Одним
из видов народного творчества является конструирование всевозможных
бумажных поделок, например масок, кукол, зверюшек. Они помогают нам
создавать уют, вызывают веселое праздничное настроение, а иногда и
чувство общения.
Для конструирования масок не нужно делать сложных расчетов и вычерчивать
замысловатые схемы. Методы их создания просты. Главное же, иметь в
запасе чуть-чуть терпения, юмора и побольше воображения. Из материалов
нужна плотная бумага, белый синтетический клей. Из инструментов —
всего-навсего нож с острым концом.
Корпусом первых двух масок, как видно из рисунка, служит труба.
Стандартный лист ватмана, склеенный в трубу, — заготовка 1, с разрезами
для трубок-носов — заготовка 2 (по вариантам).
В первом случае трубка-нос делается удлиненной формы, врезается в корпус
маски и приклеивается снизу к корпусу. Во втором случае трубка-нос
короче первой, просто вставляется в разрез и приклеивается к корпусу
сверху...
Повесьте
такую картину в комнате — и лето всегда с вами. О нем вам напомнят яркие
полевые цветы, собранные на прогулке или в походе. Наверное, догадались,
картина наша необычная. Она написана не красками, а засушенными
соцветиями, листьями, травинками... Такой «живописью» сегодня увлекаются
многие. Приглашаем и вас приобщиться к этому жанру.
Поделочный материал собирают и сушат на природе. А возвратившись домой,
приступают к композиции. Используют не только дикорастущие, но и
домашние цветы. Однако отыскать в разноцветье луговых трав наиболее
подходящие по замыслу куда интереснее. Конечно, надо соблюдать строгие
правила: не срывайте более двух-трех цветков одного вида даже в том
месте, где их много. Разумеется, нельзя рвать те, что занесены в Красную
книгу. Если собранные цветы влажные от росы или дождя, то, прежде чем
воспользоваться прессом, необходимо их просушить.
Прессом может послужить любая толстая книга; газета — отличный
прокладочный материал, хорошо впитывающий влагу. И все-таки пресс лучше
сделать настоящий, тем более что особых навыков для этого не
требуется...
Такая
вешалка, наверное, понравится малышам. Только они повесят на ее крючок
свое пальто или курточку, как сова словно проснется — взмахнет крыльяш и
откроет глаза.
Для совы можно использовать мягкую древесину — липу, ольху,
тополь, мелкослойную сосну.
Обрабатывают материал плоскими стамесками 8, 12, 20 мм,
полукруглыми диаметром 15 мм и V-образными — для работ по линолеуму.
Тем, кто имеет некоторые навыки работы с древесиной, сделать такую
вешалку не составит большого труда.
Общий вид заготовки совы показан на рисунке 1, а размеры вы определите
по чертежу (рис. 6).
Хочется обратить ваше внимание на , самую трудную операцию — обработку
глазных впадин. Выполняйте эту операцию полукруглой стамеской, направляя
ее все время по окружности к центру глаза...
Предлагаем
сделать одну из множества возможных токарных самоделок — подставку для
предметов рукоделия. Такая подставка, выполненная под старину, во многом
удобнее шкатулки: не надо копаться в поисках нужных ниток, булавок,
иголок, тут все на виду и под руками.
Подставка состоит из двух ярусов со штырьками для катушек. На нижней
площадке размещаются штырьки побольше для толстых ниток, на верхней
поменьше — для тонких. Ярусы укреплены на составной точеной колонке,
которая заканчивается шаровидной подушечкой для иголок и булавок.
Ножками служат три деревянных шара. На верхнем ярусе предусмотрены
крючки для ножниц, портновского сантиметра, английских булавок и, может
быть, мотка тесьмы...
На поделку пойдет древесина без трещин и сколов, лучше липа, береза или
груша. Сначала изготавливают фигурную колонку из двух частей. Выбранную
болванку обтесывают топором или ножом, придав ей цилиндрическую форму.
На торцах приблизительно намечают центры. Заготовку устанавливают в
станке. Один центр должен совпасть со средним зубцом вилки, которая
навинчивается на шпиндель станка. Постучите по торцу заготовки
деревянным молотком, чтобы зубья вилки вошли в заготовку на глубину 4—5
мм. Другой конец заготовки зажмите центром задней бабки и вращением
пиноли вдавите центр в древесину на 4—5 мм...
Однажды я
отдыхал в Друскининкае. По берегам Немана теснились сосновые леса.
Воздух опьянял хвойным ароматом, земля желтела от россыпей лисичек. Но
мне было не до лисичек. Увлеченный красотой друскининкайской сосны,
бродил я по лесам, запрокинув голову. Причудливые изгибы сосновых веток
удивляли красотой рисунка, смелыми и резкими изгибами. Над головой
висели кольца, узлы, спирали...
Случайно набрел на вырубку. Большими кучами лежали свежие сосновые
ветки. Я благодарил судьбу, подарившую мне наслаждение рыться в этих
завалах. Сеял мелкий осенний дождь, а я, вооружившись самодельной
пилкой, пилил, перебирал сучья, угадывал формы будущих предметов и
пилил, пилил... Отдых обрел смысл. Заново перепланировались будущие
вечера, субботы, воскресенья.
На обратном пути купе поезда загромождал большой картонный ящик с
сучьями. Попутчики недовольно хмурились, но, узнав о содержимом ящика,
просили показать. Вскоре весь ящик был выпотрошен, пассажиры вагона
теснились в дверях; наполовину обработанные сучья переходили из рук в
руки, вызывая изумление. Потом ящик уже никому не мешал, во всех купе
говорили о сучьях, приходили снова, предлагали свои варианты...