Как сделать славянскую обрядово-обережную куклу? Самый простой способ. Who is who в текстильном ряду народных обрядово-обережных кукол? Вышивка на Руси: что она символизировала. Как появился бисер. Какова история малахита.
Народные промыслы:
все про них, о них, для них
Тот, кто тачает башмаки, сам ходит босиком
(Роберт Бертон)
Все
технологии изготовления обрядово-обережных народных кукол просты и не
требуют особенных усилий. Но, наверное, нет ничего проще, чем сделать
куколку-Кувадку. Попробуем?
Вам потребуются две полоски ткани и нитки. Материал должен быть
обязательно натуральным (хлопок или лен). Непременное условие – не
используйте новую ткань. Возьмите лоскутки старой одежды (или бывшего в
употреблении постельного белья). Кроме того, это должен быть
«счастливый» текстиль, т. е. тот, который вы не носили во времена
невзгод, грустных периодов жизни, стрессовых или конфликтных ситуаций.
Традиционно, в процессе изготовления не используются колющие и режущие
предметы (иголки с ножницами). Ткань и нитки придется рвать руками. Если
по краю остается бахрома – ничего, не страшно. Так даже колоритнее,
сразу видно – ручная работа. А если поискать утешительное объяснение у
знатоков обережной символики, то можно наткнуться на интересную мысль:
ровная структура тканевого плетенья отражает упорядоченность мира, а
распущенная нитяная бахрома – вселенский хаос. Хорошо, когда в кукольном
обереге присутствует и то, и другое, символизируя пограничность
объекта...
Продолжим
начатую тему «Вуду по-доброму, по-славянски? Текстильные народные
обрядово-обережные куклы».
Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления (мотанки-закрутки,
кувадки, из тканевых квадратов и т. д.). Можно по обрядам (для
семейно-бытовых, календарных, прочих). Но, на мой взгляд, лучше
пользоваться методом группировки по функциям или, если хотите, по
магической кукольной силе. Так гораздо романтичнее. Я бы даже сказала –
сказочней.
Специалисты выделяют четыре основных функции: продуцирующую, защитную,
очистительную и замещающую. Кукол в каждой функциональной группе очень
много, так что рассмотрим только некоторых, самых интересных
«представителей»...
Техника
и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили
столетия, а возможно и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми
лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей
матери.
Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий,
выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла на рабочую
одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Фактура у холста сетчатая, она позволяла вышивать узор без канвы, по счету
нитей. Один из древних швов – двусторонний, при котором узор получается
одинаковый как на лице, так и на изнанке. Нитки чаще всего брали льняные,
окрашенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусторонним швов на
белом холсте – самые древние в технике вышивки.
К началу ХIХ века расцветка становилась все разнообразнее и ярче. Мастерицы
использовали и шелка, и золотую нить, и разноцветную шерсть – гарус. А
вместо холста все чаще брали ярко-красный фабричный кумач, особо любимый
русским народом...
Первые
нательные, и не только нательные, украшения появились очень давно, ещё в
первобытные времена. Всевозможные ракушки, камешки, осколки, зубы, кости
нанизывались на стебли трав и волосы, по сути, являясь первыми ювелирными
украшениями, но в первую очередь, конечно, амулетами. Хотя нередко подобная
«бижутерия» носила исключительно эстетический характер.
Что касается искусственных материалов, а именно стекла, то его научились
делать ещё около 6 000 лет назад на территории современных Ближнего Востока
и Северной Африки. В частности, на право называться родиной стекла в равной
степени могут претендовать Египет, Ливан, Сирия и Турция.
По одной из версий, самые первые стеклянные слитки образовались после
попадания в огонь спрессованных блоков природной соды.
Хотя стекло и первое подобие стеклянных бусин начали делать примерно в одно
и то же время, самые древние бусины, возрастом 4 000 лет, археологи нашли
при раскопках Фив...
Камень,
а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить.
П. Бажов
Кто же поспорит с тем, что малахит красив, даже очень и очень очень
красив! А почему он так называется, знаете? Сторонники разных версий
сходятся на том, что происхождение названия имеет греческие корни. Но
одни считают, что надо рассматривать слово «малахе», т.е. мальва, из-за
сходства окраски с ее листьями. Другие полагают, что вернее обратиться к
«малакос», означающему «мягкий». Но малахит называли когда-то и
по-другому – муррин. Современное наименование предложил в XVIII веке
швед Валлерий, но в России еще несколько десятилетий употребляли чуть
иное: «малахид» или «малакид».
Стоит отметить, что он действительно признается специалистами достаточно
мягким минералом. Но окраску имеет неоднородную и допускает тона как
самые темные, так и светлые. Передо мной сейчас лежит небольшой
ярко-зеленый кусочек малахита, и в зависимости того, светит ли солнце
или прячется за тучку, цвет его удивительным образом меняется...