Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фотография и жизнь

  Все выпуски  

Зимний портрет.


Здравствуйте!

Сегодня продолжим говорить о том, как же снимать портреты в зимнее время. Но для начала, хочу спросить. Вы пробовали это делать раньше? Не в зимнее время. Например, летом, на природе, дома? Скорее всего, да. Получалось по разному, ведь так? И хорошие фотографии были и среднего качества и такие, что смотреть страшно. Ведь так?
Давайте разберемся, что же это такое - хороший портрет, вообще!

Вспомните себя или своих друзей и близких, просто знакомых и тех, с кем вы работаете. Вспомнили? Хорошо. А теперь вспомните - от скольки человек вам доводилось слышать, что они нефотогеничны? Из личной практики, могу сказать что наберется не меньше десяти человек. У кого-то будет больше или меньше, все зависит от круга общения. Так, вот. Причина такого отношения к себе, кроется всего в двух вещах: первая - это природная стеснительность человека (ну не привык он к фотосъемкам) и вторая - это, как ни прискорбно говорить, кривые руки фотографа.
Нет в природе нефотогеничного человека. Есть некачественные фотографии. Но мы же не хотим прославиться среди друзей и родственников криворукими. Верно? Все мы имеем чувство стиля, красоты и чувство гармонии. Кто в большей степени, кто в меньшей. Это факт. Не все фотографы занимаются портретной съемкой, также как и пейзажной, макро, и прочими направлениями этого прекрассного искусства. Каждый выбирает то, что ему больше всего нравится делать и то, что у него лучше всего получается.

Давайте перейдем к сути урока.

Уверяю вас, что абсолютно любого человека можно сфотографировать так, что эта фотография будет самой любимой. А для этого надо уметь применять на практике несколько не хитрых приемов. Каждый фотолюбитель рано или поздно задается вопросом – так как снимать портреты. Что необходимо для достижения желанной цели.
Первым делом вам нужно войти в контакт с объектом съемки. Хороший фотограф должен быть хорошим психологом. Основная задача, чтобы человек получился на снимке естественным, чтобы не было на его лице натянутой улыбки, или неестественной позы или выражения лица – фальшь всегда видна и никогда не ценится.

Изучите модель. Вам необходимо найдите характерные жесты, мимику, повороты головы, реакцию на различные события свойственные этому человеку. Многие начинающие фотографы пользуются принципом: больше дублей, вероятнее результат. Конечно, этому можно следовать, но лично для меня это не так значимо, тем более когда делаешь подряд серию снимков, то теряешь основную мысль, творческую задумку. Работая с моделью я сочиняю с начала композицию, пытаюсь поставить позу, направить взгляд модели, заставляю сменить положение рук, направление стоп на ногах, и только после того, как увижу желаемое – делаю серию кадров.

Порой приходится тратить больше времени на построение композиции, поиск ракурса, хорошее положение модели, а сама съемка занимает лишь секунды.

Еще одним немаловажным приемом при съемке портрета является просьба портретируемому направить взгляд не прямо в объектив фотокамеры, а чуть в сторону. Этот прием очень хорошь в том случае, когра у модели пустой и невыразительный взгляд и глядя в объектив ее взгляд ничего не выражает. Я иногда заставляю модель смотреть либо чуть ниже объектива, или чуть в сторону, в этом случае получается эффект ожидания, портрет наполняется динамикой и становится более характерным.

Предположим, что с организационными вопросами вы разобрались, теперь остается дело за малым – сделать технически правильный портрет. Постарайтесь, чтобы в кадре было как можно меньше лишнего и не относящегося к сюжету. Объектив фотокамеры имеет такую особенность фиксировать все то, что обычно ускользает из нашего видения. И тогда вдруг на снимке, где нибудь на заднем плане, может возникнуть совершенно посторонний человек, или чья-то голова, посторонние предметы, не имеющие никакого отношения к тому, что вы собираетесь фотографировать. Кадрируйте кадр таким образом, чтобы в нем оставались лишь те предметы и элементы декора, которые помогут обогатить композицию портрета. Например, очень хорошо, когда на портретной фотографии присутствуют руки портретируемого. Они могут добавить выразительности, лучше раскрыть характер человека. Портрет хорошо может дополнить лишь один предмет: шляпа, трубка, мобильный телефон и т.д. Однако когда предметов много, взгляд может теряется.

Если вы хотите снять человека во весь рост, например на фоне моря или горного пейзажа, не старайтесь одновременно запечатлеть также и всю полноту красивого пейзажа. Вы должны снять либо пейзаж, либо человека. Одновременно снять все «в одном флаконе» не получится. Поэтому кадрируйте снимок так, чтобы человек не терялся на фоне пейзажа. Он должен быть передан достаточно крупно, узнаваемо. А задний план захватите так, чтобы он лишь был удачным фоном. Перед тем как сделать снимок, еще раз посмотрите – нет ли ничего лишнего в поле кадра. Возьмите за правило перед нажатием на кнопку спуска еще раз все перепроверить. Очень часто на снимках видны пустые пластиковые бутылки, стаканы, пакеты и прочий мусор.

Еще одна распространенная ошибка: обращайте внимание, чтобы из головы человека ничего «не росло». Довольно часто на снимках за головой торчит фонарный столб, дерево, ветка и т.д.

Групповой портрет снимать нужно так, чтобы люди стояли близко друг к другу, чтобы между их плечами не было просветов. Высокие должны располагаться немного дальше, детей можно поставить на передний план. Разумеется, в этом случае все должны смотреть на фотографа. Когда кто-то зевает, смотрит в сторону или закрыл глаза, то снимок уже неудачен, и его нужно сделать заново. Диафрагму следует зажимать так, чтобы кадр был резок по всему полю.

Снимать портрет вовсе не обязательно в полный рост, можно снять человека и по пояс. В этом случае руки уже играют более важную роль. Хорошо, когда они не просто висят. Можно снять человека, когда он разговаривает по мобильному телефону, держит в руках букет цветов, курит и т.д. Такие снимки более выразительны. В каждом случае проверяйте – подходит ли выбранный вариант вашей модели. Не надумана ли поза, окружение, сюжет. Например, не стоит снимать подростка с сигаретой, крепкого мужчину с букетиком цветов, а хрупкую женщину с бензопилой.

Поза человека должна быть расслабленной, модель не должна стараться изо всех сил выпрямить спину и т.д. это смотрится неестественно. Хорошо смотрятся портреты, когда модель развернута под углом сорок пять градусов к камере, и при этом непринужденно наклоняет голову. Естественная улыбка не будет лишней.

Когда человек сидит, обращайте внимание на ноги. Можно попросить скрестить голени. Но ситуаций, когда модель кладет ногу на ногу лучше избегать, это портит кадр.

Неплохие и довольно интересные портреты получаются крупным планом, когда на фотографии передано только лицо или даже часть лица. Совершенно не будет ошибкой, если вы лицо не полностью впишете в границы кадра. Можете смело убрать макушку, уши и даже оставить только лишь одни глаза. Это ваше право – взгляд фотографа может быть оправдан в любом случае, когда на снимке человек хорошо узнаваем. Лучше показать характерный взгляд человека, чем мутный и невзрачный портрет во весь рост по стойке смирно. Когда снимается портрет крупным планом, то возрастает изобразительная нагрузка на каждый элемент, все здесь становится важным. Поэтому косметика, прическа, небритость и т.д. – все это будет хорошо заметным.

Надеюсь, что описанное выше вам очень пригодится. 
Продолжение в следующем выпуске.

Удачных снимков и хорошего настроения!

В избранное