Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что почитать?

  Все выпуски  

Что почитать? Интервью с Джо Аберкромби


Джо Аберкромби — это британский чувак. Британский чувак, который, так уж получилось, наводит шороху в мире фэнтези. Его первый роман, «Кровь и Железо», получил признание критиков(и фанатов) в 2006 году, при этом многие в Великобритании и Канаде поставили его на самую вершину жанра, прямо за произведением Скотта Линча «The Lies of Locke Lamor». Вскоре он выйдет в Соединенных Штатах, и несомненно, будет иметь такой же успех.

Следующий роман Джо, «Прежде чем их повесят» был недавно выпущен в Великобритании и Канаде. Критики и фанаты приняли его так же хорошо, если не лучше. Сейчас Джо работает над заключающей частью трилогии «Последний довод королей».
Джо пишет рассказы, полные очаровательных, харизматичных персонажей, которых читатели просто обожают ненавидеть! Если вы поклонник острого ума в романах Джо (или, даже, если вы не читали их), я думаю, что Джо вас не разочарует! Он такой же коварный и едкий, как любой из своих героев! Итак, прощайте, я оставляю вас с интервью.
Наслаждайтесь!

Джо, прежде всего я хотел бы приветствовать тебя и поздравить с выходом второго романа «Прежде чем их повесят».
Большое спасибо, Айдан, приятно быть здесь.

Можешь ли ты описать превращение из экстраординарного видео-монтажера в издаваемого писателя фэнтези? Возможно, это вызовет проблеск надежды в сердцах некоторых из моих читателей.
Я не совсем уверен, что каждый руководитель, с которым я работал, согласился бы с Вашим использованием слова «экстраординарный», но да, в другой моей жизни, я монтирую фильмы, в основном документальных и живой музыки. Концерты, фестивали, все в таком духе.
Я фрилансер, так что всегда было немного свободного времени между проектами. Первые несколько лет я проводил его за видеоиграми, но через некоторое время решил, что необходимо более интересное занятие. Я большой любитель фэнтези и рпг, почти как ребенок, поэтому я держал в уме несколько персонажей и миров в течение длительного времени, и думал, что приду к написанию эпической трилогии с тайной, триллером, юмором и моральной амбивалентностью реальной жизни.
Очевидно, я ожидал, что это будет еще один полубезумный проект, который бы оказался мусором, и я бы заскучал через десять минут. Каково же было мое изумление, когда символы стали жить собственной жизнью, и мне действительно начало нравиться то, что я делаю. Когда я, наконец, набрался мужества, чтобы показать это моей семье, они тоже решили, что это не полный отстой. И поверьте, что они не соврали бы мне. Так что я продолжил, а спустя два года закончил первую книгу.
Можно с уверенностью сказать, что в Великобритании литературные агенты не сразу поверили в мой гений. Я провел около года, отправляя образцы к ним, как это обычно советуют, и накопилась небольшая коллекция мягких отказов с пожеланиями удачи в другом месте. Я был, на самом деле, очень близок к тому, чтобы сдаться, когда связался с Джиллиан Редферн из Gollancz, она действительно заслуживают слова «экстраординарный». Мой друг, который работает для образовательных издательств, встретил ее на курсе редактирования, и с некоторым смущением отметил, что его друг написал книгу-фэнтези, и не хотела бы она посмотреть на нее.
Я послал Джиллиан несколько глав, и они понравилось ей, она захотела увидеть еще несколько. Я послал ей целую книгу и через пару дней получил звонок от ее босса, Simon Spanton, он сделал мне предложение. Я не ошибусь, сказав, что я чуть не обмочил штаны. Ну ладно, обмочил, но немного. Год спустя роман «Кровь и железо» вышел в печати в Великобритании. Затем последовали немецкие и испанские издания. Американское и французское выйдут в 2007 году, а русское, финское, польское, чешское еще через некоторое время.
Вот такое превращение. Я начал писать «Кровь и железо» в, думаю, 2001 году, и он был опубликован в марте 2006 года, поэтому я считаю, что это заняло у меня около девяти походов Фродо к Роковой горе. И, прежде чем вы спросите, это был опасный путь, и героические подвиги выстраивались в ряд. Что насчет вспышки искры в холодных, темных, гнилых сердцах ваших читателей, то пускай они сами судят.
Мужик, это был длинный ответ.

Развернутые ответы хороши, Джо. К тому времени, как мы закончим, это интервью может стать достаточно большим, чтобы появиться в твоей библиографии! Твои первые два романа пользуются большим успехом у критиков и читателей во всем мире, и в связи с предстоящим выходом «Кровь и железо» в Соединенных Штатах, шумиха вокруг тебя и твоих романов, уверен, будет только расти. Какие меры ты  принимаешь в эти бурные дни, чтобы уберечь свое самомнение от раздувания до размеров воздушного шара?
Ну, отзывы на книги, как правило, очень положительные, но моя семья и друзья всегда готовы помочь, рассказав мне, какое я дерьмо. Еще у меня есть отличный редактор, указывающий на мои недостатки. И, конечно, всегда есть читатели, которым не нравятся мои книги. Я читал, что я пишу, как восьмилетний. Я читал, что у меня очень посредственная фантазия. Это смешно, как бы высоко вы ни взлетели, одно замечание всегда может вернуть вас на землю.

Первое, что поразило меня в твоих романах — это названия, оба они являются стихотворными строчками из нашего мира, но почти не имеют отношения к описываемым событиям. Что побудило к столь ярким и эзотерическим названиям?
Я всегда любил абстрактные названия, мне нравились умные высказывания и цитаты. Что может быть лучше, чем объединить два?
Мужик, это был короткий ответ.

Короткие ответы хороши, Джо. Мы не хотели бы терять читателей из-за длинных, бессвязных рассужденияй не по теме, не так ли? На этой ноте мы подходим к следующему вопросу: многие согласятся, что твоя главная сила в исключительно реалистичных персонажах. Твоя история была рождена этими персонажами? Или сюжет сам сотворил их?
Во-первых, большое спасибо. Для меня персонажи — это настоящее сердце любой книги, потому похвалив их, вы как будто сказали, что я прекрасен. На самом деле, я буду считать, что вы именно так и сказали.
Что касается того, сюжет или персонажи были на первом месте, я полагаю, что это вопрос про курицу и яйцо. Я начал с отрывков, ключевых событий, а также с описания персонажей — их происхождения, личности, и как я написал бы с их точки зрения. Но и персонажи, и сюжет, безусловно, влияют друг на друга. История сводит различных персонажей вместе, они взаимодействуют друг с другом, изменяют и посылают сюжет в новых направлениях. Персонажи и история едины в моих глазах. Вы не можете иметь одно без другого, это как свет и тьма, война и мир, или Саймон и Гарфанкел.

Ты упомянул ранее, что, когда впервые начал работать над романом «Кровь и железо», ожидал, что это будет «...еще один полубезумный проект, который бы оказался мусором, и я бы заскучал через десять минут.». Что ты можешь рассказать нам об этих других проектах, которые длились не более десяти минут?
Когда я сказал «проектов», я вовсе не имел в виду «написанию проектов». Я имел в виду такие вещи, как, скажем, уборка ванной. Я, на самом деле, пытался писать фантастику только однажды, шесть или семь лет назад, как раз после того, как я покинул колледж. Это было более или менее той же серии, с некоторыми из тех же персонажей, но я быстро потерял интерес. Просто в них не было той искры юмора и индивидуальности, какую я хотел показать. Я думаю, последние несколько лет научили меня относиться к себе менее серьезно.

Трудно не заметить, что многие из персонажей, являясь положительными в твоем романе, вполне могут быть антагонистами в другом. Ты намеренно решил создать таких удивительно темных, искалеченных, но, в конечном счете, симпатичных персонажей? Или это просто результат твоих собственных ... хмм, недостатков?
В фентези, что я читал, меня часто разочаровывала только положительная или только отрицательная мораль героев. Герои были сильны, внимательны, и бесповоротно привержены правде и самопожертвованию. Преступники творили зло во имя зда, и, как правило, имели какие-то физические дефекты.
Я всегда считал, что моральные противоречия гораздо интереснее прямолинейных героев. Можете оставить себе Арагорнов и Гендальфов. Я куда охотнее распил бы пинту пива с Боромиром и Саруманом. Хотя,если подумать, наверняка Саруман из тех, кто предпочитает напитки из чистого солода
Я хотел, чтобы мои персонажи отражали мой опыт реального мира, в котором каждый способен быть героическим или отвратительным, в зависимости от обстоятельств и вашей точки зрения. В реальности никто не думает, что он злодей, не так ли? У всех нас причины, объяснения, оправдания нашего поведения. Мои три центральных персонажа, которые, как вы говорите, могут легко быть злодеями в классической сказке — насмешливый калека-мучитель, бесхарактерный дворянин и варвар-психопат. Я старался тщательно представить их, понять мотивацию, дать им какую-то человечность. Прежде всего, я хотел персонажей, которые способны по настоящему удивить читателя. Персонажей с проблесками сострадания, юмора, глупости, насилия. Я думаю, они и герои, и злодеи этой конкретной истории.
Мои недостатки? Как вы смеете говорить, что они у меня есть?

Одно исключение из этого правила, кажется, Collem West, в целом симпатичный парень с чистыми целями, который только открывает для себя другую, более зловещую, сторону своей личности. Был ли он создан, чтобы сбалансировать других героев? Или есть другие причины для его участия в истории?
West, безусловно, выступает в качестве контрапункта некоторых более темных персонажей. Человек, который кажется симпатичным, щедрым и благородным, но способен на некоторые довольно неприятные вещи. Он, безусловно, приятно отличается от Jezal Dan Luthar, который, выглядит как полное дерьмо, но, при определенных обстоятельствах, это... Ну, все еще дерьмо, конечно, но сравнительно безвредное.

Ты автор, который ставит акцент на своих героях, как важна проработка мира для тебя?
Не важна. Я не затеваю крестовый поход против проработки мира. В крестовых походах пыльно и плохое питание. Вы не можете сочинять историю без проработки мира, а то, что вы делаете должно быть убедительным и последовательным.
Но проработка мира находится в самом конце списка моего приоритетов как читателя, так и писателя. Далеко позади персонажей, диалогов, сюжета, действия, юмора, и всех других вещей, которые создают историю. Для меня это приравнивается к декорациям в фильме — они должны хорошо выглядеть и создавать убедительный фон, но это не больше чем фон. Никакое количество подробностей не создаст сюжет, действие и все остальное.
Не счесть книг, где проработка мира выходит на первый план — это главное, что отделяет фэнтези от остальной литературы. Я хотел попробовать создать что-нибуль иное.

Как человек, который фокусирует свою энергию меньше на проработке мира, и больше на персонажах, обратил свое внимание на жанр фэнтези?
Частично, из-за ощущения, что я в состоянии сделать что-то, отличающееся от привычных стереотипов, но также и из-за всех тех вещей, что я всегда любил в фэнтези — действие и драма, магия и тайны, любовь и войны. И нет нужды делать много исследований

При чтении меня беспокоило отсутствие какой-либо карты в романах. Есть особая причина отсутствует карты?
Отсутствие карты было, в конечном счете, решением издателя. Если бы они настаивали на карте, они могли бы получить их хоть сотню. Но если бы выбор был только за мной, я бы, наверное, отказался от карты.
Используя аналогию с фильмом, я чувствую, что эпическая фантастика показывает слишком много в широком формате, мы показываем масштабные события с большого расстояния, маленьких людей в огромном пейзаже, и, возможно, отсутствие близости не дает понимания характеров. И нет более широкого формата, чем весь мир на странице, не так ли?
Я хотел, чтобы мой читатель ощущал, что он рядом с персонажами — часть действия, а не бесстрастно плавающий над ними наблюдатель. Я хотел рассказать историю так, чтобы вы могли ощутить запах пота, почувствовать боль и понять эмоции. Я хочу, чтобы читатель был прибит к тексту, жевал свои ногти, желая узнать, что произойдет дальше и не листал обратно на форзаце, чтобы проверить, как далеко на север Carleon от Uffrith, или что угодно еще. Персонажи часто не знают, что происходит — у них нет в руках удобной карты, так почему она должна быть у читателя?
Но, быть можеть, я мог бы положить карту или две на мой сайт. В конце концов, каждый любит хорошую карту, не так ли?

Ты, кажется, любишь интернет, регулярно выступаешь на таких форумах, как те, что на SFFWorld, и еще твой персональный сайт, довольно голый на данный момент! Существуют ли какие-либо планы для полноценного веб-сайта?
В любую секунду  www.joeabercrombie.com будет запущен и заработает, показав новости, мнения, доморощенное остроумие и другие эксклюзивные материалы. Честно.

Что бы ты сказал начинающим писателям? Может быть, то, что кто-то сказал тебе задолго до того, как ты приступили к своему сумасшедшему превращению?
Это может звучать странно в моих устах, но не удивляйтесь. Если вы действительно хотите быть опубликованы — обратитесь к каждому агенту и издательству, какое только сможете найти, скажите всем, кого знаете и не знаете. Это может быть вопрос случая, но чем больше людей вы привлечете, тем быстрее удача найдет вас.

Какие-нибудь последние слова, сэр?
Пейте больше воды, ешьте больше фруктов, и купить «Кровь и железо». Надеюсь, чтение интервью развлекло вас также, как меня его проведение.

В избранное