Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Статьи о танце для всех: как научиться и совершенствоваться


Рассылка «Диваданс: статьи о танце для широкого круга читателей» Рассылка содержит статью, обзор какой-либо видеопрограммы (или книги) о танце, анонсы танцевальных событий и пр.

Студии «Диваданс» находятся: Санкт-Петербург, ул.Есенина, д.9,к.1 (м.Озерки), пер. Антоненко,д.2 каб.18 (м.Садовая, Сенная)  и ПС, Левашовский пр.11/7,1 этаж (м Петроградская или Чкаловская) ,  телефон: 291-43-34 http://www.divadance.ru, divaletter@yandex.ru

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Выпуск №100 от 6 июня 2008г

Содержание:

  1. Статья: Лечебная магия танца.
  2. Обучающая видеопрограмма в комплекте с книгой «Танец Саломеи»..  
  3. 26.06.2008 19:30  Танцевальная группа "Lo Nuestro" и трио "Flamma".
  4. Дополнительные материалы сайта – фотогалерея.

Рассылка выходит каждый второй понедельник.

Извиняемся за опоздание этого выпуска!

1.  Лечебная магия танца. Доклад «Терапия ритмическим экспрессивным движением по системе Rio Abierto». Доклад прочитан 17.12.2007 в заседании секции «Мультимодальная психотерапия» в рамках рождественского декадника ППЛ «Новые методы психотерапии в России». Автор: Васильева Ольга Ивановна, гештальт-терапевт, инструктор Рио Абьерто.

Мы благодарим за предоставленные материалы организацию "Rio Abierto". Полную информацию можно увидеть на сайте - http://www.rioabierto.ru/

 

«Движение может по своему действию заменить любое

 лекарство, но все лечебные средства мира

не в состоянии заменить действие движения».

(Французский врач Тиссо, XVIII в.)

Движение как опыт дает нам телесное переживание себя через осознавание собственного веса и  позволяет нам ориентироваться в окружающей среде. Вот как говорит об этом Р. Франк, американский гештальт-терапевт и основатель соматического эволюционного подхода к психотерапии:

Двигаясь в пространстве, мы переживаем вес собственного тела в силу сопротивления гравитации. Осознавание текущих ощущений веса тела характеризует нашу восприимчивость к собственному опыту. Получая информацию через ощущения веса, мы открываемся к возможностям ситуации, ориентируясь в настоящем. Фоновый опыт ощущения веса тела определяет наш собственный уникальный способ ориентироваться, быть и вести себя. Переживание веса тела выражается в различных типах осанки. Каждый из нас в течение первых трех лет жизни приобретает специфическую и привычную конфигурацию тела, которая придает нам форму.  Наше переживание веса зависит от взаимодействия глубинных первопричинных физических сил, которые имеют отношение к трем главным «тяжестям» – голова, грудная клетка и таз, – которые балансируют на позвоночном столбе. Центр тяжести (локализован за пупком и перед пятым поясничным позвонком)  - это точка равновесия,  которая позволяет нам достигать гармонии и балансировать внутри этих трех частей. Это центр, из которого возникают движения. Способ, которым каждый из нас находит эту линию связи трех главных весов, создает уникальную конфигурацию осанки и вносит вклад в разнообразные переживания веса тела.

Способность человека ориентироваться нарушается в раннем младенчестве или детстве и сохраняется такой у взрослого. То общее, что присуще всем вариациям отклонения от здоровой вертикали – это переживание окружающей среды как силы, которая отделена от индивида и  которой он должен противостоять. В основе этой отчужденности лежит неспособность человека чувствовать себя частью большого окружающего мира. Во всех случаях в силу избыточного напряжения сужено осознавание собственной внутренней среды -  тела. Чем менее определенно мы переживаем свое тело, тем больше ищем дополнительных опор, эмоциональных и физических.

Но если в терапевтическом эксперименте клиенту удается сдвинуть центр тяжести,  через удлинение спины, отделение грудной клетки от таза – происходят немедленные изменения в организации процессов и сопутствующих сдвигов в опыте. Какое бы возбуждение ни существовало внутри искаженного паттерна – депрессия, тревога, печаль, энтузиазм – изменения возникают практически немедленно.

 

Поэтому важный аспект терапии - переучить нервномышечную систему клиента так, чтобы развивалось восприятие веса тела,  позволяющее переживать стабильность и безопасность.

Только на такой почве люди открываются к их собственным возбуждениям, которые становятся точными и определенными. Ясные ощущения веса тела делают возможным привести уровень возбуждения  в соответствие с интенсивностью уровня их мышечной активности.  Теперь энергия возникающего в них  любопытства или интереса сопоставима с их экпрессией.  Так через развитие восприятия веса тела совершенствуется непрерывность между человеком и его окружением

 

Терапия состоит в том, чтобы помочь клиентам организовать их сознавание так, чтобы они переживали себя как часть окружения - вместо того, чтобы быть отчужденными.

 

Что делает терапевтичной практику занятий ритмическим экспрессивным движением по системе Рио Абьерто? Инструктор приглашает участников следовать за собой, повторяя его движения как можно более полно и точно. Он двигается под музыку и организует совместное движение людей так, чтобы это помогало им восстанавливать здоровую опору и способность отдаваться ей, развивая проприоцептивное осознавание в текущем опыте и здоровый контактинг с окружающей средой.

 

Подражание служит инструментом расслабления и отпускания себя, условием выхода за рамки привычного. Прием подражания принят за базовый в системе Рио Абьерто как один из ранних паттернов контактинга: младенец улыбается, вокализирует, встает на ноги, говорит, научается пользоваться ложкой и овладевает многими другими человеческими умениями по подражанию. Это самый простой способ быть в отношении. И самый «расслабляющий» : когда я следую за инструктором, я делаю то, что делает он...  я снимаю с себя ответственность за то, чтобы соответствовать привычным представлениям о себе, перестаю это контролировать ...отдаюсь другому как опоре... Постепенно я все больше доверяю происходящему.

При этом инструктор с полным вниманием воспринимает позы-осанку-мимику-телесные проявления  участников. И, ведя группу за собой, опирается (для углубления контакта) на то, что видит: он «включает это в работу», подстраивается к группе и ведет... к «очищению» движений от избыточного напряжения.

В течение занятия инструктор дает место также спонтанному самовыражению участников  в движении и организует взаимодействие между ними.

Инструктор использует технику «Стоп!», останавливая движение в любой момент и предлагая участникам осознавать переживаемое.

Инструктор использует музыку так, чтобы группа могла пройти полный цикл опыта: разогрев и опустошение (ритмичная, плотная, центробежная музыка)– питание/наполнение (лиричная, сердечная, мягкая и тонкая музыка) –расслабление и ассимиляция (спокойная, медитативная музыка).   

 

Процесс движения под музыку, с отдаванием себя и доверием к движению, расшатывает  привычные ригидные двигательные паттерны участников, обогащает тело новыми способами двигаться, отпуская себя и находя новое равновесие. При регулярных занятиях постепенно изменяется форма тела, улучшается осанка и здоровье людей. Постепенно происходит выход за рамки привычного  представления о себе и отказ от ригидных паттернов реагирования. Попутно проясняется и углубляется понимание привычных, «обжитых» сторон личности.

Расширяется пространство экспрессивных возможностей человека, по мере развития  осознавания тела, ясности  и свободы самовыражения. Важным результатом развития экспрессивности является освобождение мышц от имеющихся в теле блоков. Тело, освобождаясь от привычных ограничений, находит новые, более здоровые способы самоорганизации.

Опыт жизни в группе - встреч, сотрудничества и поддержки, обмена мыслями и чувствами, тонкой эмпатии и сонастроенности – развивает и реорганизует переживание сопричастности каждого Я окружению. Группа – главный, наряду с музыкой, ресурс: присутствие других людей и конакт с ними дает возможность каждому участнику пережить богатый опыт: опираться и быть опорой, захватывать и быть захваченным, быть активным и пассивным, «актером» и наблюдателем,  принимать и отвергать, давать и получать... во всем разнообразии. Через взаимный обмен опытом происходит расширение осознавания, изменяется и развивается представление о себе и своем месте в мире.

Окончание – в следующем выпуске рассылки.

Студия «Диваданс». Копирование информации с сайта запрещено. В данном случае источником является сайт http://www.divadance.ru  © 2005 by Zhuzha

 2.  Обучающая видеопрограмма в комплекте с книгой «Танец Саломеи». Программа импонирует длительностью – 1час 20мин, тогда как многие производители «грешат» желанием выпустить какие-то 40мин. записи по традиционной для таких программ цене. Оформление видеоурока – шокирующее «бедное». Обучаясь по этой программе, Вы не почувствуете чувства соприкосновения с восточной культурой, познания некоей аутентичности некоей национальной культуры. Но, зато, представлено множество движений, есть даже разучивание движений беллиданса на полу. Затем – разучивание танцевальной композиции, разучивание пары специфических ритмов. Пояснения движений могли бы быть и поподробнее. Чем, однако, «грешит» большая часть видеоуроков танца. Итого, несмотря на некоторые недостатки, программу можно порекомендовать, как экономичный вариант для разучивания танца живота для начинающих, если, вышеуказанные недостатки для Вас не являются принципиальными. Хореографов запись вряд ли заинтересует. Заказать это видео в Интернете - http://www.ozon.ru/context/detail/id/2922238/?partner=987ddp

3.  26.06.2008 19:30  Танцевальная группа "Lo Nuestro" и трио "Flamma", Театральный центр на Коломенской, Санкт-Петербург, ул.Коломенская, д.43. Человек, очарованный красотой линий и выразительностью движений в танце фламенко, скажет: "Фламенко - это, прежде всего, танец". Тот, кто слушал гитару фламенко, "выделит ее как "королеву" инструментов, в которой в полной мере раскрывается поэтическая душа народа и склонность к импровизации". "Неповторимая сила фламенко в канте хондо - мелодии, творимой голосом", - возразит поклонник пения фламенко. Ореол таинственности и мистической идеи "высшего состояния" или мистического экстаза найдет в искусстве фламенко жаждущий постижения истинной природы вещей.

4.         Дополнительные материалы сайта – фотогалерея:

«Танцевальное шоу на пилоне» -http://www.divadance.ru/gallery/galeryconcert/gallery200805tri.htm         

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Посмотреть содержание предыдущих рассылок, как в форме html, так и форме doc (word), а также любое прошлое обновление из перечня обновлений сайта - http://www.divadance.spb.ru/archivelist.htm

Модератор рассылки: Елена Стеценко.


В избранное