Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO N 262:


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


21.10.2011
N 262:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2620 подписчиков. Выходит 9 лет.
В этом выпуске:
Московская арт неделя MAH#37. Прибалты в Академии Художеств, Валерий Кошляков на ВИНЗАВОДе, феминистки в РГГУ, проекты в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства>

Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>


Московская арт неделя.MAH#37. Прибалты в Академии Художеств, Валерий Кошляков на ВИНЗАВОДе, феминистки в РГГУ>>

◄В «Галерее искусств Зураба Церетели» на Пречистенке - «Эстетика vs информация Vol. 2». Специальный проект 4 Московской биеннале современного искусства.
«Эстетика против информации. Том 2» (vs сокр. от лат. versus — против, vol – том) – это действительно второй том совместного российско-балтийского проекта (странами Балтии, как мы знаем, нынче принято называть Литву, Латвию, Эстонию). «Первый том» был «открыт» ровно год назад в Центре коммуникаций культуры города Клайпеды куратором Константином Бохоровым. Он, как написано в пресс-релизе, «попытался столкнуть разные художественные тенденции, существующие в современном искусстве России, собрав воедино художников, которые занимаются «чистой эстетикой», и апологетов «информационности». Прошлый проект, как впрочем, и нынешний, решал «можно ли донести до зрителя информацию при помощи эстетических категорий столь же внятно и авторитетно, как посредством «чистой» информации?»
Тогда, год назад, в выставке принимали участие весьма известные русские: Анатолий Осмоловский, Валерий Чтак, арт-группы «Провмыза», «Купидон», «Куда бегут собаки», Игорь Мухин, Давид Тер-Оганян и прочие такие же достойные и уважаемые люди. Балтийский «Том 2», составленный литовским куратором Игнасом Казакявичюсом соответственно объединил литовцев, латышей и эстонцев.Свайоне и Паулюс Станикас, Броне Невердаускене и Моника Жалтаускайте-Грашене, Йозас Лайвис,Даце Дзерина, Гинтс Габранс, Денес Фаркас, Маарит Мурка - люди тоже все известные и уважаемые. Художники разные и куратор, Игнас Казакявичюс, считает, что по-прежнему четко видны границы между «декоративными» латышами, экспрессивными литовцами и информативными и гиперреалистичными эстонцами «в этом литовском сумраке». (Эти слова он отнес к экспозиции, надо отметить, что со светом в экспозиции поработали хорошо).
«Литва не очень большая, именно поэтому я представляю на Московской биеннале сразу три страны: Литву, Латвию и Эстонию, - говорит Игнас Казякявичюс. Да и регион этот понятен московской арт-сцене. Вы еще не равнодушны к нам, а мы еще понимаем вас, хотя молодое поколение уже не говорит по-русски, в отличие от поколения среднего. Но если мы начинаем говорить об искусствена любом языке, будь это русский или английский, мы понимаем друг друга. Клайпеда – город-порт. Наш центр (имеется в виду Центр коммуникаций культуры города -ЛН) второй не только по величине, но и по возможностям взаимодействия и с отечественными, и с зарубежными художниками. Для маленькой страны это важно. Но, однако же, маленькая страна становится интересной для мировой арт-сцены только тогда, когда она добавляет собственные, национальные, может быть даже экзотические ингридиенты к общепринятому блюду. Всегда надо чувствовать этот баланс между эстетикой и информацией. О чем я и говорю в проекте! Я искал таких художников, которые уже что-то сделали, как я говорю, «для перехода от информации к эстетике». И наоборот. Что берет верх? Информация или эстетика? Да, я пытаюсь вступить в полемику с Вайбелем. Можно говорить, что я запутался, а можно говорить, что Петер Вайбель не прав, когда утверждал, что информационные технологии универсальны и приемлемы для всех. Но визуальность – не последняя вещь, когда постмодернизм ужен не в моде, а постконцептуализм уже на сцене. Ведь даже ошибка художника при рисовании становится плюсом».
Экспозиция невелика. Так что проблему, возникшую между эстетикой и информацией разглядеть легко среди живописи, видео, фото и объектов. Здесь есть, например, живописный цикл эстонки Маарит Мурка «Потерянные в переводе» (Очень актуальный цикл, все словно о нашем, русско-балтийском, наболевшем). Есть тотальная инсталляция пол названием «Тотальное равенство» литовского дуэта Броне Невердаускене и Моники Жалтаускайте-Грашене (см. фото). «Тотальное равенство» составлено из «торсов-манекенов» с лейблами-оценками нашего социального положения. Есть кинетическое «Пугало» Йозаса Лайвиса, сделанное из пластиковых бутылок. Есть и дивное видео Даце Дзерины «Обольщение», где тонкие пальцы все перебирают, перебирают, перебирают кружева… Действует очень магнетически. Наш интерес друг к другу не исчерпан. И информационно, и эстетически, что подтверждается еще раз. «И вообще, если честно, сказать, я благодарен вам за оккупацию», - сказал мне один из участников выставки. Только фамилию просил не называть.
До 20 ноября

◄В галерее М&Ю Гельман на ВИНЗАВОДе - Валерий Кошляков «Atlantis». Специальный проект 4 Московской биеннале современного искусства.

Валерий Кошляков - художник несомненно очень большой и очень хороший. Его проекты «Реликвии. Сделано в СССР» (2005), и «Саркофаг» (2006 и 2008), а вот теперь и «Atlantis» могут трактоваться и как. «переживания автора о бесследно исчезнувшей империи», и как переживание автора об исчезнувшей правде, красоте и справедливости.
Его «Atlantis».- это серия портретов от Владимира Владимировича Маяковского, до Льва Николаевича Толстого.
«Я работаю с утопическими мифологиями, и в проекте «Atlantis» меня волновала русская историческая мистерия. Рисунки на холстах, в которых едва узнаваемы известные персонажи истории. Здесь живопись – не для живописи, скорее она проявляется через графические приемы набросков или рисунков, сделанных цветными маркерами на холсте. Это попытка увидеть в знакомых лицах и Репина, и Кандинского одновременно – портретное сходство здесь не важно, важно то место, в котором они оказались для нас. История ушла, остались лишь лица из школьных учебников и из черно-белой знакомой хроники, только оживленные цветом, как раскрашенный старый фильм».
Валерия Кошлякова легко сравнивать с художниками эпохи Возрождения. Он умеет все. И все понимает. Он опирается на достижения эпохи античности и устремляется в высший мир. Его мироощущение трагично. Тоска его – возрожденческая. Он всем своим творчеством легко доказывает, что и актуальное искусство может быть высоким, нравственным и более того, трагическим и христоцентричным.
До 30 октября.

В Музейном Центре РГГУ – «Женское нано». Специальный проект 4 Московской биеннале современного искусства.
Феминизм как социально-политическая теория, анализирующая причины угнетения женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем в России как-то не очень востребован. И во времена русского социализма с равенством-братством, и сейчас, во времена кривого русского капитализме тема гендера – не самая главная тема жизни. Однако феминизм в искусстве востребован. Что, собственно и демонстрирует спецпроект биеннале «Женское нано». 
Кураторы собрали на выставке только женщин-художниц. (Мужчины попадаются лишь в парах, как соавторы, например, Наталья Абалакова- Анатоий Жигалов). Тема выставки, как уже было сказано – НАНО (надо сказать тема нынче модная и почти попсовая, кто ж не знает про нано!) Все виды и
жанры контемпорари представлены в наличие.
Вот как комментирует проект известная берлинско-московская художница и писательница Марина Любаскина (см. фото Марина Любаскина «Защита от солнца») «Я склонна сопротивляться всему новому и неизвестному. Но надо же как-то преодолевать собственное упрямство и консерватизм и открывать для себя новые горизонты. Это и явилось причиной, почему меня так заинтересовала тема проекта «Женское НАНО». Пришлось в какой-то степени вникнуть в научную суть проектной проблемы, что оказалось в высшей степени любопытно. На какой-то период времени я даже почувствовала себя физиком. Но почему это НАНО вдруг женское, с точки зрения феминизма? А почему бы, собственно, и нет? Надо же насущную тему обмозговать со всех возможных точек зрения! Тем более, что женский, феминистический подход кажется мне наиболее тонким, хитрым, проникающим вглубь, в конце концов, более нежным! А уж российский феминизм (в отличие от западного), такой миролюбивый, всепонимающий, ласковый и к тому же рассудительный. Одним словом - лучший инструмент для работы над сими сложными темами. Для меня этот инструмент знаком. Я воспользовалась им также для моего литературно-художественного проекта, результатом которого явилась книга «Геморрой, или, Мариночка, ты такая нежная». Книга состоит из текстов о любви и жизни и фотосерии «Игра с петушком». Тексты- скорее не совсем литература, но часть художественного замысла, игра-работа со словом, шлифовка фраз сродни работе скульптора или ювелира. Нескучная героиня книги рассказывает о своих любовно-жизненных приключениях, на полную катушку используя свой сверхособенный остро-женский взгляд на всю окружающую действительность в России, бывшем СССР, Германии и других странах мира. Искусство-текст-фото- жизнь-любовь. Все взаимосвязано. И куда ни глянь - НАНО вездесуще! И никуда от него не деться. И в женщине, и в мужчине полно этих наноструктур! Вот и прекрасно! Как проста и в то же время сложна «нанотема». И как все ближе и ближе сердцу становится она. Но, возвращаясь к моему участию в выставке «Женское НАНО» с проектом «Защита от солнца» все-таки от научного подхода несколько отдаляюсь и наслаждаюсь созданием художественного проекта при помощи привычных мне, но всегда заманчивых, загадочных, тем и любопытных, методов искусства. Я попробовала взять изменчивую человеческую натуру и, добавив в нее «наночастицу» искусства, получить прочно «стоящий на ногах» арт-проект. Проект состоит из ряда фотографий. Доля загадочности и юмора, думаю, нашли в нем свое место наряду с глубокими философскими размышлениями. Натурщица, выбранная мною для проекта, с внешностью богини будущего сидит на лугу в парке дворца Шарлоттенбург в Берлине. Богиня приехала из Ульма. Солнце нещадно палит! Я то ладно, но богиню надо от солнца оберечь, у богини нежная кожа! Мы роемся в ее «нанапластиковом» пакете и находим различные варианты защиты от солнца. Постепенно опробируем их. Особое внимание я обращаю на три варианта защиты, представляющие собой материалы, имеющие такую необыкновенно привлекательную сеточную структуру! Попытка разорвать их голыми руками не удается. «Да-да, они безусловно изготовлены по нанотехнологиям», - сообщает мне богиня. И я верю ей. И мы пробуем эти загадочные сеточные ткани в качестве защиты от солнца. Чтобы понять, какой из вариантов функционирует с наибольшим эффектом, надо пробыть на лужайке несколько деньков. Но я – художница. И поэтому, в конце концов технический аспект моего нано-проекта побеждается художественным, и я возвращаюсь к моей изначальной мысли о важности «НАНОЧАСТИЦЫ» ИСКУССТВА. Из нашего научного (ну конечно - псевдонаучного) исследования мы в конечном итоге получили устойчивую структуру и форму художественного произведения в результате внедрения «наночастицы» искусства в зыбкую жизненную реальность. И, да здравствует солнце!»
Проект «Женское нано», вполне гармонично вписалась в тему биеннале, которое «переписывало миры». Вот и девушки попытались переписать миры при помощи не только искусства, но нанотехнологий. И как все женское, получилось очень рукодельно, хутроумно и основательно.
По 12 ноября

 


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное