных и на вечную трясучку командиров перед призраком ЧП, который,
в отличие от коммунизма, бродил не только по Европе, но и по азиатским просторам
бывшего СССР. Шмалько одним махом уничтожил эту древнюю традицию, ибо боялся,
что его порыв навсегда увязнет и рассосется в этом ритуале». Сразу ясно, что ради
удовольствия такие многоэтажные конструкции одолевать не будешь, но
авторского-то удовольствия не спрячешь. Человек с упоением вспоминает
собственный армейский опыт и с не меньшим наслаждением фантазирует о новом,
настоящем. Есть тут и мирное население, в восторге поддерживающее армию; и
помощь России, вовлеченной в конфликт; и расправа с предателями — как раз такой
расправой, тоже описанной не без восторга, завершается первый роман цикла: «Уверен, борьба с гадами будет тяжелой. Пришлым
туркам хоть есть куда бежать, а этим…? Ну, что нарисовал? О, шикарно! Кто,
откуда и «За сотрудничество с оккупантами».
— А веревка выдержит? — ни с того ни с сего
спросил Шампур.
Данило перестал вошкаться и замер прислушиваясь.
— Вот и проверим. Только предупреждаю, если не
выдержит, никаких помилований я осуществлять не собираюсь. Этих сволочей перевоспитывать
бесполезно, а прощать нельзя. Поднимайте гада. Давайте его сюда.
Конечно, Даниле очень-очень хотелось заорать, так
сильно, что он даже описался. Дмитрий Гаврилович оказался прав — работа была
грязнее некуда». Данило, если кто не
понял, — офицер украинской армии, сотрудничавший с оккупантами. В романе действуют —
пусть в качестве наводчиков — знаменитые украинские фантасты: Громов,
Ладыженский (более известные в качестве писательского тандема Г.Л.Олди),
Валентинов… Любопытно, что и Андрей Валентинов — заслуженный автор боевой
фантастики и, в частности, романа «Омега», выдержанного в жанре альтернативной
истории; там войска НАТО высаживаются в Крыму, в 1995 году. Европа, конечно,
против, но янки настаивают, а отряды самообороны во главе с мрачным полковником
Арлекином (и вооруженной до зубов Лолитой) ожесточенно сопротивляются:
«Убедившись, что мы всё поняли правильно («Я есть колонель Бельжийская арми» —
«матка-курка-яйка»), полковник, не опуская рук, предложил нам капитулировать —
прямо на месте. Оружие сложить в наши же грузовики и отправиться с ним в
Джанкой, куда прибудут чины соответствующего ранга из UkrFOR. Все офицеры
европейского контингента (опять-таки «соответствующего ранга») обязаны в случае
встречи со мной и неизбежного «хенде хох» передать предложение о капитуляции и
добровольной явке в суд. <…> «Колонель» перешел на английский и без
всякого перехода посоветовал нам немедленно уходить из Крыма, и лучше всего за
границу. Если политики носятся с идеей суда в Гааге, то у военных интерес иной.
Всё те же бельгийцы с датчанами серьезно опасаются, что благодарные янки
подставят их под мои пули в случае проведения «решительной операции». Я намеренно не
комментирую здесь ситуацию с недавним «письмом А. Валентинова» (которого он не
размещал в Сети, поскольку оно было сугубо личным); судя по его реакции, письмо
было еще и подправлено, так что аутентичным выражением его нынешней позиции
служить никак не может; отмечу лишь, что это письмо вызвало бурные обсуждения в
блогах других фантастов — в частности, С. Лукьяненко и Л. Вершинина. Последний
куда менее известен как писатель, но постоянно позиционирует себя как политолог
— притом агрессивно-имперской ориентации. Его журнал putnik1 отличается
удивительно пафосным тоном: ясно, что автор из писателей, причем именно из
боевых фантастов, участников сборника «Священная война» (М., Яуза-Эксмо, 2008).
Вершинин, кстати, автор нескольких весьма недурных фантастических романов, из
которых наиболее популярен сериал «Сельва не любит чужих»; надо ли говорить, что
он неоднократный участник и лауреат все того же «Звездного моста». Евгений Гильбо — тоже
политолог (по его заявлениям, во всяком случае) и тоже в прошлом фантаст, автор
цикла «Приключения космического рейнджера». Уровень этого текста вполне
соответствует его названию, но любопытные проговорки содержатся и здесь. На
несчастной планете Гондор захватили власть коварные ученые под руководством
Зорана — рационалиста, прагматика и сторонника европейских ценностей.
Европейская цивилизация вообще была ненавистна раннему Гильбо: «Спустя две
тысячи лет в Европе идея о том, что разум превыше всего, родилась вновь. Ее
адепты четыре столетия атаковали религию и культуру, разрушали все устои
человеческого существования. Они выдвинули программу переоценки ценностей, посчитав,
что чисто умозрительно можно придумывать новые ценности взамен тех, что были
созданы всем человечеством за всю историю, даны богом. Они провозгласили, что
каждый может сам творить свое добро и свое зло. А потом они пришли к выводу,
что познание не самоцель, что дело заключается не в том, чтобы познать мир, но
чтобы изменить его по своему рациональному плану. Вот зачем нужно познание. Для
такого изменения не должно быть ограничений — считали они, — не надо ни перед
чем останавливаться. Так началась на Земле эпоха Агрессии Разума — самая
страшная из всех эпох». Теперь этот фантаст — уже
в ранге политолога и консультанта — фантазирует примерно так: «Очевидно, реализуют сирийский сценарий. С
точки зрения здравого смысла странно, что укросми ничего не говорят, сколько
уже мусульманских боевиков завезли на Украину, и не интересуются этим
существенным фактом. Или говорят, что это для помощи против ужасного Стрелкова…
<…> В известных мне планах тех структур, которые принимают решения,
прописано чётко, сколько славянского населения может остаться на территории
после этнических чисток — 8 миллионов. <…> Решено провести этническую
чистку всех славян и сделать чисто мусульманскую территорию. Войну ведёт
мировая корпоратократия против России. Мировая корпоратократия не мыслит
категориями типа Украина или РФ. Забили они на все правительства. Это укросми
полощут мозг, что что-то там решает Обама, Путин и брюссельская капуста. В
реальности же Путин узнал, что придётся принять Крым за десять дней до
референдума, и был очень офигевши, хотя Киссинджер ему намекнул за несколько
недель до этого вполне прозрачно. Реально Крым отжала ЧВК, вполне конкретная.
Удивительно, что СМИ Украины обсуждают какую-то шизу, но никто даже никогда не
интересовался, что Крым давно является местом базирования частных военных
компаний (ЧВК) — единственной реально боеспособной силы современного мира, того
инструмента, которым корпоратократия преобразует мир. Разумеется, эти компании
не рекламируют себя, но есть видимая верхушка айсберга — их вербовочная
система, она себя пиарит именно с целью вербовки парней. Можете посмотреть её
сайт http://rsb-group.ru/. Ребята из этих ЧВК и есть те самые «вежливые люди». Это интервью, широко
гуляющее по интернету, взял у Гильбо Владимир Прохватилов, позиционирующий себя
как президент Фонда реальной политики. Появилось оно в электронной газете
«Новые ведомости», зарегистрированной в ноябре 2013 года. Прохватилов — тоже
своего рода фантаст, специалист по весьма популярной ныне конспирологии,
распространитель строго засекреченной правды о том, как англосаксонский мир
создает управляемый хаос в конкурирующих странах; но до Гильбо ему, конечно,
далеко. Напомним кстати, что и
Арсен Аваков имеет к фантастике самое прямое отношение: он этого самого
«Звездного моста» — сопредседатель, истинный фанат боевой, исторической и
«альтернативной» фантастики, торжественно открывавший и закрывавший «Звездный
мост». Аваков гордился тем, что в Харькове проходит крупнейший конгресс
фантастов, и вряд ли предполагал, что их грезы (или кошмары) насчет украинской
войны осуществятся так скоро, а сам он окажется по другую сторону баррикад.
Именно Аваков, впрочем, первым заметил тенденцию: еще в 2009 году он
опубликовал на сайте «Украинская правда» критический обзор «Хотят ли русские
войны?», где пересказал книги «Поле боя — Украина. Сломанный трезубец» (Георгий
Савицкий, донецкий фантаст, автор десятка романов о будущих войнах на
территории Украины), «Русско-украинские войны» (Александр Север, футурология и
конспирология, явно псевдоним) и все тот же «Украинский фронт» Березина. «Знаю
Федора лично! Он получал премии на нашем Харьковском фестивале фантастики
«Звездный Мост». Как можно было дать втянуть себя в такое???...» — именно так,
простите за рифму, вопрошал Аваков, не жалея вопросительных знаков. Он верно
заметил вектор, но не понял причины. Вот и меня волнует вопрос
о том, почему именно фантастическое писательское сообщество приняло в войне
2014 года столь горячее участие, почему оно сначала усердно прогнозировало, а
потом осуществляло ее. Проще всего сказать, что фантасты вообще правят миром, —
у фанов такие легенды популярны, — но их придется отбросить: в конце концов,
среди фантастов есть и талантливые, и почему сбываются только прогнозы наименее
талантливых и наиболее одиозных — вопрос неразрешимый. Гораздо более вероятной
представляется мне иная версия: пока мейнстримная или артхаусная литература
занималась самообслуживанием или коммерцией, фантастика, как ей и положено,
предлагала и анализировала варианты будущего; пусть стилистически эта проза
небезупречна, но она по крайней мере отвечает на вызовы времени. Вышло так, что
с 70-х именно фантастике выпало обдумывать реальные стратегии, варианты и
перспективы постсоветского будущего: цензура была к этому якобы
развлекательному и трешевому жанру более снисходительна, чем к серьезной (так
ей самой казалось) прозе. Начиная со Стругацких, а по большому счету и с
Ефремова, именно фантастика стала полем наиболее оживленных дискуссий о будущем
страны. Вдобавок фантастика — в отличие от той самой серьезной литературы —
обладала собственными отлично развитыми инфраструктурами: ее конгрессы, съезды,
слеты и тому подобное позволяли сотням авторов обговаривать свои версии,
обмениваться мнениями — словом, фантастика играла роль почти несуществующей у нас
футурологии, брала на себя выработку новых национальных проектов и, как видим,
преуспела в этом. Война на юго-востоке
Украины развязана реконструкторами, публицистами газеты «Завтра» и фантастами:
Стрелков сам признает, что принес войну на эту землю. Кроме фантастов и
пассионарных публицистов, возжечь массы оказалось некому. Я уж не говорю о том,
что имитационные по сути своей государства — каковы и путинская Россия, и
межмайданная Украина, — не предлагают сколько-нибудь одаренным и принципиальным
людям никакого приложения сил и талантов. Отсюда критическая масса идеалистов,
желающих воевать, — а фантасты как раз и являются самыми упертыми идеалистами
во всем литературном сообществе: инфантилизм плюс развитое воображение —
прекрасные стартовые условия для прозы, но катастрофические для жизненной
практики. Вот почему Новороссия, стольких поманив, — стольких погубила. Впрочем, есть и еще одно
объяснение. Сегодняшняя война во многом определяется пиаровскими стратегиями. А
кому, как не фантастам, конструировать убедительные и достоверные модели
реальности? Сегодня никому не понятно
— и не важно, — как обстоят дела. Всем нужны убедительные и последовательные
картины мира. Если проанализировать эти картины, становится ясно, что моделями
для них послужила именно фантастика — приключения косморейнджеров либо обычная
фэнтези. Пишет же Вершинин, комментируя вброшенный в прессу якобы план якобы
насильственного замирения юго-востока: «Если умертвия, собранные Черным
Властелином отовсюду, победят, всё, видимо, так и будет». Под Черным
Властелином, надо полагать, понимается Обама. Я отнюдь не хочу сказать,
что фантасты захватили власть и организовали по собственным лекалам войну, о
которой давно мечтали. Я хочу сказать лишь, что, когда серьезные писатели не
занимаются серьезными вещами, власть — в том числе духовная — достается
графоманам, а стратегами назначаются реконструкторы. Больше того: когда у
политиков нет ни принципов, ни совести — народными героями становятся писатели,
потому что у них-то совесть и принципы есть. Даже у графоманов. Ведь без
восхищения собой ничего не напишешь, а беспринципному человеку восхищаться
нечем. — Ты его особо-то не
ругай, — сказал мне знаменитый фантаст Михаил Успенский, рассказывая о
Березине. — Он человек… как сказать… неподлый. Да все они там неподлые.
И Валентинов, и Березин, и даже Вершинин. Страшно сказать — и Стрелков. Просто
им, писателям, невыносим мир, в котором всем управляет прагматика (в
мировоззрении Гильбо она тождественна Разуму и Просвещению). Вот им и хочется
построить мир, в котором правила бы справедливость, и в этом — корень всего
происходящего. Жаль, что в нее сегодня
верят только фантасты, притом не первого сорта. Потому что в результате вся
реальность — российская, украинская, а в первую очередь донецко-луганская, —
становится похожа на кровавый кошмар взыскующего истины графомана. Дмитрий Быков, "Новая газета"
Художник Герман Гессе
Всемирную известность Герман Гессе
приобрел благодаря своему литературному таланту. О том, что свои мысли он
выражал и с помощью пера и кисти, до сих пор знают не многие. В доме-музее Августа Маке
в Бонне проходит выставка, посвященная известному немецкому писателю, лауреату
Нобелевской премии по литературе Герману Гессе (Hermann Hesse). Однако в фокусе
экспозиции оказалось не литературное наследие мастера, а его творчество как
художника. Помимо принадлежностей
художника здесь представлены его картины, выполненные акварелью, гуашью, маслом
или пастелью, зарисовки пером и цветными карандашами. Обрамлением к ним служат
стихотворения Гессе о живописи, цитаты из его писем и интересные факты из
биографии. Изобразительное искусство как терапия Герман Гессе с большой
увлеченностью начал заниматься живописью в возрасте 39 лет, будучи уже успешным
писателем. Помогая ему справиться с тяжелым душевным кризисом и творческой
блокадой, психоаналитик Йозеф Бернхард Ланг посоветовал Гессе попробовать
передать тревожные мысли на бумаге. "Из тоски, становившейся невыносимой,
я нашел для себя выход, начав рисовать", - объяснял он в одном из своих
писем. Рисунок и живопись
оказывали на Гессе благоприятное воздействие: к этому виду творчества, в
противовес занятиям литературой, он относился с гораздо меньшей
требовательностью к себе. "Творить пером и кистью - это для меня хорошее
вино, опьянение им настолько согревает и украшает жизнь, что делает ее
сносной", - писал Герман Гессе своему другу в 1920 году. На выставке в Бонне можно
увидеть как ранние акварели мастера, так и работы, созданные им в последние
годы жизни. Художник-самоучка пробовал себя в различных стилях: от наивного
искусства и модернизма до графики. Основная тема - пейзажные мотивы. Природа
вдохновляла Гессе и помогала восстановить внутреннее равновесие. Рисуя Берн, а
затем горную деревушку Монтаньола на юге Швейцарии, куда Гессе переехал,
оставив семью, он наполняет пейзажи сочными радужными красками. Но несмотря на это, в
картинах чувствуется тоска по гармонии и счастью. Образ дерева, одиноко
стоящего в поле или за высокой стеной, неприступные дома без окон, отдаленный
горный склон выдают одиночество автора и его душевные страдания. В то же время,
насыщенные цвета и мягкий свет, исходящие от картин, говорят о сохранении
надежды. Хранитель наследия Большое влияние на
художника Гессе оказало знакомство с Луи Муалье, близким другом Августа Маке,
как и творчество самого Маке, которое Гессе считал идеалом акварельной
живописи. Не случайно экспозицию разместили именно в боннском доме-музее
экспрессиониста. Здесь становится
очевидным, как Гессе старался приблизиться к этому идеалу, не проявляя при этом
самонадеянности. "Я всего лишь дилетант, и я не забываю об этом", -
подчеркивал он. Многие из 170 работ
представлены широкой публике впервые. В их числе - картины маслом, созданные в
начале 30-х годов XX века, а также иллюстрации к письмам и манускриптам
стихотворений. Большая часть экспонатов
относится к частному собранию Хайнера Гессе (Heiner Hesse), среднего сына
писателя. Отдельный зал в экспозиции отведен переписке Германа Гессе с сыном,
отображающей всю сложность их отношений. После смерти отца Хайнер Гессе
посвятил себя сохранению его творческого наследия, опубликовав письма отца и
поставив перед собой цель повысить известность его картин. Марина Хауке, Deutsche Welle Читай, пока не остановят Марафон писателей пройдет в парке искусств
"Музеон" Вот уже два года, как
книги на лето из душных библиотек и книжных магазинов переезжают в парки. В
течение всего прекрасного теплого сезона москвичи могут получать консультации
от продавцов в специальных палатках, оборудованных в парках, под названием
"гоголь-модули" и покупать там книги по сниженной цене. Но это далеко
не главная заслуга проекта "Книги в парках". Каждые выходные в его
рамках проходят литературные мероприятия, посещать которые не менее интересно,
чем ходить на музыкальные опен-эйры и смотреть кино под открытом небом. И, что
немаловажно, все события абсолютно бесплатны, прийти могут все желающие,
благодаря поддержке Департамента СМИ и рекламы города Москвы. Но есть у проекта и еще
одна заслуга: он возвращает в массы традицию чтения книг вслух. И вот уже во
второй раз приглашает на писательский марафон, который пройдет 13 июля в парке
искусств "Музеон". Три часа подряд в режиме non-stop писатели будут
читать отрывки из своих произведений и общаться с гостями марафона. В этом году
в нем примут участие Юрий Буйда, Владимир Губайловский и Глеб Шульпяков. Откроется марафон
встречей с Юрием Буйдой, лауреатом множества литературных премий и автором
романов "Дон Домино", "Ермо", сборника рассказов
"Прусская невеста". С ним мы накануне и поговорили. Что вы думаете о "обществе
нечитателей"? Стоит ли бить тревогу из-за того, что люди сегодня стали
меньше читать, а в школах сократили часы на преподавание литературы до
минимума? Юрий Буйда: Бить тревогу
надо всегда, потому что люди читают не столько, не то и не так, как нам
хотелось бы. Чтение стало разнообразнее, свободнее, и читают сегодня, конечно,
гораздо больше, чем 20-30 лет назад. Гаджеты помогают читать в метро, в
очереди... Но это - в Москве, в крупных городах. В провинции дело гораздо хуже,
там многие книжные магазины попросту закрылись. Да и живет провинция бедно,
трудно, и 300-400 рублей за книгу - там это невообразимая цена, некоторые на
эти деньги неделю живут. Плохо, что сократили изучение литературы в школе,
потому что будущее - за читателями. Речь идет не только о читателях романов и
стихов, но и книг по математике, истории, естествознанию. Чтению надо учить,
именно - чтению, а человек сам выберет, что именно ему читать и сколько. Нуждается ли, на ваш взгляд,
литература в пропаганде? И если да, то как лучше ее рекламировать? Юрий Буйда: Нуждается,
еще как нуждается. И иногда я встречаю учителей, преподавателей, библиотекарей,
которые умеют это делать, разбираются в литературе, обладают вкусом. Чаще
всего, однако, те, кто должен пропагандировать книги, теряются перед новой
литературой, перед явлениями, выходящими за рамки учебников и методических
пособий, - увы, это случается гораздо чаще, чем принято думать. Если бы вам предложили на марафоне
прочитать любое произведение русской литературы, написанное в XIX или XX веках,
то что бы вы выбрали и почему? Юрий Буйда: А все зависит
от аудитории. Хорошей аудитории читал бы великих поэтов - Боратынского,
Заболоцкого, Павла Васильева... Ну, если бы умел это делать, конечно... Видите
ли, литература никого ничему не учит, но иногда она "цепляет",
остается - образом, словом, строчкой, звуком - и исподволь совершает в нашей
душе какую-то таинственную работу - добрую, я надеюсь... Между тем В следующую субботу, 19
июля, проект "Книги в парках" совместно с Музеем Маяковского
отпразднуют в парке "Красная Пресня" день рождения поэта.
Кульминацией фестиваля станет лекция о Маяковском и его роли в развитии
кинематографа. Покажут фильм "Барышня и хулиган", в котором главную
роль сыграл сам поэт. А актеры театра "Театральный особнякЪ"
представят спектакль по трагедии "Владимир Маяковский". Не обойдется и без
музыки. Вечер продолжит музыкально-поэтический спектакль Алисы Гребенщиковой и
Юлии Волковой "Капель". Спектакль возвратит на сцену лирические
тексты и романтику 60-х годов. Актрисы прочтут стихи культовых поэтов Беллы
Ахмадулиной, Роберта Рождественского и Риммы Казаковой. Юлия Волкова обращается
к песням из репертуара Майи Кристаллинской, Анны Герман, Клавдии Шульженко. В этот же день пройдет
творческая встреча с писательницей Людмилой Улицкой. В течение часа она будет
честно и откровенно отвечать на вопросы зрителей. Анастасия Скорондаева, "Российская газета"
Приглашаем
школьников со всей России принять участие в творческом конкурсе: конкурс
короткого рассказа «Мои
веселые каникулы в деревне»
Организаторы:
Издательство CLEVER
ОАО "Генеральная дирекция
международных книжных выставок и ярмарок"
С 1 июля по 1 августа приглашаем школьников со всей России принять
участие в конкурсе короткого рассказа «Мои веселые каникулы в деревне». Его цель – привлечь детей к чтению, вдохновить на творчество,
помочь талантливым ребятам сделать шаг к своей будущей профессии.
Условия
конкурса:
С 1 июля по 1 августа 2014 года
направьте короткий рассказ на тему «Мои веселые каникулы в деревне» на адрес: konkurs.clever@yandex.ru (в
письме обязательно укажите ФИО, возраст и контактный телефон)
Действие истории должно происходить
в российской деревне(на даче), в дни летних каникул при участии автора
рассказа. История может быть подлинной или выдуманной.
К тексту должна быть приложена
фотография автора рассказа и, желательно, иллюстрации к самому рассказу: это
может быть фотография, рисунок красками, фломастерами, ручкой, скульптура из
любых материалов и т.д. (на что хватит вашей фантазии).
Возраст участников: 7-16 лет.
Куратор
конкурса: Станислав Востоков – детский
писатель, натуралист, автор книги "Фрося Коровина". «Я
люблю деревню. В ней так много необычного! Особенно интересно туда приезжать из
города. Приехал я один раз – увидел во дворе у старушки на берёзе ведро, в
котором жил кот, как в скворечнике. Приехал другой раз – познакомился со
старичком, который перепутал с бревном спящего на земле лося и проехал на нём
через пол-леса. И это в Подмосковье! А сколько удивительного в далёких
деревнях, например, в Вологодской области, где живёт главная героиня повести
«Фрося Коровина». Многие
из вас летом поедут в деревню. Смотрите вокруг внимательно, и вы наверняка
увидите много любопытного! Поделитесь с нами своими находками, напишите о самом
необычном, что встретите в деревне. А мы с издательством CLEVER обязательно отметим самые лучшие
рассказы!» В жюри конкурса также вошли: Александр Альперович генеральный директор издательства CLEVER, Ольга Узорова - известный
учитель-практик, автор большой линейки учебных пособий для начальной школы:
«Суперзнатоки», «Учебник для отличника», «Многоразовые тетради по основным
предметам», «Поймай кота за хвост» и др. ,
Михаил Барановский - писатель,
журналист, киносценарист, автор книг «Я воспитываю папу» и «Я воспитываю папу
2. Собачий вальс» , Максим Макаренков - Руководитель пресс-службы генеральной дирекции международных книжных
выставок и ярмарок, журналист, писатель-фантаст
Призовой
фонд: Победитель конкурса – сертификат на 3000р на покупку книг издательства CLEVER 10 лучших работ – комплект из 3-х книг издательства CLEVER Специальные номинации – авторы ряда работ будут награждены памятными подарками от партнеров
конкурса.
Группа
конкурса В Контакте: vk.com/konkurs_rasskaza Страница
конкурса на сайте CLEVER: http://clever-media.ru/konkurs/
|
В избранное | ||