Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Нина Архипова: Была счастлива, когда познакомилась с Менглетом


Нина АрхиповаНовый сезон в Театре сатиры начнется с вечера памяти Георгия Менглета в этом году исполняется сто лет со дня рождения выдающегося артиста.

Его супруга Нина Архипова недавно начала писать мемуары, в которых расскажет об их совместной жизни, о времени и о судьбе, преподносившей так много парадоксальных сюрпризов. О том, с какими парадоксами ей приходилось сталкиваться и почему ее пугает сегодня любое проявление несвободы, Нина Архипова рассказала прессе.
Нина Николаевна, все-таки не каждой жене доведется отметить столетие мужа. Как вы расцениваете эту дату?

Поверить в это, конечно, нелегко, поскольку когда мы познакомились, Жорик был молод. И до самой его смерти (в мае 2001 года) я не замечала особых перемен, ведь на склоне лет он оставался таким же легким и жизнерадостным человеком. Приходил в театр молодежь не давала ему прохода, все хотели общаться.

Я вам больше скажу: в Театре сатиры нет ни одного человека, который когда-либо видел Менглета брюзжащим или чем-то недовольным. Он легко переносил даже роковые удары судьбы. Например, однажды на сборе труппы Валентин Плучек объявил, что с этого сезона на роль Менглета вводится другой артист. У меня в душе все оборвалось. По сути, слова Плучека означали, что кто-то может сыграть лучшеЖорика. Думала, теперь у него начнутся переживания и бессонные ночи.


Начались?

Ну что вы! Жорик даже бровью не повел. Сняли и сняли. Он всегда говорил, что артист должен быть готов к любым переменам. И это была настолько взвешенная позиция, что даже на пенсии, когда количество ролей заметно снизилось, он не терял своего жизнелюбия, хотя было видно, как он скучает по сцене. Это все к вопросу о возрасте. С каких-то пор цифры меня не пугают. Я и сама перешагнула недавно девяностолетний рубеж. Испугаться могу лишь, если по телевизору, например, произнесут фамилию, а я не пойму, о ком идет речь. Поэтому когда телевизор выключен, я слушаю Эхо Москвы или Бизнес ФМ держу себя в напряжении, не дай бог потерять ощущение времени.

Сегодня многие сетуют, дескать, в поступках наших властей все чаще проступает стилистика советской эпохи. А какиеощущенияу вас?

Такие же. Смотрю по телевидению репортаж из Крымска ну полная милота. Все, оказывается, давно восстановлено, люди получили компенсации, вовремя оказана медицинская помощь… От подобных репортажей меня просто тошнит. Если канал федеральный, почему он не может рассказать о ситуации объективно так, как на самом деле? Даже я, сидя в квартире, вижу, что мне пытаются навязать некую официальную позицию намеренно замалчивают проблемы.

Почему никто не говорит о том, что люди сутками стоят в очереди в надежде восстановить свои права и получить компенсацию? От жертв наводнения требуют бесконечные справки. Люди пережили горе, но должны при этом доказать, что не являются мошенниками и действительно потеряли жилье, имущество, не говоря уже о том, что погибли их родные, друзья и соседи. По-моему, это верх неуважения к человеческому горю. И для меня это очень тревожный знак я помню, как в советское время мы страдали от несвободы. Потому что несвобода (даже элементарная боязнь выразить собственное мнение) делает человека рабом.

А лично вы как-то чувствовали несвободу в те годы?

Чувствовала. И потому еще больше удивляюсь, когда слышу сегодня: Ах, как нам нужны сталинские меры. Ах, как не хватает железной руки. Побойтесь бога! Как было при Сталине я вам сейчас расскажу. В 1952 году меня вместе с Павлом Кадочниковым, Верой Марецкой и Борисом Чирковым отправили на международный кинофестиваль в Индию, куда впервые был приглашен Советский Союз. И каждый из нас представлял ту картину, в которой снимался.

Вера Марецкая Член правительства, Павел Кадочников Повесть о настоящем человеке, я Щедрое лето. Все имели большой успех, и даже мой фильм про доярок встретили в Индии с восторгом, поскольку у них корова священное животное. И то, с какой любовью была показана жизнь советских людей, не могло не подкупить зарубежных зрителей В той поездке была одна проблема: перед отъездом нам прочли целуюлекцию о том, как надо выглядеть советской актрисе. Никакой бижутерии не надевать, должны быть только настоящие драгоценности. Но главное, что платья надо было пошить из дорогущего бархата. И вот когда мы приехали в Индию и на торжественный прием нацепили наши вечерние наряды, оказалось, что в них ужасно жарко.

У Марецкой к волосам был приколот шиньон, но она его сняла и танцевала, держа его в руках. Какой-то иностранец у нее спросил: Вам, наверное, жарко? Вера Петровна ответила: Ну что вы, мы так привыкли к морозу, что любая жара для нас счастье. В общем, выкручивались, как могли. На другой день мы пошли искать себе открытые, легкие туалеты. Но мне ничего не подходило по размеру. А вскоре я простудилась и с температурой осталась в гостиничном номере. Наша делегация пришла меня навестить и вдруг стук в дверь.

Мне на подносе передают какое-то письмо. Врач немного знал язык и тихо перевел, что в соседнем магазине готовы перекроить платье, если оно не подходит мне по размеру. Я отложила бумагу на столик, Марецкая спросила: Что за письмо? Я пошутила: А, это местный миллионер дарит мне туалет. Все посмеялись. Но после этой шутки руководитель нашей группы стал заметно отделять меня от других чаще бывать, задавать вопросы. Он поверил в эту остроту. А я не могла понять, почему он так меня отличает, и спросила, к чему все эти расспросы. А вы со мной не откровенны, ответил он. Не рассказываете, кто вам прислал платье. И тут я озверела побежала в гостиничный номер, схватила это письмо: Вы решили меня заподозрить, а я всего лишь шутила. Как вы могли поверить в такое! И стала его ругать.

Рисковали

Ни о каких рисках я даже не думала, ведь мы жили с совсем другим ощущением жизни. Я верила, что правда на свете есть. И когда человек выразил свое недоверие ко мне, я по-настоящему оскорбилась. Мне было неприятно с какой стати он меня подозревает Идолгоевремя думала, что он все правильно понял и, наверное, в какой-то мере жалеет о своем поступке. Но не тут-то было. Прошло лет пятнадцать.

Я уже работала в Театре сатиры, в моей жизни появился Менглет, мы собирались на гастроли в Париж, где мне предстояло сыграть Фосфорическую женщину в Бане и Зою Березкину в Клопе. Меня, как и полагалось, вызвали на беседу, поздравили, сказали какие-то комплименты, но при этом спросили: В вашем деле была история с миллионером, с которым вы познакомились в 1952 году в Индии. Конечно, я сразу вспомнила о своей шутке, но удивилась, что это попало в личное дело, сохранилось и лежит до сих пор, хотя прошло столько лет. Я сказала: уничтожьте этот пасквиль, иначе никуда не поеду.

Наверное, это было невозможно?

Вы знаете, наступило все же другое время период реабилитаций. И человек меня


В избранное