Продолжаем изучать труд
Марка Туллия Цицерона «О ПРИРОДЕ БОГОВ»
Книга I.
XII. (29) Эмпедокл, погрешающий во многом другом,
позорнейшим образом ошибается также, рассуждая о богах. Ибо он считает четыре
стихии, из которых, по его мнению, состоит все, божественными. Но ведь ясно,
что они, стихии, возникают и исчезают и лишены всякого чувства. И Протагор,
который заявил, что у него нет совсем никакой ясности в вопросе о богах — есть
они или нет их, и каковы они, — по-видимому, также испытывал сомнения
относительно самой природы богов. А Демокрит, включавший в число богов то
разгуливающие кругом «образы», то ту природу, которая эти образы источает из
себя и испускает, то наше знание и разумение, разве не впал в величайшую
ошибку? А утверждая, что нет ничего вечного, так как ничто не остается всегда в
одном состоянии, разве этим самым Демокрит не уничтожает совершенно бога, так
что о нем и мнения никакого не остается?
А воздух, который Диоген из Аполлонии использовал в качестве
бога, какое воздух может иметь чувство (sensum)? Какой облик, приличествующий
богу?
(30) Слишком долго было бы говорить о непоследовательности
Платона, который в «Тимее» утверждает, что отца этого мира невозможно назвать,
а в «Законах» — что не следует и доискиваться, что такое бог. А так как, по
мнению Платона, бог не имеет никакого тела, как греки говорят ἀσώματον, то
вообще невозможно понять, какой он может быть. Ибо [в таком случае] он
необходимо должен быть лишен способности чувствовать, лишен также мудрости,
неспособен испытывать удовольствия, а ведь мы все это связываем с понятием о
богах. Но тот же Платон в «Тимее» и «Законах» говорит, что и вселенная — бог, и
небо, и звезды, и Земля, и души наши, и те божества, которых мы признаем по
установлению наших предков, каковые мнения и сами по себе ложны, и между собой
вступают в сильнейшие противоречия.
(31) Так же и Ксенофонт грешит почти тем же, хотя и менее
многословно. Ибо в своих книгах, где он излагает беседы Сократа, Ксенофонт
заставляет Сократа говорить, что не следует доискиваться, каков облик бога, и
что и солнце и душа — это бог, и то он говорит об одном боге, то о многих. Это
те же самые ошибки, которые мы указали у Платона.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.