Добрый день,
уважаемые подписчики! В этом письме Вы получите
сведения об инфракрасном диапазоне. Узнаете о принципах получения инфракрасного
изображения. Познакомитесь с некоторыми секретами и творческими аспектами
съемки в инфракрасном изображении, а также получите практические рекомендации
по ИК-съемке.
Инфракрасные фильтры и пленки были в обиходе еще в 60-х годах прошлого
столетия, а первая инфракрасная (ИК) фотография была опубликована в 1910 году.
До недавнего времени инфракрасная съемка была сопряжена с большими трудностями,
однако с приходом цифровых технологий эта техника стала более доступна.
Множество фотографов по всему миру используют этот вид съемки для создания
уникальной атмосферы своих снимков, и некоторые зачастую специализируются
только на ней.
Глаз человека видит далеко не все солнечное излучение. Кроме видимой
части волнового спектра, есть еще и невидимая – ультрафиолетовое, инфракрасное,
радиоизлучение, рентгеновское и другие. Видимый диапазон включает излучение
волн длиной приблизительно от 300-380 нанометров (фиолетовый цвет) до 670
нанометров (глубокий красный цвет). Излучение с длинной волны менее 380 нм
называется ультрафиолетовым, более 740 нм – инфракрасным.
Фотографирование через инфракрасный фильтр одного и того же предмета,
например утюга, в нагретом и холодном состоянии дает два идентичных снимка,
доказывающих, что в инфракрасном мире все утюги выглядят одинаково серо. То
есть фотоаппарат регистрирует не тепло и не цвет, а что-то другое. Этим
«другим» является отражающая способность поверхностей по отношению к
инфракрасному излучению. Объекты одного и того же цвета на инфракрасных
снимках могут быть совсем разной раскраски. Следовательно, будьте готовы к
тому, что один зеленый дом на Вашей фотографии может выйти белым, а другой
зеленый дом – абсолютно черным.
Поверхности, отражающие ИК-излучение, будут выглядеть на фотографии
светлее поверхностей, поглощающих его. Таким образом, объекты, лучше всего
отражающие ИК-излучение (трава, листья и хвоя), на ИК-снимках получатся белыми.
Все тела, поглощающие ИК-излучение, на снимках выходят темными (вода, земля,
стволы и ветви деревьев). Однако наибольшая загадка съемки в инфракрасных
лучах состоит в том, что Вы не можете полностью быть уверенными в конечном
результате до тех пор, пока не получите готовую фотографию.
Несмотря на то, что матрицы цифровых камер чувствительны к инфракрасному
излучению, их чувствительность к видимому свету в сотни, а то и в тысячи раз
больше. Следовательно, для того чтобы сделать ИК-фотографию, необходимо
блокировать видимый свет. Самый простой способ – попробовать снимать при помощи
особых съемных ИК-фильтров. Кроме того, существует специальные
фотокамеры – тепловизоры, позволяющие настраивать картинку так, чтобы фиксировать
либо видимое изображение, либо инфракрасное, либо их сочетания. Использование
ИК-фильтра оправдано в большей степени только для монохромной фотосъемки. Все
объекты будут освещены только одним источником – солнцем. Предметы выглядят
контрастно, тени глубокие, что создает иллюзию ночного пейзажа, снятого при
полной луне.
Посмотрим, как тематически можно использовать ИК-эффект. Прежде всего,
когда мы хотим передать на снимке таинственность, мистическую загадочность либо
сюрреализм какой-то сцены. Поэтому удачными объектами могут стать заброшенные
развалины, старое кладбище и даже фигуры людей и животных. Когда в инфракрасном
пейзаже присутствует ясное небо с отдельными облаками, то из-за контраста между
черным небом и белыми облаками у нас чаще всего получается драматичная картина.
Драматизм и мистика – необязательные эффекты использования инфракрасного
фильтра. ИК-фотография может производить и умиротворяющее воздействие, даже создавать радостное настроение.
Из-за того что инфракрасные снимки содержат больше шума, чем обычные,
лучше сразу при съемке устанавливать наименьшую возможную чувствительность
матрицы. Сам процесс съемки лучше проводить в RAW-формате.
Это позволит, во-первых, исправить ошибки экспозиции, которые неизбежны при
определении выдержки на глаз, а во-вторых, выставить правильный баланс белого.
Если мы выполняем настройки прямо в камере, то необходимо выставить ручной
баланс белого непосредственно по кадру. Обычно в этом случае камера делает
предварительный снимок для подтверждения отстройки баланса, и Вы сможете
прикинуть, как примерно будет выглядеть последующий кадр. В конечном счете
жестких правил нет. Главное – пробовать.
Более подробные приемы и практические рекомендации по
съемки в инфракрасном диапазоне, а также советы опытного преподавателя можно
будет найти на нашем курсе «Искусство фотографии». Если Вы по каким-то причинам
еще не скачали бесплатный пробный урок, то обязательно сделайте это. Тем более
что у Вас появится отличный шанс получить ценный подарок от ЕШКО – золотой
кулон.
А знаете ли Вы, что фотография «Знамя Победы
над Рейхстагом» стала одной из самых известных фоторабот о Второй Мировой
войне. Автор Евгений Халдей -фотокорр ТАСС, человек-легенда. Снимал
Магнитку, Днепрострой, репортажи о Стаханове. Но главная тема съемок в его
жизни - Великая Отечественная война. Все 1418 дней войны он прошел с камерой «Leika»
от Мурманска до Берлина. Тысячи военных снимков Халдея стали хрестоматийными,
но именно фотография «Знамя Победы над Рейхстагом» обошла весь мир и стала
одним из основных символов победы советского народа в той войне.
В следующей рассылке Вы узнаете, зачем фотографы используют
различный трюки. Познакомитесь с приемами трюковой фотографии. Научитесь
применять обычные предметы в качестве реквизита для фототрюков. Рассмотрите
способы творческой обработки отснятого материала.
Творческих и неординарных личностей могут также заинтересовать наши курсы: