Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Статьи о танце для всех: как научиться и совершенствоваться


Рассылка «Диваданс: статьи о танце для широкого круга читателей» Рассылка содержит статью, обзор какой-либо видеопрограммы (или книги) о танце, анонсы танцевальных событий и пр.

Студии «Диваданс» находятся: Санкт-Петербург, ул.Есенина, д.9,к.1 (м.Озерки), пер. Антоненко,д.2 каб.18 (м.Садовая, Сенная)  и ПС, Левашовский пр.11/7,1 этаж (м Петроградская или Чкаловская) ,  телефон: 291-43-34 http://www.divadance.ru, divaletter@yandex.ru

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Выпуск №89 от 24 декабря 2007г

Содержание:

  1. Статья: Терминология танца живота.
  2. Обучающая видеопрограмма «Капоэйра».
  3. 13 января 2008г. 19.00 Бальный вечер с музыкальным спектаклем.

Рассылка выходит- каждый второй понедельник.

1.  Статья: "Терминология танца живота"

Впервые сталкиваясь с терминами танца живота: саиди, ракс шарки, трайбл-беллиданс и др.многие теряются. Для получения наиболее полной «картины» попробуем обобщить различные определения этих понятий.

Источники: интервью наших преподавателей, сайт фестиваля «Оазис» http://www.oasis-festival.ru/ ,.Пермский сайт по танцу живота http://janr.perm.ru/ ,  танец живота во Владивостоке - http://www.bellydance.com.ru/ , а также http://liana-bellydance.narod.ru/ , http://www.dance-leila.ru/ .

Начнем с самого главного.

Название «belly dance» (беллиденс) - переводится с английского как «танец живота». Это название было придумано в 1893 году антрепренером по имени Сол Блум (Sol Bloom) для выставки «Улицы Каира» на Чикагской Всемирной Ярмарке. То, что термин «беллиденс» появился в 1893 году - это известный и неоспоримый факт, и тому существуют свидетельства в виде первых афиш того времени с этим названием, напечатанных по заказу Блума. На вопрос почему восточному танцу Блум дал именно это название есть несколько версий. По одной из версий, Блум изобрел этот термин как рекламную уловку, для привлечения посетителей на выставку. В то время было не принято описание частей тела, и Блум использовал такое скандальное название для усиления интереса публики. По другой версии, Блум просто переделал арабское название беледи, в созвучное беллиденс. Есть и третья версия, что американское название беллиденс - это буквальный перевод французского термина "danse du ventre" (танец живота), а французский термин, в свою очередь, был изобретен французскими путешественниками, увидевшими в Египте необычные движения живота в фольклорном танце. После того, как слово беллиденс вошло в обиход, этому термину стали придумывать различные объяснения. Самое популярное объяснение – что танцуют именно животом, второе по популярности – что «живот» значит «жизнь», а танец живота – это танец жизни. Но все это уже легенды, далекие от реальности.

Скорее стоит признать более правильным название "восточный танец" - потому, что так его называют сами арабы, то есть носители культуры. Или «арабский танец», это точнее отражает тот факт, что родина его - именно в арабских странах (Египет, Ливан, Турция, Марокко и др.), а не во всех восточных (Япония, Китай, Корея – это тоже ведь восток).

Raks - Обзначает "танец". Слово произошло от ассирийского слова Rakadu, означающего "праздновать".

Raks Baladi - В арабском означает "народный танец", традиционную форму средневосточного женского сольного танца с фольклорными истоками. Baladi, Balady, или Beledi– в арабском языке означает "родина" или "родной город".

Oriental Dance или Danse Oriental - Термин, иногда используемый как синоним для Raks Sharqi или для «танца живота. Ведь фактически, это в переводе – «восточный танец».

Ракс шарки. Raks Sharki. Свободный перевод "Raks Sharki" с арабского означает "танец востока". Под этим стилем подразумевается женский сольный танец, отличный от фольклорных танцев. Стиль "Raks Sharki" - это сольная интерпретация музыки с акцентами на бедрах и туловище; изолированная работа частей тела; часто используется импровизация; стили изменяются по местностям, а также в техническом(хореографическом) аспекте.

Саиди. Saidi. Танец саиди, который еще называют «Ракс эль асая» (Raks al assaya) - танец с тростью, предположительно произошел от мужского танца Тахтиб, имитирующего сражение на бамбуковых палках. Родина этого танца Верхний Египет - юг страны. Шаги в танце Саиди напоминают крадущуюся походку – отходя назад и подаваясь вперед, подпрыгивая. В первой части ритма Саиди звучит DUM-TAK, на которые приходится шаг вперед одной ногой, а вторая делает подпрыгивающее движение. Вторая часть ритма тяжелее – на нее приходится два DUM это звучит как DUM-DUM TAK. В этой части – шаг назад и еще один прыжок. Подпрыгивающие движения имитируют поступь арабских скакунов – на которых воины Эль Саида участвовали в битвах. Вообще словом "саиди" обозначают в Египте все, что имеет отношение к области Саид, а слово "асая" по арабски означает "трость". Этот танец выделяется тем, что часто исполняется на полной стопе, а не на носках. Женщины танцуют саиди с легкой тростью (или двумя), в какой-то мере подражая мужским сражениям. Согласно другой легенде, это музыкально-театральное действие началось с девушек-пастушек, которые гоняли овечек загнутым на конце посошком. Самые эффектные моменты в саиди - это балансировка трости на груди, голове, бедрах во время танца. Впрочем, саиди можно танцевать и без трости. Музыка для саиди обычно исполняется на традиционных инструментах: рабаба (что-то вроде скрипки), мизмар (рожок), и различных ударных инструментах типа думбека или табла беледи.

Традиционный наряд для танца саиди – женское платье без пояса с рукавами колоколом, платок на бедра и вуаль или покрывало (платок) на голове. Платье длинное из стрейч-бархата или трикотажа облегающее фигуру, внизу обычно прямое с разрезом. Рукава длинные, расширяющиеся от локтя. Густая расшивка пайетками подчеркивает восточную роскошь. Платок по линии лба обычно украшен монистами в тон расшивке. Его концы могут свисать вдоль тела, сочетаясь в танце с летящими рукавами. Часто девушки танцуют в однотонном платье из трикотажа украшенным золотом и с глубоким вырезом спереди, в который виден золотой лиф. На бедрах - пояс с монистами.

Халиджи. Khalij, Kahlej, Kahleeg, Khaleej. "Халиджи" (в переводе "залив") - народный танец в странах Персидского залива.  Распространен в Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Катаре, ОАЭ, Омане. Так же называется и музыкальный ритм,  под который танцуют этот танец.  С давних времен его исполняют только женщины для женщин на своей половине дома. На публике  разрешается танцевать девочкам до 12 лет (до начала ношения платка), потому что другое название халиджи - "танец волос".  Еще его называют "Гальф" или "Гальфийский танец". Чаще всего халиджи  исполняют группами и редко - соло.

    Костюм для танца довольно своеобразен. Верхнее платье - Thobe- шьют из яркой тонкой ткани, переднюю часть затейливо украшают золотым шитьем, узорами и блестками. Широкие, до колен, рукава тобы позволяют использовать их в танце - надевать на голову, прикрывать кокетливо лицо, как чадрой, приподнимать подол спереди, выполняя круговые движения грудью вместе с шагами. Нижнее платье длинное и  закрытое, с рукавами до запястий. Сценический вариант - нижнее платье без рукавов. Юбка может быть как широкой, так и прямой, но тогда необходимы разрезы по бокам для свободы движений. Надевается большое количество золотых украшений, поскольку арабские женщины традиционно носят все свое золото на себе.

   В танце много движений, имитирующих походку верблюда. Есть очень своебразные, изображающие монотонное раскачивание погонщика, едущего на верблюде. Поскольку шаги вальса укладываются в ритм saudi, используемый в халиджи, с их помощью в танце кружатся.  В основном танцует верхняя часть тела, присутствуют удары и круги  грудью, большое количество трясок плечами, которые накладываются на "восьмерку", совершаемую плечами и грудью вперед и назад. Движения бедрами ограничены, так как под широким платьем мало что просматривается. В халиджи танцовщица часто "работает" запястьями, демонстрируя богатые золотые украшения. Все движения в танце исполнены смысла. Например, касаясь запястьем лба или сердца, женщина показывает жестом, что она умная, добрая, любящая. И, конечно же, основная особенность этого танца - разнообразные и многочисленные движения волосами. Танцовщица  выполняет круги и "восьмерки" волосами, забрасывает их на плечи, вперед и назад. Эти своеобразные движения завораживают зрителей, создается очень необычное впечатление.

Александрия. Александрийский танец - танец портовых девушек. В репертуаре египетских танцовщиц обычно присутствует этот танец. Александрия - второй по величине город Египта. Этот город имеет скорее Средиземноморские, чем восточные черты. Дух и культура города отличны от остальной страны, хотя он и находится всего лишь в 225 км от Каира.  В переводе на арабский Александрия звучит как "Эскандарани". Однако, это не тот фольклор, что исполняется традиционно, с древних времен, а скорее, скажем так, «придуманный» фольклор. Танец впервые придуман и поставлен на сцене известным египетским хореографом Махмудом Редой. За основную идею танца Махмуд Реда взял образ александрийской молодой женщины. Лет 15 назад женщины Александрии еще носили накидки из тяжелой черной ткани под названием мелайа. Короткие платья с оборками и мелайа – непременный атрибут стиля танца. Образ танцовщицы – веселый, кокетливый, зажигательный. Стиль танцев Эскандарани очень веселый, зажигательный и игривый. Танцуется в специальном коротком платье, с шалью-мелайя и с украшением на голове. Melaya часть национальной одежды женщин Александрии. Этот танец исполняется преимущественно в туфлях на каблуке (традиционно были деревянные сабо).

Дабка. Dabka. Дабка - это зажигательный фольклорный танец из Ливана, непременный элемент народных празднеств с древности и до наших дней, групповой танец для мужчин и женщин (более характерен в мужском исполнении). Мало похож на то, что мы называем «танцем живота».

Гавейзи Ghawazee. Гавэйзи - это цыганское племя, обосновавшееся в Египте. Первое значимое упоминание о Гавэйзи датировано 18-м веком.  Когда Гавэйзи были изгнаны из Каира в 1834г., они поселились в Южном Египте. Их музыка, танец и культурные атрибуты заметно отличаются от того, чем известен народ Саиди, исторически населяющий эту область.  В танце используют цимбалы. (Стиль Naima Akef.)

2.  Обучающая видеопрограмма «Капоэйра», 2006г.  Конечно, капоэйра, возможно, скажите Вы – не совсем танец. Это – синтез борьба, танца и акробатики. И все это – под бразильские ритмы. Истоки этого направления – борьба бразильских рабов, у которых руки были скованы. Поэтому в борьбе участвуют только ноги. Дабы выполнить всяческие замахи ногами, танцор – борец переходит из одного положения в другое, вставая на руки. Видеопрограмму ведет Роман Белов. В фильме много танцуют, но мало объясняют. Заказать это видео в Интернете - http://www.ozon.ru/context/detail/id/3245697/?partner=987ddp 

3.   13 января 2008г. 19.00 Бальный вечер с музыкальным спектаклем, Юсуповский дворец, Санкт-Петербург, наб.р.Мойки, д.94.  Программа:  1 отделение - Домашний театр - Музыкальный спектакль. Комедийная ситуация с драматическими моментами. Арии и дуэты из оперетт.  2 отделение - Белоколонный зал - бальный вечер.  Гости вечера смогут принять участие в танцевальной программе бала, закружившись в паре с профессиональными танцорами, а комедийная ситуация получит неожиданную лирическую развязку.  Танцевальная программа («Ручеёк», Испанский танец, Полонез, Вальс, Фигурный вальс, Вальс с хлопками, Вальс-гавот, Полька-тройка, Русский бальный).  В перерыве между танцами гостям будет предложен бокал холодного шампанского.  3 отделение - Литературный салон в Танцевальном зале Юсуповского дворца. В программе литературного салона: игры (Буриме, «Последняя строка»), рассказ о бальных аксессуарах, мушках и знаках веером. Танцевальная программа (Полонез - мазурка, Миньон, Котильон: «зигзаг», Венский вальс, «Ручеёк», Падеграс, Большой фигурный вальс, Венгерский бальный танец).

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Посмотреть содержание предыдущих рассылок, как в форме html, так и форме doc (word), а также любое прошлое обновление из перечня обновлений сайта - http://www.divadance.spb.ru/archivelist.htm

Модератор рассылки: Елена Стеценко.

 


В избранное