Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


18.06.2012
N 275:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2615 подписчиков. Выходит 10 лет.

В этом выпуске:
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #61. В Новом Манеже – Анатолий Зверев, в «Комнате» - Сергей Катран, в «Агентстве. Art Ru» – молодое искусство>

13-й Медиа Форум 34-го Московского Международного Кинофестиваля "Погружения. В сторону тактильного кинематографа">

Остальное - на сайте.

Редактор Юрий Пластинин>


МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #61. В Новом Манеже – Анатолий Зверев, в «Комнате» - Сергей Катран, в «Агентстве. Art Ru» – молодое искусство>

◄В Новом Манеже – Анатолий Зверев «Зверев в огне».

Вот говорят, в бывшем здании Георгиевской электрической станции, где в позапрошлом веке вырабатывался постоянный ток напряжением 120 В, тяжело сделать хорошую экспозиции, архитектура не та, интерьер трудный. И сколько было тому примеров! На этот же раз, все сложилось. Отличная концептуальная выставка совместилась с роскошной дизайнерской экспозицией, и архитектура оказалась та, что надо, и интерьеры подошли.
Выставка Анатолия Зверева в Новом Манеже состоялась благодаря галерее Полины Лобачевской и ее кураторству, коллекционеру Наталии Опалевой и дизайнеру проекта Геннадию Синеву, а также Музейно-выставочному объединению «Столица».
На этот раз московской публике представили 200 работ Анатолия Зверева, нашего Амадея Моцарта, нашего анфан террибль, почти все - из собрания Натальи Костаки, дочери легендарного коллекционера Георгия Костаки. Преобладает графика. Это, во-первых. (Как известно, гениальный Зверев, не заботился о вечности, писал много, быстро, холсты не грунтовал, предпочитал бумагу, акварель, тушь, гуашь, что подешевле да побыстрее).
А во-вторых, выставка концептуально составлена из работ не простых, а что называется, золотых, огнем обожженных, спасенных из пожара. (Ох, как подходит название выставки «Зверев в огне» к красно-кирпичному зданию бывшей электрической станции!) Стародавний пожар 1976 года на даче Георгия Костаки в Баковке хорошо помнят знатоки и любители советского андеграунда. Горели иконы, лубки, картины, в том числе и картины Анатолия Зверева.
Помнят и слова великого художника, сказавшего, главное, что никто в огне не пострадал, а картины он новые нарисует. Все это вошло в историю. В живых тогда осталось мало картин, в том числе – кое-что из графики Зверева. Эти обгорелые работы большей частью достались дочери Костаки Наталье. Эти обгорелые, но теперь отреставрированные работы, представлены нынче в Новом Манеже.
Реставраторы, как известно, приняли решение не  восстанавливать обуглившиеся края, демонстрировать листы обожжёнными. «Работы, наклеив на специальную бумагу, обрезали маникюрными ножницами по подложке, так чтобы новая белая бумага на 1 миллиметр выглядывала из-под обгоревших шедевров, усиливая восприятие обожжённых работ». Получилось, надо сказать, эффектно. Да и художник Анатолий Зверев представлен в полном объеме: супрематические этюды, портреты, автопортреты, церкви, леса и поля, звери и птицы…
С детской легкостью и гениальной небрежностью предстает перед публикой мир одного из замечательнейших художников прошлого советского века. Его можно любить, можно обожать, а можно и не любить вовсе. Он позволяет нам сделать свой выбор. Однозначно лишь то, что глядя на эти обгорелые листки, веришь, что рукописи и вправду не горят, что искусство в огне не горит, в воде не тонет. Вера эта в наше прагматично –технократическое время, может вам показаться темной, отсталой и древней. Как всякая вера. Но все это – сущая правда.

До 30 июня.

В галерее «Комната», в здании театра «Школа современной пьесы», ул. Неглинная 29/14 - Сергей Катран. Интерактивная видеосимфоническая инсталляция «Открой!!!»

После зимней питерской премьеры художник Сергей Катран открыл, наконец, московской публике свой новый проект «Открой!!!».  Галерея «Комната» как нельзя лучше для этого подходит. Все, включая название, работает на него. Итак, поднимаешься из гулкого театрального вестибюля по широкой лестнице, открываешь дверь и оказываешься в комнате, в которой есть еще двенадцать дверей. А ты вошел в тринадцатую. Двери все разные - люди ведь за ними разные! У каждой двери есть монитор - глазок. У каждой двери есть звонок. Звоните1 Пусть открывают двери, как сказал поэт. Но двери никто открывать не собирается. За дверью появляется персонаж, за каждой – свой: милиционер/полицейский, пожарные, партнер по бизнесу, муж-рыболов, соседка снизу с собачкой
на руках, сантехник, гастарбайтер, отвергнутый жених, сын-подросток, бригада скорой помощи, любовница-сука… И все они требуют: «Открой!!!»
Двенадцать моно-спектаклей разыгрывают за дверями артисты театра Вахтангова, МХАТа им. Чехова, студенты ВГИКа и добровольцы-любители. Сергей Катран, автор проекта, говорит, что между питерским и московским проектами есть различия. Например, в питерском, инсталляция сопровождалась музыкой Джона Кейджа в исполнении Сергея Курехина. В московском проекте никакого музыкального сопровождения нет. Все что мы слышим – это только щелчки датчиков движения и звуки, которые идут от мониторов. «В принципе, это, наверное, суть того, о чем говорил, что искал Джон Кейдж. Звуки среды, разговоры зрителей, посторонние шумы – вот музыка. Случайных звуков вполне достаточно, - говорит Сергей Катран. - А что касается московского проекта, то он отличается еще и тем, что я переснял для него пять из двенадцати сюжетов, можно сказать, что почти половину. Причем в двух сюжетах поменялись и актеры: мальчик и бизнесмен. В любом случае, это было желание улучшить проект, решить его еще глубже, драматичнее».
Лестничная площадка с отваливающимся кафелем показывает зрителю, что все происходит в одном доме, а может быть даже и в одном подъезде. И возможно, что все эти герои - антигерои так или иначе связаны друг с другом. Сантехник, например, пришедший по вызову, ночевал перед этим у киргиза-гасторбайтора, которого не пускает в дом злая хозяйка. От сантехника ушла жена. Дочка сантехника водит в «однушку» мужиков, вот и приходится сантехнику ночевать на стороне.
А бизнесмен, который стучится в дверь Эдуарда Владимировича, забравшего у него пол миллиона долларов, может быть не скрылся от него вовсе, может быть просто поехал на рыбалку? Просто поехал на неделю в Астрахань с товарищем. А товарищ вернулся с уловом и жена ему дверь не открывает. Он ее уговаривает-уговаривает, а потом уходит к Михалычу. А Михалыч – это кодовая кличка любовницы-стервы, или жены-суки (выбирайте сами), которую выгнал сожитель за дверь. Вот и получается, что они все как-то связаны, все друг друга знают… А двери все живые, тактильные. Они шевелятся, реагируют на зрителя.
«Проект многослойный, - говорит Сергей. - Первый слой открывается, когда зритель просто входит в комнату и слышит щелчки датчиков движения, видит, как начинает шевелиться искусственный мех, которым оббиты двери. А с экранов на зрителя смотрит лестничная площадка. Ты еще ничего не делаешь, ты только вошел, а инсталляция на тебя уже реагирует, как лес, в который попал. Тут ты проходишь и нажимаешь на кнопку звонка. С этого момента открывается второй слой, начинается содержательная часть. Люди за дверями так или иначе вступают с тобой в отношения, складываются истории. И ты вдруг понимаешь, что это может быть, ты заперт, а не они. Потому что они приходят и уходят, а ты все стоишь перед дверью – вот и третий слой. Моя инсталляция, без зрителя не существует. Я, как последователь Владимира Мартынова, уверен, без зрителя, без слушателя, нету никакого произведения».
Есть в инсталляции «Открой!!!» и четвертый слой - теологический. Все персонажи, все мы, - не без греха. И не пускают нас в Царствие Небесное. А мы все ждем, ждем. Стучимся. Пустят? Не пустят?

До 2 августа

На площадке «Агентство. Art Ru» - групповая выставка молодых художников «Так что же делает нас такими особенными, такими привлекательными?»

Объекты, живопись, графика, фото и видео-арт – все это представляет субъективный кураторский взгляд на нашу жизнь, и взгляд, надо сказать весьма жизнерадостный. Вот как прокомментировала проект одна из его кураторов Анастасия Волкова: «Главная идея выставки в том, что мир вокруг нас не так плох, как его рисуют. Особенно в последнее время. Что наш пост- модерн не такой страшный и ужасный. Что вокруг нас много людей и вещей, которые мы любим. Такая любовь к жизни и светлое, позитивное отношение ко всему, что происходит, явилось толчком к выставке. Идея понравилась ребятам. В выставке приняли участие и начинающие, и уже известные художники, например, Маша Покровская, выпускница ИПСИ, Максим Санталов, Саша Фролова, ученица Андрея Бартенева, есть Полина Броше, которой всего семнадцать лет, есть Татьяна Пеникер, у которой недавно была выставка на Винзаводе».
Молодые и очень молодые художники верят в силу искусства, причем в силу созидающую, а не разрушающую. Кураторы выставки Анастасия Волкова и Татьяна Дроб и художники Аполлинария Броше, Дмитрий Кавко, Мария Покровская, Максим Санталов, Протей Темен, Саша Фролова, Татьяна Пеникер и Татьяна Дроб - люди позитивные. Как написано про них в пресс-релизе, «альтернативой «заумной депрессивности» современных DOCUMENTA молодым художникам видится беззаботность легкого жанра, та буквальность сюжета, которая была найдена мастерами поп-арта».
Само же название выставки «Так что же делает нас такими особенными, такими привлекательными?» заставляет вспомнить коллаж Ричарда Хамилтона 1956 года «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», ставший, что называется, иконой поп-арта. Свою любовь к поп-арту участники проекта не скрывают, хотя, как известно, взрослые, серьезные люди часто его подвергают критике. Называют поп- арт и легкомысленным, и буржуазным, и банальным, и вульгарным, и конформистским, и угождающим, и рекламным. Попрекают его и тем, что в искусство он пришел прямиком из мира потребления. Но молодые – красивые лица любят его всяким. Он ведь, не смотря на все недостатки, остается молодым и сексуальным. Да и мировых звезд из-под его крыла вышло немало. Может, и среди наших начинающих поп-артистов вырастут когда-нибудь Раушенберги, Урхолы и Розенквисты.

До 10 июля


XIII «Медиа Форум» 34 Московского Международного Кинофестиваля.
Тема 2012 года: «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» состоится в Фонде культуры "Екатерина" с 23 июня по 19 августа 2012 года.Организаторы выставки: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», «МедиаФест»
Место проведения выставки: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» (ул.Кузнецкий мост, д.21\5, вход с улицы Большая Лубянка)
Сроки проведения выставки: 22 июня по 19 августа 2012 года.

Соорганизатор образовательной программы: Московская Школа Нового Кино
Места проведения образовательной программы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Клуб ARTPLAY (Нижняя Сыромятническая ул., 10, стр. 9, вход "С")
Сроки проведения образовательной программы: с 22 июня по 28 июня 2012 (мастер-классы, лекции, практические семинары).

Партнеры проекта: Британский совет, Фонд Мондриана, Центр дизайна ARTPLAY, Музей Кино, Центр Жоржа Помпиду, Музей петербургского авангарда (Дом М.В.Матюшина).

Куратор выставочного проекта: Ольга Шишко, арт-директор «Медиа Форума» ММКФ.

Благодаря Голливуду сегодня во всем мире утвердилась модель игрового фильма на повествовательной основе продолжительностью примерно два-три часа. Именно такая ситуация кинопросмотра является для нас привычной, но ею кино вовсе не исчерпывается. Художники и режиссеры-авангардисты на протяжении всего ХХ века мечтали о совсем другом кинематографе: тактильном — который можно потрогать, интерактивном – в котором участвует зритель, полиэкранном или о кинопросмотре как о медитативной практике. На самом деле такие киноработы тоже создаются и оказываются не менее интересными, чем блокбастеры, просто мы почти ничего о них не знаем, не можем посмотреть или потрогать.
«Медиа Форум» – это ежегодная программа в рамках «Московского кинофестиваля», созданная как раз для того, чтобы расширить привычные границы кинематографа, показать, что он может быть
разным не только по содержанию или по художественному построению текста, но и с точки зрения формы, технологии создания, ситуации смотрения. Язык, на котором «Медиа Форум» говорит со своими зрителями, принадлежит одновременно и кинематографическому, и художественному началу, обогащая их в равной степени.

В начале ХХ века кинематограф как пространство эксперимента был предметом интереса как пионеров киноавангарда (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Ханс Рихтер), так и художников-авангардистов
(Марсель Дюшан, Михаил Матюшин, Казимир Малевич). Потом, когда сама киноиндустрия уже не хотела изобретать никакие новые формы и технологии, а только продавать коммерчески наиболее оправданный продукт, эту инициативу подхватили художники. Нам Джун Пайк работал с кинообразом как с объектом медитации, Сальвадор Дали придумал, что показ киноработы должен сопровождаться тактильными ощущениями, комментирующими экранное действо. Киноформы трансформировали и изобретали крупнейшие художники современности. В тот момент, когда в постструктуралистской философии и литературе появилась идея разрушения единой повествовательной структуры произведения, родилось и нелинейное по структуре кино, и различные формы интерактивной работы со зрителем. Сегодня новые технологии интернет-дистрибуции, просмотра фильмов с экранов планшетов и через YouTube вернули интерес к экспериментальным формам в «большой кинематограф». Изменившаяся структура зрительского восприятия наконец сделала актуальным и коммерчески востребованным то, что еще сто лет назад предлагали художники и пионеры кинематографа. Современные классики Питер Гринуэй и Дэвид Линч провозглашают изменение структуры кинематографа. Всё это требует осмысления и в исторической перспективе, и с точки зрения современных реалий. Более того, все эти актуальные новшества требуют подготовленной и осведомленной публики. Эта задача и стала основной для организаторов «Медиа Форума».

Центральное событие нынешнего «Медиа Форума» — выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» — состоит из нескольких разделов, каждый из которых относится к определенному типу работы режиссера с экраном и со зрителем.
Первый «Чистое кино» – отклик на «чистое искусство» – предполагает работу с экраном как с холстом, фактически рассматривая кинематограф как апофеоз живописи. В нем представлены Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Нaм Джун Пайк, Кен Джейкобс, Пол Клипсон, Ганс Рихтер, Константин Аджер, Олег и Ольга Пономаревы.
Второй раздел «Монтаж аттракционов» отталкивается от идеи «4D-кино», впервые предложенной еще Сергеем Эйзенштейном, и следует за его продолжателями (Пиа Тикка, Герц Франк, Алексей Исаев и Елена Горбачева).
Третья часть «Тактильный кинематограф» рассказывает о существовании фильмов, которые «можно смотреть руками», начиная с задумок Сальвадора Дали, который, работая с Луисом Бонюэлем, совсем по-другому представлял себе реализацию фильма «Андалузский пес» и до «хватательного смотрения» Петера Вайбеля и Вали Экспорт (кроме них на выставке работы группы ТОТАРТ, Валерия Айзенберга, Екатерины Павловой).
Четвертый раздел исследует идею «Машиновидения» Вуди и Штейны Васюлок – устройства, которое может заменить и режиссера, и зрителя, предложив вместо индивидуального и неточного человеческого зрения объективный взгляд самой камеры (также Кен Джейкобс, Дина Караман, Александра Кузнецова).
«Интерактивный кинематограф», который разворачивается при участии зрителя, – это пятый радел выставки, составленный из работ Збигнева Рыбчинского, Криса Хейлса, Бориса Дебакера, Перри Барда, Марка Америки и Ольги Киселевой.

Художники и режиссеры-авангардисты рассматривали кинематограф, в первую очередь, как инструмент познания мира. Идея «искусства движущихся образов» как мировоззренческой деятельности, в которуюравно вовлечены и автор, и зритель произведения стала главной в кураторском подходе к материалу.

Экспозиция в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» продолжает проект «Расширенный кинематограф», начатый в 2011 году. Тогда на двух московских площадках — в ЦСИ «Гараж» и в Московском музее
современного искусства – состоялась первая выставка, представившая новейшие произведения, расширяющие территорию кинематографического. В 2012 году задача более фундаментальная —
проследить эти процессы от идей и разработок классиков, стоявших у истоков как современного кино, так и современного искусства, и до нынешних молодых художников, которые предлагают свои варианты интерактивного, нелинейного или осязательного кино.
Помимо выставки в программе «Медиа Форума» 2012 года мастер-классы, лекции и семинары художников, которые состоятся как в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», так и в Центре дизайна ARTPLAY.
Крис Хейлс, Борис Дебакер, Перри Бард расскажут не только историю и теорию интерактивного, тактильного, гаптического кинематографа, но и познакомят аудиторию с технологиями и приемами
работы в этом пространстве, будут руководить самостоятельными творческими проектами тех, кто захочет участвовать в их занятиях.
К выставке планируется издание каталога-сборника статей, посвященных тактильному кинематографу: истории, теории и современным авторам, работающим с кинематографом. Среди авторов: Вали Экспорт, Петр Краевский, Збигнев Рыбчинский, Крис Хейлс, Наум Клейман, Кент Лонг, Ольга Шишко.
Подробная информация на сайте: http://mediaforum.mediaartlab.ru/

Программа Медиа Форума ММКФ

22 июня 2012
19.00 - Открытие выставки «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» (Куратор выставки: Ольга Шишко, арт-директор «Медиа Форума» ММКФ) в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА»

23 июня 2012
10.00 – 17.00 - Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Великобритания) в Клубе ARTPLAY
18.00 - Образовательная дискуссия в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» (экскурсия по экспозиции с куратором, а также творческие встречи со специальными гостями и участниками выставки - Перри Бард, Крисом Хейлсом, Борисом Дебакером)

24 июня 2012
10.00 – 17.00 - Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Великобритания) в Клубе ARTPLAY
18.00 − 21.00 - Лекция «Кинематографический опыт - переосмысление» Бориса Дебакера (Нидерланды) в Клубе ARTPLAY

25 июня 2012
10.00 - 17.00 - Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Великобритания) в Клубе ARTPLAY
18.00 - 22.00 - Мастер-класс «Человек с киноаппаратом: Глобальный ремейк» Перри Бард в Клубе ARTPLAY

26 июня 2012
10.00 - 20.00 - Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Великобритания) в Клубе ARTPLAY

27 июня 2012
10.00 – 17.00 - Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Великобритания) в Клубе ARTPLAY
20.00 - Закрытие Медиа Форума ММКФ, презентация работ, созданных в рамках мастер-класса Криса Хейлса в формате live interactive performance в Клубе ARTPLAY

На образовательные мероприятия «Медиа Форума» требуется регистрация.
Подробная информация на сайте: http://mediaforum.mediaartlab.ru/

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное