Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


25.03.2009
N 231:

<<"Бестселлер в "Гараже".  20 марта - 14 июня 2009 года в Центре "Гараж" (Мельникова) "Определённое состояние мира?", выставка работ из коллекции Франсуа Пино. Анна Ильченко>

<<Современное искусство в Севилье. Зинаида Стародубцева>

<<
Информация о множестве выставок и других событий>

<<Ежедневно пополняемая информация о важнейших событиях на мировой, московской, российской, питерской, берлинской арт сцене <здесь>


1. <<"Бестселлер в "Гараже".  20 марта - 14 июня 2009 года в Центре "Гараж" (Мельникова) "Определённое состояние мира?", выставка работ из коллекции Франсуа Пино.
Анна Ильченко.

Конец марта ознаменовался всеобщей истерией вокруг привезенной в Москву легендарной коллекции Франсуа Пино – известного и влиятельного французского бизнесмена и миллиардера. Истерия эта вполне предсказуема, ибо выставочное пространство «Гаража» заполонили работами самых маститых художников современного искусства, имена которых мелькают во всевозможных информационных источниках. Проект окрестили «Определенное состояние мира?», куратором которого назначили швейцарского искусствоведа и куратора Каролин Буржуа. С ее слов стало понятно, что в Москву приехала далеко не вся коллекция Пино, но то, что привезли уже вызывает сильнейшее потрясение.

За последнее время в Москве в принципе не было выставок современного искусства такого «звездного» и такого высококачественного уровня. Как правильно заметила Екатерина Деготь, с точки зрения кураторской работы, выставка не вызывает каких-либо нареканий. Масштабной прелюдией стала работа индийского художника Субодхы Гупты «Очень Голодный Бог», знакомого москвичам по экспозиции в Музее Ленина на 1-й Московской биеннале.

Все представленные работы поделены на три части: «Война», «Общество спектакля» и «Глобализация». Каждая из частей является звеном связного повествования. Тема «Войны» представлена в инсталляции Пола Маккарти (Paul McCarthy) и Майка Келли (Mike Kelley) «Сод энд Содди Сок Комп О.С.О.», которые сконструировали самый настоящий американский военный лагерь. Они проводят параллель между полевой жизнью и окружающим нас миром. Но интересен тот факт, что фактически инсталляция - лишь оболочка настоящей работы, которая выражается в перформансе Маккарти и Келли, заснятом на видео и проецированном на стены «Гаража». К ним примыкает видео Карла Аморалеса (Carlos Amorales) «Аморалес временный-Рей Розас за разговором» и «Арены Второго Мая», поэтично рассказывающее о реслинге как о незаурядном мировосприятии.

Работа художника Филлиппо Паррено (Philippe Parreno) «Реальности больше нет (Твин Пикс)» возвещает о переходе в новую тематическую зону - «Общество спектакля». В очередной раз критикуется современное общество, погрязшее в индустрии развлечений. В особенности художники Йохан Гримонпре (Johan Grimonprez), Марион Тампон-Ляжаррьетт (Marion Tampon-Lajarriette) и Франческо Веццоли (Francesco Vezzoli) исследуют возможности видео- и плакатного изображения, которые с легкой руки монтажера фактически могут заменить реальное представление о мире. 

Негласным идейным центром выставки стали произведения знаменитого Джеффа Кунса (Jeff Koons). Работы американского художника уже привозили поштучно в Москву, например, галерея Гагосяна (Gagosian Gallery) в августе 2008 года. Если на прошлогодней выставке, проходившей в «Красном октябре», живьем можно было увидеть только гигантское яйцо, обернутое в подарочную бумагу, то теперь (что отрадно) показывают другие шесть его творений: «Дельфин», «Звено», «Собачий бассейн», «Подвешенное сердце», «Цепи трактора» и «Груша для сноса зданий». В своих  произведениях Кунс полушутя, полусерьезно представляет искусство в современном обществе как аттракцион, китч. Этот продукт массового производства, который втянут в систему купли-продажи, уже давно существует как элемент огромной системы индустрии  развлечений.

Работы Джеффа Кунса перекидывают мостик к последней теме выставки – «Глобализация». Первое, что бросается в глаза - это «Колония платков» Паскаля Мартина Тейу (Pascale Marthine Tayou), которая напоминает ряды вешалок в магазинах одежды. К ним привязаны флаги разных стран и национально-идентифицирующие расцветки ткани, при виде которых возникает ассоциация с сезоном распродаж, устраиваемых торговыми центрами. Тейу доступно размышляет над идеей о потере национальной идентичности.

Далее тему продолжают видео Пьера Юнга (Pierre Huyghe) «Миллион королевств» и «Большие ансамбли», скульптура известного японского художника-игрушечника Такаши Мураками (Takashi Murakami) «Иночи», изображающая результат синтеза человеческой плоти и робототехники, и видеоинсталляция  Билла Виолы (Bill Viola) «Идя вперед днем», которая, по мнению Давида Риффа, апеллирует к религиозной живописи. Кроме того, представляют интерес творения  алжирского художника Аделя Абдессемеда (Adel Abdessemed) «Настенная роспись» и «Практика нулевой терпимости (БМВ)». Он считается представителем так называемого «политического минимализма», а инсталляция, представляющая собой сгоревшую машину - печальный символ мятежа арабских меньшинств в Париже, название - «Практика нулевой терпимости» - цитата из речи теперь уже бывшего американского президента Джорджа Буша.

Дальнейшее развитие мысли о глобализированном мире представлено работой китайского художника Сао Фей (Cao Fei). В своей инсталляции «Чья утопия» она показывает быт рабочего человека, живущего в южной части Китая, порабощенного процессом модернизации. Далее можно побарабанить на инсталляции Чен Женя (Chen Zhen) «Дзюэ Чань, Танцующее тело - Барабанящий дух (Последняя песня)», пройдя авторский «терапевтический курс».

Живописную точку в художественном изобилии ставит работа знаменитого минималиста Дэна Флавина (Dan Flavin), где зрителю отводят «время на размышление». Обращает на себя внимание тот факт, что произведение Флавина с одной стороны, превратили в дизайнерскую беседку, где разрешают поразмыслить над увиденным (как будто для этого нужно специальное место), с другой,  подвергли ложной интерпретации, наделив его каким-то надуманным философским смыслом, якобы требующим созерцательного подхода. Флавин сам признавался, что его интересовала работа с пространством при помощи света,  а не метафизические погружения.

Стоит отметить, что сами темы, мягко говоря, не блещут новизной, и в какой-то мере уже утомляют своей повторяемостью. С одной стороны, это можно объяснить  попыткой куратора систематизировать разнокалиберный состав участников, дабы  зритель не утонул в этом умопомрачительном многообразии. С другой, чувствуется присутствие навязанной организаторами модели восприятия выставки. С третьей, что «Определенное состояние мира?» - коммерческий проект, и первостепенное значение его заключается в демонстрации арт-«звезд» мировой величины. Возможно, последнее может объяснить прозрачность восприятия каждого произведения.

Несмотря на вышеперечисленные замечания, в целом, можно смело заявить, что выставка, без сомнения, уже стало одним из самых знаковых событий в истории современного искусства в России.  

Выставка продлится до 14 июня 2009

Анна Ильченко>

2. Современное искусство в Севилье. Зинаида Стародубцева>
Если в России в 1990-е годы  монастыри возвращали церкви, то в Испании в эти годы во многих монастырях размещали центры современного искусства. Пример тому, Андалузийский центр современного искусства в 1997 году переехавший в знаменитый монастырь Картуха.  
Так как монастырь был основан еще в 15 веке и является памятником архитектуры стиля мудехар, стиля в котором сочетались христианские и мусульманские элементы, то сохранившиеся росписи, мозаики, надгробия соседствуют тут с инсталляциями и видео-проекциями. Еще до окончательного переселения в монастырь Центр современного искусства организовал серию выставок, имеющих отношение к разным аспектам истории монастыря, знаменитого, прежде всего тем, то когда там около 30 лет, с 1509 по 1536 годы,  находилась могила открывателя Латинской Америки – Христофора Колумба. Когда-то в монастыре были и росписи живописца эпохи барокко – Сурбарана, но теперь они в местном музее искусства. Хотя Центр получил неплохую международную коллекцию искусства 2-й половины 20 века, но постоянной экспозиции здесь нет, в основе деятельности лежат международные временные выставки и программы, включающие разные категории местного населения.  
В этом провинциальном испанском центре современного искусства в Севилье, где население не превышает 1 миллион человек, проходят международные выставки с участием известных художников, которые почти невозможно увидеть в многомиллионной Москве, ориентированной на показ «звезд». 
Севильский секрет прост – почти все выставки – это совместные международные проекты. Среди со-организаторов – известные музеи Европы и Испании. Например, в 2008 году показывали ретроспективу венского акционизма из частной коллекции галериста Дж. Хуммеля, до Севильи эту выставку показывали в музее современного искусства Вены. Другую историческую выставку акционизма «Флюксус в Германии» показывали в 2007 году при поддержке немецкой галереи IFA. В Андалузском центре в течение последних лет проходили большие ретроспективы и тематические выставки, посвященные биотехнологиям, танцу, анимации, а так же традиционным жанрам – пейзажу, фотографическому портрету. Так как сельскохозяйственная Севилья начинает себя позиционировать как научный центр, связанный с новыми технологиями, поэтому тематическая выставка о биотехнологиях стала с 2003 года ежегодной. Самая большая ретроспектива канадской группы General Idea 1967-1995, в течение последних лет побывавшая в лучших выставочных залах Мюнхена, Берлина, Цюриха, добралась и до Андалузского центра.
Нередко в Андалузийском центре идет несколько выставок одновременно.
Сейчас заканчивается первая большая ретроспектива американской феминистки Нэнси Сперо. Н. Сперо родилась в далеком 1926 году в Кливленде, училась в Чикаго, в конце 1950-х-начале 1960-х годов жила в Италии и Париже, где увлеклась не только современным ей лирическим экспрессионизмом, текстами французских интеллектуалов, прежде всего, А. Арто, но в Италии росписями этрусков. Возвративший в Нью-Йорк, она вместе с мужем, политическим живописцем Леоном Голубом, стала активисткой движения за гражданские права и против вьетнамской войны, одной из основательниц галереи «Женщины-художницы в Революции». В это время она создавала серию, посвященную войне и позже серию, посвященную А. Арто. К началу 1970-х окончательно сложился ее стиль. Считая, что живопись и холст – традиционно мужской вид искусства, она выбрала графику и бумагу. Но подобно фрескам, она склеивала листы бумаги, превращая их в развернутые свитки на стене. Как правило, в ее композициях нет центра или ясной композиции, так как считала иерархию признаком тирании и доминирования.
Женские фигурки в свободном порядке размещены на поверхности бумаги.
В 1980-е она сочетала графику древнего Египта с современными темами – насилием над женщинами в странах третьего мира.  Внутренние стены монастыря Картуха, где когда-то размещались кельи монахов были покрыты изображениями обнаженных и куда-то бегущих женщин. В церкви  была размещена инсталляция, посвященная узникам и экспонировавшаяся на Венецианской биеннале в 2007 году. Вырезанные картонные головы на цветных ленточках «парили» в подкупольном пространстве, в центре которого стоял шест, на верху которого и были закреплены ленточки. Инсталляция напоминала языческое сооружение в виде дерева. Да и вся экспозиция Н. Сперо, показывающая творчество художницы за 50 лет, остается в памяти наскальной архаической росписью на стенах монастыря.

Традиционно юг Европы считается менее развитым, в том числе и в отношении инфраструктуры современного искусства, по сравнению с севером. Государства Европы проводят политику выравнивания, открывая новые арт-институции и создавая новые арт-события. В 1990 году в Севилье, на родине Веласкеса и Мурильо, был открыт Андалузийский центр современного искусства. Этот центр стал одним из ключевых мест для размещения выставок  биеннале современного искусства, основанной в 2003 году, наряду с дворцом Карла V – знаменитой Альгамброй. Исторические здания, которых немало в Севилье – так же предоставляют свои площади для современного искусства во время биеннале.  

Севилья, город основанный более 2000 лет назад и расположенный в 80 км от моря, в 16 века стал важнейшим городом Испании, так именно отсюда отправлялись корабли в Новый Свет. Город получил монополию на торговлю со всеми испанскими колониями в Новом Свете. До настоящего времени сохранилось здание 16 века, куда в 18 веке были перенесены документы, имеющие отношение к Новому Свету. Это архив Индий, расположенный рядом с собором, где похоронен генуэзец Христофор Колумб, точнее перезахоронен. Так как он умер в Валладоиде в 1506 году, где и был похоронен, но затем его останки были перенесены в тот самый монастырь, где теперь находится Андалузский центр современного искусства. Из монастыря в 1542 году их отвезли на Карибы, где они и находились до 1898 года, испано-американской войны. В связи с тем, что Испания в этой войне потеряла свое влияние на Кубе, где к тому времени около 100 лет находились останки, они снова возвратились в Испанию, в Севилью.

Севилья и в 20 веке стремится не потерять участия в международных делах. Если раньше – это была торговля, то в 20 веке – это торговые выставки. В 1929 году для Иберо-американской ярмарки было построено отдельное здание с башней, подковой окружившее площадь с фонтаном, в 1992 году было построено еще одно здание для проведения ярмарок, так как Севилья стала городом, где проводилась EXPO. Теперь в новом здании проводится более 25 ярмарок в год, около 100 конгрессов, в старом – местная администрация. Для того, чтобы обеспечить  выставочно-ярмарочную деятельность, был построен аэропорт и сверхскоростная железная дорога, соединяющая  Севилью с Мадридом всего за 2 часа. Большая часть населения Севильи теперь работает в сфере обслуживания, а не на производстве, например, не на табачной фабрике, как когда-то легендарная Кармен. Но образы прошлого все еще актуальны. Например, мэр Севильи при открытии 1-й биеннале современного искусства говорил о необходимости превратить Севилью в «культурную фабрику, одним из первых продуктов является биеннале»

Проведение биеннале современного искусства – еще одна форма участия в современном глобальном мире. В идеологических текстах биеннале в Севилье не встречается имен великих испанских художников - земляков Веласкеса и Мурильо, но для 3-х биеннале выбирали самых известных, «великих» в мире современного искусства, кураторов - Х. Зеемана, О. Энвезора,  П. Вайбеля. Каждый из них выбирал тему, ему близкую.

Х. Зееман, посетивший Андалузский центр современного искусства еще в 1992 году во время EXPO решил, что надо обязательно пригласить художников на место, чтобы они сделали произведения специально для центра – для открытых пространств внутри стен бывшего монастыря, так как по концепции как искусство воодушевляет на поэтические мечтания. В интерьерах демонстрировались фотографии, картины и аудио-работы. У входа посетителей встречала привезенная 40-тонная скульптура американца Р. Серра. 
Среди выбранных Зееманом 62 художников встречались как международные мэтры – Й. Кошут, Т. Эммин, Э. Вурм, М. Кателлан, испанские классики -Э. Чилида, С. Сиерра, так и художники среднего и молодого поколений, активно участвующие во многих биеннале.  
В рамках специальной культурной программы биеннале, размещенной по разным институциям в Севилье, был танец и музыка, видео (в том числе подборка 1-х минутных видео-работ, сделанная радикальным художником из Новосибирска Д. Булныгиным) и фильмы (М. Барни), перформансы и архитектурный симпозиум. В симпозиуме принимали участие зарубежные архитекторы, делающие проекты  для Испании - швейцарец Ж. Херцог проектировал центр современного искусства КаисаФорум в Мадриде, японец К.Седжима предложил расширение Института современного искусства в Валенсии и испанские архитекторы – А. Ортис, построивший экспо-центр и железнодорожный вокзал в Севилье в 1992 году, Р. Монео – автор пристройки  к Прадо.

Курировать 2-ю биеннале был приглашен куратор кассельской Документы 2002 года афро-американец О. Энвезор.  Теперь выставочная часть Биеннале проходила в 3-х основных местах – по-прежнему Андалузском центре современного искусства, на верфи, основанной еще в 13 веке, а так же маленький фестиваль фильмов в Танжере в Марокко.

На следующей биеннале 2009 года (2 октября 2008 - 11 января 2009), куратором которой был теоретик медиа-искусства австриец П. Вайбель, вместо верфи был выбран ренессансный дворец Карла V в Альгамбре. Эта биеннале “Youniseverse” (слова «ты» и «универсум/ мир» слиты в одно слово) была посвящена взаимоотношению человека, искусства и новых технологий. Показывали видео-арт, интерактивные инсталляции, компьютерное искусство. Русских художников – не было. Хотя число художников возрастает: в 1-м биеннале принимало участие 62 художника, во 2-м – 90 художников, в 3-м - 170 художников. Как и число посетителей: 1-я биеннале - 40 тыс. человек, 3-я – почти 130 тыс. человек. Из них почти половина из Севильи.
Начиная со 2-й биеннале, была разработана образовательная программа и бесплатные туры для студентов и школьников. Что позволяет сделать современное искусство ближе местному сообществу.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное