С
глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева
необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. В
числе распространенных приемов художественной обработки дерева: резьбы,
мозаики, росписи, инкрустации, насечки и других — применялось и
выжигание по дереву. Это сравнительно молодой вид
декоративно-прикладного искусства, появившийся в конце XIX века,
популярен он и сейчас.
Какой нужен инструмент
Для работы понадобится прежде всего выжигательный прибор. Его можно
купить в магазине, а можно и сделать самому.
На рисунке 1 показано его устройство. Промышленность выпускает
сегодня большое количество модификаций таких приборов, но все они имеют
примерно одинаковую конструкцию:
а — металлический экран;
б — пластмассовый колпачок...
Мешок,
прохудившийся до такой степени, что его уже нельзя залатать, обычно
выбрасывают или в лучшем случае используют как тряпку для мытья пола. И
лишь некоторые умельцы находят ему другое, полезное, применение. Так,
например, лоскутами мешковины, смазанными густой масляной краской,
латают дыры в железной крыше, а нити, выдернутые из мешковины,
используют как надежную и долговечную прокладку при соединении
водопроводных труб и кранов. Словом, хороший хозяин всегда вырежет из
пришедшего в негодность мешка куски здоровой мешковины и уберет их до
случая.
Мешковина, или ряднина, — это «грубый, деревенский холст, по реденькой
основе и с самым легким прибоем (бердом)», — поясняется в Толковом
словаре В. Даля. На производстве мешковина изготовляется из натуральных
растительных волокон: джута (южного волокнистого растения), пеньки
(конопли) и льна. В основном ткань для мешков в наше время ткут из
джута, имеющего грубые волокна; из волокон пеньки и льна изготовляют
более тонкую ткань — ряднину, применяемую в швейном, мебельном и других
производствах...
Батик
— искусство росписи тканей, пришедшее из Юго-Восточной Азии. Несложный
арсенал средств, необходимым ддя этого вида росписи, делает ее доступной
в домашних условиях. Используя различные приемы батика, можно расписать
ткань на блузку или платье. Эта техника позволит создать красочные
платки, шарфы, зачавески для окон, даже расписать панно.
По технологическим особенностям батик разделяют на несколько видов. Мы
остановимся на холодком и горячем батике.
Холодный батик наиболее простой. С него и начнем.
Сначала об оборудовании. Вам потребуются рама, на которую натягивается
ткань, набор стеклянных трубочек (их можно приобрести в магазине, где
продаются школьно-письменные и канцелярские товары), кисти, краски и
красители, две емкости для водяной бани, утюг, бак (рис. 1). Трубочками
наносят на ткань так называемый резервирующий состав. Ткань,
обработанная этим составом, не закрашивается красителями.
Для составления резервирующего состава необходимо взять равное
количество резинового клея и бензина, добавить к ним 1% канифоли и 25%
парафина. В граммах это выглядит так: резиновый клей — 200—250 г,
парафин — 50 г, канифоль — 2 г, бензин — 200—250 г...
Много
народных примет связано с березой. По весне крестьяне говорили,
например: «Если береза вперед опушится, то жди сухого лета, а если клен,
то мокрого». «Если из березы весною течет много сока, то лето будет
дождливое».
И в крестьянском хозяйстве береза использовалась полностью. Шли в дело
не только древесина, но и ветки, и кора. В старой русской загадке
говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело — мир освещает;
другое дело — крик утишает; третье дело — больных исцеляет; четвертое
дело — чистоту соблюдает».
Городскому жителю не так-то просто отгадать эту загадку. Между тем
деревенский житель без особого труда ответит: «Первое дело — лучина,
которой когда-то освещали избу, и огонь из березовых дров в печи; второе
дело — деготь для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели; третье дело
— береста для обвивания разбитых глиняных горшков; четвертое дело —
банный веник, без которого русская баня — уже не баня».
Но загадка есть загадка и, конечно, не в силах перечислить все «дела»
березы. «Плащ березы» — бересту — применяли не только для обвивания
горшков. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища.
Остатки этих древних обоев нередко встречаются в археологических
раскопках. Новгородцам береста заменяла бумагу...
Поздней
осенью и даже глубокой зимой в лесу можно встретить дерево, покрытое
буро-желтой осенней листвой. Иногда засохшие листья на таком дереве
шумят чуть ли не до самой зеленой весны. Это дерево дуб, вернее его
разновидность — дуб-зимняк. В отличив от своего собрата дуба-летняка он
распускает по весне листья на две-три недели позже.
Дуб — патриарх наших лесов. В среднем он живет до 500 лет, но
встречаются и дубы-долгожители, насчитывающие до полутора тысяч лет.
У многих народов мира дуб почитается как символ крепости и долголетия. О
могучем дереве пели песни, слагали пословицы и поговорки, следили за его
развитием, сопоставляя с приметами жизни природы. «Дуб одевается,
скотина наедается», — говорили крестьяне в разных уголках России. А
пензенские рыбаки подметили, что, как только лист на дубе разовьется,
начинается хороший улов щук. Наблюдая весною за дубом, тульский
крестьянин делал выводы: «Как дуб развернется в заячье ухо, сей овес».
Есть и осенние приметы. «Много желудей на дубу — к строгой зиме и
плодородному лету». Многие из народных примет, связанных с жизнью дуба и
других деревьев, проверены и объяснены точной наукой...