Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Статьи о танце для всех: как научиться и совершенствоваться


Рассылка «Диваданс: статьи о танце для широкого круга читателей» Рассылка содержит статью, обзор какой-либо видеопрограммы (или книги) о танце, анонсы танцевальных событий и пр.

Студии «Диваданс» находятся: Санкт-Петербург, пр.Королева,д.32,к.1 (Комендантский пр.или Пионерская), ул.Есенина, д.9,к.1 (м.Озерки), пер. Антоненко,д.2 каб.18 (м.Садовая, Сенная)  и ПС, Левашовский пр.11/7,1 этаж (м Петроградская или Чкаловская) ,  телефон: 291-43-34  http://www.divadance.ru -      танец живота, эротический танец, танец на пилоне (шесте для стриптиза), RnBdance, хип-хоп, тектоник, клубные танцы, брейкданс, стриппластика, ирландский, индийский и детский  танцы, фламенко, свадебный танец...

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Выпуск №127 от 29 июля 2009г

Содержание:

  1. Статья: БХАРАТАНАТЬЯМ – древнейший индийский танец.
  2. Шоу танца живота  «Алия: Огонь в пустыне».
  3. 31 июля и 1 августа 2009г.19.00 Театр Балета Бориса Эйфмана  в помещении Александринского театра  «Анна Каренина».

Наша группа  в "Контакте" - http://vkontakte.ru/club6915204 . Предлагайте темы для статей.

1. БХАРАТАНАТЬЯМ – древнейший индийский танец.

Происхождение слова «бхаратанатьям».

Сначала хочу оговорится, что некоторые понятия припереносе сна русский и любой другой язык не имеют однозначно правильного написания, так как фонетика санскрита, хинди, телугу, тамили не совпадает с фонетикой нашего языка. Вы можете встретить и аларипу, и алларипу, и алариппу. Из-за серьезных различий в фонетике, трудно говорить об однозначной правильности написания многих терминов. Поэтому я быту употреблять многие термины в разной транскрипции.

Понятие «бхаратанатьям» возникло в 1940-ый годах, ранее эти танцы называли танцами девадасси (в переводе – «раба Бога») – храмовых танцовщиц, а также называли «садир натьям». Вторая часть слова - «натьям» означает танцевальную драму. А вот насчет первого есть четыре версии:

1.       Стиль назван по имени легендарного автора «Натьяшастры» - мудреца Бхарата,

2.       Бхарата – акроним трех слов, основных понятий танцевального искусства: Бхава (чувство), Рага (мелодия) и Тала (ритм),

3.       акроним других слов: Bharam Tarayati iti Bharatha – «что изгоняет горе, есть Бхаратха».

4.       Так как Бхаратом индийцы называют свою страну (а не Индией), то бхарантанатьям – буквально, «танец страны Бхарат», т.е. «танец Индии».

 

Хотя понятие «бхаратанатьям» довольно новое, сам танец имеют древнейшую историю, многочисленные упоминания о нем, как о садир натьям, садир качери, танджори натьям встречаются в различных источниках с VIв.н.э. Бхаратанатьям - это один из самых древних и наиболее популярных танцев в Индии. Возник в штате Тамил-наду (Тамилнад). Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения. Искусство бхаратнатьям передавалось из поколения в поколение в период существования девадаси – женщин, служивших божествам в качестве танцовщиц и принадлежавших храму. Эти артисты и их мужчины-наставники, называемые наттуванарами, были единственными хранителями этого искусства вплоть до начала 20 века, когда всплеск интереса к культурному наследию Индии побудил деятелей искусства обратиться к восстановлению, сохранению и развитию этого танца. Огромную роль в  этом процессе сыграли Баласарасвати и Рукмини Деви. Рукмини в 1936г. открыла знаменитую школу «Калашектра», которая сейчас находится рядом с Адьяром, где изучается бхаратанатьям.

До начала XX века танец был частью храмовых обрядов. По традиции храму покровительствовал местный правитель, т.е. высший представитель местной власти. Танцовщица, ее гуру и их музыканты пользовались большим уважением и находились на содержании храма. Во время религиозных процессий танцовщица выступала впереди повозки, на которой везли изображение божества. Она играла важную роль в приношении подношений к изображению божества. Танцовщица почиталась женой бога, поэтому ее важнейшей обязанностью было участие в церемониях, связанных с его культом. Ее называли «девадаси», служанкой бога. Но танец, помимо ритуальных церемоний, исполнялся и в других случаях при благоприятных обстоятельствах: по случаю коронации, свадьбы, рождения сына, иных праздничных событий. Территория вокруг храма считалась единственно удобным местом, где могли собираться люди, чтобы посмотреть танец. Сама танцовщица была богатым и уважаемым человеком.

Во время британского правления танец начинает утрачивать свое ритуальное значение. Девадаси стали танцевать при дворах богачей под музыку, где в качестве стихов были восхваления этих же самых богачей. Девадаси стали терять свой вес и уважением в обществе.

Большинство текстов и танцев посвящено Шиве, а конкретно Шиве-Натарадже. Что логично в связи с тем, что на юге Индии культ Вишну (а с ним и Кришну) слабее, а культ Шивы сильнее. Шива-Натараджа – это танцующая ипостась Бога Шивы. Чтобы разобраться в главных Богах, обратимся к яркой троице Богов, создающих круговорот всего в природе: Брахма, Вишну и Шива. Брахма – Бог-творец, Вишну – Бог-Сохранитель, и Шива – Бог – разрушитель. Действуя вместе, они вертят миром, в котором все движется по кругу, как колесо Брахмы. Но кроме разрушительной деятельности, Шива не прочь потанцевать. Вот тут он и именуется Шивой-Натараджой. Самой известной скульптурой Индии является именно четырехрукий Шива-Натараджа, замечательный образец которого находится в храме Читамбарам (штат Тамилнад), где по легенде и зародился танец, именуемый сейчас бхаратанатьям, когда его исполнил сам Шива.

 

Аккомпанемент

Для музыкального сопровождения танца Бхарат-Натьям используются такие инструменты как мриданг, скрипка, тампура, манджира, гхата. Вокальное сопровождение в основном соответствует южноиндийской традиции пения - карнатик. Сюжеты заимствуются из тамильских или санскритских текстов и, как правило, имеют отношение к различным воплощениям бога Вишну или Шивы.

Музыка Южной Индии, которая называется карнатик, имеет общие корни с северной разновидностью, которая называется Хиндустани. Но на нее не оказал влияние ислам, который придал новую форму характеру музыки на Севере. Хиндустани и карнатик довольно легко различить. Для хиндустани характерно межтоновое пение – голос словно гуляет, бродит между нот, что для нашего европейского слуха, привыкшего к чистым звукам, воспринимается трудно. В музыке карнатик  межтоновое пение не так «бросается в глаза»; в хиндустани упор делается на инструментальную музыку, а в карнатик – на вокал.

 

Елена Стеценко. Копирование информации с сайта запрещено. В данном случае источником является сайт http://www.divadance.ru  © 2005 by Zhuzha

2.   Шоу танца живота  «Алия: Огонь в пустыне», 2007г. Шоу принесет удовольствие даже тем, кто не является серьезным поклонником беллиданса. Танцовщица удивительно музыкальна. Ее «попадание в музыку» обеспечивает глубоко проникновенное исполнение, танец и музыка сливается в единое целое настолько впечатляюще, как редко, увы, бывает. Запись сделана качественно, костюмы и нтерьеры разнообразны. Есть и  танец с оружием, эффектный танец с крыльями и многое другое. Купить это видео в Интернете http://www.ozon.ru/context/detail/id/4252033/?partner=987ddp

3.  31 июля и 1 августа 2009г.19.00 Театр Балета Бориса Эйфмана  в помещении Александринского театра  «Анна Каренина»   (СПб театр балета п/р Б.Эйфмана). «Балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина» полон внутренней психологической энергии и удивительно точен по своему эмоциональному воздействию. Убрав все второстепенные линии романа Льва Толстого, хореограф сосредоточился на любовном треугольнике Анна-Каренин-Вронский. Пластикой тела хореограф в своем спектакле передал драму переродившейся женщины. По мнению Эйфмана, именно страсть, «основной инстинкт», породили преступление против общественных норм, уничтожили материнскую любовь и прервали связь Анны Карениной с душой. Женщина, поглощенная и раздавленная страстью, готова пойти на любые жертвы. Хореограф говорит, что это спектакль о сегодняшнем дне, а не о дне минувшем - современные эмоции, прямые параллели с действительностью не оставляют равнодушными зрителей нашего времени. Высочайшего уровня техника и хореография Бориса Эйфмана передают все психологические перипетии романа Толстого.»

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Посмотреть содержание предыдущих рассылок, как в форме html, так и форме doc (word), а также любое прошлое обновление из перечня обновлений сайта - http://www.divadance.spb.ru/archivelist.htm

Модератор рассылки: Елена Стеценко.

 


В избранное