Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Почему забыли Лилию Толмачеву?


Лилия Толмачева (после инсульта)Неповторимая Лилия Толмачева предпочла быть забытой, чем сниматься в рекламе и сериалах-пустышках. В столичном театре Современник каникулы и траур:

не стало 81-летней Лилии Толмачевой — актрисы из великолепной пятерки его основателей, включавшей Галину Волчек, Олега Табакова, Игоря Квашу, во главе с легендарным Олегом Ефремовым. Он был тогда уже ее экс-мужем, но она примчалась ему на помощь и добрую треть века оставалась лицом придуманного им театра, на сцене которого сыграла более 30 ролей. И до конца своих дней его подмосткам не изменяла. Но чем и как жила эта необыкновенная женщина?

В наши шоу-сериальные дни имя и облик народной артистки России Лилии Михайловны Толмачевой оказались почти забыты. Первые скупые сообщения агентств о смерти звезды театра Современник эпохи его расцвета в 1950 — 1970 годы не особо растрогали интернет-публику. Лишь благодаря Станиславу Садальскому, который к своим артистическим амплуа прибавил еще одно — блогер и на этом поприще быстро снискал приставку народный, многие поняли, какую невосполнимую утрату понесла культура России. Находясь в больнице, по его словам с пустяком, артист выставил в своем блоге фото и видеоролик театральных работ Толмачевой и снабдил их комментарием. Сетуя, что не смог докричаться до журналистов с просьбой сделать серию интервью с этой легендарной женщиной, Садальский обнародовал то единственное, которое за четверть века она дала Александру Мягченкову, нынешнему руководителю канала Театр.


Развелись без скандала

- Нет-нет, я никогда не была секси, — с испугом отмахивалась от этого определения Лилия Михайловна.

- Но я все-таки была ведущей артисткой Современника, и поэтому один-два поклонника, которые, по мысли Станиславского, должна иметь любая актриса, у меня, думаю, были.

Вряд ли с этим, отнюдь не кокетливым, утверждением согласятся те, кто видел Толмачеву на сцене. Она никогда не делала ставку на свою эротичность, как ее великолепная коллега и конкурентка по спектаклю Двое на качелях Татьяна Лаврова, которой Андрей Вознесенский посвятил ставшие песнями стихи: Ты меня на рассвете разбудишь и Миллион алых роз. Толмачева всегда играла личность, движимую волевой, интеллектуальной, а чаще — душевной энергией, взять верх над которой не могла даже врожденная сексуальность. Поэтому именно она так убедительно играла княжну Трубецкую в Декабристах драматурга Зорина и не позволяющую мужчине себя унизить бомжиху Настю в пьесе Горького На дне. А в Большевиках Шатрова — революционерку и Чрезвычайного Полномочного посла СССР Александру Коллонтай, перед умом и шармом ко торой не устояли западные лидеры, подписав документ о сотрудничестве своих государств с нашей варварской страной.

В те времена цензура на столь ответственную роль не пропустила бы женщину, не обладавшую названными качествами. Но и комедийную роль молодящейся актрисы Аркадиной в чеховской Чайке, которая не желала сдавать своих женских позиций ни в быту, ни на сцене и хорошо знала, как подчинить мужчину, которому седина ударила в бороду, а бес в ребро, она сыграла превосходно.

Словом, всех героинь Толмачевой не перечислить. Но роли придут потом. А на третьем курсе Школы-студии МХАТ Лилия вышла замуж за Олега Ефремова. Вместе они прожили недолго.
- Олег тогда работал в Детском театре, — вспоминала как-то Лилия Толмачева.

- Жили вместе с его родителями в одной комнате, перегороженной шкафом. Виделись только ночью, а днем у каждого были свои дела. Не хочется говорить об этом подробно, но наше отношение к семье, к дому было абсолютно разным. Кажется, была очередная ссора, и я решила уехать, к тому же мама в Саратове тяжело заболела. Я спросила Олега: Ты меня любишь? — Ну! — ответил Олег и добавил: Я хочу быть с тобой.- Ты меня любишь, как Ромео Джульетту? — не унималась я. Ну и дура ты, — сказал Олег, — и погибнешь оттого, что дура. Кстати, эту фразу он говорил чуть ли не при каждой нашей встрече до конца своей жизни…
Но сведущие люди утверждают, что в 1957 году, через пять лет после развода, именно ради нее Ефремов создал Современник.

Развестись в те годы было не просто. Нужно было или облить друг друга грязью, или долго жить порознь. Толмачева поступила в Саратовский ТЮЗ, через несколько лет вернулась в Москву, выиграв конкурс на роль в престижном Театре имени Моссовета. Как молодым супругам удалось развестись без скандала, не известно. О том, что пережила Лилия Михайловна в тот период, можно лишь догадываться. После признания единственной дочери Олега Ефремова — Анастасии, которую родила ему сценаристка и богемная дама Ирина Мазурок, сделать это стало легче.
- Я — ровесница Современника, родилась как раз в то время, когда папа создавал театр, — рассказала Анастасия Ефремова, бывший завлит театра Эрмитаж, а теперь глава фонда имени своего отца. — Тогда же возникла папина-мамина семья, которой было отмерено всего три года. Девяносто пять процентов времени он проводил в театре, а пять процентов оставалось на жен, детей, подруг и все остальное. Папа всегда стремился к одиночеству. Всю жизнь рядом с ни


В избранное