Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости буддизма

  Все выпуски  

Новости буддизма


 19 сентября 2010

МВД республики Тува объяснило рейд в буддийском храме

МВД Республики Тува выступило с официальным разъяснением по факту недавнего вторжения людей в масках в буддийский храм Устуу-Хурээ во время молитвы.

"15 сентября 2010 года в 15 часов 30 минут в дежурную часть ОВД по Дзун-Хемчикскому району поступил звонок от неизвестного мужчины, возможно, от одного из прихожан, о том, что на территории храма проводится сбор лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Для проверки данного сообщения был осуществлен выезд следственно-оперативной группы отдела внутренних дел по Дзун-Хемчикскому району", - сообщает пресс-служба республиканского МВД.

В результате проверки поступившего сообщения в милицию было доставлено 42 гражданина для установления личности. В отношении пятерых составлен протокол об административном правонарушении по ст.20.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ (мелкое хулиганство). У одного из граждан изъято вещество с характерным запахом дикорастущей конопли, решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении него.

При доставке в дежурную часть ОВД все граждане были записаны в книгу доставленных и после разбирательств отпущены.

О произошедшем руководство МВД по республике "незамедлительно уведомило" главу буддистов Тувы.

Как сообщалось, люди, ворвавшиеся в храм во время службы, имели при себе автоматическое оружие. По словам настоятеля храма, с криками они заставили всех людей лечь на пол, в том числе и монахов. Схватив несколько человек из числа прихожан, люди в масках увезли их в неизвестном направлении, сообщил настоятель.

http://www.regions.ru

_____________________

Тибетские ламы построят песочную мандалу для защиты Читы

Группа тибетских лам, которые прибыли в Читу из Улан-Удэ, построят песочную мандалу для защиты города и жителей от действия злых сил.

Как сообщил ИА «Чита.Ру» 17 сентября настоятель Читинского дацана Баир Цымпилов, возглавил делегацию геше-лхарамба Отог Ринпоче Тензин Дамчой – буддийский монах школы Гелуг, преподаватель Дрепунг Гоманг дацана – одного из крупнейших монастырей Индии.

«Процесс создания песочной мандалы, начавшись сегодня, 17 сентября, продолжится до 23-го числа, когда уже завершённая святыня будет торжественно разрушена в присутствии верующих», - рассказал Цымпилов.

После разрушения часть песка раздадут верующим, а часть преподнесут хозяину воды, высыпав песок в реку Читинку.

24 сентября тибетские ламы покинут Читу.

Программа:
17-24 Построение песочной мандалы Ямантаки
22 сентября 11.00 Освященние мандалы, почетный гость И.Д.Кобзон
23 сентября 13.00 Ритуал "Огненная пуджа", во дворе Читинского дацана
23 сентября 19.00 Концерт масок "Тибетская Мистерия", Забайкальская краевая филармония
24 сентября 15.00 Разрушение песочной мандалы

_____________________

«Буддизм – народная религия»

О том, как Агинский дацан повлиял на российскую культуру, почему люди идут к лекарям и астрологам, и нужно ли строительство дацанов и ступ в Забайкалье – интервью ИА «Чита.Ру» с кандидатом философских наук, профессором ЧитГУ Татьяной Бернюкевич.

- Недавно в духовной жизни буддистов Забайкалья произошло значимое событие – состоялось открытие дацана…

- Конечно, открытие дацана – это явление очень значимое с точки зрения развития буддизма и буддийской культуры. И в определённой мере – это восстановление исторической справедливости. Многие из нас знают о драматической судьбе Читинского дацана-музея. Огромные силы были положены на то, чтобы его построить как со стороны буддистов, так и со стороны Русского географического общества. К сожалению, политическая ситуация тогда была такова, что дацан не смог долго просуществовать.

Строительство дацана – это, прежде всего, выражение потребности верующих. По улице Журавлёва есть представительство Агинского дацана. Я нередко там бываю, в том числе и во время молебнов. Там всегда много людей, особенно по выходным дням и во время буддийских праздников. Кстати, можно заметить, что примерно 30-40% приходящих в дацан – это русские. Буддизм даже в рамках нашего региона вполне полиэтничен, как любая мировая религия.

- Можно ли с научной точки зрения объяснить, почему люди, не будучи буддистами, ходят к буддийским астрологам и лекарям?

- Вероятно, это можно объяснить исходя из анализа современных антропологических проблем. Человеку в очень нестабильное время – когда мы получаем все блага цивилизации, но в то же время ощущаем свою неустойчивость в изменяющемся мире – нужна точка опоры. Это одна из причин обращения к религии и к буддизму, в частности. В буддизме присутствует особое внимание к конкретным человеческим бедам и проблемам. Принцип сострадания – он не абстрактен, а сугубо индивидуален. Если ты болеешь, то ты идёшь за помощью к лекарю, если у тебя какие-то сложности, причины которых для тебя не ясны, или тебе важно знать, какие события тебя ждут, то ты идёшь к астрологу. Это ощущение, что помогают именно тебе – особенно притягательно. Конечно, буддизм как развитая религиозная система иерархичен. В нём есть своя тонкая метафизика, сложная догматика. А есть уровень религиозной практики, так называемой народной религии, которая охватывает широкий круг людей и придает им уверенность и силы, чтобы жить в этом сложном мире.

- Всё это свидетельствует о восстановлении религии в нашем крае?

- Потери в религиозной культуре было не только в нашем крае, но и в целом в стране. Восстанавливаться религиозная жизнь стала в 40-50-х годах XX века. И то очень осторожно… Именно в это время были открыт Иволгинский дацан. Снова начал действовать закрытый в 30-е годы Агинский дацан.

Конечно, ситуация разительно меняется - сейчас виден интерес не только к буддизму как к таковому, но и к традиционной культуре вообще. И у бурят, и у русских – это не только интерес к родной культуре, но к культуре тех, с кем прожито рядом столько лет. Это новый этап и в развитии культур, и в их взаимодействии в нашем регионе. И очень бы хотелось, чтобы он был наполнен обновлённым содержанием, но в то же время сохранил лучшие традиции открытости, доброжелательности и желания помочь.

- Как сами буддисты относятся к таким событиям?

- На мой взгляд, к сохранению и восстановлению религиозных традиций буддисты нашего региона относятся очень серьёзно. И, к слову, в Агинском - по праву считающемся одним из центров буддийской культуры не только в Забайкалье, но и в России в целом, например, уважение и забота проявляются и в отношение к другим религиям и культурам. Яркий пример – реставрация православной церкви в Агинском.

У жителей Агинского округа есть особый интерес к изучению культуры. Так, в этом году на международной конференции «Доржиевские чтения» среди докладов известных сегодня учёных-буддологов очень ярко звучали доклады членов местного краеведческого кружка, которым порой удаётся найти интересные материалы. На мой взгляд, эти частные примеры – свидетельство того, что при современной глобализации существует и встречное движение – культурной самоидентификации. При этом мы не возвращаемся к чему-то архаическому, а имеем возможность интегрироваться в современный мир, сохраняя культурную самобытность.

Думаю, то же можно сказать и в отношении возрождения православной культуры. В последнее время мы наблюдаем устойчивый интерес к религии. На фоне этого интереса возникают и дискуссии об отношениях науки и религии. Честно говоря, я не вижу здесь почвы для рассуждений об их конфликте. У каждого есть своя, скажем так, сфера деятельности, и не нужно конфликтовать, а нужно вступать в диалог.

- По вашему мнению, повлияло ли объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа на развитие культуры?

- На самом деле в объединении я больше увидела политическую и социально-экономическую задачу. Что касается культурного пространства, то, по моему мнению, оно всегда было исторически целостным. Мы не были разделены. Это я знаю и на опыте своей преподавательской деятельности, и на опыте научного общения.

-Как вы относитесь к тому, что сейчас медицинские работники получают образование, в котором объединены традиционные методы лечения и нетрадиционные?

- Это очень интересное направление в медицине – интеграция западных методов и восточных. Чем больше будет таких центров, тем лучше. Может быть, большее количество людей поправят своё здоровье. На самом деле, сочетание западной и восточной медицины – это не новость. Ни в науке, ни в мире. Все помнят легендарного Петра Бадмаева, который привёз в Санкт-Петербург тибетскую медицину. Есть опыт Китая, где используют и западные, и восточные методы лечения. Тем более, тибетская медицина использует естественное, минеральное «сырьё» - то, что присутствует в нашем регионе, что для нас привычно и адаптировано к нашему образу жизни.

- Ваша научная деятельность посвящена теме отражения буддизма в российской культуре. Так какова роль забайкальских буддистов?

- Конечно, эта тема никогда бы не возникла, если бы не знакомство с буддийской культурой непосредственно – в замечательном Агинском дацане, если бы не доброе отношение буддийского духовенства и не помощь более опытных учёных-буддологов. Интерес к этой теме у меня возник около 10 лет назад – со времени организации и проведения в Агинском первого международного симпозиума «Мир буддийской культуры». Симпозиум был посвящён юбилеям Агинского и Цугольского дацанов.

Роль Агинского дацана в истории востоковедения очень трудно переоценить. Я думаю, что взлёта Санкт-Петербургской буддологической школы Фёдора Щербатского, получившей мировое признание, не было бы, если бы в начале XX века бурятские дацаны не открыли для востоковедов свои двери. К примеру, в Агинский дацан в течение пяти лет - с 1928 по 1932 годы - приезжал один из самых молодых и талантливых учеников Щербатского – Андрей Востриков. К сожалению, он был репрессирован и расстрелян в 1937 году. В архивах Санкт – Петербурга есть письма, в которых он говорит о том, как его тепло и уважительно принимали ламы, как настоятель дацана поселил в своём доме, как ему помогали находить нужные тексты и переводить их с тибетского языка… На самом деле – это была уникальная с точки зрения диалога науки и религии ситуация, уникальная ситуация и в мировой истории изучения буддизма. И сейчас, когда мы проводим какие-то совместные научные мероприятия, ламы Агинского дацана с особой теплотой и справедливой гордостью говорят об этой дружбе и взаимодействии с российским востоковедением.

Эта традиция продолжается. Так в ноябре пройдёт очередной симпозиум «Мир буддийской культуры», который организует ЗабГГПУ при поддержке Российского гуманитарного фонда. В следующем году планируются научные мероприятия, связанные с очередными юбилеями Агинского дацана.

В этом году я была на очень интересной конференции, которая называется «Доржиевские чтения», она посвящена выдающемуся буддийскому деятелю, дипломату и просветителю Агвану Доржиеву. Организаторами чтений являются Санкт-Петербургское общество бурятской культуры «Ая-Ганга», Буддийская традиционная Сангха России, среди участников – представители множества научных и образовательных учреждений страны: Института восточных рукописей Российской академии наук, Эрмитажа, Кунсткамеры, восточного факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, Калмыцкого госуниверситета, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Читинского госуниверситета и многие другие. Особенностью этой конференции является то, что она переезжает с места на место. В этом году мы были в Иркутском дацане, на Ольхоне, в Агинском дацане, на Алханае. На самом деле нельзя изучать буддизм, не наблюдая его изнутри.

- Получается, что буддисты – достаточно открыты. Но некоторые люди утверждают, что они отрицательно относятся к представителям других религий, которые посещают лам и астрологов. Так ли это на самом деле?

- Я лично в дацанах этого никогда не видела и не слышала. Конечно, существуют определённые исторически сложившиеся нюансы отношений буддизма с православием, шаманизмом и другими религиями. Но, если обыкновенный мирянин приходит на приём к лекарю или астрологу, его обычно не спрашивают, к какой конфессии он себя относит, а просто стараются помочь. Исторически наиболее тесные и сложные отношения у буддизма с шаманизмом. Но от лам я не раз слышала, что шаманы взрыхляют почву тех сомнений, той неудовлетворённости, которая существует в человеке, поскольку, идя к шаману, человек уже внутренне готов принять, что в его жизни что-то не так и для того, чтобы разрешить свои проблемы, ему нужно измениться самому. И часто впоследствии он приходит уже в дацан за духовной поддержкой. Ну, и если говорить честно, в нашем регионе мы можем наблюдать и двоеверие, и троеверие. Это объективно, и это является особенностью мировоззрения жителей нашего региона. А с точки зрения межконфессиональных отношений, конечно, буддизм – самая толерантная религия.

– Что нужно буддизму сегодня?

– Здесь, наверное, нужно говорить о нескольких аспектах. Причём, в их взаимосвязи. Нужно сохранение духовных традиций, то самое воспитание буддийской личности, готовой к состраданию и сложному пути просветления. Особенностью буддийского сострадания является то, что оно не может быть опосредованным. Об этом есть замечательные буддийские заповеди: «Никогда не клади пищи в рот голодному чужими руками», «Никогда не допускай, чтобы солнце успело высушить слезу на щеке другого прежде, чем ты сотрешь её».

Конечно, если говорить о буддийской культуре, то нужно финансирование для сохранения существующих памятников. В том же Агинском дацане ещё необходимо проведение значительных реставрационных работ. И помощь государства нужна, ведь этот дацан – культурный и исторический памятник. Вообще – это одна из жемчужин российского буддизма, наша гордость.

Необходимо строительство небольших дацанов, дуганов в сёлах, посёлках, чтобы их жители могли получать духовную поддержку в соответствии со своими религиозными убеждениями. У нас большой и сложный регион, и людям требуется такая помощь. В последние годы мы наблюдаем, как активно восстанавливают и строят дацаны и ступы. И это, конечно, выражение духовных и культурных устремлений жителей Забайкалья, которые нужно поддерживать.

Думаю, и у забайкальского буддизма, и у буддизма в целом как мировой религии, как по количеству верующих, так и по направленности к духовному созиданию – великое будущее. Не менее великое, чем его многовековое прошлое. Как сказал известный русский философ Владимир Соловьёв, с точки зрения истории человечества, буддизм – это первое универсальное нравственное учение. Таким буддизм является и сейчас.

Юлия Золотуева

http://www.chita.ru

_____________________

Неизвестные люди в масках и с автоматами ворвались в «Устуу-Хурээ»

Сегодня (15 сентября) в 16 часов неизвестные люди в масках вооруженные автоматическим оружием ворвались в Нижнее-Чаданское «Устуу-Хурээ» и задержали несколько человек из числа прихожан.

Из телефонного разговора с настоятелем храма гелонгом Джамбел Лодой нам стало известно:

«В 16 часов во время ежедневной молитвы, в главный храм «Усту-Хурээ» неожиданно и без всякого предупреждения ворвались вооруженные люди. С криками, они заставили всех людей лечь на пол, в том числе и монахов храма. Схватив несколько человек из числа прихожан, люди в масках увезли их  неизвестном направлении. Мы не смогли получить какую либо информацию о происходящем у людей в масках, так как под дулами автоматов нам не давали возможность даже говорить. Более того мы даже не можем понять что это за люди, так как не увидели не знаков отличия, ни принадлежность к силовым структурам. Мы предполагаем, что это были люди из МВД, или какой-то другой силовой организации.

В настоящее время монахи, приходят в себя. Многие испытали сильный шок, один из них до сих пор не может говорить и сильно заикается. Также мы пытаемся выяснить, что произошло в нашем храме.

Мы очень возмущены поведение сотрудников неизвестной организации, которые самым кощунственным и грубым способом с оружием в руках нарушили покой буддийского хурээ (храма). Подобное поведение недопустимо тем более в цивилизованной стране. Не уважение к религии, монахам и нормам этики для нас буддистов оскорбительно. Буддизм в своё время пережил страшные нападки и разорения со стороны власти , неужели эти времена возвращаются»

Мы срочно связались с пресс службой МВД, где нам отказали в каких либо комментариях. Мы будем внимательно следить за развитием событий, и при необходимости проведём своё журналистское расследование.

http://dharmatuva.ru

_____________________

В Улан-Удэ прошел главный осенний буддийский обряд с приглашением монаха из Индии

Накануне в одном из буддийских центров прошел обряд – подношение огню. Это главный осенний ритуал. Он посвящен Белой Таре – богине долголетия.

Огненный обряд у буддистов называется «Женсриг». Его проводят ежегодно для продления жизни и улучшения здоровья. В этот раз мастер ритуала - монах из южной Индии. Лама Лубсан Санжей специально приглашен для проведения осенних подношений божествам. В сентябре будет еще четыре обряда, они пройдут также в буддийском центре «Гуншоп Цокпа». В этом году верующие наделяют преподношения особым значением.

- Жаргал Лама: В последнее время происходит очень много несчастных случаев, особенно это связано с молодыми людьми, когда молодое поколение попадает в определенные неприятности, то есть увеличивается количество суицидов, несчастных случаев, аварии, какие-то вещи нехорошие происходят. Хотелось, чтобы всего этого было меньше.

http://arigus-tv.ru

_____________________

В Приморье найден первый буддийский храм

Во время проведения раскопок на территории столицы народа чжурчженей – Кайюань, археологи впервые обнаружили остатки древнего буддийского храма. Узорная чугунная арка, которая, по мнению ученых, являлась входом в храм,  была обнаружена во «внутреннем городе» в стороне от металлургической мастерской. На то, что это был действительно вход, указывает наличие на арке двух древних солярных знаков - перевернутые свастики, которые использовались буддистами на Востоке как символ солнца и гармонии.

Отметим, что до настоящего времени на территории Приморья никогда не находили буддийские храмы и монастыри, однако ученым давно известно, что чжурчжени исповедовали буддизм. Вполне возможно, что в ходе дальнейших работ археологи найдут другие ритуальные принадлежности чжурчжени, которые дадут представления об особенностях их веры.

Чжурчжени — тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии, в т.ч. Приморского края. Говорили на чжурчженьском языке. Основали династию Цзинь, просуществовавшую с 1115 по 1234 гг.  Возможными предками чжурчженей могли быть создатели неолитической культуры Хуншань. Этноним Ч. относят к X веку, когда тунгусо-маньчжурское царство Бохай было захвачено киданями. Однако такие сходные называния как Сушэнь (Sushen) были известны еще до н.э.: они упоминаются в «Книге государства Вэй» и «Шань-хай цзин».

Значение слова «чжуржень» неизвестно. Интересен тот факт, что в маньчжурском языке слово jušen встречается во многих лексических единицах со значением «раб», «крепостной». Монгольская империя положила конец существованию Ч. как самостоятельного этноса. С XVII века известны как маньчжуры.

Источник: Наука KM.RU

* Опубликовать свою новость
* Обсудить на форуме
* Зарегистрировать свой сайт


В избранное