Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Красота простых вещей

  Все выпуски  

Красота простых вещей 'Солдатское творчество'


      И вот, пожалуй с того самого момента, когда впервые задумался над сложностью и богатством нашего языка, не перестаю удивляться. Сегодняшнее удивление является прямым продолжением вчерашней темы, хотя и не имеет к ней никакого отношения. Парадокс? Просто и у вчерашней нашей кудрявой героини, и у сегодняшнего персонажа общее только одно - одинаковый набор букв, следующий в одной и той же последовательности одна за другой. Только утонченные гвоздики имеют с нашим сегодняшним героем, пожалуй, только два внешних похожих признака - прямая основа и повсеместная известность. Вот как может простое изменение ударения кардинально изменить смысл...
        Да, вот так, одной только интонацией мы превращаем элегантные гвоздики во всемирно известный строительный крепеж. В те самые простые гвОздики.
        Вроде бы одна и та же форма, острая основа и шляпка, а сколько персонажей в этом строительном сообществе. Здесь простые и привычные строительные, невзрачно тусклые или вызывающе блестящие, и крохотные обувные, и словно надувшиеся от важности медные, и отличающиеся самыми разными формами шляпки отделочные... Иногда мягкие, что чуть ли не руками сгибаешь, а иногда такие, что и в бетон загонишь. То крошечные, безликой спутанной кольчатой массой лежащие в ящике, то громадные яркие индивидуальности, гордящиеся своей исключительностью и размером.
       И вот все это богатство многообразия таких простых и невзрачных изделий почему-то мне напомнило чисто армейское сообщество. Ничего лишнего, только то, что нужно - просто идеальная строевая выправка, фуражка с козырьком и ожидающий своего часа острый штык. И даже здесь прослеживается четкая тенденция - у небольших едва заметная и невзрачная шляпка-кепка, словно сшитая на потоке и они начинают обращать на себя внимание только тогда, когда их очень много, а всего один-единственный крохотный гвоздик-рядовой даже не зацепит взгляд. А их более высокие рангом собратья-сержанты и старшины уже могут похвастаться и размерами, и уже вполне ощутимой и видимой рифленой шляпкой-фуражкой, а также насечками, которые словно знаки отличия спускаются от шляпки вниз правильными рядами. И вот совсем мощные, тяжелые, даже внешне выглядящие солидно и которых заметишь всегда даже среди огромной массы их подчиненных - это уже офицеры. И их насечки уже не воспринимаются как знаки отличия, они словно награды, которые видны даже при первом взгляде.
       И, как и любые солдаты, независимо от звания и срока службы, они всегда подчинены единому командованию. Но в любой армии солдат никогда не действует самостоятельно, он выполняет приказ. Так и здесь, наши бойцы расставляются по нужным местам и с помощью молотка-приказа выполняют поставленную задачу.
      Но вот подумалось, что и с нашими персонажами, как и солдатами, происходит одно и то же, когда они при выполнении приказа не выдерживают, "ломаются", сгибаются и не могут его выполнить. И в первом, и во втором случае их участь предрешена и единственное, на что им можно надеяться, так это на тот же приказной инструмент, а если не справится - на выброс, в забвение, невзирая ни на какие звания, знаки отличия или награды.

      Но здесь есть и другая сторона медали. Не так давно совершенно случайно натолкнулся в сети на подборку фотографий художников, выражающих определенные эмоции не с помощью кисти или карандаша, а с помощью простых гвоздей, застывших в самых разных формах, а также игры света и тени. Невольно подумалось, что любая картина или фотография - это застывшее мгновение, того, что мы видим на них, уже нет и никогда больше не будет, оставаясь только в памяти и на полотне или бумаге. И истинный художник заставит дышать это мгновение, оживит, напитает эмоциями и жизненной силой, как будто они по-прежнему живут и продолжаются. Какое отношение все эти слова имеют к гвоздям? Непосредственно к ним - никакого, а вот как эти простые кусочки металла в руках художника заставили в буквальном смысле оживлять композиции, даже не передать, это нужно просто видеть. И не на бегу или листая с сумасшедшей скоростью страницы, как часто мы и делаем с нашей жизнью, а остановиться, присмотреться и попытаться почувствовать и понять, а не отшвыривать только после первого впечатления. И вот так различные формы гвоздей раз за разом превращались в безошибочно узнаваемые человеческие и природные образы, не требовалось даже названий для каждой картины. Вот и подумалось, что для кого-то искривленный гвоздь просто отслужившая свой век бесполезность, а кому-то этот же согнутый гвоздь напомнит и склонившегося под тяжестью лет старика, и знак вопроса, и грацию изогнутой лебединой шеи, и задумчиво опустившего голову человека... Вот так, выброшенный за ненадобностью за отсутствие стойкости при выполнении приказа солдат может найти себя и раскрыться совершенно в неожиданной стороны, о которой и не подозревали и не помышляли его создатели...

На этой солдатской ноте и расстаемся, как всегда - ненадолго. Ваш Олег Красюков.


В избранное