Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Алиса Фрейндлих: Я человек подневольный, я сама никуда не еду


Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

В редакции Новых Известий и журнала Театрал состоялась долгожданная встреча с народной артисткой СССР Алисой Фрейндлих. На открытой редакционной летучке гостье торжественно вручили зрительскую премию Звезда Театрала, которой актриса была удостоена в 2013 году в номинации Легенда сцены.

В связи с подготовкой к премьере спектакля БДТ Алиса Алиса Бруновна не смогла в декабре приехать на торжественную церемонию, и приз ждал ее в редакции. На встрече журналисты расспросили любимую артистку о том, чем отличается московская публика от питерской, о чем чаще всего она беседует с Олегом Басилашвили и почему за роль Марии-Антуанетты ей не хотели давать госпремию.

Алиса Бруновна, что для вас означает зрительская премия Звезда Театрала?

Это, конечно, очень значительно. Потому что одно дело, когда профессионалы решают что, кому и за что, и там есть некоторые зависимости, я так думаю. А в этой премии зритель независим, ему никто ничего не говорит, он сам решает. Но, конечно, в первую очередь зрительское признание выражается в наполнении зала и в аплодисментах, в отзывах, которые звучат. Ведь актер работает для зрительного зала, для поклонников театра и для тех, кто только начинает осознавать, что это за чудо такое театр.


Есть ли, по вашим ощущениям, разница между зрителем питерским и московским?

Есть. Но, может быть оттого, что каждый раз, когда случалось нам приезжать, мы были гостями, а гости ведь всегда удостаиваются какого-то дополнительного плюса. Так что трудно рассудить, из-за чего московские зрители горячее, чем питерские… У нас, например, москвичей тоже принимают очень бурно.

Вы пережили блокаду Ленинграда очень маленькой девочкой. На ваш взгляд, что помогло тогда выстоять? Было что-то значимое, что объединяло тогда людей?

Желание выжить, что может быть более значимым?! Мы, например, кланяемся памяти нашей бабушки, которая нас дисциплинировала до крайности, поэтому мы и выжили. Очень многие погибали, когда выкупали хлеб вперед и сразу все съедали, а потом неделями голодали и умирали. Наша бабушка совершенно железно держала дисциплину. Она умудрялась даже нас мыть: мы разгребали снег, счищали с него грязь, собирали чистый снег, бабушка его растапливала, и этим снегом мы мылись. Она не запускала нас это тоже был очень важный момент… А потом бабушку выслали, и мы остались с мамой вдвоем. Тогда всех немцев сгребли в кучу и вывезли по Ледовой дороге, что называется, в 24 часа. Отправили куда-то в Казахстан или в Сибирь. Но бабушка, к сожалению, умерла в эшелоне. Ей было всего 68…

Алиса Бруновна, ваш коллега Олег Басилашвили просто живет политикой. А вас он не вовлекает в обсуждение этих вопросов?

Всегда! Он в этом смысле всегда горяч и погружен в события. Пока мы едем на спектакль а мы живем рядышком, поэтому на спектакли всегда едем на машине вместе он может обсуждать только две темы: или политику и какие-то социальные аспекты, или машины, в которых он прекрасно разбирается.

Как вы относитесь к событиям, происходящим сейчас на Украине?

Меня это печалит, у меня как у человека, прошедшего войну, есть только одна генеральная мысль: Только б не было войны. Вот и все. Я не специалист, чтобы разбираться в этом подробно, но в голове эта мысль все это время молоточком стучит и стучит: Только б не было войны…

…тем более между нашими народами, которые, казалось бы, роднее некуда. А сейчас люди, которые много лет дружили, ссорятся, возникают конфликты, которые даже не касаются политики, театры отменяют гастроли

Мы, кстати, ездили в Киев в декабре со спектаклем Лето одного года и очень успешно выступали при полном зале. В это время рядом на Майдане все это начиналось. И казалось, что это какая-то игра, ничто не предвещало серьезных вещей. Мы сыграли там два спектакля, а на третий день должны были улетать, а эту сцену должен был занять Гребенщиков с концертом. Но он уже не смог выступить. Его концерт отменили, потому что те, кто приезжал на Майдан поддерживать те или иные направления, стали занимать это пространство. Заняли фойе, разложили рюкзаки, матрацы, чайники, термосы, какие-то электроплитки, кастрюльки…

Как публика тогда воспринимала ваш спектакль?

Так, как и положено воспринимать спектакль, потому что на него пришли люди, которые относятся к театру с любовью и пониманием, любят и знают БДТ.

Вы с Адой Роговцевой не общались по поводу происходящего в Киеве, она ведь горячая сторонница Майдана?

Я с Адой Роговцевой в очень хороших отношениях, но я не знала, что это ее ориентир, я это только сейчас от вас узнаю. Но я не думаю, что внутритеатральное общение могло бы разрушиться из-за этого. Наоборот, на ниве культуры можно напомнить о связях, и это будет гораздо более продуктивно, чем общение на ниве политических разногласий.

Если бы сейчас вас пригласили на гастроли в Киев, вы бы поехали?

Поехала бы! Почему нет?

А в Крым?

И в Крым бы поехала. Но я человек подневольный, я сама никуда не еду. Театр либо имеет эту возможность, либо не имеет, либо он считает это целесообразным, либо нет.

На территории бывшего Советского Союза были республики, города, куда вам особенно нравилось приезжать на гастроли?

Как раз в Украину мы всегда ездили с удовольствием и часто. Ни одного года не проходило, чтобы хотя бы один раз театр не съездил бы в Киев и Днепропетровск.

Тбилиси, наверное, любили…

Да, всегда любили ездить в Грузию. И в Прибалтику. Там много русских, они с ностальгическим трепетом всегда идут в театр.

Вы часто вспоминаете тот день, когда впервые вышли на сцену? Доводилось ли анализировать: А что, если бы не сцена?

Это было предопределено с самого раннего детства, поэтому сомнений никаких не было. В театр Комиссаржевской я пришла в 1957 году, им руководил один из моих педагогов. Я училась у Бориса Вульфовича Зона, совершенно замечательного педагога, а одним из его помощников был Владислав Андрушкевич, который как раз руководил театром. Он взял четырех человек с нашего курса, и мы пришли туда такой стайкой, не без волнений, конечно. И мне сразу предложили роль Гоги в спектакле Человек с портфелем. Накануне премьеры в театре шел спектакль То, что знает каждая женщина, где главную роль играла Мария Бабанова. И так совпало, что когда я первый раз переступила порог кабинета директора, и мне объявили, что я буду играть Гогу в Человеке с портфеле


В избранное