Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как стать мастером фотографии?


Особенности панорамной съемки

Здравствуйте, уважаемые подписчики! В этом письме Вы получите представление о способах создания панорамного изображения, о выборе места и времени для съемки. Освоите специфику работы со сверхширокоугольными объективами типа «рыбий глаз». Познакомитесь с принципами склейки и кадрирования панорамы при помощи компьютера.

  За более чем полтора века существования панорамной фотографии не прекращаются споры о том, какое изображение можно назвать панорамным. Подавляющее большинство участников таких дискуссий единодушны лишь в том, что основным «панорамным» признаком является соотношение сторон изображения, которое не должно быть меньше 2:1. Важной характеристикой панорамного снимка признается также угол зрения объектива в горизонтальной плоскости, который должен быть не меньше 70 градусов. И все же наиболее важным фактором является, по мнению многих, «панорамная фотогеничность» объекта съемки. Далеко не всякий сюжет или объект ложится в рамки художественного панорамного формата. Панорамное видение – это особый способ передачи целостности пространства.

  Виды панорам весьма разнообразны – городская и сельская, природная и индустриальная, макро и ландшафтная, уличная и интерьерная, ночная и дневная и т.д. По углу обзора панорамы делятся на плоские, круговые и сферические. Плоская или планарная панорама проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Круговая или цилиндрическая панорама проецируется на боковую поверхность цилиндра. Получить ее можно «сшивкой» кадров с обычного или панорамного фотоаппарата. Сферическая или кубическая панорама получается проекцией окружения, сферы на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри). В этом случае угол охвата по вертикали равен 180 градусам, что дает фотографу полный охват окружающего пространства.

 

  Самым простым способом получения панорамного изображения является съемка с использованием специальной панорамной оптики. «Рыбий глаз», фишай (англ. – fish eye) – это сверхширокоугольный объектив с сознательно оставленной заметной дисторсией – искривлением прямых линий на краях поля изображения.  Для объективов «рыбий глаз» угол зрения близок или больше 180 градусов хотя бы по одному изменению кадра. Типы фишай-объективов различают по тому, какая часть круга изображения, формируемого объективом, попадает на пленку или матрицу. В результате выделяют 3 вида таких объективов: циркулярный, бочкообразный, диагональный.

   Циркулярный фишай имеет угол зрения 180 градусов в любом направлении (справа - налево, сверху - вниз). С помощь такого объектива можно сделать снимок, на котором будет изображен, например, весь небосвод. Бочкообразный фишай отличается тем, что круг изображения оказывается более 180 градусов, при этом сама картинка обычно имеет также круглое, но обрезанное изображение, и угол зрения может составлять 220 градусов. Диагональный или полнокадровый фишай – это объектив, благодаря которому полученный кадр целиком занят изображением, однако угол зрения 180 градусов соответствует лишь диагоналям кадра.

 

  В прежние времена съемка панорам была уделом лишь избранных фотографов, которые могли позволить себе специализированные дорогие камеры. Но времена меняются, и сейчас эффектные панорамы можно «склеивать на компьютере, используя при этом графический редактор, например Photoshop или Paint. Сначала идет калибровка – исправление геометрических и цветовых искажений. Следующим шагом может стать кадрирование: обрезание всего ненужного. Потом предстоит расставить контрольные точки. Чем их больше, тем незаметнее будет место сшивки. Очередная задача – сборка фрагментов. Ее следует начинать с крайнего левого кадра. На этом этапе, вероятно, потребуется тонкий ручной труд, чтобы состыковать плохо совпавшие детали. Далее приступаем к ретушированию – устранению дефектов. Ретуширование позволяет, в частности, «дописать» не состыковавшийся фрагмент взятыми на соседнем участке образцами (клонами), соблюдая, таким образом, точные характеристики каждой мельчайшей детали. Иногда требуется также размывка границ стыковки. Завершающий этап – постобработка. Она предполагает настройку яркости, контраста, цветности, резкости уже целого изображения. Готовую панораму остается лишь распечатать, например, на рулонной бумаге на фотопринтере.

 

   Более подробную информацию о панорамной съемки в детальном изложении, а также поддержку личного преподавателя можно будет найти на нашем курсе «Искусство фотографии». Если Вы по каким-то причинам еще не скачали бесплатный пробный урок, то обязательно сделайте это. Тем более что у Вас появится отличный шанс получить ценный подарок от ЕШКО – золотой кулон.

  А знаете ли Вы, что самый дорогой фотографией в мире является фоторабота известного немецкого фотохудожника Андреаса Гурски «Рейн II», на которой изображена река Рейн между двумя дамбами под величественным пасмурным небом. Снимок был продан на аукционе в Нью-Йорке за $4 338 500 в 2011-м году. Самое удивительное в фотографии то, что она была сделана при помощи «Фотошопа»: изначально фон «портили» электростанция, портовые сооружения и выгуливающий собаку прохожий — всё это Гурски удалил, оставив только собственно Рейн и дамбы.

 

  В следующей рассылке Вы получите сведения об инфракрасном диапазоне. Узнаете о принципах получения инфракрасного изображения. Познакомитесь с некоторыми секретами и творческими аспектами съемки в инфракрасном изображении, а также получите практические рекомендации по ИК-съемке.   

  


В избранное