Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересные рецензии на интересные книги


Карен Прайор "Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя"


Про "Не рычите на собаку" я читала немало хвалебных отзывов, поэтому была немного разочарована отсутствием ощущения "откровения": ничего кардинально нового мне не было сказано. Более того, я не считаю, что книга на сто процентов соответствует заявленному писательницей в предисловии положению: "Что она даст вам, так это фундаментальные принципы, лежащие в основе любого обучения, и некоторые основные установки творческого применения этих принципов в различных ситуациях. Другими словами она даст вам искусство тренировки. Она может помочь вам преодолеть те неприятности, которые беспокоили вас в течение многих лет, или достичь успехов в трудных для вас делах". Для этого в руководстве маловато примеров практического применения. Да, каждая глава сопровождается пояснениями, как бы следовало поступить в том или ином случае, но мне все равно недоставало конкретики. Впрочем, тогда бы это получился просто учебник по манипуляции людьми.  

Тем не менее полезность книги неоспорима. Она структурирует, раскладывает по полочкам то, о чем я смутно догадывалась: положительное подкрепление, смена мотивации, - даже объясняет суеверное поведение через его привязку к условным стимулам. Вы никогда не задумывались о том, почему учителя часто работают только по одной методике и очень неохотно вводят новые элементы в учебный процесс? Или, например, почему в случае болезни человек предпочитает принимать лекарство, которое принимал раньше, а не то, что назначил врач - пусть оно даже дает меньше побочных эффектов? Цитата ниже объясняет это.

Многие потомственные дрессировщики находятся просто в плену суеверного способа мышления и поведения. Среди них я встречала некоторых, которые говорили, что дельфины предпочитают людей, одетых в белое, что мулов необходимо бить, что медведи не любят женщин и т. д. Это относится и к тем, кто работает с людьми и считает, например, что на пятиклассников необходимо кричать и что наказание необходимо, чтобы добиться уважения. Такие воспитатели находятся во власти традиции, они вынуждены всегда работать одними и теми же способами, так как не могут разделить действенных методов от того, что является просто суеверием. Эта слабость, или смешение, обнаруживается у представителей многих профессий — в образовании, технике, военном деле, но в большей мере, пожалуй, в медицине. Ужас сколько всего назначается пациенту не потому, что это обладает целебными свойствами, а просто потому, что так всегда делали или все сейчас делают. Каждый, кто хоть раз лежал в больнице, может вспомнить с полдюжины примеров ненужных действий, которые представляют собой не более как суеверное поведение. Интересно, что суеверное поведение не исчезает, если вы просто указываете на его неэффективность; будучи очень сильно заученным, оно соответственно сильно оберегается.

И еще один кусок, который я не могу не процитировать, потому что он действительно был для меня открытием. Я давно знаю утверждение, что кошки не поддаются дрессировке, знаю и контрпримеры, но была удивлена, узнав, что ее поведенческие реакции так выделяются:

Послушание, выражающееся либо в готовности получать удары, либо в отсутствии моментальной реакции «сопротивляйся или убегай», при котором отрицательное подкрепление умеренной силы может быть использовано для корреляции обучения, заложено в наших домашних животных. За одним исключением — кошка. Научить, например, кошку ходить на поводке поистине очень трудно; сходите на представление, в котором участвуют кошки, и вы увидите, что даже профессиональные дрессировщики с этим не связываются — кошек носят на руках, их сажают в клетку, но они не ходят на поводке.
Гарри Фрэнк предполагает, что это потому, что кошка не является истинно домашним животным и поэтому у нее отсутствует восприимчивость к отрицательному подкреплению. Может быть также, что кошка является комменсалом, животным, которое, подобно крысе и таракану, разделяет с нами жилище, извлекая из этого выгоду. Но скорее кошка является симбионтом — животным, общение которого с нами приносит взаимную выгоду — от нас она получает пищу, кров, ласку, кошка же ловит у нас мышей, забавляет нас, мурлычет. Однако работы и послушания нет. Это может объяснить нелюбовь некоторых людей к кошкам: их страшит неуправляемость.
Для всех кошконенавистников скажу, существует одно отрицательное подкрепление, которое на кошку действует: брызнуть водой ей в мордочку. Однажды на обеде, на который я надела свое новое черное шерстяное платье, белая ангорская кошка хозяйки дома без конца вспрыгивала мне на колени. Хозяйка находила это очень милым, но мне совсем не хотелось, чтобы мое платье было в белых кошачьих волосах. Когда она на меня не глядела, я окунула пальцы в бокал с вином и брызнула кошке в мордочку. Она тотчас же исчезла и больше не возвращалась: тонкое и полезное отрицательное подкрепление.

Повторюсь еще раз: книга очень полезная, хотя и теоретическая, а не практическая. То есть не надо видеть в ней руководство по манипулированию людьми: скорее, это просто рассказ о мотивациях и поведении. Возможно, кому-то будет интересно научиться различать виды мотивации, кто-то поймет, что недостаточно себя вознаграждает за некоторые действия - к тому же, читается она очень легко и при этом не имеет назидательного тона.

В комментариях к записи также можно обсудить книгу: http://book4you.livejournal.com/38895.html
Jane The Reader ( book4you)  


В избранное