Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Письма бунтующего сценариста

  Все выпуски  

Как написать сценарий Почему не нужно становиться сценаристом номер 1


Нет ничего хорошего в том, чтобы быть сценаристом №1.

Допустим, вы им стали. Стоите на пьедестале. Возвышаетесь над толпой. Вас же сразу отовсюду видно. Вас знают. Вам завидуют. Вас критикуют.

Критика

Давайте вспомним, какие громкие фильмы выходили за последние год-два. Навскидку, наши - «Левиафан», «Горько-2», «Солнечный удар», не наши - «Интерстеллар», «Исчезнувшая». Социальная драма, комедия, экранизация русской классики, научная фантастика, триллер. Очень разное кино. Но у всех этих фильмов есть одна общая черта – они вызывали бурление в соцетях и, назовем это так, волны, потоки, водопады критики.

Любому человеку, совершавшему любые поступки, имевшие общественное значение (в голову сразу приходят Макаревич и доктор Лиза, и только попробуйте сказать мне, что один (одна) из них огреб за дело) – немедленно прилетало со всех сторон.

Дело здесь не в политике.

Не в искусстве.

Не в благотворительности.

Не в патриотизме, религии, национальном вопросе, феминизме, диетах, воспитании детей или чем-то еще, из-за чего, якобы, разгорается очередной сыр-бор.

Дело в зависти. Люди, живущие тихой, незаметной жизнью, никак не могут смириться с тем, что кто-то что-то делает и в результате привлекает всеобщее внимание. Поэтому, когда такие люди видят выскочку, первое желание – одернуть, дать по башке, чтобы не высовывался.

Это же касается так называемых ваших друзей. Как только вы станете сценаристом №1, вам тут же объяснят, что вы делаете не так и что сделал бы ваш друг, если бы стал что-то делать. Вот тут-то собака и зарыта! Если бы он что-то сделал. Но ведь не сделал же. Сделали вы, а не он. И для него эта мысль невыносима. Вы его раздражаете. Вы всем своим видом напоминаете ему о том, что он – ленивая скотина, которая никогда ничего не сделает, а так и будет всю жизнь объяснять всем в соцсетях, что, кому и как нужно было сделать.

На самом деле ваши друзья были бы счастливы только одном случае – если бы никто ничего не делал. Тогда их картина мира была бы гармоничной – они ничего не делают, но ведь и никто ничего не делает.

Если вы чувствительны к критике – держитесь подальше от статуса №1. Не делайте ничего, что могло бы кого-то разозлить.  А еще лучше - жалуйтесь с утра до вечера, как вам плохо и как у вас ничего не получается. Тогда ваши друзья вас пожалеют и даже, возможно, приободрят. Не парьтесь, нам тоже плохо и у нас тоже ничего не получается. Вы один из нас. Все хорошо. Мы рядом. Мы всегда рядом.

Тревога

Вот вы №1. Спите себе в своей теплой постельке после трудового дня, наполненного свершениями и успехами. И тут вдруг мелькает мысль: а что если меня обошли? Что, если №1 теперь Б? Или К? Или – что уже совсем ни в какие ворота – эта выскочка П? Она ведь на днях получила премию за свой сценарий. Или Р. Нет, ну он-то куда лезет, кто ему разрешил? У него ведь даже образования нет, не то, что у вас! Но вот в соцсетях его полоскают третий день за его чудовищное, несмешное и оскорбительное кино. И критик Д разложил все по полочкам и доказал, что пятилетний мальчик написал бы сценарий лучше, чем этот Р. Все это говорит о том, что №1 теперь не ты, а он, треклятый Р.

Вы не можете уснуть, ворочаетесь, потом встаете, рявкаете на жену, пинаете собаку и идете на кухню пересматривать на планшетнике скачанный из торрентов новый фильм Р. И фильм раздражает вас все больше и больше – своей железобетонной структурой, филигранными диалогами, глубиной метафизических прозрений и широтой обобщений. И уже под утро вы выходите в фейсбук и пишете снисходительный статус о том, что новый фильм Р – ну, сами понимаете, слабоват.

Как с этим жить?

Завышенные ожидания заказчиков

Слава идет впереди вас. Встречи с вами ждут. Продюсеры стоят в очередь и готовы платить сумасшедшие деньги за твою работу. Вас встречают как дорогого гостя, говорят комплименты, угощают коньяком из пузатой бутылки, хранящейся в сейфе, все ваши идеи выслушивают с неослабевающим вниманием и соглашаются на все ваши условия. Вы расслаблены и вальяжны. Коньяк пьете, от комплиментов снисходительно отмахиваетесь, договор подписываете, не читая, аванс принимаете, не пересчитывая.

Но вот сдаете первый драфт – а там тишина. День тишина, неделю тишина, месяц. Секретарша не соединяет, Сам не перезванивает, редактор не отвечает на ваши мейлы. И потом кто-то почти не имеющий отношения к вашему проекту, смущенно и не глядя в глаза, объясняет: «Ты знаешь, старичок, они там почитали то, что вы написал… короче, это немного не то, что им нужно».

Почему это с вами произошло? Потому что вы №1. И заказчик ждал от вас не сценария, а ЧУДА. Вы ведь №1. Значит, вы должны сдать такой сценарий, от которого у заказчика пойдет из ушей зеленый дым. Даже самый раз-пере-№ один, к сожалению, сдает всего лишь сценарии, правда, превосходные. Но ведь это же совсем не то, что ждет от него заказчик. Дым-то из ушей не идет. Или идет, но не зеленый. А нужен зеленый.

Если вы №1, что бы вы не сделали – заказчик будет ждать от вас большего, и, значит, будет неминуемо разочарован. «Что-то исписался наш № 1…»

Боязнь облажаться

Самое скверное, что вы сами начинаете верить в свой пиар, в свою избранность и начинаете бояться облажаться. И побоитесь взять рискованный проект, который кого-нибудь оскорбит, повредит вашему имиджу, да просто может не получиться. И уже начинаете выбирать проекты, которые соответствуют вашей репутации. Если пишете детективы – то не возьметесь за комедию или военную драму. Вдруг не получится? Вдруг следующий фильм будет хуже, чем тот, что принес вам славу? Вдруг? Может, тогда вообще лучше ничего не писать? Не рисковать?

Боязнь уронить статус

  Как это я, всеми признанный сценарист № 1 буду писать бесплатно сценарий для какого-то студента? Ну и что, что идея хорошая и парень вроде тоже с головой и мог бы снять отличное кино. У меня другой масштаб. Я № один. А для студентов пусть пишут другие студенты.

Халявщики

Как только станете сценаристом номером один, сразу очень многие захотят с вас что-нибудь поиметь. Например, ваше время: «Вы не могли бы прочитать бесплатно курс лекций в нашей киношколе?» Или вашу работу: «Вы не могли бы отредактировать мой сценарий так, чтобы его захотел снять Никита Михалков?» Или ваши деньги: «Одолжи двадцать тысяч долларов, не хватает на отпуск у моря. Тебе все равно некуда деньги девать, ты же № 1». Откажете – будете выглядеть жадной и зажравшейся скотиной. Согласитесь – вам сядут на шею, а ваших усилий все равно не оценят, как никогда не ценят то, что достается даром. И так плохо и так. Единственный способ избежать внимания халявщиков – не быть сценаристом № 1.

Придется много работать

А вы как думали? Сценарист № 1 не знает ни сна, ни отдыха. Все бухают – он пишет. Все катаются на лыжах – он пишет. Все поехали на море – он пишет, пишет, пишет, пишет, пишет.

Унижения

Все-таки, сценарист – существо подневольное, всегда оскорбленное и униженное. Но когда вы никто и звать вас никак,  с этим еще как-то можно смириться. А когда вы уже походили по красной дорожке, подержались за рукав пальто Бондарчука и даже видели один раз свой портрет в отраслевом журнале – а потом получаете глупейшие поправки явно от вчерашнего школьника или школьницы – переносить это ох как тяжело.

Ну что? Как вам такая перспектива? Может, ну его на фиг? Может, не нужно вам быть сценаристом № 1?

Задание: внимательно пересмотрите составленный мной список. Подчеркните те пункты, с которыми вы не готовы смириться. А теперь сосчитайте, сколько пунктов вы подчеркнули. Если получилось больше нуля – мы с вами закончили, можете быть свободны. Остальные – за мной.

Продолжение следует.

 Остальное здесь:

http://kinshik.ru/ 


В избранное