Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Алла Сурикова: Я не люблю мнения про то, что кино мертво


Алла СуриковаВ гостях у телерадиоканала КП кинорежиссер и сценарист Алла Сурикова рассказывает, почему в последнее время смотрит кино в машине и почему не любит мнения про то, что кино мертво.

- Сегодня у нас в гостях кинорежиссер и сценарист Алла Ильинична Сурикова. Мы в нашей передаче, как правило, занимаемся психологическими аспектами.

- Не надо пугать меня сразу.

- Нам всегда интересно, почему люди пошли в ту или иную профессию. Вот откуда у вас пошла любовь к кино?

- Шла я, шла, смотрю, стрелка: кино. Я думаю: дай-ка, пойду по стрелке. И дошла. И так уже где-то подбирается к сороковнику.

- Может быть, была какая-то личная история? Вот я вспоминаю Клода Лелуша, знаменитого французского режиссера, он в одном своем киноальманахе рассказал о своей любви к кино. Его папа водил в кинотеатр, и целыми днями он оттуда не выходил. И когда он впервые посмотрел фильм Калатозова Летят журавли, он влюбился в кино и решил снимать. Может быть, у вас тоже есть какая-то личная история?

- У меня папа был киноинженером, он работал в институте киноинженером. И водил меня в этот институт смотреть стереокино. То, что сегодня называется 3D. Кричат о совершенно новом кинематографе. Много-много лет назад наши любимые киноинженеры показывали это кино замечательное, надевали очки на нас, и мы, дети, смотрели это кино. Но наше государство не поддержало в свое время. Сейчас уже вернулось оттуда к нам это 3D. Может быть, там и много лет назад участвовали в создании стереокино импортные дяди и тети, но тогда это было наше и могло стать нашим. Мы могли, скажем так, запустить этот спутник с отрывом на третью ступень, без падения с миллиардами куда-то в неизвестность.

- А почему не получилось? Почему не поддержали?

- Спутник почему не вывели на орбиту?

- Или у нас в России всегда все падает?

- Не всегда и не у всех всё падает. Я думаю, что Летят журавли сделали в свое время, и еще какие-то вещи высокохудожественные делаются, и писатели у нас есть замечательные, и поэты, и режиссеры.

- К слову о стереокино. Многие говорят, что кинематограф изначально все-таки развивался как индустрия прогрессивная. То есть сначала было немое кино, появился звук решили сделать звуковым, появился цвет решили сделать цветным, сейчас 3D.

- Я процитирую свое кино, которое называется Человек с бульвара Капуцинов. У меня есть два артиста, Адабашьян и Мишин, которые снимаются в любой моей картине, независимо от того, есть там место для них или нет. Они говорят так: Что мы здесь играем? Я говорю: Вот сценарий, ребята, где себя впишете, там и будете играть. Вот в этой картине у них есть такой монолог: Звуковое кино погубил звук, цветное кино погубил цвет. А второй говорит: Нет, кино погубил зритель. Когда я сижу в зале, смотрю на экран, и рядом со мной сидят люди, которые видят то же, что и я, меня это просто оскорбляет. Они взрывают все наши идеи о кино изнутри, делают это иронично. По-моему, в последнем их монологе один из них говорит: Я знаю, как спасти кино. Нужно в кино перекрыть все денежные потоки не платить никому ничего, пусть выживают, а мы посмотрим. Примерно так (ну, плюс-минус) оно и существует.

- Кино мертво, на ваш взгляд?

- Да нет.

- Есть такое мнение.

- Я не люблю эти мнения про то, что кино мертво, государство завтра кувыркнется, его не будет, про то, что все плохо у нас. Конечно, если каждый день говорить, что кино мертво, что люди пьяницы, алкоголики, бандиты, что все плохо, то так и будет. А если говорить: да, может быть, не очень хорошо сегодня, завтра будет лучше, это зависит от тебя, ты должен стать лучше, — ей-богу, будет лучше. Нельзя унижать людей, нельзя и в без того сложной жизни макать человека этим самым местом вот туда.

- А как вы сами относитесь к развитию кино? Эти технологии 3D — это плюс?

- Я думаю, что пусть расцветают все цветы, просто чтобы эти цветы не забили человечность, любовь, атмосферу. Потому что это способ изображения, да, любопытный. Но не все картины требуют 3D. Более того, я считаю, что и не всем оно полезно. Потому что это все-таки достаточно агрессивная атака на наш мозг, на наше зрение. Поэтому я была бы поаккуратнее с этим.


- Люди с плохим зрением вообще туда не ходят. Потому что надеваешь очки на очки, и ощущение, что ты не входишь в экран, а экран входит в тебя.

- В любом случае это такая агрессивная манера подачи материала, и надо быть к нему лояльно осторожными.

- Если возвращаться к тому самому диалогу, который вы процитировали, что я возмущен тем, что мой сосед смотрит то же самое, что и я. Вы предпочитаете кино смотреть в кинозале, когда много зрителей, или все-таки это интимный процесс?

- В последнее время (я хотела бы, чтобы работники ГИБДД меня не слушали) я смотрю кино в машине. Я еду два часа по пробкам, и пробки становятся для меня незаметными и даже в какой-то степени удобными. Потому что у меня есть информация о фильме, который я хочу знать, посмотреть. Единственное, что если я смотрю в пробке, я обычно просматриваю картину два-три раза. Потому что все-таки я не могу вести машину и смотреть все время в экран надо иногда отвлекаться на дорогу. Хорошую картину посмотрела, Матч. У меня не было времени посмотреть на экране. Я даже хотела позвонить Андрюше Малюкову, потому что мне казалось, что он слишком спокойный для такой картины. Очень хорошая, темпераментная, хорошо сделанная, с хорошими актерскими работами картина Матч.

- В основном вы предпочитаете отечественное кино или зарубежное тоже смотрите? И если говорить об отечественном кино, существует мнение, что оно в кризисе, перестали смотреть наши фильмы. Как вы думаете, почему?

- Да не слушайте вы кинокритиков. У них всегда критические дни.

- Кинокритические.

- Да, проще говорить, что все плохо, что все умерло. Много хороших картин. Знаете, когда-то мой учитель Георгий Николаевич Данелия говорил: Знаешь, Алла, в мире делается 50 комедий. Из них по-настоящему успешных 3-4. Почему все эти успешные должны быть у нас? Если человек вышел из кинотеатра с хорошим настроением, посмеялся, отдохнул, увидел свет, поцеловался с девушкой, которая сидела рядом, улыбнулся собаке, которая сидела у дверей кинотеатра, погладил ребенка, что-то еще хорошее сделал, то комедия достигла цели.

- Если говорить о жанре, то сейчас отечественные комедийные фильмы еще смотрят. Но согласитесь, что статистика довольно печальная для нашего кино. Люди ходят на Человека-паука, на Темного рыцаря

- Вы знаете, в этом не виноваты наши комедиографы. К сожалению, сегодня прокат в руках деляг, которые знают, что на американском кино гораздо легче и проще заработать, чем на нашем. Более того, тот же Паук и еще 20-30 картин пауковских, в них вложены миллионы. И поэтому на единицу времени там приходится по 30 кадров, а у нас на единицу времени по 3 кадра. Потому


В избранное