Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

время -- страшная штука


Здравствуйте, уважаемые подписчики.

Предлагаю Вашему вниманию следующие заметки, опубликованные на сайте Чтение для души и отдыха:

 

 
время — страшная штука
2013-01-08 23:29 admin

Я вас люблю – светило солнце,
Я вас люблю – пел соловей.
В такт песне той качались розы,
И о любви писал поэт…

А время шло…

Сменялись дни и ночи…
И улетел волшебник-соловей,
В саду пустом завяли розы,
И поседел воспевший их поэт…

А время все идет…

Все так же светит солнце,
И ту же трель выводит соловей,
Все той же красотой блистают розы…
И пишет о любви  другой  поэт…

****
Время – страшная штука.  Его нельзя отменить, правда? Даже если очень хочется… Оно идет, и все тут, убаюкивает нас своим ритмичным ходом, и мы начинаем думать, что так будет всегда… но однажды непременно наступает момент, когда выясняется, что его больше не осталось, и все закончилось – именно для меня, а не для кого‑то другого, не для безликой статистической единицы, смерть которой не может ни огорчить, ни напугать, на даже насторожить…

(Макс Фрай. Мой рагнарек.)



История алюминия
2013-01-09 22:11 admin

Алюминий – самый распространенный в природе металл. Его соединения для своих нужд люди используют с древнейших времен. Наиболее известным из соединений алюминия были квасцы, которые использовали как средство, останавливающее кровь  и для пропитки древесины (чтобы сделать ее негорючей).

Алюминий в античном мире

В начале нашей эры во время войны с персами римский полководец  Архелай  приказал намазать деревянные башни города квасцами. В результате персы так и не смогли поджечь их.

Существует легенда о том, что однажды к римскому императору Тиберию ювелир подарил металлическую, небьющуюся обеденную тарелку, изготовленной из глинозема  (В глиноземе содержится оксид алюминия Al2O3). Тарелка была очень светлой и блестела, как серебро. Ювелир утверждал, что только он и боги знают, как получить такое вещество из глины. Тиберий, опасаясь, что металл из легкодоступной глины может обесценить золото и серебро, приказал на всякий случай отрубить ювелиру голову.

Возможно, на самом деле тарелка была серебряной, но кто знает…

Первые попытки получить алюминий

Несмотря на то, что соединения алюминия (квасцы и окись)  были широко известны алхимикам, до XVIII в. они не умели отличать их от других, похожих по внешнему виду соединений.

В 1754 r. Маргграф выделил из раствора квасцов (действием щелочи) осадок окиси алюминия, названной им «квасцовой землей» (Alaunerde), и установил ее отличие от других земель. Вскоре квасцовая земля получила название алюмина (Alumina или Alumine).

В 1782 г. Лавуазье предположил, что Alumina представляет собой окисел неизвестного элемента. В «Таблице простых тел» Лавуазье поместил алюмину (Alumine) среди «простых тел, солеобразующих, землистых». Здесь же приведены синонимы названия Alumina: аргила (Argile), квасцовая. земля, основание квасцов. Слово аргила, или аргилла, как указывает Лемери в своем словаре, происходит от греч. горшечная глина.

Дальтон в своей «Новой системе химической философии» приводит специальный знак для Alumina и дает сложную структурную (!) формулу квасцов.

Дальнейшее изучение Alumina  связано с открытием путем электролиза  щелочных металлов.  Дэви и Берцелиус  пытались выделить тем же путем металлический алюминий из глинозема. Однако их попытки успехом не увенчались.

Лишь в 1825 г. задача была решена датским физиком Эрстедом. Он пропускал хлор через раскаленную смесь глинозема с углем, и полученный безводный хлористый алюминий нагревал с амальгамой калия. После испарения ртути, пишет Эрстед, получался металл, похожий по внешнему виду на олово.

Наконец, в 1827 г. Велер выделил металлический алюминий более эффективным способом – нагреванием безводного хлористого алюминия с металлическим калием. Эти способы получения алюминия делали его драгоценным металлом, пригодным для изготовления украшений.

Только, когда научились получать алюминий путем электролиза в промышленных масштабах, цена на алюминий изменилась. И без него жизнь современного человека сложно представить.

****
Вам уже известно почему алюминий назвали алюминием



как называли алюминий
2013-01-09 22:27 admin

Около 1807 г. Дэви, пытавшийся осуществить электролиз глинозема, дал название предполагаемому в нем металлу алюмиум (Alumium) или алюминум (Aluminum). Последнее название с тех пор ужилось в США, в то время как в Англии и других странах принято предложенное впоследствии тем же Дэви название алюминиум (Aluminium).

Вполне понятно, что все эти названия произошли от латинского слова квасцы (Alumen), о происхождении которого существуют разные мнения, базирующиеся на свидетельствах различных авторов, начиная с древности. Так, А. М. Васильев, отмечая неясное происхождение этого слова, приводит мнение некоего Исидора (очевидно Исидора Севильского, епископа, жившего в 560 — 636 гг.: «Alumen называют a lumen, так как он придает краскам lumen (свет, яркость), будучи добавлен при крашении». Однако это, хотя и очень давнее, объяснение не доказывает, что слово alumen имеет именно такое происхождение. Вполне вероятна лишь случайная тавтология. Лемери (1716) в свою очередь указывает, что слово alumen связано с греческим (халми), означающим соленость, соляной раствор, рассол и пр.

Русские названия алюминия в первые десятилетия XIXв. довольно разнообразны. Каждый химик этого периода, очевидно, стремился предложить свое название. Так, Захаров именует алюминий глиноземом (1810), Гизе – алумием (1813), Страхов – квасцом (1825), Иовский – глинистостью, Щеглов – глиноземием (1830). В «Магазине Двигубского» (1822 — 1830) глинозем называется алюмин, алюмина, алумин (например, фосфорно-кисловатая алюмина), а металл – алуминий и алюминий (1824). Гесс в первом издании «Оснований чистой химии» (1831) употребляет название глиноземий (Aluminium),  а в пятом издании (1840) – глиний. Однако названия для солей он образует на основе термина глинозем, например сернокислый глинозем. Менделеев в первом издании «Основ химии» (1871) пользуется названиями алюминий и глиний. В дальнейших изданиях слово глиний уже не встречается.

****
В статье  История открытия алюминия



на первом печатном дворе
2013-01-10 22:30 admin

Рано утром  на крыльцо Печатного двора медленной, важной поступью поднялся учитель Кузьма Демьяныч. За ним шли маленькие грамотеи.

Ребята шёпотом переговаривались, глазёнки их так и бегали по сторонам. Они толкали друг дружку локтями, сгорая от нетерпения и любопытства. Но как только дверь отворилась, мальчики сразу умолкли и вслед за учителем чинно вошли в помещение печатни.

— Дело доброе! — сказал печатник Иван Фёдоров, узнав, для чего к нему пришли мальчики. — Сам великий государь Иван Васильевич сей Печатный двор построить велел. И не дале как вчера здесь быть изволил, взирал на работу нашу. Теперь у нас большая печатная мастерская будет.

— А для чего великий государь сим делом занялся? — нерешительно задал вопрос Кузьма Демьяныч.

— Для того, добрый человек, что разные мало учёные и неискусные мастера, переписывая книги рукою своею, многие ошибки в них вносят. И каждый раз новый переписчик новые ошибки добавляет. К тому же те книги рукописные иногда целыми годами пишутся, а потому больших денег стоят, и никто, кроме богатеев, купить их не может. А теперь, на станке, книги скоро и чисто делаться станут. И цена на них будет лёгкая. Народ наш от книг этих большое знание получит. Просветившись же грамотою, государство Московское в ряд с величайшими державами возвысится и силу огромную будет иметь.

Едва Иван Фёдоров кончил говорить, как Никита вырвал свою руку из рук Филатыча и бросился через всю печатню к своему другу Микитке. Тот, широко улыбаясь, давно уже на него поглядывал. Но не успели они разговориться, как печатник сказал строго:

— А ну-ка, Микитка, принимайся за работу! Пусть посмотрят гости, как книжицы делаются.

Микитка вместе с другим мальчиком, постарше, снял со стола квадратную дубовую доску. Они осторожно понесли её к большому деревянному станку. Микитка кожаной подушечкой старательно смазал чёрной краской свинцовые буквицы, вставленные правильными рядами в углубления доски. Другой подушечкой он нанёс красную краску на деревянный резной квадратик, выступающий в правом верхнем углу доски. Потом осторожно прикрепил поверх набора деревянными иголками лист бумаги.

Когда доска была задвинута в станок под пресс, помощник печатника Пётр Мстиславец нажал на толстый деревянный винт пресса. Снова нажал и отпустил. Затем нажал со всею силой ещё раз.

По знаку печатника сын его вместе с Микиткой вынули доску с набором из-под пресса и отнесли на стол к окну.

Сам Иван Фёдоров снял матерчатую рамку, которая прижимала бумажный лист к набору. Осторожно вынул деревянные шипы — иголки. Потом медленно, осторожно отодрал лист с доски.

Высокий, отставив на каблук одну ногу, весь освещённый солнцем, стоял он у окна, рассматривая только что полученный оттиск.

Слева, вверху листа, красной краской вился узорчатый рисунок, изображавший большую букву «Г».

— Глаголь, — произнёс в тишине звонкий голос Никиты.

Печатник улыбнулся мальчику. И все вдруг разом заговорили, зашумели.

— А вот, поглядите, как такие узоры получаются.

У другой стены за узким длинным столом под окном сидели два человека. Они, не отрываясь от работы, взглянули на гостей, поклонились и продолжали своё дело.

— Вот это знаменщик: он гусиным пером наносит узор на дерево. Что резальщик вырежет прочь, то на листе белым окажется, что оставит — красной краской обозначится.

Тонким острым ножичком резальщик удалял из деревянного квадратика мельчайшие стружки. На дереве проступал замысловатый рисунок из цветов и листьев.

— А буквицы эти откуда берёте? — полюбопытствовал Филатыч.

— Да всё оттуда же. Своими руками производим. Резальщик по рисунку режет, а мы с Петром Мстиславцем отливаем их из свинца. Словолитня наша помещается в подвале. Одначе я вас туда не поведу. Угарно там от горна с угольями, где свинец плавится, да и тесно.

Иван Фёдоров на прощанье ласково погладил круглую головёнку Никиты своей большой, чёрной от свинца и краски рукой, ущипнул легонько за ухо и сказал потом ребятам такое напутственное слово:

— Чтение книжное — добро великое. Когда читаешь книгу, не спеши дочитать, но уразумей сперва, о чём в ней говорится. Краса воина — меч острый, корабля — ветрило, а мужа государственного — знание книжное. Наш народ книги полюбит и их сбережёт. (Василий Ян. Никита и Микитка)
И столетия спустя потомки изделий печатного двора остаются необходимыми атрибутами в нашей жизни. Их качество по-прежнему зависит от мастерства работников, которые точно знают  Как должно выглядеть вводное обучение для освоения нового оборудования типографий.



история создания огнетушителя
2013-01-11 23:31 admin

Для борьбы с огнем огнетушители начали использовать сравнительно недавно, в XVIIIв. Первые огнетушители представляли собой деревянную бочку, заполненную водой. Бочка оснащалась запалом с черным порохом.  Чтобы погасить пламя, зажигали фитиль и закатывали бочку в огонь, где она взрывалась. В результате содержимое бочки расплескивалось, и огонь гас. Иногда бочки заполняли квасцами и порохом.

В 1815 году русским ученым С.П. Власовым было предложено использовать для борьбы с огнем отходы мыловаренных заводов. В качестве активных веществ использовались водные растворы хлористого и сернокислого калия, суспензия из железного купороса и извести, а также квасцы и обычный поташ. Основной эффект от их применения заключается в препятствовании доступа воздуха к горящему предмету.

А в 1816 году был создан первый огнетушитель. Его придумал англичанин Джордж Мэнби. Работу над своим  изобретением он начал после того, как оказался свидетелем страшного пожара в Эдинбурге. Огонь на пятом этаже оказался недоступен для пожарных шлангов и легко распространялся. Изобретение Мэнби представляет собой металлический цилиндр, который заполнялся водой. Под давлением сжатого воздуха струя воды заливала пламя.

Через три года П. Шумлянский предложил использовать для тушения пожаров инертные газы. Его рецепт огнетушащего состава был таким: «самого низкого пороха мякоть, простая глина и вода в известной пропорции соединенные».

В 1846 году в Саксонии изобрели огнетушащие коробки. Их начиняли смесью из серы, селитры и угля. Когда смесь загоралась, выделялись газы, препятствующие горению.

А в 1863 году Д. Ляпунову Российское патентное агентство выдало патент (первую привилегию) на огнегасительную смесь. Она состояла  из раствора аммиака, соли и очищенного поташа. Смесь растворяли в воде и насосом подавали в очаг пожара.

С 1871года началось производство огнетушащих гранат, которые представляли собой  стеклянные сосуды, наполненные растворами солей. Употреблять гранаты рекомендовали для гашения пожаров в небольших помещениях.

В 1889 году русский ученый М. Колесник-Кулевич научно обосновал использование газов для тушения пожаров. Он доказал  их эффективность в борьбе с огнем. Для пожаротушения он предложил использовать углекислый газ для огнетушителей.

В начале прошлого века изобретение русского ученого А.Г. Лорана положило начало производству в нашей стране химических пенных огнетушителей. Первый пенный огнетушитель был сконструирован А. Лаврентьевым. Пену из его огнетушителя выкачивали насосом.

Для наших современников противопожарная безопасность, а значит, и производство средств пожаротушения продолжает оставаться актуальным. Ведь пожар не спрашивает разрешения. Поэтому требовательность к качеству средств защиты от огня постоянно повышается. Компания, где я работаю, много лет сотрудничает с Пожпромторгом как надежным поставщиком противопожарного оборудования. А на днях я приобрела  у них огнетушитель для своего автомобиля. Кстати, а Вы знаете, что первый автомобиль придумал Леонардо да Винчи?



род власти
2013-01-12 12:56 admin

Есть  два рода власти, вполне реальной, но не являющейся властью политической, властью в системе отношений людей.

Род первый – жена, фаворит, советник короля…

Влияние на личность лидера, действование через него. Реже – потому, что ты умеешь доставить ему сильное удовольствие и вертишь им в своих интересах. Чаще – потому что ты умный. И кто знает, использует ли король твой ум в своих интересах,  или это ты посредством своего ума используешь короля в своих интересах. Доступ к постели короля и доступ к уху короля. Здесь вся атрибутика власти – королю , но есть сознание того, что он – марионетка в твоих руках, а реально миром правишь ты.

Та-ак, значит можно не уметь подчинять себе людей, расправляться с врагами, заставлять выполнять приказы, брать на себя всю ответственность за содеянное… Но лишь умом изменять мир, используя чужую волю и силу. Заметьте – советников всегда масса, не протолкнешься, и у каждого лидера – аппарат мозговиков. Вся энергия мозговика пошла в ум, но важнее, по жизни, умение скручивать людей в бараний рог или внушать им любовь и доверие.

Ум можно взять напрокат, за умеренную плату и донести свои идеи до народа, а качества лидера, увы, надо иметь свои. Иначе, беспредельное властолюбие важнее. Но мощный и тонкий ум, стоя рядом с властью, реально делает умника тоже очень властным. «Серый кардинал» – тоже род власти.

Род второй – интеллектуал-ученый.

Архимед, Бертольд Шварц, Оппенгеймер. Тихо сидя, изобретает такое, что мир переворачивается. Строго говоря, это тоже высшая форма – самореализации, дающая ученому ощущение и сознание власти над миром.

«Вы короли?…  а я закончу сварганивать вот эту  маленькую установочку, положу палец на кнопку … и могу сделать такое, что вам не снилось.»  В общем ведь братья Райт больше сделали в этом мире, чем любой главнокомандующий ВВС вместе с министром воздушного транспорта.

Власть человечества над воздушным океаном со всеми вытекающими, а вернее выпадающими и вылетающими отсюда последствиями, базируется на власти над воздушным пространством двух механиков из велосипедной мастерской. Это их власть! (Михаил Веллер. Все о жизни)

Власть же безымянного изобретателя счетной доски мне кажется безграничной. Изобретение доски с камешками начало эры счетных машин, венцом которой стали любимая игрушка и незаменимый помощник – компьютер с интернетом, без чего уже не мыслят своей жизни миллионы людей. Вот и сейчас скачаю тут  один любопытный шаблон для сайта, разберу его на запчасти, а потом…. Впрочем, о сайтостроении как-нибудь в другой раз…



как складывается картина мира или почему все плохо
2013-01-12 22:44 admin

***
Любая вещь рассказывает нам о событиях, которые происходили там, где она находилась, а человек рассказывает о себе, любимом. Причем даже такие вещи, о которых, как ему кажется, понятия не имеет…

***
Из уникальных отличий, собственно, и складывается неповторимая картина того или иного мира, подобно тому как из многочисленных неповторимых отличий складывается облик любимого человека: черты лица, голос, манера выражаться, способ реагировать на то или иное событие – все то, что делает его предсказуемым, узнаваемым, а потому – любимым. А когда какая‑то из этих составляющих меняется, мы лишаемся душевного покоя. У нас часто недостает мужества без сожалений расстаться со старым приятелем и впустить в свою жизнь какого‑то незнакомца… (Макс Фрай. Простые волшебные вещи) … из Блога моего друга , подготовиться к сложному техническому экзамену и заодно узнать от мудрых евреев, что

  • У людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на лоб) все плохо. (Моисей.)
  • У людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на сердце) все плохо. (Христос)
  • У людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на карман) все плохо. (Карл Маркс)
  • У людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая ниже пояса) все плохо. (Зигмунд Фрейд)
  • У людей все не так уж плохо, потому что все относительно. (Альберт Эйнштейн)

Выпуск находится http://subscribe.ru/archive/culture.lit.isidafenix

Предыдуший выпуск: http://subscribe.ru/archive/culture.lit.isidafenix/nav/prev//archive/culture.lit.isidafenix/201301/13071537.html

Все выпуски: http://subscribe.ru/archive/culture.lit.isidafenix

С уважением, Елена (Исидафеникс).


В избранное