Кинематограф Российской
империи бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал значительную
съёмочную и прокатную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов,
снятых в России до 1920 года, сохранились до наших дней (как правило, лишь
частично) в отечественных и зарубежных киноархивах около 300 картин.
Особенности
восприятия кинематографа
К 1912 году кинематограф стал одним из самых
распространенных и обычных зрелищ в крупных и средних городах России.
«Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских
городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко
мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный
фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф… Загляните в
зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы,
писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках,
с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники,
словом, — все…»
По утверждению М. Алейникова, «просветительские и
демократические традиции передовой русской литературы и русского театра, всегда
стремившихся стать доступными многомиллионному читателю и зрителю, заставляли
русскую литературно-художественную общественность увидеть в зарождающемся
искусстве кинематографа новый мощный вид демократического зрелища», вследствие
чего в России кинематограф воспринимали несколько иначе, чем в Европе. В
частности, русские театральные деятели не поддержали выдвинутые в 1912 году
инициативы зарубежных театральных объединений по созданию международного
движения «для борьбы с кинематографом». Например, Петербургский союз
драматических и музыкальных писателей на приглашение участвовать в конгрессе
этого движения ответил письмом, в котором указывалось, что по мнению русских
писателей кинематограф «не является злом, для борьбы с которым следует созывать
международные совещания».
Однако восприятие кинематографа как искусства ещё было
достаточно мало распространено. Например, Владимир Маяковский в 1913 году
писал:
«Кинематограф и искусство — явления различного порядка.
Искусство даёт высокие образцы, кинематограф же, как типографский станок книгу,
множит и раскидывает их в самые глухие и отдалённые части мира».
Сходной точки зрения придерживались руководители наиболее
престижных театров, которые обычно запрещали актерам своих трупп сниматься в
кино. Этот запрет, однако, не был абсолютным и в ряде случаев популярные
театральные актеры получали разрешение участвовать, например, в экранизациях
произведений русской классики.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.