Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересные рецензии на интересные книги


Линор Горалик "Устное народное творчество обитателей сектора М1"


Если ты такой умный —
почему ты такой мертвый? 

Как сказано в аннотации к этой книге, Линор Горалик ([info]snorapp) - поэт, журналист, автор нескольких книг. Я ее знаю в основном по ЖЖ, колонкам на snob.ru и новому небольшому проекту на booknik.ru - более того, у меня даже появилось развлечение читать ее статью на Букнике, потом скидывать ссылку одному израильскому знакомому и довольно слушать его не всегда цензурные восхищенные комментарии. Хорошо про нее написал в книге про историю русского Интернета Сергей Кузнецов:

Линор Горалик, которой посвящена эта статья, — персонаж, по-своему легендарный. В контексте данной книги она должна быть прежде всего упомянута как известный сетевой журналист. Публикации в Zhurnal.ru, сотня с лишним статей в «Русском журнале», еще больше — в «Гранях.ру». Важно, однако, что многие статьи Линор — не столько статьи, сколько проекты. В «Русском журнале» она вела интертекстуально-постмодернистскую игру «е2-е8», в «Гранях» — знаменитый проект «Нейротика», в котором временами делала настоящую литературу из новостей, посвященных сексу, эротике и порнографии. К этому можно добавить ежемесячные заметки на ее собственной минималистской странице на Geocities, недавно объединенные в книгу «Недетская еда», и тогда станет окончательно ясно, что Линор в большой степени — проектно ориентированный человек. В этом смысле «Этот день вне истории» — очень характерный пример: проект существовал, пока был интересен Линор, и в один прекрасный миг оборвался на полуслове, как однажды оборвутся «живые журналы», которые она вела от лица своей кошки и вымышленной шиншиллы. 

Линор - мастер коротких зарисовок. Ее способность подмечать ситуации и записывать их в нескольких предложениях меня восхищает, шокирует и даже заставляет завидовать. А ее новая книга меня просто обескуражила. "Устное народное творчество обитателей сектора М1 (составлено Сергеем Петровским; с предисловием и послесловием составителя)" - это обрывки истории души, попавшей в ад, а также фольклор, собранный этой душой в преисподней. И все эти рассказы вроде как собраны с мира по нитке, но не противоречат друг другу, а дополняют реальность так, что начинаешь прослеживать закономерности: ага, вот, когда игра заканчивается, ее правила меняются, а здесь уже второй раз встречаются какие-то заступники перед Богом, ну и так далее. Предисловие "составителя" помогает войти в курс дела: 

Когда ты умираешь и оказываешься здесь, ты попадаешь в сквер. Говорят, все секторы зеркалят друг друга, но я буду говорить только то, что видел сам. Итак: сектор M1 — это сквер. Для тебя с этого момента и потом есть только сквер, хотя есть еще много какие места (я расскажу). Устроен сквер так: представьте себе детство. Представьте себе лучший, самый легкий майский день своего детства. Представьте, что вы бегаете себе и бегаете. И вдруг вы вбегаете в сквер. 
 Это маленький сквер, и вы в нем бывали каждый день. Крошечный сквер, посредине — какие-то цветные, но довольно одинокие качели, вокруг — пустые скамейки, созданные для бабушек и мамаш с колясками, песочница. Вы забегаете в это сквер каждый день. Но в этот момент — вдруг — о, каков сквер в этот момент! Понимаете, это май. Это май, он пахнет маем, никого нет, и вся листва одновременно такая новорожденная и такая мясистая, зрелая листва. И свет небес сквозь нее таков, что весь он - чье-то невыносимо прекрасное присутствие. И сырая земля, но теплая, и качели так нежно под ветром, что даже и не под ветром, а под чем-то, что бывает только в детстве, в мае, с разбегу. И в эту секунду вы замираете всем своим маленьким телом - и у вас в горле стоит счастье. И вы понимаете, что никогда не уйдете из этого сквера, никогда, никогда, никогда. Вы ребенок, через пять секунд вы ломанетесь к качелям, и всё превратится в обыкновенный солнечный день, и качели щелястыми досками досадно покусают вам попу. Еще через две минуты вас позовут со двора, и вы не задумываясь побежите, - потому что май, вы бегаете, вы ребенок. Но, в некотором смысле, вы никогда, покуда живы, не уйдете из этого сквера. Это одна из великих Божьих милостей (здесь говорят: аванс): пока вы живы, у вас остается где-то внутри этот сквер, этот сквер. 
Когда вы умираете и оказываетесь в аду, вы попадаете в этот сквер. Но на этот раз вы приходите в него взрослым. Качели щелясты. Земля сыра. Ветер.

Я не знаю, как это удалось автору, но книга действительно воспринимается как сборник фольклора. Может быть, подобные ощущения появляются от нелепой и странной логики историй, легенд и стихотворений, может быть, Линор действительно каким-то образом познакомилась с обитателем сектора М1, но, бесспорно, это производит сильное впечатление. Впрочем, вполне вероятно, что на меня еще и подействовало присутствие на авторском чтении отрывков: когда в ушах звучит голос, как-то по-другому чувствуешь текст.

Думаю, книга понравится нестандартно мыслящим людям; желательно также наличие здорового чувства юмора - я имею в виду, черного юмора. Кстати, текст выложен на сайте Линор - в бумажном варианте, судя по всему, найти его будет проблематично.

В комментариях к записи также можно обсудить книгу: http://book4you.livejournal.com/38179.html
Jane The Reader ( book4you)  


В избранное