Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Вышла в свет книга о Нине Архиповой


Нина Архипова и Георгий Менглет

Нина Архипова и Георгий Менглет

Журнал «Театрал» продолжает серию книг, посвященных ветеранам сцены. Героиней очередного издания, подготовленного редакцией журнала совместно с издательством «Театралис» стала актриса Театра сатиры Нина Архипова.

В 2012 году вышли в свет мемуары актрисы МХТ им. Чехова Киры Головко «Адмиральша», затем последовали «Вахтанговские легенды» — воспоминания Галины Коноваловой об артистах и режиссерах Театра Вахтангова. Нынешнее издание «Жизнь в предлагаемых обстоятельствах» (подготовленное, как и первые два, шеф-редактором «Театрала» Виктором Борзенко)адресовано, в первую очередь, поклонникам Театра сатиры, где на протяжении полувека блистали Нина Архипова и ее супруг Георгий Менглет.

В своей квартире после смерти мужа она запретила делать какие-либо перестановки, снимать и перевешивать афиши. И кажется, что сегодня спустя столько лет! в комнате откроется дверь и войдет Георгий Павлович: настолько бережно здесь сохраняется атмосфера той жизни, в которой все были молоды и счастливы.


Но все равно не перестаешь удивляться, когда Нина Николаевна вдруг показывает на старинный дубовый стол и говорит, что за ним после спектакля любили почаевничать артисты Театра сатиры. Или, говоря про Веру Марецкую, вдруг вспоминает, как в тяжелую минуту своей жизни она сидела вот на этом диване и говорила о Завадском.

От легендарных имен голова идет кругом. Причем всякий раз в разговоре они всплывают сами собой, поскольку судьба Нины Архиповой оказалась на редкость щедра для подобных встреч.

Какой темы ни коснись возникают эпизоды, в которых отразилась история ХХ века, а с ними и жизнь актрисы Как тут ни вспомнить Мандельштама: Попробуйте меня от века оторвать, Ручаюсь вам себе свернете шею!

Она видела Мейерхольда и дружила с Цецилией Мансуровой, приятельствовала с Шостаковичем и снималась у Барнета, начинала свой творческий путь в легендарных спектаклях Театра Вахтангова и довольно скоро стала ведущей артисткой, про которую говорили: Архиповой, как корью, нужно переболеть

Сегодня, когда жизнь потекла по тому руслу, где воспоминания являются основной движущей силой, Нину Николаевну, кажется, удивить ничем невозможно она давно привыкла к своей уникальной судьбе, насыщенной бесконечными парадоксами.

Единственное, чему не перестает она удивляться это характеру дорогого Жорика. И каждый раз при встрече задает один и тот же вопрос:

Ведь что-то же заставило его, такого доброго и благополучного, уйти из своей семьи ради меня?..

Ответ на этот вопрос Нина Архипова не знает, но читатель, смеем надеяться, непременно найдет его на страницах книги.

Фрагмент из книги «Жизнь в предлагаемых обстоятельствах»:

Когда Жорик начинал свой актерский путь, то считалось, что умение раскалывать признак большого таланта. Кроме того, розыгрыш должен был отличаться особым хулиганством (иначе это не розыгрыш). Чем выше риск, тем лучше. И этой традиции Жорик следовал всю свою жизнь.

Например, еще в юности играли они На дне. На заднике было изображено подвальное окно, в которое актер мог смотреть только лежа за сценой на животе. И актер лег, ни о чем не подозревая. Но когда начал произносить свой трагический монолог, Жорик подкрался и, схватив его за ноги, потащил со сцены. Тому, бедному, едва удалось досказать свой текст.

В другой раз он расколол своего лучшего друга Олега Солюса, который был жутко смешливый. Шел у нас спектакль Интервенция. Олег играл какого-то полковника. По ходу спектакля он должен подходить к солдатам, у которых в нагрудные карманчики были вставлены красные банты, и вырывать их. Жорик заранее одному из актеров вместо банта вложил красную ленту метров двадцать длиной. И вот Олег подходит к одному, второму, третьему вырывает у каждого бант, наконец, очередь доходит до того самого солдата. Солюс хватает бант: тянет, тянет, тянет, наконец, начинает хохотать и чуть ли не на четвереньках уползает со сцены.

Вообще над Солюсом он любил подшутить. Шел у нас спектакль Человек с того света, где Менглет играл полковника авиации, у которого была взрослая дочь. А товарища дочери, Колю, опять-таки играл Олег Солюс. Коля приходил к ней, они делали уроки, ворковали У них был робкий, детский, целомудренный роман. И вот однажды этот спектакль был назначен на утро первого января. А выпить Олег любил. Бурная новогодняя ночь, конечно же, отразилась на его лице. Когда Жорик увидел его на сцене, то просто не смог сдержаться. Они закончили с ним свой несложный диалог, Солюс уже сделал первые шаги в сторону кулис, и тут Жорик его окликнул и спросил:
Коля, скажите, а сколько вам лет?
Он хихикнул (на лице все тридцать пять). А через секунду отвечает:
Шестнадцать.
Менглет сокрушенно покачал головой и сказал:
Ох, Коля, Коля, нехорошо врать!
Тот чуть не упал от смеха.

А однажды в своих розыгрышах Менглет добрался и до Андрея Миронова. Был спектакль, где Жорик играл начальника города, а Миронов молодого архитектора. Роль у Андрюши была небольшая, и он сильно гримировался. Менял прическу, приклеивал усы, но главное надевал большие очки, к которым приделывался каучуковый нос.

И вот они играют спектакль: Миронов приносит план района, Жорик говорит:
Ага, это мне нравится. Здесь и школа, и больница, и зеленые насаждения. А в том дальнем углу, что будет?
И в ответ Миронов рассказывал, каким будет район. Но однажды Жорик посмотрел на план и сурово сказал:
Я ничего не вижу, дайте мне ваши очки.
Андрей опешил, ведь очки снимаются только вместе с носом:
Зачем вам очки? Я и так все расскажу.
Нет, нет, дайте мне очки, я должен обстоятельно изучить ваш план, не унимался Менглет.

И начался спор. Первым раскололся Миронов схватил свой план и убежал хохотать за кулисы. А Жорика расколоть было очень сложно. Он неподдающийся. Например, однажды услышал, что на Мистерии-буфф Евгений Весник подговорил артистов выкинуть Жорика из ковчега. И когда вся орава вдруг двинулась на него, Жорик взял и сам выбросился. От неожиданности партнеры по сцене обалдели: они-то думали, что Менглет начнет сопротивляться, будет во что бы то ни стало доигрывать свою роль, а он раз! и за борт.

Май 2014


В избранное