«Не
сучок, не листок, а на дереве растет». Оказавшись в лесу, припомните эту
старинную загадку и внимательно приглядитесь к сухостойным и валежным
лиственным деревьям, особенно к березам. Отгадка придет сама собой — почти
на каждом стволе засохших берез в любое время года можно увидеть грибы
трутовики. Точнее, не сами грибы, а их плодовые тела, имеющие копытообразную
форму.
Сверху они чаще всего пепельно-серые или белесоватые, а снизу
светло-желтые с мельчайшими порами.
Плодовое тело трутовика многолетнее, то есть оно растет несколько лет,
каждый год увеличиваясь в размерах на одну ступеньку. Поэтому копытообразная
форма его имеет своеобразную ступенчатость. Верхушка дает представление о
том, каким гриб был в первый год своего роста, следующая ступенька — во
второй и так далее. Сколько ступенек, столько лет трутовику...
Изразцы
впервые стали применяться для отделки архитектурных сооружений более четырех
тысячелетий назад и до сих пор используются в архитектуре. Каждый изразец в
отдельности уже самостоятельное произведение декоративного искусства. Но
широко применялись также изразцы, которые были только частью большой
орнаментальной композиции.
Вы можете заняться изготовлением изразцов в домашней мастерской.
Изразцовые вставки и панно можно удачно использовать при оформлении любого
помещения. Отдельные изразцы могут служить настенными украшениями в
современной квартире...
В
одной старинной поговорке говорится: «Без хлеба несытно, а без соли невкусно».
Хлеб и соль упоминались вместе не только в пословицах и поговорках, но и в
былинах, сказках, народных песнях. Дорогих гостей и сейчас по старинному
обычаю встречают хлебом-солью. Исстари к соли относились бережно — просыпать
соль считалось большим грехом. Хранили ее в надежных солонках. Пропорции,
размеры, конструкция, материалы и декоративная отделка солонок определялись
их назначением.
Отправляясь в дорогу, соль брали в небольших дорожных солонках. Их чаще
всего плели из бересты или древесных корней. Солонки из бересты имели форму
куба или сапожка. Чтобы соль не просыпалась и не волгла, солонку плотно
закрывали пробкой...
Около
века назад в Кирове, на выставке художественных промыслов, были показаны
совершенно необычайные шкатулки. Они горели золотом, переливались
зеленоватыми, розовыми и серебристыми оттенками. Приглядевшись, можно
было различить на поверхности розетки, ромбы, веточки и даже изображение
Спасской башни Кремля.
Если взять в руки такую коробочку и рассмотреть ее со всех сторон,
станет понятным столь сильный оптический эффект. Узор на ней состоит из
кусочков самой простой соломки, вырезанных в виде полосок, ромбов,
квадратов, кругов, полукружий. Так как на поверхности соломки волокна
расположены продольно и они максимально отражают свет лишь в
определенном положении, то узор, собранный из элементов, находящихся под
разными углами по отношению к свету, и создает эту неповторимую игру
рисунка...
Интарсия
— разновидность мозаики, только материалом здесь служит не смальта, а
фанеровка — тонкий слой древесины различных пород. Главное в интарсии —
умело подбирать древесину по цвету и текстуре — рисунку волокон.
Древесина березы, липы, клена белого цвета, ореха — от светло -
коричневого до темно - коричневого, лимона — желтого, бука — самых
разных оттенков. Используются еще дуб, ясень, красное дерево...