Искусство
изготовления узорных войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих
народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из
главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов
питания, шерсть для различных изделий. В слоях вечной мерзлоты Пазырыкских
курганов Горного Алтая до наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные
в пятом веке до новой зры. Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко
использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешанные на
стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя,
сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ
жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На
коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как
одеялами.
Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их
декоративные достоинства. Прекрасные художественные ковры выделывают в
Средней Азии киргизы, казахи, туркмены и узбеки, в Закавказье — грузины и
армяне...
Ни
один природный материал не ускользал от внимательного глаза человека, его
неистощимой фантазии, мастеровитых рук. Даже, казалось бы, ничем не
примечательные болотные травы и камыш нашли в руках человека свою вторую
жизнь в художественных изделиях — узорных циновках. Их делали одноцветными и
многоцветными.
Искусство создания декоративных циновок сохранилось и в
наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.
Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной
травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки»,
искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители
Прикубанья...
Разнообразна
цветовая палитра осени. Яркую гамму красок, изящество форм и линий,
тончайшие контрасты лепестков и листьев приносят с собой осенние цветы.
Составляя букет, возможно, вы захотите воспользоваться некоторыми нашими
советами.
Не стремитесь к громоздким букетам. Нередко такие композиции бывают
яркими, но в них пропадает самое ценное — красота отдельного цветка.
Постарайтесь подчеркнуть его своеобразие и изящную форму. Итак, центр
композиции — цветок. Все дополнительные элементы — ветки, листья, ягоды —
служат в основном фоном и должны соответствовать характеру цветов. Так,
например, к легким, грациозным герберам, гайлардии, однолетним георгинам,
гелениуму хорошо подходят колосья злаков, початки рогоза,
соцветия зонтичных и декоративных луков. Желтые с подпалинами рудбекии
красивы с листвой боярышника,
бересклета или с ветками конского
щавеля...
Тамбур — это способ закрепления на ткани
цветных нитей, образующих петельные швы. Вышивку тамбуром можно встретить на
самых разнообразных вещах — платьях, рубашках, блузках, головных уборах,
салфетках, полотенцах, кисетах. Народы Средней Азии применяют тамбурную
вышивку для украшения и других предметов быта: занавесей, подушек, сумок,
попон. Тамбурным швом вышивают и ковры.
Для шитья тамбуром годятся самые
разные материалы: замша, кожа,
войлок, сукно, бархат,
вельвет, фетр, шелк,
хлопчатобумажные ткани. Цветные нити, используемые в шитье, тоже могут быть
самые разные: хлопчатобумажные — простые и мулине, шелковые, шерстяные,
синтетические. Их подбирают в соответствии с видом материала, который будет
расшиваться узорами...
Раскопки
Пазырыкского кургана на Алтае дали нам возможность увидеть прекрасные
изделия из кожи, сработанные еще в V—IV вв. до н. э. Поражает разнообразие
технических приемов, которыми владели древние мастера. Здесь можно встретить
и замшевую флягу с нашитым узором из тонкой кожи, сумки, украшенные
узорчатой аппликацией, изящные резные украшения в виде зверей и птиц,
покрытые тонким слоем золота. Трудно поверить, что эти совершенные по
красоте вещи были сделаны двадцать пять веков назад.
Искусно обрабатывали
кожу мастера Древней Руси. По свидетельству путешественников, русские
мастера шили нарядную обувь и богато украшали ее жемчугом. Из кожи
изготовляли сбрую и седла, патронташи и рукавицы, вышитые серебром и
золотом, колчаны для стрел с тисненым орнаментом...