← Декабрь 2013 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.novostiliteratury.ru
Открыта:
20-05-2013
Статистика
0 за неделю
Новости литературы
Приветствуем Вас, уважаемый читатель!
Основные события с 11 по 20 декабря 2013 года: Что нового В Италии книга о
женской покорности стала бестселлером «Выходи замуж и будь покорной» — книга журналистки Констанцы
Мириано, которую журналисты уже окрестили «домостроем по-итальянски». http://novostiliteratury.ru/2013/12/novosti/v-italii-kniga-o-zhenskoj-pokornosti-stala-bestsellerom/ В Санкт-Петербурге
покажут «сбежавшие» памятники Пушкину В Санкт-Петербурге к этой дате решили подготовиться заранее
— 20 декабря в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открывается интерактивная
выставка, посвященная великому русскому поэту. Вышла книга о герое
"Тегерана 43" Литературная биография легендарного разведчика Георгия
Вартаняна была представлена в Москве. Книга вышла в серии ЖЗЛ. http://novostiliteratury.ru/2013/12/novosti/vyshla-kniga-o-geroe-tegerana-43/ Стивен Фрай
представил фильм о русских писателях „Открытая книга России: Писать во времена Путина“ —
документальный фильм, созданный британским актером Стивеном Фраем и
рассказывающий о российских писателях, в творчестве которых, по мнению автора,
наиболее полно и точно отражена жизнь в современной России. http://novostiliteratury.ru/2013/12/novosti/stiven-fraj-predstavil-film-o-russkix-pisatelyax/ Диана Арбенина
представила новую книгу «Спринтер» 18 декабря 2013 года в книжном магазине «Республика»
состоялась презентация книги Дианы Арбениной, лидера рок-группы «Ночные
снайперы». «Наконец-то мы это сделали!» — именно так поприветствовала певица
поклонников. http://novostiliteratury.ru/2013/12/novosti/diana-arbenina-predstavila-novuyu-knigu-sprinter/ Трилогию Стига
Ларссона продолжит Давид Лагеркранц Работу над детективной трилогией «Миллениум», которую создал
шведский писатель и журналист Стиг Ларссон, продолжит другой шведский автор -
Давид Лагеркранц. http://novostiliteratury.ru/2013/12/novosti/trilogiyu-stiga-larssona-prodolzhit-david-lagerkranc/ Владимир Путин
учредил три премии для детских писателей Награды будут вручаться за произведения для детей и
юношества; денежное содержание каждой из премий составит 2,5 млн. рублей. Amazon: «У самиздата
— большое будущее!» 25% бестселлеров, приобретенных владельцами Kindle и других
букридеров через систему Kindle Direct Publishing , были опубликованы авторами
самостоятельно. http://novostiliteratury.ru/2013/12/novosti/amazon-u-samizdata-bolshoe-budushhee/ Портрет Джейн Остин
продали с аукциона за $ 270 тыс. Уникальность работы — в том, что именно на основе этого
портрета будет разработан новый дизайн купюр достоинством в 10 фунтов (в
настоящее время эти банкноты украшает портрет Чарльза Дарвина). http://novostiliteratury.ru/2013/12/novosti/portret-dzhejn-ostin-prodali-s-aukciona-za-270-tys/ Эти и другие новости можно прочитать в разделе
http://novostiliteratury.ru/category/novosti/ Обзор книжных
новинок Слава Сэ «Твое мое
колено» Он по-прежнему ироничен, лаконичен и романтичен, он
потрясающе легко пишет об очень сложных жизненных проблемах и превратностях
судьбы, он с первых строк романа располагает читателя, ненавязчиво рассказывая
истории о любви, быте, романтике и… и о сантехнике! http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/slava-se-tvoe-moe-koleno/ Маша Трауб «Падшая
женщина» Мудрая и рассудительная бабушка — такой героиня книги знает
её с детства, и стоит ли однажды перевернуть всё с ног на голову, своими
вопросами вороша прошлое и раскапывая старые обиды? http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/masha-traub-padshaya-zhenshhina/ Пэг Доусон, Ричард
Гуар «Ваш ребенок может все» До сих пор в России не было книг на подобные темы. Книга
предназначена для родителей, у которых есть дети от 4 до 14 лет, детских
психологов, воспитателей детских садов и учителей младших и средних классов
школы. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/peg-douson-richard-guar-vash-rebenok-mozhet-vse/ Джесс Уолтер
«Великолепные руины» Когда в одном романе сплетены нежность старинной Италии и
гламурный блеск Голливуда, когда прошлое и настоящее неотделимы друг от друга,
когда хитроумным интригам противопоставляется любовь, чистая и невинная,
история просто обречена на успех. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/dzhess-uolter-velikolepnye-ruiny/ Энди Уорхол «Америка» Энди Уорхол практически всюду носил с собой фотоаппарат;
коллекция поразительных кадров, отснятых за 10 лет, легла в основу книги
«Америка». Фото, поражающие противоречивостью и завораживающие странной
красотой — вот она, Америка Уорхола. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/endi-uorxol-amerika/ Сьюзен Сонтаг
«Смотрим на чужие страдания» Люди постепенно теряют способность реагировать, видя
изображения на телеэкране, которые раньше вызывали у них потрясение и
негодование. Сострадание, которое вызывается у зрителей, уже не воспринимается
ими так остро. Что же нужно делать? http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/syuzen-sontag-smotrim-na-chuzhie-stradaniya/ Джейсон Вумек
«Поднимая планку. Как работать эффективнее, мыслить масштабнее и успевать
больше» В книге рассматриваются основные принципы рабочего процесса
и продуктивности человека, приводятся
рекомендации по выполнению большего объема работы с использованием меньших
ресурсов, причем эта работа обычно сопряжена с меньшим стрессом, чем раньше. Мартин Форд
«Технологии, которые изменят мир» В книге Мартина Форда «Технологии, которые изменят мир»
даются ответы на вопросы, что будет представлять собой экономика будущего; к
чему приведут автоматизация, развитие технологий¸ глобализация экономики и
аутсорсинг. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/martin-ford-texnologii-kotorye-izmenyat-mir/ «Другие пол-яблока» —
«Секс и город» по-львовски Итак, о книге «Другие пол-яблока»: в ней рассказывается
история четырех подруг: телеведущей Луизы, дизайнера Ирины, редактора Галины и
корректора Магды, у каждой из которой «в активе» немало любовных приключений. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/drugie-pol-yabloka-seks-i-gorod-po-lvovski/ Денис Каплунов
«Контент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интернете» Известный копирайтер Денис Каплунов наглядно и доступно
рассказывает в своей книге «Контент, маркетинг и рок-н-ролл», как создавать
привлекательный контент, что нужно
публиковать с целью мгновенного привлечения внимания аудитории. Джордан Белфорт «Волк
с Уолл-стрит» В основу книги положены мемуары биржевого брокера Джордана
Белфорта, который рано стал мультимиллионером, прожигал жизнь, увлекался
алкоголем и употреблял наркотики. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/dzhordan-belfort-volk-s-uoll-strit/ Алексей Иванов
«Горнозаводская цивилизация» Культуролог и краевед Алексей Иванов, автор романов «Географ
глобус пропил», «Золото бунта», «Блуда и МУДО», продолжает исследовать
уральскую горнозаводскую идентичность. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/aleksej-ivanov-gornozavodskaya-civilizaciya/ ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ
АНОНСОВ НОВЫХ КНИГ НА САЙТЕ: http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/
СЛЕДИТЕ ЗА
ОБНОВЛЕНИЯМИ РАЗДЕЛА С ОТРЫВКАМИ ИЗ НОВЫХ КНИГ: http://novostiliteratury.ru/category/excerpts/
Что читать детям? Детская книга о
смерти вошла в топ-10 изданий Time Out London Британский журнал Time Out London составил список десяти
лучших детских книг, выпущенных в 2013 году. Главной неожиданностью в этом
списке стало издание "Куда мы уйдем, когда исчезнем?" португальских
авторов Изабель Миньюш Мартинш и Мадалены Матозу, рекомендованное для чтения
детьми старше пяти лет. Лея Любомирская
«Бродяга, Маг и Королева пряностей» Новая книга Леи Любомирской вышла в издательстве «Книжники»
в рамках серии «Кешет/Радуга». «Бродяга, Маг и Королева пряностей» — сборник
интересных историй, рассказывающих о героях еврейского фольклора, а также о
созданных автором персонажах и их необыкновенных приключениях. Андрей Усачев
«Пампкин, мышонок из тыквы» Забавный герой в
полосатых носках и синей курточке очень добрый и слишком наивный;
однажды он попадает внутрь тыквы, которую считает страшным монстром, однако в
итоге тыква становится его домом и дарит мышонку имя — Пампкин. http://novostiliteratury.ru/2013/12/anonsy-knig/andrej-usachev-pampkin-myshonok-iz-tykvy/ Эти и другие материалы из серии «Лучшие
детские книги» читайте на сайте: http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/
Литературный
календарь «Если ты не умеешь
использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь…» — 11 декабря
1918 года родился Александр Солженицын Настоящее отчество писателя — не Исаевич, а Исаакиевич; отца
Солженицына, умершего на охоте до его рождения, звали Исаакием, однако когда
будущий литератор получал паспорт, его ошибочно записали Исаевичем. Андрею Макаревичу —
60! Андрей Вадимович Макаревич родился 11 декабря 1953 года в
Москве. Не будем подробно пересказывать его биографию — нам Макаревич
интересен, в первую очередь, не как выдающийся рок-музыкант, блюзмен или
телеведущий, а как литератор. http://novostiliteratury.ru/2013/12/literaturnyj-kalendar/andreyu-makarevichu-60/ «После любого, даже
самого гениального выступления, появляется занавес…» — 12 декабря 1928 года
родился Чингиз Айтматов Биографию Айтматова простой не назовешь — когда будущему
поэту было девять лет, его отец, видный политический деятель, был арестован, а
затем расстрелян как враг народа. «Слова принадлежат
веку, а мысли векам…» — 12 декабря 1766 года родился Николай Михайлович
Карамзин Николай Михайлович Карамзин является автором самой краткой
характеристики российской общественной жизни. Когда писателя, путешествующего
по Европе, спросили о родине русские эмигранты, он ответил одним словом:
«Воруют…». «Если бы от наших
страданий кому-нибудь было легче, то мы бы, по крайней мере, утешались мыслью о
том, что жертвуем собой ради других…» — 12 декабря 1821 года родился Гюстав
Флобер Известность автору принес роман «Мадам Бовари» — именно
благодаря ему Флобера стали считать одним из самых крупных европейских
писателей своего времени. «Каждый день, каждый
час, из года в год, нужно вести борьбу за свое право быть человеком, быть
добрым и чистым…» — 12 декабря 1905 года родился Василий Гроссман Главы именно из его романа легли в основу сценария самого
кассового фильма 2013 года «Сталинград». Именно его книгу «Жизнь и судьба» ,
запрещенную в СССР и чудом сохраненную, BBC назвала лучшим романом ХХ века. «Лед тронулся,
господа присяжные заседатели!» — 13 декабря 1902 года родился Евгений Петров У Евгения Петрова было хобби отправлять письма
несуществующим адресатам в города, которых могло и не существовать на карте
мира. Дело в том, что писатель коллекционировал марки со штемпелями различных
почтовых отделений. Скончался грузинский
писатель Чабуа Амирэджиби В ночь на 13 декабря 2013 года в Грузии в возрасте 92 лет
скончался известный писатель Чабуа Амирэджиби. «Я был, я мыслил, я
прошёл как дым…» — 13 декабря 1873 года родился Валерий Брюсов Немногие знают, что Валерий Яковлевич Брюсов вместе с
другими деятелями культуры — Андреем Белым, Алексеем Петровским и Вячеславом
Ивановым, — основали эфемерную масонскую ложу «Люцифер». «Творчество — это
болезнь души, подобно тому, как жемчужина есть болезнь моллюска…» — 13 декабря
1797 года родился Генрих Гейне К своей жене Евгении Мират Гейне относился отвратительно —
сложно понять, почему он в 1841 году взял в жены недалекую и грубую продавщицу
из обувного магазина. В отместку жене в завещании он оставил ей всё свое
состояние с одним условием: распоряжаться наследством она сможет, только если
снова выйдет замуж — таким образом, Гейне будет уверен, что о его смерти будет
сожалеть хотя бы один человек. «Увидеть — значит
понять, оценить, преобразить, вообразить, забыть или забыться, жить или
исчезнуть…» — 14 декабря 1895 года родился Поль Элюар Самый известный факт из биографии Элюара — женитьба на Елене
Дьяконовой, известной под именем Гала и после развода с Элюаром ставшей
супругой и музой Сальвадора Дали. «Книга должна
каким-то образом показывать истинные мотивы наших действий…» — 16 декабря 1775
года родилась Джейн Остин Джейн Остин, с поразительной тонкостью и точностью
описывавшая взаимоотношения между мужчинами и женщинами, никогда не была
замужем, хотя однажды получила предложение руки и сердца. «Мы или одиноки во
Вселенной, или нет. Любая из этих мыслей пугает…» — 16 декабря 1917 года
родился Артур Кларк В возрасте 19 лет (в 1936 году!) Артур Кларк вступил в
Британское межпланетное общество; одной из целей работы этой организации была
пропаганда идеи космических полётов. «Я понял, что
величайшая боль приходит не с далёкой планеты, а из глубины сердца…» — 16
декабря 1928 года родился Филип Дик Настоящее признание пришло к Дику спустя несколько месяцев
после его смерти — в 1982 году вышел культовый фильм «Бегущий по лезвию» по
роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Умер поэт и
переводчик Григорий Дашевский Сегодня утром на 50-м году жизни в Москве скончался
переводчик, поэт, литературный критик Григорий Дашевский. Среди друзей писателя
в социальных сетях регулярно распространялась информация о том, что необходимо
сдать кровь для Дашевского, а также что ему предстоит операция. «Я хочу добра всем!
Даже тем, кто целится в меня…» — 17 декабря 1974 года родилась Ника Турбина В детстве Ника практически не могла спать по ночам, и во
время этих бессонниц мама и бабушка записывали стихотворения четырехлетней
девочки на бумагу. «Если идёшь по трупам
собственных иллюзий, значит, дорога выбрана верно…» — 18 декабря 1947 года
родился Леонид Юзефович Книга Юзефовича «Самодержец пустыни», посвященную барону
Унгерну, Виктор Пелевин, по его собственному признанию, использовал при
написании романа «Чапаев и Пустота» (барон Юнгерн родом именно оттуда). Умерла американская
писательница Джанет Дейли 18 декабря 2013 года, в городе Бренсон в Миссури в возрасте
69 лет скончалась известная американская писательница Джанет Дейли. «Жизнь редко делает
нам столько зла, сколько могла бы…» — 19 декабря 1921 года родилась Анн Голон
(Симона Шанжё) Любовные романы, которыми зачитывались целые поколения
женщин во многих странах мира, Симона Шанжё написала совместно с мужем,
Всеволодом Голубиновым. Семейный и творческий союз, известный под псевдонимами
Анн и Серж Голон или Сержанн Голон, оказался на редкость плодотворным. «Быть счастливым —
целое дело. Я умею. Мне не дают…» — 20 декабря 1967 года родился Дмитрий Быков Дмитрий Львович Быков, современной читательской аудитории
известный, в первую очередь, по проектам «Гражданин поэт» и «Господин хороший»,
родился в Москве 20 декабря 1967 года. Электронные книги Новосибирская
библиотека выдаст читателям… электронные книги Новосибирская государственная областная научная библиотека
анонсировала приложение для android-гаджетов «ЛитРес читальня», созданное
совместно с электронной библиотекой «ЛитРес». Самый дешевый
букридер в мире: Txtr eReader за $30 Секрет предельно низкой цены на букридер объяснялся, прежде
всего, приобретением модели на условиях контракта с сотовыми операторами - Txtr
Beagle eReader без слота для карт памяти и USB-разъема для подключения к
компьютеру мог принимать книги со смартфонов. http://novostiliteratury.ru/2013/12/bookreaders/samyj-deshevyj-bukrider-v-mire-txtr-ereader-za-30/ teXet TB-146SE —
бюджетный аналог Kindle? Новый букидер teXet TB-146SE, недавно появившийся в продаже,
некоторые эксперты рынка электронных книг сразу же объявили аналогом Amazon
Kindle 5. http://novostiliteratury.ru/2013/12/bookreaders/texet-tb-146se-byudzhetnyj-analog-kindle/ *
* * И еще многое
другое о мире литературы на нашем портале. Следите за обновлениями на http://novostiliteratury.ru/ ! Бонус подписчику!
10 книг о подростках
для подростков и взрослых В современной литературе молодых авторов значительно больше,
чем десять-двадцать лет назад. Книги, пронизанные идеей teen power сегодня
– в авангарде: несмотря на то, что стоят они обычно на полках с литературой для
подростков, такие издания нередко приобретают люди постарше. Возможно, в
стремлениях, помноженных на подростковый максимализм – несбывшиеся у нас, у
взрослых, мечты. Подросткам в литературе посвящена сегодняшняя подборка. Сьюзен Коллинз
«Голодные игры» Трилогия Сьюзен Коллинз, безусловно, взорвала списки
бестселлеров книжных магазинов после выхода экранизаций двух первых частей.
Китнисс, главная героиня истории, поражает читателя удивительной трезвостью
мышления, ведь только так она сможет остаться в живых, одерживая победы в
«голодных играх», и изменить этот мир. Нигде не учат противостоять жестокости,
однако у девушки просто не остается выбора. Она не хочет побеждать, так как это
означает гибель противника – другого ребенка, оказавшегося в той же ситуации.
Неужели собственная смерть станет для неё единственно правильным решением? Павел Санаев «Хроники
Раздолбая» Называть «Хроники Раздолбая» продолжением повести «Похороните
меня за плинтусом» - это, говоря объективно, пиар-ход: история героя
продолжается, однако является самостоятельным произведением, которого от
нашумевшей первой части отделяет стена нестыковок и пробелов в сюжете. Итак,
знакомьтесь, Раздоблай, девятнадцатилетний подросток, который то отстаивает собственные
убеждения, то поддается влиянию других. Значимость книги – в отражении пути,
идя по которому, юноша постигает жизнь методом проб и ошибок. Он предельно
искренен и рассказывает о том, в чем многие из читателей не находят сил
признаться самим себе. Шэрон Дрейпер «Вне
моего понимания» Что может быть ужаснее, чем быть запертым в собственном
теле? Мелоди всего одиннадцать, и она больна детским церебральным параличом. Но
вместе с тем девушка обладает поразительными способностями – у неё
фотографическая память, и Мелоди запоминает абсолютно всё, что видит вокруг. Но
у неё нет возможности поделиться этим с кем-то, и никто не знает, что девушка
действительно гениальна. Врачи и учителя считают Мелоди необучаемой; всё, что
они делают – дают ей уроки, по уровню соответствующие подготовке к начальной
школе. Мелоди не может писать, не может говорить, не может ходить… В конце
книги она обретает голос, но готов ли кто-то его услышать? Дэниел Клоуз «Призрачный
мир» Жизнь благовоспитанных подростков порой откровенно скучна –
престижный колледж, нудные лекции, клубы по интересам… Ребекка и Энид после
окончания средней школы решают, что учиться дальше – не для них, поэтому
отправляются отдохнуть и посмотреть на жизнь такой, какая она есть на самом
деле. Дерзкие, решительные, самоуверенные девушки болтаются по городу,
изображая такой себе женский вариант Бивиса и Баттхеда и, не стесняясь,
обсуждая окружающих. Безусловно, в некотором смысле они дадут фору любому
парню, однако однажды происходит непоправимое – Энид… влюбляется в застенчивого
и одинокого взрослого мужчину и решает, что именно он – тот самый «единственный».
По книге в 2001 году был снят одноименный фильм. Джон Грин «В поисках
Аляски» Суперподростка можно встретить едва ли не в каждой книге
Джона Грина, однако его герои похожи и не похожи одновременно. Да, дети,
которые носят боль глубоко в себе и не могут простить, смириться или перерасти
её – типаж, характерный для писателя, но в каждой книге он находит свое
объяснение, почему, несмотря ни на что, жизнь должна продолжаться. Главный герой книги «В поисках Аляски» - шестнадцатилетний
Майлз Холтер. Юноша интересуется предсмертными высказываниями великих
писателей, актеров, мыслителей и постепенно приходит к мысли, что именно здесь
и именно сейчас ему просто необходимо начать путешествие к «великому Возможно».
Аляска Янг – девушка, в которую Майлз влюбляется и которая переворачивает его
жизнь с ног на голову. Эта книга – об отношении к жизни и смерти, о первой
любви и о преодолении. Синтия Лорд «Правила.
Не снимай штаны в аквариуме!» Дебютный роман писательницы – о мальчике-аутисте Дэвиде и о
его сестре Кетрин, которая, стремясь помочь ему, придумывает правила, которые позволят
брату справиться с непонятным и враждебным миром. Заботясь о Дэвиде, Кетрин сама
проходит через колоссальный опыт принятия и расширяет границы своего понимания.
Она учится смотреть на окружающих людей, предметы, явления с новой точки зрения
– изнутри, как брат-аутист. У Кетрин также есть друг Джейсон – мальчик прикован
к инвалидной коляске и не может говорить; сопереживая ему, девочка стремится
понять друга и подарить ему возможность общаться с другими людьми. Отметим, что книга основана на личном опыте Синтии Лорд –
женщина воспитывает двоих детей, у одного из которых – сложная форма аутизма. Дженнифер Доннелли
«Революция» Музыка – единственная любовь семнадцатилетней Анди, девушки,
уши которой постоянно заняты наушниками, а сердце разрывается от боли, ведь в
её семье произошла ужасная трагедия. Что делать – спрятаться в кокон или,
напротив, бунтовать против системы, зная, что ничего хорошего впереди не ждет?
Во время поездки в Париж, навязанной отцом, Анди находит дневник времен
Французской революции. Читая его, девушка погружается в историю дружбы,
предательства, душевного благородства и тщеславия, в центре которой – наследник
Людовика XVI Луи-Шарля и его возлюбленная Александрина. Маргарет Питерсон
Хаддикс «Восстание» Исторический роман о трех девушка – итальянке, француженке и
еврейке, которые оказались в центре иммигрантского движения и не понаслышке
знакомы с проблемами рабочего класса в Америке 1910-х. Надо признать: сюжет о
том, что когда-то и в США всё было плохо, эксплуатировало немало американских
авторов, однако эта книга стоит особняком. Бэлла, недавно приехавшая в Нью-Йорк из Италии, получает
работу на заводе. Она вынуждена трудиться в ужасных условиях по 14 часов в
день, чтобы не умереть с голоду. Йетта, еврейка из России, и Джейн, в прошлом –
дочь весьма обеспеченных родителей, работают здесь же. Когда условия на заводе
становятся невыносимыми, рабочие поднимают восстание. После пожара из трёх
девушек в живых остается лишь одна – она и рассказывает эту историю. Рэйнбоу Роуэлл
«Элеанор и Парк» Элеанор Дуглас и Парк Шеридан – подростки-аутсайдеры из
Небраски 1986 года, которые знакомятся в школьном автобусе и, в лучших
традициях жанра, влюбляются друг в друга. Собственно, значительная часть сцен
книги также разворачивается в этом автобусе – здесь подростки общаются,
обсуждая недетские проблемы – расизм, насилие над детьми, войну и другие
ужасные в своей глобальности вещи. Это отнюдь не история любви под
звездно-полосатым флагом – это повесть о преодолении препятствий и победе над
обстоятельствами, которые не способны сломить по-настоящему сильного и
целеустремленного человека. И не важно, 15 ему или 50…
Бел Кауфман «Вверх по
лестнице, ведущей вниз» «Насколько громко порой нужно кричать, чтобы быть
услышанным?» - этот вопрос многие подростки задают себе едва ли не ежедневно.
Книга, начинающаяся дерзким обращением: «Привет, училка!» - о детях, которые
идут против системы, и о взрослых, которые либо противостоят им, либо, помня
собственное детство, всячески пытаются помочь. Сильвия Баррет – учительница, которая едва ли не со
студенческой скамьи попадает в школу для трудных подростков. Школа описана
такой, как она есть, жизнь школьников показана без прикрас и цензуры; к слову,
фильм, поставленный по книге, маркирован «12+». Формат книги – роман в письмах:
такой многоголосый диалог позволил автору показать точку зрения каждого героя и
сделать читателя полноправным участником событий. Литература в Сети. Лучшее за неделю После прочтения сжечь Билл Гейтс назвал семь лучших книг уходящего года Билл Гейтс, озабочен, как ни странно, не только
приумножением своего и так немалого состояния, но и состоянием всего мира.
Основатель компании Майкрософт уже не раз выступал с инновационными
исследовательскими проектами. В конце 2013 года Гейтс на своем официальном
сайте выложил список книг, прочитанных им в этом году. Само собой, в шорт лист
не попали ни Акунин, ни даже Полина
Устинова: все книги отвечают личному критерию Гейтса и касаются «удивительных
историй о человеческой изобретательности». World until yesterday Книга Джареда Даймонда —
об охотниках и собирателях. Автор не просто рассказывает истории о жизни
древних племен, но пытается найти детали, которые могут пригодиться и
современному человечеству. Harvesting the
Biosphere О произведении Вацлава Смила Гейтс отзывается так: «Нет
другого такого автора, чьих книг я жду с таким же нетерпением, как книг Вацлава
Смила. В этой своей работе он очень наглядно объясняет, как люди изменили
биосферу. Книга немного суховата, определение некоторых незнакомых терминов мне
пришлось искать самому. Но он рассказывает эту историю для тех, кому
небезразлично то, что происходит на планете». The Box Книга Марка Левинсона посвящена грузоперевозкам. «Вы могли
бы подумать, что, вероятно, не захотите читать целую книгу о контейнерных
грузоперевозках. И Левинсон понимает необычность выбранной им темы. Но он
хорошо рассказывает о том, как такие грузоперевозки повлияли на мировую
экономику и ведение бизнеса, превращая это в очень интересную историю. Я теперь
буду по-другому смотреть на грузовые корабли», — говорит Гейтс. The Most Powerful Idea in the World
Уильяму Роузену удалось написать не только длинную, но и
увлекательную повесть о паровых двигателях. По словам Гейтса, к прочтению этой
книги его подтолкнул лондонский Музей Науки, в котором он побывал еще в 2009
году. Poor Numbers Замыкает пятерку лучших книга экономиста Мартина Джервена,
который посвятил свое исследование нарушению статистических данных. Проект был
реализован в нескольких африканских странах, и по его итогам Джервен смог
предоставить исчерпывающие доказательства ошибочности статистики.
Примечательно, что сам Гейтс не вполне согласен с автором, по его словам: «Но
это не говорит о том, что мы вовсе не имеем представления о том, как что
работает в долгосрочной перспективе». The Bet Книга Пола Сэбина повествует о длительном противостоянии
двух всемирноизвестных специалистов — Пауля Эрлиха и Джулиана Саймона. Эксперты
не могли прийти к однозначному выводу: будет ли благосостояние человека
улучшаться, или наоборот, ухудшаться с течением времени. Гейтс оценивает книгу
как бесстрастный рассказ стороннего наблюдателя: «Сэбин не придерживается ни
того, ни другого радикального взгляда, но рассказывает, как они способствовали
дискуссиям про поводу изменения климата и других глобальных проблем». Why Does College Cost So Much?
Роберт Арчибальд и Дэвид Фельдман коснулись одной из
важнейших проблем современного общества: ценообразования обучения. Исследование
не только рассказывает, как складывается цена того или иного вуза, но и
предлагает ряд способов снизить денежную планку для абитуриентов. «На мой
взгляд, пока есть дефицит выпускников вузов, высшее образование будет цениться.
И люди будут платить больше, чтобы получить его. И если они будут платить
больше, то, соответственно, колледжи и университеты будут повышать цены.
Арчибальд и Фельдман предложили ряд мер, которые могут помочь. Я тоже думаю,
что высокие технологии и дистанционное обучение смогут помочь контролировать
затраты на образование. Вузы также могут сделать многое для искоренения
неэффективности и дублирования дисциплин. Эта книга - полезное введение в
сложную проблему», — комментирует Гейтс.
Trendyman.ru
Литература как
духовная скрепа Уже с этого года московские десятиклассники будут писать
сочинение по одной из ста книг, предложенных для внеклассного чтения Владимиром
Путиным. В свою очередь, президент к 1 марта поручил правительству разработать
механизм, при котором сочинение войдет в итоговую аттестацию выпускников.
Почему сочинение не заставит школьников полюбить чтение, «Газете.Ru» рассказал заслуженный
учитель России, преподаватель гимназии №1567 Эдуард Безносов. — Как вы относитесь к
введению сочинения в школьную аттестацию? — Я не очень понимаю, что такое «сочинение-проект», о
котором говорил Путин, поэтому ничего не могу про него сказать. Сочинение как
промежуточная аттестация не нужно, такой аттестацией служат текущие оценки.
Какая-то специальная работа может быть дана, только если школьнику грозит
неаттестация. Изменять же часть С в ЕГЭ, будь то экзамен по русскому языку или
по литературе, бессмысленно. Тогда ЕГЭ по русскому языку нужно отменять, потому
что это будет очень большой объем. Я работаю в школе уже много лет. И пережил то время, когда у
нас был обязательный экзамен по литературе, который проходил в форме сочинения.
Оптимальный объем сочинения учащего выпускного класса был пять-шесть тетрадных
листов. Так вот для большинства школьников написать сочинение объемом до трех
листов было практически неразрешимой задачей. Я не знаю, оптимален ли объем 200
слов, но в требованиях ЕГЭ сформулировано правильно: не менее 200 слов. — Москва уже вводит
сочинение с этого года для десятиклассников. Как сообщил департамент
образования, «сочинение будет носить метапредметный характер, за основу
сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг, рекомендованных к прочтению
президентом России Владимиром Путиным». К этому как вы относитесь? И чем это
будет грозить конкретно вашим ученикам? — Я, честно говоря, не очень понимаю, что означает это
высокоученое слово «метапредметный». Мы в нашей школе всегда после десятого
класса устраиваем для всех классов независимо от специализации экзамен в форме
сочинения. Только он носит никакой не метапредметный, а самый обычный характер.
И потом я не понимаю, почему книги должны быть рекомендованы президентом, а не
учителями-словесниками. Мне кажется, мы уже переживали период в нашей истории,
когда у нас был корифей всех наук. Это что, повторение пройденного? Чем это будет грозить нашим ученикам, я пока не знаю. Вот
наступит пора экзамена, там и посмотрим. И придумаем, как с этим бороться. Я в
таких случаях вспоминаю прекрасную повесть Фазиля Искандера «Созвездие
Козлотура». Там умный председатель колхоза внушал корреспонденту из
газеты, что все инициативы начальства по внедрению новых методов работы
замечательны, но в условиях микроклимата их колхоза они неприменимы. Вот и у
нас, в нашем колхозе, есть свой микроклимат. — Одной из целей
введения выпускного сочинения власти называют стимулирование интереса к чтению
у школьников. Вы с этим согласны? — Это глубочайшее заблуждение. Скорее оно вызовет обратную
реакцию. Мне несколько лет назад довелось вести уроки в выпускном биологическом
классе: умерла моя коллега. И мы продолжили с детьми те темы, которые они
изучали с ней, а потом я предложил им заниматься тем, чем они хотят, что им интересно.
И по их инициативе мы обсуждали стихи Цветаевой, Мандельштама, произведения
Ремарка. При этом никакого экзамена по литературе они не сдавали: это был,
повторяю, биологический класс. Интерес к чтению у этих детей был сформирован
учителем, который с ними работал, а никакой экзамен стимулировать интерес к
чтению не будет. Стимулировать он будет только одно — выпуск многочисленных
книжек под названием «1000 золотых сочинений». Готовя детей к сочинениям, мы
будем заниматься пресловутым натаскиванием. Да и в интернете мгновенно появятся
(они и сейчас уже есть) краткие содержания произведений школьной программы,
готовые сочинения. И надо будет бдительно следить за тем, чтобы дети не
проносили с собой на экзамен всяческие электронные устройства. На языке нашего
главы государства это означает, что «возрастет коррупционная емкость вопроса». — То есть вас
устраивает ЕГЭ? — ЕГЭ не так плох, как принято думать. Если бы я проверял
эти четыре микросочинения и одно мини-сочинение, которые дают на ЕГЭ, для меня было
бы понятно, знает и понимает ли человек то, о чем пишет, и владеет ли он
словом. Я склоняюсь к тому, что сочинение не нужно. Единственное, что мы можем
привить обязаловкой, — это отвращение к классике. — А как вы относитесь
к сочинению в виде исследовательского проекта? — Оно не может быть формой выпускного экзамена. У меня
школьники каждый год пишут по исследовательской работе, которую готовят летом.
Они могут сами выбирать темы, а если нам их будут спускать сверху, то зачем это
будет нужно? Педагогический опыт у меня, думаю, не меньше, чем у всех
потенциальных разработчиков этих тем. Едва ли они работают в школе, скорее
всего, они методисты. А кто такие методисты? Есть старая педагогическая шутка:
«Те, кто умеет, — те делают; те, кто знает, — те учат; а кто не умеет и не
знает — те учат, как учить, они методисты». — Как выглядят те
письменные работы, которые вы устраиваете своим школьникам? — Работы бывают самые разные. Простейший вид — словарные
работы. Детям заблаговременно предлагаются списки слов, которые встречаются в
произведениях Льва Толстого, к примеру. Они вывешиваются в классе, дети должны
найти их значение, поскольку должны понимать слова, которыми пользовался
Толстой. Немногие могут сразу сказать, что такое арапник или аванпост. Еще один
тип работ называется «Верификация интерпретаций». Дается высказывание
исследователя, которое дети должны осознать, а затем выразить свою точку
зрения. Такие работы они пишут раз в полторы-две недели. За год выходит
примерно 17–20 работ. — Задания части С в
ЕГЭ похожи на те, которые даете вы. — Да, только я придумал их много лет назад. Ученики должны
знать, должны понимать, что говорят исследователи. А еще они должны соотнести
свои мысли со словами исследователей. В экзаменационном задании по литературе плоха
не часть С, а части А и В, которые совершенно примитивны. У меня дети сдают ЕГЭ
по литературе. И они не верят, что у них всерьез могут спрашивать, какой прием
использован в строчке Фета «Опять серебряные змеи через сугробы поползли». — Мне кажется, сама
система неверна. Разве должен президент говорить, что школьники должны сдавать
сочинение… — Не посоветовавшись с учителями. Тут я с вами согласен. Но
у нас так в стране заведено, что начальник лучше всех все знает, в том числе
как преподавать литературу. Хотя мы до сих пор не определились с целями и
задачами литературного образования в школе. У нас стандарты действуют
неправильно. Может, стоит определиться, для чего мы вообще литературу в школе
изучаем, с какой целью. А мы ставим телегу впереди лошади. До сих пор в
сознании подавляющего большинства моих коллег цель изучения русского языка —
научить правописанию. А это ведь прикладная задача. Дети говорить и писать не
умеют по-русски. — Какова эта цель
сейчас? — Сейчас мы изучаем литературу на ее историко-литературной
основе. А это нужно только в гуманитарных классах. Главное — научить детей
книжки читать, отличать хорошие книги от плохих и привить вкус к чтению хороших
книг, а не сообщить сведения из истории литературы. — А как детей из
негуманитарных классов заинтересовать чтением? — Это очень сложный вопрос. Сейчас мне кажется, что надо
принципиально поменять направление курса литературы. Мы начинаем курс из
глубины, со «Слова о полку Игореве». А чтобы его читать, надо созреть. Да и до
русской классики XVIII—XIX веков десятиклассники
еще, откровенно говоря, не доросли. Начинать надо, по-моему, с того, что
школьникам близко и интересно, — с современной литературы. И идти в глубь
веков. И тогда школьники смогут понять, как все новое выросло из этой старины.
Но этого в школе делать нельзя из-за системы изучения литературы и федеральных
стандартов. — Просто изучать
литературу в направлении, противоположном ее развитию, — это радикальные меры,
на которые никто не пойдет. Может, есть какие-то реальные сценарии? — Не знаю, может, у кого-то есть другие предложения. У нас,
увы, нет педагогического сообщества. Никакого серьезного обсуждения введения
сочинения быть не может, потому что нет сообщества учителей, которые могли бы
это предложение обсудить. А выступит какой-нибудь недоучка из Госдумы типа
Милонова или Железняка, народ будет дружно аплодировать. Как раз уровень
умственного развития и образования этих депутатов для меня весьма сомнителен.
Но в итоге оказывается, что они все знают лучше нас. — Вы принимали
участие в литературном собрании? — Да, меня туда пригласили. Правда, неверно ориентировали. Я
не представлял себе ни характера этого мероприятия, ни его содержания. Мне
сказали, что будут обсуждаться стандарты по литературе. А вышло совсем не то.
То, что обсуждали на нашей секции, было очень здраво. Мы выработали свои
предложения, а потом модераторы нашей секции их озвучили на пленарном
заседании. На этом собрании же все у государства денег, финансовой поддержки
просили. А мы, учителя-словесники, просили только избавить нас от их опеки, от
их мелочного контроля, от бессмысленной, ненужной писанины. Вы знаете, что учитель должен раз в пять лет проходить
переаттестацию? Я вроде бы заслуженный учитель, доказал свою профпригодность,
но все равно должен ее проходить. От меня требовали кучу бумаг, и я должен был
эту толстенную папку отвезти в Центр качества образования. Я подъезжаю к этому центру, там стоят пожилые женщины,
которые всю жизнь проработали в школе. Они волнуются, вдруг не пройдут эту
аттестацию. И я представил, сколько нас ожидает сердечных приступов от этого
нервного стресса, который на нас обрушили чиновники. Это унизительно для
учителя. Вы хотите знать, как я работаю? Так не бумажки с меня
требуйте. Приходите ко мне на урок, посмотрите, как я преподаю. Нельзя учителя
унижать. — То есть вы довольны
литературным собранием? — Я доволен тем, что было на нашей секции. На собрании, во
многом благодаря Наталье Солженицыной, наш разговор приобрел правильное
направление. Дело ведь не в сокращении количества часов на литературу, а в
самом статусе предмета. Мы отдали все приоритеты математике, физике, химии в
ущерб литературе. Неужели кто-то верит, что от этого мы получим много хороших
физиков? Ничего подобного. Если мы не будем учитывать общую культурную
составляющую, мы просто получим много плохих физиков. Как говорят, в «лихие
90-е» был провозглашен принцип гуманитаризации образования. Это идет вразрез с
технократическими, по сути позитивистскими, основами общественного сознания
подавляющего большинства наших граждан, в первую очередь тех, от которых
зависит принятие решений. Но на самом деле, подумайте, это очень правильная
постановка: наше образование необходимо гуманитаризировать. А у нас на
гуманитаризацию смотрят как на второстепенную задачу: бесплатное приложение к
тому главному, чему школа должна учить, — математике, чтобы уметь считать, и
русскому языку, чтобы грамотно писать. Говорят, что все решения по поводу сочинения будут обсуждать
с профессиональным сообществом. А где это сообщество, и где гарантия того, что
к нам прислушаются? У нас министр культуры — исторический шарлатан. Министр
образования печется только о естественных науках. Где гарантия того, что у них
в головах уже не созрело какое-то решение? У нас вся власть безграмотная. Мы уже
проходили, когда у нас были министрами образования ректор Института стали и
сплавов Елютин или ректор Химико-технологического института Ягодин. И где наше
образование находится? — А кто должен быть? — Гуманитарий. Потому что образование решает вопросы
гуманитарные. Знаете, почему у нас хорошая школа? Потому что у нас директора —
гуманитарии. Нет, ну было одно замечательное исключение — химик Татьяна
Николаевна Ромашина. Образование — это вообще гуманитарный аспект жизни
общества, а не технический, математический или еще какой-то, словом, не
узкоспециальный. И министром должен быть гуманитарий. Желательно филолог. Наш министр — дитя советской системы. Вы знаете теорию
базиса и надстройки? Вряд ли. А я в свое время изучал марксистско-ленинскую
философию. Так вот для нынешнего министра литература — это надстройка. Он не
понимает, что на самом деле это духовная скрепа. — Только, простите,
не скрепа. — Ну хорошо, пусть не скрепа, пусть основа. А что нас делает
единым обществом, кроме нашей истории, которую большинство знает плохо? То, что
у нас у всех одно культурное пространство — наша литература. Вот благодаря чему
мы пока остаемся еще некоторой целостностью. — По-вашему, что
самое главное нужно сделать для того, чтобы успешно преподавать литературу в школе? — Самое главное — определить цель литературного и языкового
образования в школе. Все остальное — это вопросы производные. Я для себя знаю,
для чего я прихожу в класс. Но государство не знает, для чего оно посылает
учителей литературы в классы. Но образование-то у нас все-таки государственное.
Задача системы образования — воспитывать свободных людей. Не сумму знаний
вложить, а человека воспитать. — Нужно делать скидку
и на качество педагогов, разве нет? — Дело даже не в качестве. Несколько лет назад у нас
учительница ушла из школы в середине года. Тогдашний директор попросил меня
подыскать кого-нибудь в педагогическом вузе. Я попросил свою знакомую отправить
к нам практикантов. Так вот на весь филфак этого педагогического университета
нашлась одна студентка, которая собиралась идти работать в школу. Я не вижу
очередей из желающих пойти работать в школу. У нас знаете почему хорошая школа?
Потому что 40% учителей — наши выпускники. Они у нас учились, потом пошли в
университеты, а затем вернулись к нам. И они все знают про школу изнутри.
Елена Мухаметшина, "Газета.Ру"
Плыть на лодке без
мотора Почему нельзя ликвидировать книжную палату В начале декабря 2013 года Владимир Путин объявил о
ликвидации Российской книжной палаты. Ее имущество и, как минимум, часть
функций должны быть переданы информационному агентству ИТАР-ТАСС. Палата
собирала статистику о книжном рынке, выдавала уникальные номера ISBN, получала
всю бумажную продукцию, изданную тиражом более 100 экземпляров. Многие
сотрудничающие с организацией специалисты уже возмутились ликвидацией палаты и
составили петицию с требованием прекратить слияние. «Лента.ру» попыталась
выяснить, чем полезна Российская книжная палата для издателей, библиотекарей и
ученых. Российскую книжную палату (РКП) ликвидировали одновременно с
РИА Новости (на его месте появится агентство «Россия сегодня»); обе новости
содержались в президентском указе от 9 декабря 2013 года. Сотрудники и
руководители палаты и ИТАР-ТАСС утверждают, что документ, подписанный
Владимиром Путиным, стал для них полной неожиданностью. При этом реформирование
государственных СМИ, которое в Кремле объяснили необходимостью снизить расходы,
активно обсуждается: по крайней мере, объявлено, как будет происходить
превращение РИА Новости в «Россию сегодня» — и кто будет за это отвечать. А вот
с РКП дела обстоят иначе — ее ликвидация волнует только узкий круг книжных
профессионалов, никаких подробностей слияния нет. Официально ситуацию не
комментирует и Роспечать — федеральное агентство, к которому относится палата.
Источники «Ленты.ру» в информагентстве утверждают, что с ними детали
объединения не обсуждают. Есть только одно предположение — архив РКП, очевидно,
передадут библиотекам. Обязательный
экземпляр Книжная палата существует с 1917 года. Она была создана для
регистрации печатной продукции, выпущенной в стране. Постепенно ее функции
расширялись: РКП стала следить не только за книгами, но и за периодикой, вести
статистику и сотрудничать с библиотеками. «Самые главные функции РКП: получение
обязательного экземпляра изданий — книг, газет, журналов, авторефератов
диссертаций и так далее (например, 16 экземпляров каждой вышедшей книги, всего
в год выходит более 110 000 книг и брошюр) и распределение между библиотеками
согласно ФЗ “Об обязательном экземпляре документов”», — рассказал «Ленте.ру»
сотрудник палаты. Один экземпляр каждой книги остается в РКП, он хранится в
Архиве печати в Можайске. Архив ведется с 1917-го, сейчас в нем более 80
миллионов изданий. В число библиотек, которые через РКП получают бесплатные
экземпляры изданий, входит научная библиотека МГУ им. Ломоносова. «На основании
этого экземпляра мы делаем заказы на покупку, — рассказала «Ленте.ру»
руководитель отдела комплектования библиотеки МГУ Людмила Куприянова. — Вся
работа библиотеки основана на этом бесплатном контрольном экземпляре. Мы
решаем, какие книги нам нужны — не по бумаге, не по прайс-листам, не по
издательским планам, а по живой книге. Для специалиста это очень важно». Но и сотрудники тех библиотек, которые не получают обязательный
экземпляр, утверждают, что палата — полезное ведомство. Генеральный директор
Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени Рудомино
Екатерина Гениева рассказала «Ленте.ру»: руководители крупнейших российских
библиотек совместно разработали документ, обращенный к властям. Они просят
сохранить РКП. «Палата — наиболее мощный и точный источник данных о выходящих
книгах, сохранить ее — это сохранить книжный и издательский код страны, —
пояснила Гениева. — Присоединять библиографическую структуру к ИТАР-ТАСС
неправильно, мы просим передать РКП в ведение Министерства культуры. А уж если
встает вопрос о реформе (еще не факт, что она необходима), то тогда разумнее
присоединить ее к Российской государственной библиотеке». В свою очередь, основатель московского книжного магазина
«Фаланстер» Борис Куприянов (сейчас он работает заместителем директора
Московского городского библиотечного центра) заявил «Ленте.ру», что палата
помогает всем библиотекам России — и не только крупным. «Я не представляю, как
ИТАР-ТАСС будет взаимодействовать с большим количеством библиотек. В одной
Москве их две с половиной тысячи, — рассуждает Куприянов. — Все библиотеки
могут получить в книжной палате определенную информацию. Конечно, библиотеки
могут получать эту информацию из прессы, от издательств и так далее. Можно
передвигаться по морю без мотора? Можно! Можно с парусом, можно с веслами,
можно запрячь рыб и погонять их. Но с мотором удобнее всего». По словам сотрудника РКП, собирать и распространять
обязательные экземпляры может, к примеру, Российская государственная библиотека
(«Ленинка»). «Об этом иногда идут разговоры. За рубежом такие функции выполняет
обычно главная национальная библиотека, но в этих странах и не было органа,
подобного РКП — с почти вековой историей. Соответственно, в РГБ нужно заново
строить инфраструктуру для приема, описания и распределения 120 тысяч книг и
десятков тысяч периодических изданий», — пояснил он «Ленте.ру». Библиография без
рефлексии Помимо прочего, сотрудники РКП описывают все книги, которые
поступают к ним, и составляют библиографические указатели — так называемые
летописи. «Книжная летопись», основанная еще в 1907-м (до революции ее издавало
Главное управление по делам печати), выходит раз в неделю. По итогам года издается
11-томный указатель «Книги РФ» с библиографическими описаниями всех изданных за
год книг и вспомогательными указателями. На основе этих данных ведется
статистика печати в России. Библиографическая работа важна, в первую очередь, для
ученых. «Ни одна серьезная научная работа не может обойтись без составления
перечней исследований по вопросу и знакомства с ними», — рассказал «Ленте.ру»
ученый секретарь Института русской литературы РАН (Пушкинского дома) Андрей
Костин. В перечнях при этом должно быть как можно больше изданий. Самый полный
охват дает именно РКП — она выпускает девять указателей, в том числе «Книжную
летопись» и «Летопись журнальных статей». РКП принадлежит только хранилище книг в Можайске. Здание на
Октябрьской улице в Москве книжная палата арендует, а здание на Кремлевской
набережной, как пишет «Новая газета», находится в оперативном управлении (право
на управление этим имуществом перейдет, согласно указу, ИТАР-ТАСС). По данным
издания, в книжной палате работают 730 человек (источник «Ленты.ру» оценил
число сотрудников скромнее: «Более 200»). Финансируется РКП через Роспечать. «Специфика этих изданий в том, что они без рефлексии и
отбора фиксируют все, что поступило в книжную палату от издательств (а по
закону сюда должна поступать вся книжная продукция, изданная тиражом более 100
экземпляров), — объяснил Костин. — Разумеется, из-за нестрогости издательств в
предоставлении обязательных экземпляров и из-за обилия изданий сомнительного
качества многое из того, указание на что можно найти в “Летописях”, оказывается
мусором. Но зато знакомство с этим источником неизменно приносит необходимые
жемчужины. Перерыв “Летописей” даже на месяц — это потенциально несколько тысяч
изданий и статей, которые не попадут в указатели и впоследствии пройдут мимо исследователей,
которым зачастую нужна та самая, единственная статья», — рассказал ученый. В то же время аналитику, которую каждый год составляет РКП
на основе библиографических летописей, использует книжный бизнес, рассказал
«Ленте.ру» главный редактор детского издательства «КомпасГид» Виталий Зюсько.
«Все цифры о тиражах, о процентном соотношении мы получаем от сотрудников
книжной палаты, — пояснил он. — На их основании планы издательства
корректируются. Книжники должны получать эти цифры, и я не уверен, что кто-то
сейчас сможет этим заниматься». Однако в издательстве «Эксмо», крупнейшем в России, эту
функцию книжной палаты оценивают не очень высоко. «К сожалению, аналитика РКП
не до конца отражает реалии рынка, и из нее очень сложно делать какие бы то ни было
выводы, — заявил «Ленте.ру» директор редакции прикладной литературы «Эксмо»
Евгений Капьев. — Откровенно говоря, мы больше смотрим на розничные продажи
магазинов, и аналитика книжной палаты нам никак не помогает». ISBN и его друзья А еще РКП разрабатывает стандарты по издательскому делу и
выдает ISBN — уникальный номер, присваиваемый книгам (за исключением самиздата)
во всем мире. «Кто может присваивать ISBN — непонятно. Вся книжная торговля
использует штрих-код на основе ISBN, так что перерывы с выдачей номеров могут
привести к большой неразберихе в книготорговле», — сказал «Ленте.ру» сотрудник
РКП. «Если ISBN не будет выдаваться централизованно, то какое-то время книги не
будут выходить, — согласился с ним Борис Куприянов. — Я не понимаю, как ИТАР-ТАСС
справится с функциями Книжной палаты. Если мы попросим человека, который
занимается водопроводом, поставить телевизионную антенну и наладить
телевизионный сигнал, это вряд ли получится хорошо. Это то же самое». Конспирологи даже предположили, что ликвидация книжной
палаты приведет к цензуре — якобы ISBN не смогут получить «вредные книги».
Впрочем, эти опасения явно преувеличены. «Внешне это выглядит так, будто бы у
нас создается Министерство правды, но, честно говоря, не думаю, что ISBN может
стать инструментом цензуры», — предположил Борис Куприянов. В издательствах утверждают, что ISBN может присваиваться и
без участия РКП. «У каждого издательства есть свой код, дальше оно само
генерирует ISBN. Должен быть какой-то орган, который бы это регулировал, но это
— один человек с загрузкой в 30 процентов от рабочего дня: это компьютерная
программа, чего там делать-то», — пояснил Евгений Капьев из «Эксмо». Схожего
мнения придерживается и главный редактор издательства Ad Marginem Александр
Иванов. «Я вам раскрою такой секрет: продажа ISBN — это продажа билетов в
“Провал”, как у Остапа Бендера, — сказал Иванов «Ленте.ру». — Если вы знаете,
как генерируются ISBN, вы сможете и сами их генерировать. Вам просто предлагают
платить тысячу и больше рублей за то, что вы можете получить бесплатно. И это
очень по-нашему, по-российски». Однако традиционно этим занималась книжная палата, и
присуждение ISBN стоит оставить именно в ее ведении, считает Виталий Зюсько из
«КомпасГида». «Есть международное агентство ISBN, я думаю, какая-то структура
может взять на себя присваивание номеров — технически это возможно, — сказал
он. — Традиционно сложилось так, что этим занимается книжная палата, и надо
учитывать компетенцию людей, которые работают там: мне лично не очень понятно,
что будет делать ИТАР-ТАСС. Требуется какое-то время, чтобы вникнуть в работу,
получить не только недвижимость книжной палаты, но и профессиональную
компетенцию. Для этого нужен не один год». Зюсько полагает, что издание книг
без сотрудничества с книжной палатой сейчас невозможно. Его коллеги из «Эксмо» и Ad Marginem придерживаются иного
мнения. «Я мало взаимодействую с книжной палатой, — пояснил Евгений Капьев. —
Наша потребность в РКП если и есть, то она не актуализирована. Мы не ощущаем ее
присутствия». «Мне как издателю Российская книжная палата не очень нужна — или
я не понимаю, зачем она нужна, — сказал Александр Иванов. — Я совершенно не
понимаю требования обязательных экземпляров, выдача ISBN — это какая-то
архаика. Я в своей деятельности никак не связан с книжной палатой — она никак
не форматирует мои книги, никак не делает мою жизнь удобнее, мои доходы больше,
информационную поляну, в которой я скромно присутствую как издатель, —
современнее и доступнее. Я понимаю, что это какая-то древняя институция, но
зачем она нужна сегодня — я не совсем понимаю. Даже в том, что касается
библиографии, очень помогает интернет: если вам нужна какая-то книга, вы ее
найдете в интернете». При этом Иванов добавил, что сотрудникам он очень
сочувствует: «Люди там не особо досаждали госбюджету, в отличие от конторы
вроде ФСО, они вполне могли бы выполнять свою скромную функцию. Кому-то они
были нужны и полезны», — сказал он. «Я, с одной стороны, против того, чтобы
что-либо связанное с культурой закрывали, а с другой стороны — я не вижу своей
живой связи как издателя с этой структурой. На месте власти я бы, скорее,
осторожно реформировал такую институцию. Если бы было коммуникативное поле,
если бы они на современном языке общались со всеми субъектами книжного
пространства, я думаю, такая проблема не возникла бы. Они выпали из этой
коммуникации, их жалко, как каких-нибудь паганелей — важных людей, хранителей
какого-то тайного рубрикационного знания», — заключил Иванов. Будущее палаты Люди, так или иначе связанные с книжной палатой, удивляются
указу президента о ликвидации РКП и передаче ее функций (или их части)
ИТАР-ТАСС. «Решение о ликвидации, конечно, очень странное, — сказал главред
«КомпасГида» Виталий Зюсько. — Мне кажется, что невозможно улучшить имидж
России в международном сообществе, начав с ликвидации книжной палаты. Сейчас в
социальных сетях идет активное подписание петиции об отмене решения о
ликвидации РКП. Нужно собрать 100 тысяч подписей, сейчас собрано чуть больше 30
тысяч, но я надеюсь, что мы соберем нужное количество подписей и что решение
будет пересмотрено». Борис Куприянов заметил, что в принципе странно передавать
книжные функции средству массовой информации. «Нигде нет такого, чтобы книги
были объединены с рекламой и со СМИ. Разумно было бы выделить их, передать,
например, культуре», — полагает он. Указ президента дает 15 дней на то, чтобы разработать и
внести в Госдуму изменения в закон «Об обязательном экземпляре» — таким
образом, к 24 декабря будущее книжной палаты прояснится. По крайней мере,
станет понятно, как именно палату ликвидируют и какие ее функции получит
ИТАР-ТАСС. На едином портале раскрытия информации 17 декабря появилось
уведомление о том, что поправки к закону разработало Министерство культуры —
почему именно это ведомство, а не Минкомсвязи, к примеру, неясно. Текста
документа еще нет. «Пока это просто какая-то юридическая лексика, — сказала
Людмила Куприянова из Научной библиотеки МГУ. — Ликвидировать — это не значит,
что они ее ликвидируют, мы так расцениваем эти слова. Не может быть такого,
чтобы книжную палату ликвидировали сразу, за один раз. Мы ждем законопроекта.
Конечно, это немыслимое дело, но я не думаю, что так случится. Пока
обсуждать-то нечего: мы все кипим, но, в общем-то, говорить надо предметно». Ее
слова поддерживает Екатерина Гениева: «Слухи о кончине Книжной палаты
тревожные, но не окончательные». Анна Попова, «Лента.Ру» |
В избранное | ||