Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Легендарная «Царская охота» Вахтанговского


Режиссер Владимир Иванов с актерами "Царской охоты"Спектакли бывают разные: комедии, трагедии. Которые открывают звезд и спасают жизнь.

Одни на сезон, лет на пять, но нет такого театра, который бы не мечтал оставить в истории спектакль-легенду. Тот, что идет много-много лет, на котором вырастают разные поколения артистов и зрителей. Наконец, которые сами обрастают легендами. А известно, что на театре легенда важнее всякого документа. Один из таких спектаклей Царская охота в Вахтанговском театре.

Счастливый билетик для Царской охоты

Весна. 1775год. Русская царица Екатерина выходит насцену, держа наруках собачку. Собачка эта жидконога игорбата нонелевретка. Разве высокой царской особе позволено таскать животину наруках? думаюя. Мария Аронова вроли Екатерины сначала передаст собаку стройному фавориту-блондину, апотом сердито отчитает наперсницу княгиню Дашкову.

Правоже, яначинаю думать: обстоятельства моего воцаренья дурманят нетолько слабые головы, побуждая ихксамозванству, ноииных умнейших господ. Им, верно, мои права напрестол кажутся нестоль безусловными, чтоб ихнельзя было ограничить.


Так начинается Царская охота спектакль с17-летнимстажем. Ктобы мог подумать, что скромная студенческая работа образца 1995 года сучебной сцены нахально переберется наакадемическую? Впрочем, случай неуникальный, новсе-таки единичный, как счастливый билет: спостановки Вечно живые вШколе-студии МХТ 58лет назад начался Современник, асБедного человека изСезуана вЩуке впостановке Юрия Любимова новая Таганка. Современник досих пор крепко стоит, авот наТаганке нет нитого Доброго человека, нисамого Юрия Любимова. Нонеонем сейчас речь, аоЦарской охоте.

Владимир Иванов, педагог Щуки, это онсосвоим вторым курсом начал готовить дипломную работу:

Конечно, это был риск инахальство смоей стороны: втеатре Моссовета уже шла Царская охота, даеще впостановке Виктюка, даеще сМаргаритой Тереховой вглавной роли. Ноужбольно замечательной была пьеса Леонида Зорина. Когда мыего пригласили наспектакль, онпосмотрел исказал: Ятакую императрицу невидел. Я, может быть, такую даже неписал.

Амежду тем настуденческую Охоту ломится вся Москва, ивсе театралы обсуждают царицу Марию Аронову. Какой она была 17лет назад? Поразительно, нофакт Маша мало изменилась: как была крупная, состатью, ссиними большими глазами, так иосталась. Как была трусихой, таки… Ей19, аунее уже наруках маленький сын. Впрочем, уеепартнерши исоперницы попьесе Анны Дубровской, играющей княжну Тараканову, тоже годовалая дочка. Посмотрев Охоту, Михаил Ульянов приглашает студенток Аронову иДубровскую втруппу Вахтанговского. Нитой инидругой вголову неприходит, что импридется вэтих ролях много лет выходить насцену Академического театра.

Царский указ собачке неприказ

ВЦарской охоте есть все, что обеспечивает успех ираспаляет интерес упублики: наисторическом материале история страсти илюбви кмужчине, квласти, деньгам. Опятьже самозванствои, наконец, любовный треугольник: Екатерина фаворит Алексей Орлов княжна Тараканова. Тараканова объявляет себя наследницей российского престола. Екатерина, узнав обэтом, посылает заграницу своего фаворита илюбовника Алексея Орлова, который обманным путем должен доставить накорабле вРоссию обнаглевшую самозванку. Однако подороге между Орловым иТаракановой вспыхивает настоящая, непритворная страсть.

Мария Аронова в роли Екатерины ВторойИздосье МК: ЕкатеринаII (17291796). Увеличила территорию Российского государства засчет присоединения Крыма, Северного Причерноморья, Северного Кавказа, западноукраинских, белорусских, литовских земель ивосточной части Речи Посполитой. Перевела вгосударственную собственность часть обширных церковных земель. Население России за33года возросло с23,2 миллиона до37,4миллиона. В1785 году выдала жалованную грамоту дворянству ижалованную грамоту городам. Основала Российскую академию для изящной словесности иискусств, сеть городских школ, атакже первые женские образовательные учреждения (Смольный институт благородных девиц иВоспитательное общество). ВПет ербурге иМоскве поееприказу появились воспитательные дома для беспризорных исирот. Ввела обязательное оспопрививание первой привилась сама ипривила Орлова.

Ивот царица Екатерина насцене, даеще ссобакой наруках. Так почему наруках? думаюя. Ответ яузнала через 20минут вцарских покоях, тоесть вгримерной. Здесь царственная Аронова пережидает чужие сцены.

Сегодня ужас получился, смеется Маша. Перед самым выходом насцену одна изсобак (вспектакле ихдве) сорвалась споводка. Япрошу всех: Поймайте ее. Еле поймали. Пришлось вынести еенаруках. Ноэто ерунда посравнению стем, что бывает нагастролях.

Анагастроли животных, как известно, театры невозят, ихзаскромное вознаграждение ищут наместе. Ивот вТомске несколько лет назад для Ароновой подыскали собачонку: французского бульдога другой ненашлось.

Явыношу еенасцену, продолжает Маша, аона хрюкает, кряхтит, пукает… Ялицо прячу внее, чтобы нерассмеяться. Носегодня… спектакль это что-то: язасобачкой наклонилась, чтобы взять наруки, ауменя колготки пошву треснули. Хорошо, еще резинка нелопнула.

Для Ароновой Царская охота это судьба.

Яобожаю этот спектакль, новернуть тот, студенческий, невозможно понимаешь: водну реку дважды невходят. Годочков нам сейчас побольше, детей ипотерь побольше. Тот был как первая любовь. Яходила по-другому, голову держала по-другому. Ябыла царица.

Асейчас тыкухарка?

Нет, некухарка. Нонет того детского ощущения иполета. Какбы янистаралась, янемогу его вернуть. Иначинался онвинституте, между прочим, по-другому нессобак. Ягрызла яблоко, когда отчитывала Дашкову. Мне еще тогда Владимир Владимирович Иванов сказал: Тыгрызи его, как будто грызешь фрейлину свою. Ияснаслаждением ейкакбы отгрызала руку, ногу, голову.

Толи бандит, толи граф

Долгожителей вЦарской двое: царица Екатерина (Аронова) исамозванка Тараканова (Дубровская). Все остальные… толи были, толи небыли. Например, втой студенческой Охоте был персонаж заграничный посол. Его играл Гоша Сиятвинда. Сейчас этого персонажа нет, аСиятвинда стал артистом Сатирикона. Нонеонпогоду вспектакле делал, афаворит Алексей Орлов. Его играл сначала Владимир Епифанцев, но, ударившись врежиссуру,


В избранное