Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Письма бунтующего сценариста

  Все выпуски  

Как написать сценарий 10 заповедей сценариста


(Были продиктованы явившимся на мониторе пылающего ноутбука духом Пэдди Чаевски. Москва, 2012 год)

1. Сценарий должен быть сдан вовремя. 
Сдохни, но сдай. Поэтому - не подписывайся на дедлайн, который заведомо не потянешь. Сценарист как дойная корова, может сдавать ежедневно только свою законную норму. Заставят сдавать больше – сначала будешь сдавать больше молока. Потом пойдет молоко с кровью. Потом пойдет дерьмо. Потом и дерьмо кончится. А дедлайн все равно сорвешь.

2. Уважай зрителя, своих коллег и самого себя.
Аудитория – не толпа идиотов, которым можно втюхать любое фуфло. Аудитория умнее самого умного сценариста. Старайся не надуть аудиторию, а удивить. 
Не пытайся самоутверждаться за чужой счет. Никогда, ни в глаза, ни за глаза, не отзывайся плохо о коллегах. Шарик круглый, прослойка тонкая. Рано или поздно может оказаться, что твоя карьера зависит от человека, о котором ты однажды сказал плохо. 
В то же время ты не раб ни для зрителя, ни для редактора, ни для продюсера. Не смотри ни кого снизу вверх. Любой разговор веди на равных. 

3. Пиши лучше всех.
Не халтурь. Учи матчасть. Практикуйся. Будь талантливым. 

4. Сначала согласие об условиях, потом договор, потом аванс, потом сценарий. 
Только в таком порядке. Договор – это не двигатель отношений, а инструмент для их фиксации. Не рассчитывай на то, что продюсер пойдет на смягчение условий после того, как будет подписан невыгодный для сценариста договор. 
Если видишь, что продюсера пугает сам переход к теме договора и аванса, вежливо улыбнись, попрощайся и уходи не оглядываясь. Это не настоящий продюсер. Все настоящие продюсеры заинтересованы в том, чтобы законтрактовать автора, подписав с ним договор и выплатив аванс.
Однако не отказывайся до подписания договора бесплатно выполнить тестовое задание. Например, написать три странички диалога. Тебя проверяют – ты тоже их проверяешь. Если их устроит то, как ты пишешь, а тебя устроит то, как они читают – тогда можно прыгать в койку. 
Кстати, написать бесплатно серию или штук десять синопсисов – это не тестовое задание. Это тебя имеют нахаляву. 
О том, что нужно внимательно читать все, что подписываешь, даже и говорить не буду. Тебе же не нужно отдельно напоминать, что не стоит ковыряться в носу включенной электродрелью.

5. Фамилия сценариста всегда должна быть в титрах. 
Даже если кино не получилось. Облажался - имей мужество принять свой позор. Ну, или вали все на режиссера, который испохабил твой гениальный сценарий.

6. Пиши только то, что нравится, за те деньги, которые нравятся, для людей, которые нравятся.
 
Не соглашайся ради денег на проект, который не нравится. Никакие деньги не компенсируют творческих мучений. Не хочешь петь – не мучай лиру. 
Не соглашайся на проект, который нравится, но не нравятся люди, которые его делают. В итоге все равно разругаетесь и люди, которые не нравятся, еще и станут открытыми врагами. 
Не соглашайся писать за деньги, которые не позволяют достойно прожить время, нужное для написания сценария. Художник не должен быть голодным.

7. Обманывай цензуру.
Не надо относиться с пониманием к цензурным требованиям. Сценарист и цензор всегда будут по разные стороны баррикад. Но и воевать с цензурой бессмысленно. Ври, уступай, торгуйся, ловчи – с таким врагом как цензура, все средства хороши.

8. Учись слышать то, что надо слышать и не слышать то, что слышать не надо.
На переговорах и совещаниях слушай внимательно и пытайся понять, что хочет заказчик. Глупо пытаться продать заказчику то, что ему не нужно. Правда, заказчик иногда и сам не знает, что ему нужно. Тогда тем более нужно слушать внимательно, стараясь услышать не только то, что сказано, но и то, что не сказано.
Если есть проблемы с восприятием информации с помощью органов слуха, требуй все поправки и предложения в письменном виде. В письме сложнее дать поправку типа: «вот где-то тут что-то кажется немножко плохо, а сделайте, чтобы стало немножко получше». Если количество поправок не сокращается, а растет от драфта к драфту – сваливай с проекта, толку не будет.
В то же время нужно уметь не слышать и не принимать близко к сердцу оскорбление, пренебрежение, раздражение, необоснованную критику. Если сценарий становится лучше от драфта к драфту – тогда какая, к лешему, разница, сколько их было, этих драфтов.

9. Отдыхай. 
Не пиши по ночам. Отключай телефон, не проверяй электронную почту и не заглядывай в фейсбук в выходные. Ничего важного там без тебя не случится. 

10. Не вымещай на родных свои творческие неудачи.
Работа – это просто работа. А семья – это часть тебя.

PS. Как вы уже знаете (а если забыли, можете даже не сомневаться в том, что я напомню и не раз), вышла обновленная версия «Букваря сценариста». Если вы читали предыдущую версию этой книги, которая лежит в тысяче мест в интернете, тем не менее, призываю вас приобрести новое издание по следующим причинам:

1) Мне будет приятно. А если мне будет приятно, я сделаю так, что вам тоже будет приятно. Тут речь не о моем гонораре (он, мягко говоря, скромный), а о том, что от успеха этой книги будет зависеть издание следующих книг. 
2) Новая версия значительно переработана по сравнению с предыдущей версией. Она больше на 180 страниц – то есть почти вдвое. Добавлены несколько глав, одна из которых опровергает кое-что в первой версии. Что ж, у каждого свои способы работы над ошибками.
3) Бумажная книга лучше смотрится на книжной полке, чем скачанный нахаляву файл в папке «Скачано нахаляву».
4) Бумажные книги пахнут типографской краской, их приятно держать в руках, от них исходит аура.
5) Бумажные книги более эффективны. Дело здесь не в том, что бумажные книги пахнут типографской краской, что их приятно держать в руках и от них исходит аура. Источник информации не просто важен – он критически важен. Представьте, что вы находитесь на вокзале и видите надпись на стене о том, что нельзя ходить по рельсам. А теперь представьте, что это же самое сообщение делает незнакомый вам человек, сидящий рядом. Ваша мама. Полицейский. Группа вооруженных полицейских. Одинаковой ли будет ваша реакция? Уверен, что нет. Бумажная книга – это полицейский. А электронная – это надпись на стене. Бумажная книга заставит вас измениться к лучшему, хотите вы этого или нет. 
6) Все успешные писатели читали бумажные книги. Вы когда-нибудь были в музее-квартире Пушкина на Мойке? Видели там хотя бы один букридер? А книги видели? То-то же. Уверен, если бы Пушкин жил сегодня, он заказал бы «Букварь сценариста» на Озоне. Внимательно прочел бы его, оставив на полях пару тонких замечаний на французском и с десяток женских силуэтов. Потом поставил бы его на полку между Вольтером и Дидро, а сам сел бы вносить правки канала в третий сезон «Евгения Онегина». Что же вы, хуже Пушкина, что ли?
В общем, братцы, заказываем «Букварь сценариста» вот здесь:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/31155479/

Не забываем нажать на кнопочку с поднятым вверх большим пальцем рядом с надписью «Оставить отзыв».

И да пребудет с вами сила! 

 


В избранное