Продолжаем изучать труд
Марка Туллия Цицерона «О ПРИРОДЕ БОГОВ»
XIII. (32) Да и Антисфен в
той книге, которая называется "Физик" (Physicus), утверждая, что
народных богов много, но природный (naturalis) только один, уничтожает этим
самым силу и природу богов. Почти так же Спевсипп, следуя своему дяде, Платону,
говорит, что есть некая одушевленная сила, которая всем управляет. Этим он
старается вырвать из душ познание богов. (33) И Аристотель в
третьей книге "О философии" много напутал, не расходясь во
мнениях со своим учителем. Ибо он то приписывает всю божественность разуму, то
говорит, что сам мир - это бог, то ставит во главе мира кого-то другого и
возлагает на него обязанность неким своим круговращением направлять и сохранять
движение мира; то он называет богом небесный огонь, не понимая, что небо это
только часть мира, который он в другом месте сам же назначил богом. Но каким же
образом небо при такой скорости вращения может сохранить божественное
самочувствие (sensus)? И потом, где находятся эти столь многочисленные боги,
если и небо считать богом? Если же он считает, что бог не имеет тела, то этим
он лишает его всякого чувства, как и мудрости. Далее, каким образом бестелесный
бог может двигаться или же каким образом он сам, пребывая в постоянном
движении, может быть спокоен и блажен?
(34) Да и Ксенократ, тоже ученик Платона, не
благоразумнее его в этом вопросе. В своих книгах о природе богов он совсем
не описывает божественный облик. Он говорит, что богов восемь: из них пять - те
звезды, которые называются блуждающими, и один, который состоит из всех, вместе
взятых, остальных звезд, неподвижно прикрепленных к небу, как будто так просто
представить себе одно цельное божество, состоящее из рассеянных членов. Он еще
добавляет седьмого бога - солнце и восьмого - луну. В каком смысле эти боги
могут быть блаженными - понять невозможно. Из той же школы Платона Гераклид
Понтийский наполнил свои книги детскими сказками. Он также считает божественными
то мир, то разум. Божественностью он наделил также планеты, а у бога отнимает
способность чувствовать и приписывает ему изменчивую форму. В той же книге и
Гераклид относит к богам небо и землю.
(35) А непостоянство Теофраста просто
невозможно вынести. Он то ставит на первое место по божественности ум (mens),
то небо, то небесные созвездия и звезды. Не следует также слушать и его ученика
Стратона, прозванного "Физиком". Этот считает, что вся божественная
сила заключается в природе, и в ней же содержатся причины рождения, увеличения,
уменьшения всех вещей, но нет в ней совсем ни чувства, ни облика.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.