Имитация слоновой кости и рога, имитация под черепаху. Имитация драгоценных камней. Простое кольчужное плетение. Батик. Как капля стала искусством. Бумажные арт-кружева. Возродится ли снова ажурный узор белорусской выцiнанкi (вытинанки, вырезанки)?
Народные промыслы:
все про них, о них, для них
Тот, кто тачает башмаки, сам ходит босиком
(Роберт Бертон)
Черные
протравы для рога. Как известно, роговые изделия, как-то гребни,
пуговицы, запонки и т.п., часто окрашиваются в черный цвет для подделки
их под более дорогие сорта. Для этого существует несколько способов:
а) Изделия из рога вымачиваются в следующем растворе, который готовится
на холоде: 8 частей ртути растворяются в 8 частях концентрированной
азотной кислоты и 32 частях мягкой воды. В этой протраве изделия
оставляют на всю ночь, после чего их вынимают и промывают водой до тех
пор, пока промывная вода не будет более обладать кислой реакцией. От
такой обработки гребни окрашиваются в красный цвет, а в случае
употребления более концентрированного раствора ртути - в коричневый.
После этого гребни переносятся в слабый раствор серной печени (1 г на 1
л воды) на 1-2 часа. Окрасившиеся теперь в черный цвет гребни
промываются сначала чистой водой, затем подкисленной уксусом и, наконец,
чистой водой...
Для
приготовления искусственных драгоценных камней, прежде всего, требуются
хорошие плавни, дающие так называемые "стразы" и составляющие основу
искусственных камней. Эти стеклянные плавни требуют следующих материалов:
а) горного хрусталя, истолченного в порошок, б) буры или другой
натриевой соли, в) селитры калиевой, г) углекислого свинца (белил), д)
сурика свинцового, е) окиси металла, которым окрашивается плавень.
Различные составные части (каждая отдельно) толкутся в порошок,
просеиваются сквозь частое сито, помещаются в плавительный тигель,
покрытый глиняной крышкой, и сплавляются в общую массу длительным, но
осторожным накаливанием (лучше всего в муфельной печи). Полученное
стекло следует медленно охладить, чтобы не вызвать появления трещин. Из
полученного стекла необходимые изделия выделяются по способу отливки в
формах или шлифовки отколотых кусков.
1. Искусственный аквамарин. Толкут и сплавляют 36 ч. хрусталя, 12 ч.
соды, 11,25 ч. буры, 7,5 ч. сурика, 3,75 ч. селитры, 0,5 ч. окисижелеза,
0,25 ч. углекислой меди. Вместо медной соли можно прибавить 0,1ч.
углекислого кобальта...
Давно
ушли в прошлое кольчуги, но способы их плетения не забыты и до сих пор
привлекают внимание мастеров. Правда, из мелких колец собирают они пояса,
браслеты, ожерелья и другие украшения, используя при этом старинные
приемы кольчужного плетения, правда, несколько упрощенные.
На изготовление кольчуги древний мастер затрачивал очень много труда и
времени. Выкованную заранее проволоку, он нарезал на небольшие ровные
куски, из которых потом сгибал кольца. Колец, естественно, должно было
быть очень много, чтобы их хватило на целую кольчугу. Половину колец
мастер сваривал наглухо. Другие кольца приходилось дополнительно
обрабатывать. Концы таких колец слегка расплющивались на наковальне, и в
них пробивались маленькие отверстия...
Загадочный,
цветастый, яркий батик всё больше и больше завоёвывает сердца. Только за
последний год в разы увеличилось количество личных страничек о батике,
фотографий в галереях и мастер классов. С сайтов рукодельниц глядят на нас
прекрасные платки и панно, шарфики и платья, выполненные в технике батик.
Батик стал настоящим искусством, и многие коллекционеры имеют большие
собрания шёлковых шедевров. Цена за одно произведение составляет от 800-1000
рублей от начинающих авторов до 5-10 тысяч рублей от авторов с именем.
Родина батика – Индонезия, оттуда его яркость и экзотичность,
притягательность и нежность. Приоткроем завесу тайны. С индонезийского ba
переводится как ткань, а tik – капля. Вот и получается: ткань, расписанная
каплями...
Помню,
на южном солнечном пляже местный фотограф как-то вырезал мой профиль из
роскошной бархатной бумаги. Мне было лет пять. Художник виртуозно работал
острыми ножницами, я завороженно смотрела, как из-под мелькающих лезвий
появляется тонкий черный силуэт, а у самых наших ног пенились теплые морские
волны… Бьюсь об заклад, что подобные воспоминания хранит не только моя
память.
Такие же южные «трофеи» бережно вклеены во многие семейные фотоальбомы
наследников общего адреса – Советский Союз. Однако не каждый знает, что у
силуэтной резьбы по бумаге интересное прошлое, довольно глубокие корни и
странное старинное название – вытинание, т. е. вырезание...