Продолжаем изучать труд
Марка Туллия Цицерона «О ПРИРОДЕ БОГОВ»
XXXVIII. Так ради самих же богов, о которых мы сейчас
говорим, что же это такое, наконец? Ибо если боги только мыслимы, а в них самих
нет никакой плотности, ничего осязаемого, то какая разница, будем ли мы мыслить
о гиппокентавре или о боге? Ведь другие философы такого рода представления
называют пустым движением души, а вы говорите об этом, - как о прибытии и
поступлении в душу образов.
(106) Когда я, например, представляю себе Тиберия Гракха,
выступающего в народном собрании на Капитолии и собирающего голоса против М.
Октавия, то я говорю, что это пустое движение души, ты же скажешь, что это
сохранившиеся образы Гракха и Октавия, когда я пришел на Капитолий, устремились
к моей душе. И то же самое будто бы происходит с богом, от которого густо
исходящие образы воздействуют на наши души так, что мы узнаем, что боги
блаженны и вечны.
(107) Допустим, что действительно существуют образы, которые
стучатся в наши души. Но ведь они могут представить только некий внешний облик
бога? Или также почему он блажен, почему вечен? Что же такое эти ваши образы и
откуда они? Это произвольное допущение определенно от Демокрита. Но и его
многие опровергали, и вы не находите выхода, и все это - шатко и валко. Никак
вы мне не докажете, что в меня попадают образы всех этих: Гомера, Архилоха,
Ромула, Нумы, Пифагора, Платона - и что они имеют тот облик, который был им
присущ. Как эти образы возникли? И чьи образы? Об Орфее Аристотель пишет, что
его никогда не было, а названную по его имени орфическую песнь (orphicum
carmen) сочинил какой-то пифагореец Кекропс. А между тем Орфей, т. е. по-вашему
его образ, мне часто представляется в душе. (108) А как объяснить, что образ
одного и того же человека в моей душе и в твоей выглядит по-разному? А как быть
с теми, которые совсем не существовали, да и не могли существовать, как,
скажем, Скилла и Химера? Как быть с людьми, местностями, городами, которых мы
никогда не видели [а представление о них имеем]? Как понять, что стоит мне
только захотеть и тут же - образ? Что они даже незваные являются во сне? Все
это, Веллей, пустые выдумки. Вы насильно навязываете образы не только глазам,
но и душам. Вот к чему приводит возможность безнаказанно болтать все, что
приходит в голову.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.