Продолжаем изучать труд
Марка Туллия Цицерона «О ПРИРОДЕ БОГОВ»
XXXVII. Но ведь сами дети, даже когда бездельничают,
развлекаются, упражняясь в какой-нибудь игре. А вы хотите, чтобы праздный бог
находился в полном оцепенении, так как боитесь, что если он двинется, то не
сможет быть блаженным. Это представление не только лишает богов движения и
божественной деятельности, но и людей делает ленивыми: выходит, ведь, что
всякий что-нибудь делающий, даже бог, не может быть счастливым.
(103) Но пусть бог - это, как вы хотите, подобие человека и
его образ. А что служит ему жилищем? Где его местопребывание? Далее, какой его
образ жизни? От чего он, как вы утверждаете, испытывает блаженство? Ведь
блаженство испытывает тот, кто может пользоваться и наслаждаться доступными ему
благами. Даже у неодушевленных натур, у каждой есть свое собственное место:
так, земля занимает самый низ, ее затопляет вода, выше - воздух, эфирным огням
уделено самое высокое место. А из животных - одни водятся на земле, другие - в
воде, животные как бы двоякой природы живут и там и там. Есть даже такие,
которые, как считают, родятся в огне, и их часто видят летающими в пылающих
печах.
(104) Итак, я спрашиваю: во-первых, где обитает ваш бог?
Затем, какая причина побуждает его сдвинуться с места, если только он иногда
движется? Затем если всем одушевленным существам свойственно стремиться к
чему-то сообразному с их природой, то к чему стремится бог? Далее, на что он
использует свои ум и разум? И наконец, каким образом он блажен, каким образом
вечен? Какого бы вопроса из этих ты не коснулся - везде больное место. Так
плохо построенное доказательство не может найти выхода.
(105) Вот ты говоришь, что образ бога постигается мышлением,
а не чувственным восприятием (cogitatione non sensu), что в нем нет никакой
плотности (soliditas) и он не бывает тем же по числу, но его вид таков, что он
постигается по подобию и переходу образов, и так как атомов, образующих эти
образы, бесчисленное множество, то и поступающие образы неисчислимы, и когда
наш ум напряженно вникает в них, то в нем возникает понятие о блаженной и
вечной природе.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти
к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.