Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Евгения Симонова: Зритель помнит меня по ранним картинам


Евгения СимоноваАктрису Евгению Симонову публика полюбила с первого взгляда с небольшой роли в фильме Леонида Быкова В бой идут одни старики.

Затем были Афоня, Обыкновенное чудо и много других фильмов. Но ценители театра знают её и как блистательную театральную актрису, которая уже почти 40 лет служит в труппе легендарного театра имени Маяковского. В этом году Евгения Павловна во второй раз примет участие в программе Дней Российской Культуры в Баден-Бадене, которые пройдут с 25 апреля по 8 мая 2013 года. Накануне фестиваля наш корреспондент побеседовал с этой прославленной актрисой театра и кино.

- Евгения Павловна, вы родились в Ленинграде, но затем оказались в Москве. Когда и почему Вы переехали в столицу СССР?

- Мой отец (Павел Васильевич Симонов, крупный учёный, член-корреспондент АН СССР) очень известный нейрофизиолог, но в то время, когда мы переезжали из Ленинграда в Москву, он был совсем молодым, и его учитель ученик Павлова Асратян (Эзрас Асратович Асратян советский нейрофизиолог, член-корреспондент АН СССР. Прим автора) позвал в Москву, где он создавал институт, который отец затем возглавлял в течение двадцати лет, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Поскольку папа был фанатиком, и для него дело всегда стояло на первом месте, то он переехал в Москву. Какое-то время мы жили врозь, после чего мама забрала нас, и мы переехали к отцу (У Евгении Симоновой есть родной брат Юрий Вяземский известный учёный и телеведущий).

- В детстве Вы занимались хореографией. А когда у Вас возникло желание стать актрисой уже тогда или позже?

- В детстве у меня были мечты, как и у большинства девочек, но весьма абстрактные и неконкретные. Потом это ушло, и я училась в английской школе, а моя мама была замечательным педагогом и всю жизнь преподавала английский язык в языковом вузе, поэтому я хотела пойти по её стопам и в десятом классе я очень серьёзно готовилась к поступлению в педагогический институт на филфак.

- А почему Вы передумали?

- У моего отца были научные темы, которые часто носили пограничный характер, а в то время он занимался психологией творчества, и его пригласили прочитать цикл лекций в Школу-студию МХАТ. Мой папа обладал очень ярко выраженными актёрскими способностями (он вообще был весьма талантливым человеком), и я чрезвычайно любила его публичные лекции, которые всегда были немного спектаклями, а когда он приходил домой, то рассказывал о Школе-студии МХАТ и о том, как присутствовал на экзаменах. Это было так живо и интересно, и мне вдруг открылся незнакомый мир, что я решила попытаться поступать в театральный институт. В наше время (сорок лет назад) экзамены в театральные вузы проходили в июне-июле, а в серьёзные институты в августе, поэтому я попробовала и поступила!


- Обычно абитуриенты подают документы во все театральные вузы. Почему Вы выбрали именно Щукинское училище?

- Я выбрала Щукинское училище, т.к. ни во МХАТ, ни в Щепкинское училище меня не взяли, причём очень категорично, подписав мне определённый приговор, но педагоги Щукинского училища что-то во мне разглядели

- Вашим педагогом в Щуке был известный артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев, воспитавший целую плеяду талантливых артистов. Насколько Вам сложно было учиться в театральном институте?

- Вы знаете, мне было очень трудно, потому что у меня абсолютно отсутствовал какой-то театральный опыт: я никогда не занималась в самодеятельности, ни в каких студиях или в школьных театрах. Моё движение на поступление явилось достаточно неосознанным и спонтанным, а лишь потом пришло осознание того, что я пошла в правильную сторону. У меня даже после окончания училища возникали такие периоды, когда я сомневалась в том, что сделала правильный выбор, так что учиться мне было очень трудно, особенно в первое время. Если бы ни Катин-Ярцев, то любой другой (не такой прозорливый) педагог меня просто бы отчислил. Я дико стеснялась и не могла выйти и сделать элементарный этюд, но я не стеснялась петь я немного по-дилетантски играла на гитаре и пела разные песни, в том числе, и английские. Все делали упражнения, а Катин-Ярцев меня вызывал и говорил: А теперь Женя нам попоёт!. И как-то постепенно я освободилась от зажима, и мне стало легче

- В советское время за каждым актёром или актрисой закреплялось определенное амплуа. У вас было амплуа лирической героини?

- Да!

- Вот видите, я угадал

- Я с этим амплуа всю жизнь отчаянно боролась, даже ещё в училище я как-то пыталась это сделать. Я помню однажды у нас был показ, когда мы самостоятельно выбрали отрывок, который сами захотели. Моим партнёром, к сожалению рано ушедшим и трагически погибшим, был Стас Жданько. Мы выбрали отрывок не очень известного писателя начала XX-го века Гаршина. Это был страшный рассказ, где я играла проститутку. Я отчаянно старалась её играть, и даже наш ректор училища Борис Захава известный артист, сыгравший в своё время у Сергея Бондарчука роль Кутузова долго терпел и смотрел на мои подвиги, когда я изображала падшую женщину со всеми вытекающими, как мне казалось, манерами и жестами, но потом сказал: Женя, я больше не могу! Занавес!. Дали занавес, я полтора часа рыдала в аудитории, потом ко мне подошёл Борис Евгеньевич и сказал: Я не мог на это смотреть, я понимаю, что ты себя пробуешь в разных образах, но делай это не так резко!.

После первого курса я начала сниматься в фильме В бой идут одни старики Леонида Быкова, а после второго курса снялась в Афоне у Георгия Данелии, и вот это клеймо чистой невинной девушки ходячей добродетели принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Я получала колоссальное количество писем, и меня стали узнавать на улице, т.к. мои незатейливые девочки как-то проникали людям в душу. С одной стороны, я бесконечно благодарна Леониду Быковуи Георгию Данелии, но, с другой стороны, это стало некой рамкой, в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!

- Мы ещё с Вами вернёмся к теме кино, а теперь немного поговорим о театре. Вы служите в театре имени Маяковского с 1976 года почти сорок лет. Там не так давно состоялась премьера спектакля Август: графство Осейдж. Меня очень заинтриговал его жанр семейная история в 3D

- Это очень известная пьеса, её автор Трейси Леттс, который за неё получил Пулитцеровскую премию, и эта пьеса идёт по всему миру, а сейчас в Голливуде снимают фильм, где роль, которую играю я, будет играть Мэрил Стрип, так что нам остался всего год доиграть свою историю, а потом Мэрил Стрип всех нас заткнёт за пояс, и нам придётся самораспуститься (Улыбается).

А если без шуток, это очень лихо написанная семейная история, действие которой происходит в одном доме. И когда возник вопрос о том, как решать оформление этого дома, имеющего важное значение (там некогда жила большая семья, где все старались любить друг друга, но потом оттуда все убежали, а один герой муж моей героини, уходя из этого дома, закончил жизнь самоубийством), то два замечательных латышских художника (Инета Сипунова и Индулис Гайланс)


В избранное