Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


17.03.2009
N 230:

<<"Ауратизм против мусора". Ответ художника Осмоловского на обсуждение его выставки «по гамбургскому счету» критика Деготь и художника Звездочетова. Ответ художника Осмоловского на обсуждение его выставки «по гамбургскому счету» критика Деготь и художника Звездочетова.

<<Арт Лондон #13 c Анной Ильченко. Лондонская триеннале. Розы» Сайя Твомбли (Cy Twombly) и Ричард Серра у Гагасяна. «Искусство архитектуры» Ле Корбюзье в галерее Барбикан. Искусство и наследие» Андреа Палладио в Королевской академии художеств>

<<28-я ярмарка ARCO в Мадриде не боится кризиса>

<<
Дискурс «Оружие и инструменты» Богдана Мамонова и Екатерины Рожковой>

<«Наука как предчувствие» 2009>

<<
Информация о множестве выставок и других событий>

<<Ежедневно пополняемая информация о важнейших событиях на мировой, московской, российской, питерской, берлинской арт сцене <здесь>


1. <<"Ауратизм против мусора". Ответ художника Осмоловского на обсуждение его выставки «по гамбургскому счету» критика Деготь и художника Звездочетова>
Ответ художника Осмоловского на обсуждение его выставки «по гамбургскому счету» критика Деготь и художника Звездочетова.

Кампания по «десакрализации» моей художественной деятельности затеянная на Openspace ("Звезодчетов об Осмоловском: объекты для одномерного человека") вызывает у меня веселое недоумение. То, публикуется «разоблачительный» материал с моим другом скульптором помогавшем мне в работе над серией «Изделия», то происходит какое-то вполне себе обывательско-мещанское обсуждение моей выставки в галерее Popoff. В принципе я привычен к подобному отношению, помниться еще в 90-е годы критики придумали «термин» декоративный революционизм для того чтобы ничего не понять в социологии и логике возникновения радикального уличного акционизма (Звездочетов в своем обсуждении его механически повторяет).
Кому и зачем нужна эта кампания? Каковы ее причины?
У меня есть только один ответ на эти вопросы. Наши московские критики все никак в толк не могут взять причины моего успеха (а ведь именно успех всех и интересует – что с очевидностью явствует из обсуждения Звездочетова и Деготь).
Действительно: странно. Мы здесь десятилетиями тянем за ноги в западную историю искусства уже стареющего дитятю концептуализма Пеперштейна – и грандиозные выставки под него «затачиваем» (типа «Звезда МГ»), и в «теннис» с ним играем (потешный «матч» Кабаков/ Пеперштейн), и на обложках каталогов его печатаем («Мыслящий реализм» - куратор Деготь) – да все как-то тяжело «идет» Пеперштейн.  Сизифов труд – перечный «камень» на гору поднимать. А тут такой «незапланированный» успех!
Что ж, попытаемся просветить наших критиков, тем более что обсуждение моей выставки дает значительный материал для анализа.

Для начала стоит сказать, что я не являюсь поклонником т.н. «менеджерской» концепции успеха типа того, что можно взять любого мало-мальски способного автора, накачать его деньгами и общественным вниманием, и дело сделано. Для того чтобы иметь успех надо обладать интуицией или знать логику развития искусства. Времена постмодернизма (в которые и воспитывались наши критики) сделали эту логику практически неразличимой, но отнюдь не отменили ее. Критики скорее сами себя лишили инструмента понимания, чем мало-мальски нарушили эти логические связи.  При отсутствия такого понимания никакая менеджерская «накачка» не поможет. Не поможет ни в случае с талантливым (скромно) Пепершейном, ни в случае с бездарным (огромно, стозевно и лайяй) Беляевым-Гинтовтом. Стоит так же заявить, что успех, каким бы приятным он не был, не является моей целью (да и любого подлинного художника). Скорее целью является соответствие исторической логике, а соответствовать этой логике очень тяжело – здесь требуются недюжинные способности к риску, способность менять курс, отказываясь от приобретенных шаблонов мышления, четко считывать наиболее плодотворные (и часто скрытые) «потоки» истории. В этих способностях нет ни грана конъюнктуры (слово уже заранее злорадно повисшее на устах московских критиков), наоборот надо иметь смелость идти против конъюнктуры, идти часто в полную неизвестность. Это логика экспериментального передового искусства авангарда.   

Генеральную идею этой логики здесь я развертывать не буду – она более чем подробно будет отражена в готовящемся в данный момент издании в статье немецкого философа искусства Гарри Леманна «Авангард сегодня», стоит скорее сконцентрироваться на «обсуждении». Обсуждение я пишу в кавычках потому что разговора по «гамбургскому счету» как-то не получилось. Нельзя же назвать «гамбургским счетом» демонстрацию каких-то невнятно-негативных вкусовых оценок. Сколько бы Звездочетов и Деготь не сетовали по поводу возмутительно «дизайнерских» «отдельных объектов», от этого их реальность не становится менее реальной. И потому изначально сам вектор обсуждения не верен – надо было не элиминировать (убирать) эти «объекты» с поля своего внимания используя ничем не обеспеченные «термины» типа «дизайн», а попытаться понять в чем их историческая актуальность (в конце концов именно эти «деревяшки» демонстрировались на Документе, и по словам Бюргеля – куратора выставки – в «главном, пропагандистском зале»).  

В этом обсуждении много всяких мелких глупостей, неувязок и передёргиваний, но это всё частности, стоит обсудить главный «тезис» - тезис дизайна. Анекдотичность ситуации в том, что в дизайне меня обвиняет тот самый художник, кто своим искусством оформляет «буржуазные» рестораны (наверное до сих пор сохранилась фреска Звездочетова в Кофемании – ее можно лицезреть на Кузнецком мосту – где даже взыскуемую Деготь гречку подают – сам заказывал). В свете этого факта обвинение обладает какой-то не вполне понятной двусмысленностью, которая в конец запутывает ситуацию. Не понятно: дизайн это хорошо или плохо? И что понимается под этим «термином», если живопись самого Звездочетова непосредственно применяется как «дизайн» ресторанов, а мои «отдельные объекты» только в «кошмарных» фантазмах самих этих критиков? 

Я знаю только один дизайн – креативно разработанный и исполненный функциональный предмет: лампа, стул, диван и проч. Не функциональных украшающих интерьер предметов дизайна существует крайне мало и все они как правило делаются специально для музеев дизайна – в качестве демонстрации возможностей той или иной фирмы. Само же по себе оформление ресторанов теми или иными художественными объектами не является дискредитирующим искусство фактом – художественный объект может использоваться и так (сейчас, например, в «Электроклубе» работы Гутова и Дубосарского - Виноградова висят напротив столиков с посетителями; стоит заметить, что моих работ там нет - может случайный факт, но от этого не менее забавный). Скорее мои объекты можно было бы обвинить не в дизайне, а в салоне, т.е. в создании потребительской красоты прямо изготовляемой для интерьеров. Но с этим обвинением возникают некоторые (значительные) трудности.  

Трудность первая (институциональная).

Я не являюсь сторонником институциональной теории искусства, но уже со времени признания реди-мейдов Дюшана (т.е. с 60-х годов ХХ века) известно: то, что выставлено в галерее, и есть искусство (я уж не говорю о таких выставках как Документа). В свете этой теории чего стоят рассуждения Деготь и Звездочетова о дизайне? (На самом деле о салоне, о салоне вы говорили, сами того не сознавая). Опровергните сначала институциональную теорию (или хотя бы сами ее не применяйте), а потом предъявляйте свое недоумение, а то выглядит не совсем логично: если в музей можно «мусор» тащить, то почему туда нельзя тащить «офигенную» (выражение Звездочетова) красоту? Красота от мусора (по вашей же логике) ничем собственно не отличается, так в чем проблема? А если у вас есть какое-то специальное интимное отношение именно к мусору, то институциональная система постарается освободить вас от этой лживой интимности (чем она сейчас и занимается, а дальше будет еще больше). Логику эту двадцать лет тому назад убедительно описал Борис Гройс.

Трудность вторая (ауратическая).

Мои произведения без сомнения излучают некую ауру. Это собственно аура Произведения искусства – пластически убедительного артефакта. Излучение этой ауры зафиксировано в ходе обсуждения в тот момент, когда Деготь боязливо «пока не видит смотритель» дотрагивалась до фактуры объектов. Боязливость, конечно, шутливая, но в каждой шутке есть доля шутки. Мои объекты действительно создают дистанцию независимо от системы институций, на преодоление которой надо потратить известные силы – классическая характеристика ауратического объекта. Объекта, на который не только вы вольны смотреть, но который смотрит на вас со свойственной этому объекту серьезностью. И поэтому Произведение искусства – это не только произведение искусства, но и что-то еще. Здесь используется классическая логика современного искусства, но в инверсивном (обратном) виде. Если для типичного современного искусства не быть только искусством – это быть одновременно еще и мусором, то для новейшего передового авангарда – это быть неведомо каким «сакральным» ауратическим объектом. Опять же вполне уместна здесь мысль Гройса: «Если искусство выглядит как искусство, следовательно, перед нами не искусство, а кич. Если искусство выглядит как неискусство, то это просто неискусство. Чтобы быть признанным как искусство, искусство должно выглядеть как искусство и как неискусство одновременно». Атрибут «неискусства» в ауратических объектах – это их мнимая культовая ценность. 

Восприятие ауратических объектов для наших критиков непривычно. В художественном сообществе притчей во языцех стало отношение Кати Деготь к абстракциям Ротко, но не меньшую раздраженность демонстрирует и Ковалев в своих рецензиях на мои выставки. Отбросим привычку наших критиков относится к искусству как к необязательной трэшевой шутке – эта привычка уже породила таких художественных «фриков» как группа ПГ – попытаемся понять, в чем логика возникновения ауратизма в современном искусстве.

Трудность третья (историческая).

Деготь почему то считает, что по моему мнению понимание «искусства как альтернативы религии потерпело крах». (Особая пикантность этого необоснованного заявления выявляется на фоне религиозного Звездочетова, который все девяностые стучался лбом о паперть и достучался, в конце концов, до судебных тяжб Авдея, выставки «Осторожно, религия!»,  и прочих «сладостей» мракобесия). Если что-то и потерпело крах, то это «мусорное» искусство. Но стоит заметить, что это «крах» внутри истории искусства, т.е. этот проигрыш важен для понимания человеческой цивилизации и является ступенью для нового этапа развития искусства. А новый этап связан в первую очередь с возвратом Произведения и со сложной задачей создания ауратических объектов. Сама эта проблема (проблема ауры в искусстве) отнюдь не нова, ее в девяностые на примере искусства минимализма стал обсуждать Жорж Диди-Юберман (отсылаю интересующихся к переведенной и напечатанной в 2001 году его книге «То, что мы видим, то что смотрит на нас»). Вот очень удачная цитата прям-таки обращенная к нашим критикам: «В самом деле, было невыносимо – в частности, с точки зрения излишне канонического прочтения Беньямина – то, что современные произведения могут не характеризоваться закатом ауры и, напротив, готовить некий набросок новой ее формы». В этой цитате все важно: и замечание относительно «излишне канонического прочтения Беньямина» - главная болезнь всей российской критики именно в излишней каноничности (по отношению к Кабакову, разумеется) и относительно употребления слова «набросок»  в отношении к искусству минимализма. Минимализм действительно был наброском, настало время плотной, серьезной работы.
В относительно недавно опубликованном обсуждении номинантов на премию Кандинского Деготь походя бросила очень важную вкусовую оценку, что-то вроде «мне это нравится, потому что бога нет» иными словами отсутствует аура. В этой вкусовой оценке содержится хоть и в негативной форме идея о том, что создание ауратического эффекта подразумевает наличие бога. На самом же деле ауратический эффект – это просто художественный прием и все. Бога нет, не потому что художественные произведения современного искусства якобы свидетельствуют об этом, бога нет в принципе. Или говоря словами Делеза, «смерть бога не имеет ровным счетом никакого значения просто потому, что его никогда не было».
Современные ауратические объекты создаются в том числе и потому, что для ряда критиков современное искусство стало свидетельством отсутствия бога, но они – эти объекты – предназначены совсем не для этого. Современное искусство равнодушно к проблеме бытия или не бытия бога. Именно поэтому оно работает с ауратическим эффектом как с художественным приемом. Но что важно для искусства (любого), это чтобы к нему относились как минимум уважительно. Мусорная эстетика уже давно не работает, так почему бы не использовать иные приемы из арсенала современного искусства? С этим приемом можно работать аналитически, можно и наивно, как это делает Кулик – это связано с интеллектуальными возможностями авторов. Кому то нужно «верить» во что-то трансцендентное для такой работы, а кто-то может относиться к проблеме как к изысканному художественному приему.

Трудность четвертая (технологическая и стилистическая).

Для меня (и для некоторых наиболее продвинутых современных художников) испытание «блошиным рынком» – один из важных мыслительных экспериментов в определении качества современного авангардного объекта. Может ли этот объект анонимно и на равных правах демонстрироваться в антикварных салонах на ряду с кучей всяких других безделушек когда-то бывших важными культовыми объектами? Это серьезное испытание, испытание, которое не всякий мусорный объект выдержит. (Но, кстати, «Фонтан», «Сушилка для бутылок» и «Колесо» Дюшана выдержат – и это отдельная и очень важная тема подрывающая институциональную теорию искусства).
Связь с антикварными безделушками важна, но не менее важно и отличие. Отличие создает понятийный зазор, утверждает историческую дистанцию. Эта дистанция – в технологиях. Современный ауратический авангардный объект высоко технологичен и в принципе не мог быть создан в прошлом. Важность художественной технологии открыли еще американские абстрактные экспрессионисты. В России, действительно, эта важность не замечалась долгое время (потому у меня очень большие сомнения, что Звездочетов где-то видел подобные моим «сюррики»), но технологичность это не только и даже не столько проблема качества или убедительности, она обладает принципиальным стилистическим значением. Мои «Хлеба» не возможно было создать даже десять лет тому назад, и, наоборот, факт их возникновения четко привязан к определенной исторической эпохе. Современный художник работает не руками (хотя руками тоже работает) – он работает головой. Работать головой – это, в том числе, точно знать как наиболее убедительно создать требуемый художественный эффект. Эффект преобразованной фактуры хлеба можно создать только при использовании высоких технологий. Именно технологии создают чудесный цирковой трюк так любимый Звездочетовым. «Фокус, трюк, кунштюк является не праформой искусства и не аберрацией или искажением, а его тайной, которую искусство замалчивает, чтобы в конце концов раскрыть (выделено мной). На самом высоком формальном уровне повторяется презренное цирковое действо; цель его – преодолеть силу тяжести». Т.Адорно. И, по крайней мере, в скульптуре технологии сейчас полностью вытеснили ручной труд – «силу тяжести» как известно лучше всего преодолевает машина (например: космическая ракета).

Все эти перечисленные трудности и возникающие по ходу их обсуждения темы и идеи не позволяют отнести данные объекты к салону, но… в каждом произведении искусства должна быть мера своей относительности, любое произведение искусства должно быть готовым в конце концов попасть на «блошиный рынок» истории. Потому современный уважающий себя авангардист должен давать своему искусству гарантию «адекватного» использования никак не меньше, чем на пятьсот лет, по крайней мере вплоть и включительно до того момента, когда его артефакты будут анонимно пылиться в каких-нибудь антикварных салонах будущего. И это есть современный, радикальный и предельно реалистичный футуризм. Это и значит «умерить свои амбиции» и «не слишком много о себе мнить» если воспользоваться словами Звездочетова. А то  «трансцендентальная» идея музея, созданная любителями мусорного искусства, совершенно необоснованно стала эквивалентом божественного присутствия. И что самое парадоксальное, в этом музее собираются мусорные объекты, идея которых якобы состоит в утверждении его – бога – отсутствия.  Именно с этим, в конечном счете, лживым присутствием/ отсутствием и борется современный авангард, так не похожий на своего дедушку начала ХХ века.  Т.е. он борется за свою полную эмансипацию от любых даже самых «прогрессивных» идеологий.

И совсем уж для «чайников». Очень просто сейчас отделить хорошее искусство от плохого: хорошее искусство создает ауратический эффект, плохое искусство затеряется на помойке, если его туда выбросить. Хорошее искусство – искусство ауратическое, плохое искусство – искусство мусорное. А все остальное – это вообще просто КИЧ, гнилой художественный салон. Видео тоже имеет разделение, за тем исключением, что 90 % видео – это не изобразительное искусство, а обычное документальное кино, сделанное с той или иной степенью профессионализма (думаю,  что видео вообще умирающий жанр).

И под конец пунктиром разные мелкие неувязки и глупости.

1. Я не продолжатель линии Звездочетова. Социологически я действительно в 90-е выполнял похожую функцию, но содержательно в моей работе отсутствовала ирония (мог быть юмор, по большей части черный, но не было иронии), потому и термин «декоративный» революционер не уместен. Декоративным революционером был именно ироничный Звездочетов, акционисты 90-х были предельно серьезны (многие, как известно, пострадали за это, я в том числе). Да и вообще, что это за «термин» такой? Для чего? Для того чтобы во время акции не дрожали колени у присутствующих критиков? Такой вариант самоуспокоения? Или это стремление обуздать самих акционистов? Уже не ответить – время прошло; только и можно, что бессмысленно долдонить - «декоративный».

2. От момента «когда меня приняли», до создания «дизайнерских» объектов прошло не мало времени (лет десять, не меньше). Если подразумевать во мне эту. вполне мещанскую «стратегию» типа: заметили – продался, то как-то я чрезмерно долго думал. Вам так не кажется? Не советовал бы Звездочетову эту мещанскую мораль применять к любому художнику и ко мне в частности. Не советовал бы из уважения к самому себе, а то получается, что акции «Мухоморов» делались для того, чтобы «приняли». Честно говоря, ко многим из них я отношусь скептически (из-за КВНской шутливости), но все же я много выше о них думаю, совсем не как о банальной личной пиар-стратегии. А если это действительно пиар-стратегия, то грош цена этим акциям. 

3. Я никогда не «формировал систему галерей» и не являюсь ее «создателем». Я помню других создателей-любителей художественного рынка, у которых в 90-е годы ничего не получилось, но которые слово «буржуазный» воспринимали как похвалу и награду. Я все 90-е был в оппозиции к российской арт-системе, в том числе и по причине своих идеологических взглядов. И именно поэтому я успешно работаю в капиталистическом арт-рынке, ибо художник левых взглядов работает с реальностью, а не с благоглупыми фантазиями неудачливых «создателей».  Когда рынка нет, а есть бушующие уличные толпы, место художника на улице со своим народом. Когда есть рынок, художник должен работать с ним (в нём) – это и есть истинно ленинский «левый» метод.

4. «Нарратив как основа русского искусства». Не основа. Если основа, то, по крайней мере, не только русского, в искусстве всех стран было нарративное искусство, и наоборот, супрематизм Малевича, абстрактный период Родченко совсем не нарративны (этим и ценны). А так же не нарративно искусство Злотникова, Турецкого, Слепяна, да и Монастырского и акций КД и некоторых ранних работ МГ. Но от основ надо переходить к следствиям – задержка на основах грозит инфантилизмом. И он действительно цветет пышным цветом (это обсуждение яркое тому свидетельство).
Нарратив – это вообще отдельная тема. По этому поводу столько глупостей написано, что разгребать можно годами.

5.  Что такое «критический реализм», лично я не понимаю. Я знаком с советской интерпретацией этого термина, но хоть убей, в упор не вижу и намека на этот «реализм» в карикатурных полотнах Звездочетова. Сами же эти полотна очень остроумный вариант постмодернистской новой волны – классический пример мусорной эстетики, ведь что такое карикатура? – это типичный и самый распространенный художественный мусор. За что я ценил и ценю искусство Звездочетова – за точный обобщающий выбор объекта цитирования. Его искусство без сомнения это один из этапов великой мусорной эпохи. Но не мусором единым живо искусство, есть в нем и другие формы выражения.   

P.S.
Кстати, у Звездочетова тоже было несколько ауратических объектов. Это поминаемые Деготь «алтари». Некоторые из них (не все) обладают явным ауратизмом. Звездочетов как-то проигнорировал замечание Деготь, а стоило бы задуматься на минуту и вспомнить собственные резоны в создании этих объектов. «Дизайна» в них тоже было не мало, да и ирония явно фонила, но были отчетливые, хоть и сглаженные элементы ауры.
А акции Коллективных действий разве не обладали аурой? Еще как обладали! А живопись Шварцмана? – до сих пор никому не понятный художественный эксцесс. Стоит пересмотреть историю андеграунда в этой «новой» оптике - многое можно увидеть совершенно в ином свете.

2. Арт Лондон #13 c Анной Ильченко>
В рамках лондонской Триеннале 2009 Никола Буррио  и галерея Тейт исследуют «Другой модерн».

Каждые три года в Лондоне галерея «Tate Britain» устраивает так называемое «Триеннале»(«Triennial») - важное мероприятие на британской арт-сцене в области современного искусства,  призванное собрать и продемонстрировать самые последние, в прямом смысле этого слова, работы различных художников. В 2009 году для новой Триеннале организаторы собрали двадцать восемь участников  из разных стран. Проект галереи Тейт курирует Никола Буррио, известный арт-критик, куратор и директор парижского Центра современного искусства «Пале де Токио»(«Palais de Tokyo»).
Нынешняя выставка получила название  «Altermodern»(«Другой модерн»), которое является дословной цитатой из одноименного манифеста, представленного Н. Буррио на Марафоне манифестов 2008 в лондонской галерее Серпантин(«Serpentine gallery»). В Altermodern  Manifest куратор провозглашает конец постмодернизма и активно декларирует идеи о рождении новой эпохи в XXI векe, охарактеризованной емким термином «другой модерн» (Altermodern). В целом Никола Буррио повествует о мире кросскультурных взаимоотношений, где художник превращается в странствующего исследователя и призван через искусство отражать современные формы бытия. Фактически лондонская выставка наглядно иллюстрирует не только попытки Н. Буррио воплотить положения манифеста в художественных образах, не только отражает реакцию каждого художника на пронизанный глобализацией окружающий мир, но и предлагает зрителю прийти к собственному пониманию современности.

Самой масштабной работой на лондонской Триеннале стала грандиозная скульптура «Line of control» 2008 года, по форме напоминающая  атомный взрыв. Ее автором является небезызвестный индийский художник Субодх Гупта (Subodh Gupta), который сконструировал  пользующийся столь дурной славой образ с помощью бесчисленного количества кухонной утвари из нержавеющей стали. Но в контексте работы С. Гупты атомный взрыв наделяется позитивным смыслом и перерождается в символ освобождения, гармонии, мира и процветания.

Кроме того, в проекте принимает участие английский художник, номинант на премию Тернера 2005 (Turner Prize) Даррен Алмонд (Darren Almond). На выставке он представил серию ночных фотографий полнолуния «Dragon’s eye» и «fullmoon@huangshan», сделанных им в одном из горных районов Китая Хуанг Шан(Huang Shan), который изобилует сакральными местами, когда-то нашедшими свое живописное отражение в творчестве классических китайских художников. Шотландский художник Чарльз Эвери (Charles Avery) вновь продемонстрировал результат теперь уже более чем десятилетней творческой деятельности, во время которой он занимался созданием фантастического острова. На выставке также представлены работы Спартакуса Читвинда (Spartacus Chetwynd), Майка Нельсона (Mike Nelson), Кати Паттерсон (Katie Paterson), Натаниэля Меллорса (Nathaniel Mellors), Валеада Бешти (Walead Beshty), Лори Грео (Loris Gréaud) и многих других.
Во время проведения Триеннале предполагается провести серию конференций, связанных непосредственно с темой  выставки и ролью манифеста Altermodern в современном искусстве.

Полный список участников Триеннале: Franz Ackermann, Darren Almond, Charles Avery, Walead Beshty, Spartacus Chetwynd, Marcus Coates, Peter Coffin, Matthew Darbyshire, Shezad Dawood, Tacita Dean, Ruth Ewan, Loris Gréaud, Subodh Gupta, Rachel Harrison, Joachim Koester, Pascale Marthine Tayou, Nathaniel Mellors, Gustav Metzger, Mike Nelson, David Noonan, Katie Paterson, Olivia Plender, Seth Price, Navin Rawanchaikul, Lindsay Seers, Simon Starling, Tris Vonna-Michell, Bob & Roberta Smith 

Выставка продлится до 26 апреля 2009 года.

Галерея Гагасяна и Ричард Серра.

Галерея  Гагосяна в Лондоне на Британника-стрит представила (уже не впервые) новые работы великого скульптора-минималиста Ричарда Серра. Американский художник, известный своими гигантскими геометрическими скульптурами и инсталляциями, созданными из промышленных полуфабрикатов, все еще является такой же весомой фигурой в современном искусстве, как и его многотонные произведения. В последнее время его работы экспонировались в музее Гуггенхайма в Бильбао (2005), в Музее Современного искусства NY (2007), а в прошлом году в австрийском Кунстхаус Брегенз.

Новое  творение, экспонированное в лондонской галерее, художник назвал «Фернандо Пессоа» (Fernando Pessoa), которое представляет собой внушительных размеров (900.4 x 300 x 20.3 см) стоящий на ребре тонкий стальной прямоугольный параллелепипед. Прямоугольник, как один из уолхеймовских «первичных элементов», прекрасно воплощает эстетические предпочтения приверженцев ABC-арт, где любая форма подвергается тотальной редукции. Пластические излишества приносятся в жертву холодной упорядоченности формы. Если говорить о самой скульптуре, то она названа в честь Фернандо Пессоа (1888-1935гг.) – непризнанного  при жизни великого португальского поэта и писателя начала XX века. Его литературное творчество связано с созданием разноплановых гетеронимов, т.е. многочисленных alter ego, имеющих самостоятельный характер. Среди них такие как Альваро де Кампос, Альберто Каэйро и Рикардо Рейс.
Используя несложную геометрию в качестве изобразительного языка, Р. Серра попытался с ее помощью отобразить, с одной стороны, деперсонализированный характер творчества Ф. Пессоа, в котором крайне затруднительно выявить авторскую фигуру. С другой стороны, холодность металла символизирует невозможность осуществления главной идеи португальского писателя – «нового язычества», которое проявляется в искреннем выражении человеческих чувств. Создав столь массивное произведение, Ричард Серра полемизирует с Ф.Пессоа и с грустью констатирует, что в современном мире, где доминирует культ материального,  воплощение подобных идей невозможно. Художник стремится к смещению акцентов, переключая внимание зрителя с произведения искусства на пространство, в котором оно находится. Американский скульптор соединил простоту минималистической скульптуры с мистическим театром «литературных масок» Фернандо Пессоа, синтезировав  элементарную художественную систему, обладающей «конкретной структурой». Скульптура Р. Серра поражает своей непоколебимой целостностью, как и творчество многоликого португальского писателя. 
Выставка продлится до 9 мая 2009 года.  

«Розы» Сайя Твомбли (Cy Twombly) 

Галерея Гагасяна  продолжает работу, начатую идейным союзом современных художников и поэтов начала XX века, в новой февральской выставке «Роза» Сайя Твомбли (настоящее имя Эдвин Паркер Твомбли Мл.). На этот раз восьмидесятилетний американский художник представил четыре большие горизонтальные живописные панели, на каждой из которых ритмично изображается З яркие, пышно цветущие розы, контрастирующие с нежно бирюзовым фоном. Каждая «тройка» сопровождается цитированием фрагментов из цикла «Розы» гениального австрийского поэта  Райнера Марии Рильке (1875-1926).
Для Сайя Твомбли живопись и поэзия – неразделимые понятия. Художник создает собственный выразительный симбиоз, проводя параллель между небрежным и отрывистым почерком поэта и размашистой манерой письма художника, упрощенной до уровня «action painting». Богатая колористическая гамма, плавно стекающая по гладкой поверхности панели, создает ощущение словесной вибрации. 

«Искусство архитектуры» Ле Корбюзье в галерее Барбикан. 

Французский мыслитель, архитектор, дизайнер и художник швейцарского происхождения Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере Гри) бесспорно является одним из самых значительных и влиятельных мастеров в архитектуре XX века. Авторитет его искусства непоколебим. Им вдохновлялись русские конструктивисты, считая его произведения высшим достижением современной культуры. И по сегодняшним стандартам многие из его построек вполне соответствуют духу времени.
За последние более чем двадцать лет  это первая ретроспективная выставка работ Ле Корбюзье в Лондоне. Это придает особый характер выставке как возможности по-новому взглянуть на творчество великого мэтра. Организаторы основательно подготовились к столь серьезному мероприятию и собрали огромное количество достойного материала: рисунки, фотографии, фильмы, мебель, живопись, скульптуру, оригинальные макеты проектов и даже воссоздали некоторые интерьеры.
Ле Корбюзье был одним из первых, кто увидел в строгой и лаконичной геометрической форме возможность организовать окружающее пространство. Формируя эстетику новой архитектуры, он, как и многие другие его единомышленники, считал необходимым ликвидировать наследие античной Греции и Рима в современной художественной системе архитектуры и заменить новой доминантой - рационализмом и функциональностью, из которых в будущем вырастали монолитные постройки, предвосхитившие архитектуру XXI века. Знаменитые крыши-террасы и сваи стали визитной карточкой мастера. Кроме того, говоря о творчестве Корбюзье, сложно не сказать о его неоднозначных и радикальных проектах. Один только план «Вуазен»  перестройки Парижа 1925 года поражает  мощью авторского замысла.

Галерея Барбикан, создавая выставку «Искусство архитектуры», ставила перед собой цель отобразить основные вехи развития искусства Ле Корбюзье и проследить эволюцию его творчества от присутствия фольклорных черт в ранних домах в Швейцарии до окончательного слияния архитектуры и искусства, свидетельством которого является церковная постройка во французском городе Роншамп (Ronchamp, 1950-55).
Кроме того, на выставке представлены работы его коллег, принимавших участие в его проектах: Жана Пруве (Jean Prouve), Фернана Леже (Fernand Leger) и других.
Это крупное событие будет дополнено демонстрацией фильмов, концертами, лекциями, связанными с исследованием творчества Ле Корбюзье и его наследия.    

Выставка продлится до 24 мая 2009 года.  

Искусство и наследие» Андреа Палладио в Королевской академии художеств. 

Первая выставка выдающегося итальянского архитектора эпохи позднего Возрождения Андреа Палладио(1508–1580гг.) в Лондоне приурочена к пятисотлетию со дня его рождения. Без сомнения, это знаменательное событие в культурной жизни города. Искусство А. Палладио оставило огромный след в истории архитектуры. Его идеи неоднократно цитировались во многих западноевропейских постройках. Кроме того, в самой Англии в конце XVI-XVII веков существовало множество архитекторов, которые стали приверженцами палладианства. Например, это Иниго Джонс, а также участники кружка Лорда Берлингтона и представители неоклассицизма - Роберт Адам и Уильям Чемберс. Как можно заметить, распространение влияния итальянского гения не остановил даже Ла-Манш.

Настоящее имя великого архитектора - Андреа ди Пьетро дела Гондола. Любовь к будущему ремеслу ему привил Джану Джорджо Триссино, известный гуманист и меценат. Невозможно не восхищаться богатой и разноплановой творческой деятельностью А. Палладио, распространившейся от роскошных вилл до церковных  построек. Вдобавок итальянский архитектор серьезно интересовался античным художественным наследием. Свои изыскания и теории он изложил в ставший знаменитым на весь мир трактате «Четыре книги об архитектуре».
Самой значительной постройкой в искусстве Андреа Палладио бесспорно считается вилла Ротонда близ Виченцы (1551-1580е гг.), законченная его верным последователем Винченцо Скамоцци. Это произведение искусства наглядно иллюстрирует уникальный архитектурный язык великого итальянца. Кроме того, на выставке представлен материал, повествующий о дальнейшем развитии творческих идей А. Палладио и их отражении в искусстве других авторов.
Через подлинные рисунки, книги, компьютерную анимацию, большие макеты и множество других не менее интересных материалов, имеющихся в экспозиции, зритель может в полной мере ознакомиться с безграничным художественным талантом великого итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио.

Лондонская выставка была инициирована Королевской академией художеств, венецианским Международным центром изучения архитектуры Андреа Палладио (Centro Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, Vicenza) в сотрудничестве с Королевским институтом британской архитектуры. Кураторами выставки были назначены Гвидо Бельтрамини (Guido Beltramini, Centro Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, Vicenza), Ховард Бернс (Howard Burns, Scuola Normale Superiore, Pisa) и Мэри-Энн Стивенс (MaryAnne Stevens, Royal Academy of Arts, London). 

Выставка продлится до 14 апреля 2009 года. 

 
3. 28-я ярмарка ARCO в Мадриде не боится кризиса. Зинаида Стародубцева.
В Мадриде в середине февраля 11-16 этого года прошла очередная 28 –я ярмарка современного искусства ARCO. Кризис, конечно, не мог не помешать проведению такого государственного значимого международного события, но  число галерей, принимавших участие уменьшилось, 240 галерей вместо 270 в прошлом году. Но зато увеличилось количество площадей, по сравнению с прошлым годом. В этом году ярмарка занимала 3 павильона в современном выставочном комплексе IFEMA на окраине Мадрида, что-то аналогичное московскому Крокус-экспо, правда, до мадридского Экспо можно легко добраться на метро. Количество посетителей ярмарки продолжает неуклонно расти - в этом году более 240 000 человек, в прошлом году почти 200 000. Ярмарки давно уже перестали быть мероприятиями исключительно для коллекционеров, а превратились в мега-шоу.  
Испанский куратор Пако Барраган, автор книги “The Art Fair Age” предложил присвоить ярмаркам статус городского центра развлечений. И это справедливо, так как ярмарки давно уже сопровождаются некоммерческими программами, симпозиумами, лекциями, как на территории самой ярмарки, так и по всему городу. Поздним вечером участникам ярмарки и специальным гостям предлагаются вечеринки и дискотеки в клубах и арт-центрах. Например, в этом году на ARCO был с 22.00 до 24.00 был предложен специальный ночной тур по экспозиции Музея современного искусства Королевы Софии, а день открытия ярмарки завершился вечеринкой в арт-центре Матадеро, бывшей скотобойне,  построенной в начале 20 века и переоборудованный в междисциплинарный центр искусства в начале 21 века. Пространство аналогичное Винзаводу, так же построенное в районе железно-дорожного вокзала, но площадь Матадеро в несколько раз больше – около 150 тыс. квадратных метров и визуальные искусства здесь не занимают лидирующего положения. 
Ярмарка ARCO был создана в 1982 году, позже, чем старейшие европейские ярмарки Арт-Кельн (1967) и Арт-Базель (1970), FIAC в Париже (1974). В 1990-е годы в Европе стали активно появляться и другие ярмарки. Например, Арт-Москва (1995), Артфорум Берлин (1996), наконец, самая модная и прогрессивная Frieze в Лондоне (2003). Но испанская ярмарка уверенно входит к 10-ку крупнейших и важнейших мировых ярмарок современного искусства, хотя когда-то ярмарка начиналась с участия всего лишь 90 галерей. 
Два года назад, в 2007 году территории Испании появилась еще одна ярмарка современного искусства – в туристическом месте Пальма де Майорка. Точнее в аэропорту. Это была инициатива руководства выставочной фирмы Кельн Мессе, обращенная к правительству Болеарских островов. Арт Кельн решил скопировать стратегию Арт Базеля, ставшего проводить еще одну ярмарку в Майами  (2005).
Но ARCO, по-прежнему остается крупнейшим международным арт-событием в Испании, не смотря на появление нескольких новых международных арт-мероприятий – биеннале современного искусства в Валенсии (2001) и Севилье (2005). Границы между ярмарками (выставки для продажи) и биеннале (просто выставки) стали стираться потому что ярмарки стали сопровождаться интенсивными некоммерческими программами, а выставленные на биеннале работы немедленно после закрытия покупаются спонсорами или коллекционерами, приехавшими на биеннале.
<Продажи и закупки
Цель каждой ярмарки искусства привлечь как можно больше галерей (продать больше выставочных площадей) с качественными работами, которые будут успешно продаваться. Чтобы следить за качеством работ, создается специальный комитет, в который входят профессионалы из мира искусства. В последнее десятилетие кураторами арт-ярмарок, а не только программ внутри ярмарок все чаще приглашаются кураторы биеннале и кураторы музеев.

В этом году ARCO как приглашающей стороной оплачен приезд более 100 коллекционеров со всего мира. Тогда так для галерей  участие в  ARCO стоит 30 тыс. евро за 65 кв. метров выставочной площади. Продажи на ярмарке дело расчета и случая. Некоторые галереи сумели уже в день открытия продать на сумму большую, чем они заплатили за участие. Например, галерея Marc Payot продала живопись польского художника за 50 тыс. евро. Другие галереи и после закрытия ярмарки не смогли покрыть расходов на участие в ярмарке. Галереи, входящие в последнюю категорию неохотно сообщают о таких результатах прессе и организаторам ярмарки. После закрытия ярмарки, успешные галереи сообщили организаторам ярмарки о своих продажах. Например, парижская Lelong продала одну треть привезенных работ, в том числе и скульптуру молодого художника за 180 тыс. евро. Галерея Haunch of Venison продала видео-инсталляцию Била Виолы за 190 тыс. евро. Известная американская галерея Malborough, среди других работ продала 3 акварели колумбийского художника Ботеро по 62 тыс. евро за каждый лист. Галеристы отмечали активность коллекционеров из Латинской Америки и Португалии. Обычно лидерами закупок были коллекционеры из США, Бельгии, Германии, Испании.  

На ярмарке в основной программе среди галерей преобладали испанские (более  70 галерей), затем шли немецкие (более 30), а также австрийские, португальские, французские, английские (в среднем более 10). От таких стран, как Россия, Иран, Болгария, Дания, Венгрия, Ирландия, Турция, ЮАР было только по одной галерее.

Самой дорогой была картина англичанина Ф. Бэкона, умершего в Мадриде в 1992 году, - 15 млн. евро. В это же время в музее Прадо проходила его большая ретроспектива – 60 картин, предоставленных 50-тью крупнейшими музеями и частными коллекционерами. Как сообщила экскурсовод этой выставки, одна из выставленных работ принадлежит русскому олигарху. 
Если имена частных коллекционеров обычно остаются в тайне, то коллекционеры корпоративные и музейные охотно предоставляют сведения о том, что купили и по какой цене. Министерство культуры купило для Музея современного искусства королевы Софии работ на сумму более 670 тыс.: нескольких современных испанских художников,  а так же коллаж немца К. Швиттерса 1926 года и фотографию француза Брассаи 1932 года, запечатлевшую Х. Миро в Барселоне в 1955 году.  Испанская Coca Cola купила работы для центра современного искусства на Саламанке. Региональные департаменты культуры и фонды, созданные испанскими банками закупали  преимущественно испанское искусство. С небольшими исключениями, например, живопись русского художника, живущего более 15 лет в Амстердаме – А. Ройтера купил фонд из Галисии.  В отличие от местных властей и фондов местных банков, некоммерческий фонд ARCO, созданный в 1987 году  покупает преимущественно работы зарубежных художников, консультируют фонд специалисты из ведущих музеев Нидерландов, США, Великобритании . В этом году было потрачено 150 тыс. евро, консультант по закупкам был из Австрии. С 1996 года коллекция временно находится в Музее современного искусства в Сантьяго де Компостела, всего около 200 работ, в том числе и классиков современного искусства - Р. Сера, Д. Джада, З. Польке, М. Мерца, К. Болтански и многих других. Для своей собственной коллекции этот музей купил на ARCO работ на 130 тыс. евро. 

Кроме того, денежные потоки нескольких фондов и ассоциаций были направлены на раздачу ежегодных премий и призов. Например, приз Ассоциации испанских арт-критиков лучшему  художнику получила испанка К. Иглесиас наряду с такими известными международными художниками как В. Бикрофт и Г. Базелиц. Эта премия наряду с другими (например, лучшим коллекционерам) вручались вечером в день открытия ярмарки. Вручение премии лучшему молодому художнику проходило в пригороде Мадрида молодом Центре современного искусства «Второе Мая».  Специальный автобус утром привез участников церемонии награждения в небольшой промышленный городок Мосолес, где в 2008 году в рамках программы децентрализации искусства было построено современное 4-х этажное задние, внутри которого находится законсервированный полуразрушенный дом 19 века. Правительство Мадрида подарило Центру 1 500 произведений современного искусства и надеется, что центр будет активно взаимодействовать с местным сообществом – устраивать лекции, мастер-классы для школьников. Хотя постоянной экспозиции нет, но на одном из этажей полгода экспонируются работы из коллекции, но предпочтение отдается совместным выставочным проектам, в том числе международным. В программу центра входит проведение персональных выставок молодых художников. Поэтому вручение премии именно здесь было поддержкой из центра, из Мадрида. В этом году премию получил молодой художник из Хорватии Д. Маликович за проект о югославской архитектуре 1970-х годов, показанной на ARCO в разделе соло-проектов совместно голландской и австрийской галереями.

<Презентации культурных проектов

На ARCO сложилась традиция презентации будущих культурных проектов, не имеющих прямого отношения к арт-рынку. Все они экспонировались в отдельном павильоне. Так как на арт-рынке обычно доминирует живопись, а потом скульптура, фотография, то организаторы этой некоммерческой части ARCO как обычно сделали акцент на перформансе и видео.  Были представлены соло-проекты 35 молодых художников, выбранные международной кураторской командой, видео-программа, серия перформансов, которые проходили каждый день в специальном боксе, а так же презентация частных и корпоративных коллекций и экспонирование художников, номинированных на различные премии. Ежедневно до самого вечера в 2-х небольших залах шли заседания форума экспертов, посвященного вопросам коллекционирования. В этом году было много выступающих гостей из Сиэтла, хотя американских галерей на ярмарке было мало.  

Часть коллекции будущего музея показала Хельга де Альвеар, одна из основательниц ARCO. Она родилась в Германии, но много лет держит галерею  в Мадриде. Галеристка решила подарить свою коллекцию из 2000 работ, которые она собирала в течение 30 лет в один из провинциальных музеев при условии, что для коллекции будет построено новое здание. Во время ARCO  в ее галерее в центре Мадрида показывали выставку известного испанского художника С. Сьерра «Пронизанный». Экспонирование его работ активно обсуждается общественностью, так как на его минималистических фотографиях обнаженные мужчины и женщины 2-х рас - европеоидной и негроидной занимаются сексом. В это раз было 10 пар в разных комбинациях, отражающихся в зеркале. Самой популярной фотографией в масс-медиа стала фотография позиции, когда африканец наверху (позиция власти), а европеец внизу, проникновение осуществляется через анальное отверстие. Секс используется художником как метафора социальных отношений, пронизывающих общество. Поэтому не так легко запретить экспонирование этих изображений, не смотря на то, что некоторые считают их порнографическими. На выставке экспонировалось так же и видео, но за занавеской, чтобы прохожие с улицы, в том числе дети и подростки не смогли видеть.  

Испанское Министерство иностранных дел показывало африканских художников, департамент искусства городского Совета Мадрида показывал арт-архив 40 испанских художников, испанский регион Мурсиа представлял Техноперформанс более чем на 20 мониторах.
В этом зале проходила и презентация биеннале Манифесты. 
В этом году пан-европейская номадическая биеннале современного искусства Манифеста, основанная в 1996 году в Нидерландах объявила о том, что очередная 8-я биеннале пройдет в испанской провинции Мурсиа, расположенной юго-восточной части Испании и имеющей устойчивые связи с Северной Африкой. Второй раз Испания принимает  Манифесту. Первый раз, в 2004 году это был регион басков. Манифеста, исповедующая изучение идеи Европы 21 века по краям континента, стремится выбирать небольшие местечки, имеющие сложные приграничные отношения. После того как ее биеннале на Кипре в 2006 году была отменена, следующим местом был выбран более спокойный, промышленно заброшенный регион на границе Северной Италии и немецко-язычной цивилизации. Мурсиа, исторически связанная с Картахеной, теперь имеет связи и с Северной Европой, жители которой охотно покупают дома на побережье.
Темой очередной Манифесты станет общеобязательная тема миграции и тема воды. По мнению футурологов, вода - ресурс, за который в 21 веке будут войны. Но, возможно, что выбор темы воды обусловлен тем, что реки в этой области считаются загрязненными.
Среди представлявших планы Манифесты в Испании в 2010 году был русский куратор В. Мизиано, вице-председатель фонда Манифесты и главный редактор «Художественного журнала».  

<Русские художники и галереи

В этом году ARCO принимала участие только одна русская галерея – GMG. Как объяснила М. Гончаренко, владелица галереи, для такой молодой галереи как GMG, основанной в 2006 году,  важно принимать участие в хороших ярмарках. На Арт-Базель точно пока не возьмут, а вот на ARCO решили подать заявку и нас взяли. Еще за день до официального открытия, на VIP-показе 2 работы А. Журавлева «Большой Китай» и «Большая Индия», едва заметные фотографии в центре огромных черных прямоугольников, купил швейцарский коллекционер, у которого одна из самых больших коллекций китайского искусства, несколько сотен китайских художников. Небольшие скульптуры В. Захарова стоили 5-6 тыс. евро.

Остальные русские художники, всего около 10-ти, были представлены на стендах европейских галерей, что может, в некоторой степени, свидетельствовать об интеграции отдельных русских художников в европейский арт-рынок. На первом стенде у центрального входа посетителей встречал лайт-бокс с работой А. Косолапова «Икона-икра», знаменитой тем, что ее сняли по распоряжению директора ГТГ с выставки «Соц-арт» в 2007 году. Эту выставку, экспонировавшуюся во время работы парижской ярмарки современного искусства FIAC, в негосударственном выставочном зале Мезон Руж увидел молодой галерист  Eric Hussenot. После скандала, связанного с экспонированием этой Третьяковской выставки в Париже, цены на русских художников на FIAC выросли в несколько раз. После выставки галерист принял решение работать только с А. Косолаповым, считая, что это исторический художник, лидер соц-арта, который не достаточно представлен и оценен в мире. Цена лайт-бокса А. Косолапов в этой галерее - 14 тыс. евро.  

Другая парижская галерея CM Art, напротив, специализирующаяся на русском искусстве, преимущественно фотографии, показала триптих Л. Тишков «Частная луна». Каждая фотография стоила до 8 тыс. евро. Примерно столько же стоила маленькая фотография живущего в Берлине Б. Михайлова, знаменитого фотографиями российских и украинских бомжей,  на стенде мюнхенской галереи Barbara Gross. Шведская галерея Wetterling показывала фотографии Н. Эдемонт, молодой русской художницы, давно живущей в Стокгольме. Полуобнаженные девочки-подростки на белой кровати с алым пятном  на простыне в нейтральном белом пространстве стоили больше 10 тыс. евро.

Вероятно, самой дорогой русской фотографией, 14 тыс. евро, были работы AES+F из серии «Последнее восстание», так же показывающей подростков, но с оружием, представленные в самом конце одного из павильонов в мадридской галерее Salvador Diaz. Директор галереи познакомилась с художниками 3 года назад во время их персональный выставки в Мадриде. И теперь показывает эту группу на всех ярмарках, в которых принимает участие галерея. Уже в день VIP-показа одна из работ AES+F была продана. Интерактивный объект, названный в середине 1970-х концептуалистом А.Монастырским «Пушка» продавался на одном стенде вместе феминисткой В.Экспорт австрийкой галерей Charim, специализирующейся на венском акционизме. А. Монастырский, как известно, лидер московского акционизма  1970-1980-х годов
Русская живопись стоила дороже русских фотографий. Картина живущего в США О. Васильева, 180 тыс. евро, на стенде английской галереи Faggionato Fine Arts, работающей со звездами типа Уорхола, Херста, Бэкона, Гилберта и Джорджа, Баскиа. И, конечно, самая дорогая живопись И. Кабакова, с недавней московской выставки в «Гараже» - более 600 тыс. евро.  

На стенде шведской галереи были представлены большие парадные фотопортреты из серии «Россия» скандального американского художника А. Серрано. Когда-то в конце 1980-х его фотографии распятия в урине были запрещены к показу в некоторых музеях и арт-центрах США, но теперь, кажется, спокойно экспонируются по всему миру. Теперь на ARCO фотопортрет Т.Е.Муриной, смотрительницы общественного туалета  из России  стоил больше 20 тыс. евро.  
Будем ждать, когда Россия станет приглашенной страной и тогда русских галерей и художников станет значительно больше.

<Специализация и приглашенная страна - Индия

Первоначально ARCO специализировалась на представлении Латиноамериканского искусства, но после открытия Арт Базель в Майми Бич в 2005 году, Флорида окончательно стала центром торговли Латиноамериканского искусства. ARCO изменила свою политику, хотя присутствие латиноамериканских галерей все еще заметно на ARCO, и теперь на каждой ярмарке есть приглашенная страна. Что означает большее выставочное пространство для галерей приглашенной страны, специальная программа, включающая в том числе и выставки по всему городу.

Десятилетний   бум на китайское искусство начинает проходить, его место занимает искусство индийское. В этом году приглашенной страной на ARCO была Индия, где живет  2 биллиона человек. В ярмарке участвовало 15 расположенных вместе галерей,  основанных в конце 1990-х- начале 2000-х годов  в основном из Нью-Дели и Мумбая. Было представлено более 50 художников, живущих не только в Индии, но и в Европе. Куратор индийской экспозиции Босе Кришнамачари, родился в 1962 году, учился в Бомбее и получил Мастера визуальных искусств в престижном Голдсмит колледже в Лондоне. В прошлом художник, сейчас он все чаще выступает как куратор персональных и групповых выставок. С середины 2000-х курировал несколько групповых выставок в Бомбее и выставок индийского искусства в Нью-Йорке, Токио.  

Преобладающей многих работ стал показ диалога индийской культуры с европейской, традиционных ценностей с глобальной экономикой. Например, большая постановочная фотография В. Виласини следует иконографии Тайной Вечери. Галереи в основном показывали фотографии, инсталляции, объекты, живопись как традиционный вид искусства присутствовала, но не доминировала. Уже в самом начале экспозиции зрителей встречала лежащая на полу огромная голова Вишну, которая «упала» и разбила резной столик с компьютером. Индия страна контрастов, что можно было увидеть на фотографиях:  Э. Манн снимает  обнаженных индийских гомосексуалистов и садо-мазохистов в дорогом отеле, на черно-белых фото Г. Бартоломеу – жизнь простых индийце на улицах в 1960-е годы. Среди тем - религиозные конфликты, терроризм, но в целом  это экспозиция коммерческих галерей, которые хотели представить современное искусство Индии как отражение страны с развивающейся экономикой.  

Тематические экспозиции индийского искусства были показаны за пределами ARCO,  в центре Мадрида. В Доме Азии – еще одна выставка современного искусства, зато неподалеку можно было увидеть  другую выставку- массовую печатную продукцию за 2 века. Многочисленные литографии 19 века с европейскими пейзажами, поверх которых местными неизвестными художниками нарисованы индийские боги, чаще всего Кришна или влюбленные индийские пары, плакаты с индийскими красавицами, афиши популярных индийских фильмов периода расцвета индийского кинематографа в 1960-70-е годы. Для тех, кто интересуется экспериментальным индийским кино в течение 2-х недель показывали фильмы и видео.

Ярмарка ARCO – не замеченная в стремлении продавать только самое передовое или самое модное искусство, но зато со взвешенной политикой, в отношении поддержки плохо продаваемых видов искусства (перформанса и видео), в случае в Индией – показала себя как ярмарка реагирующая на модные тенденции рынка. Европейско-американская мода на современное индийское искусство пока не добралась до Москвы.

4. Дискурс «Оружие и инструменты» Богдана Мамонова и Екатерины Рожковой. Анна Ильченко.
С 15 марта на территории Проекта FАБRИКА (Переведеновский пер. 18), в зале «Оливье» два известных московских художника Богдан Мамонов и Екатерина Рожкова организовали эстетический дискурс «Оружие и инструменты», участники которого соотнесят современное искусство с понятиями, вынесенными в название выставки.

Выбор темы куратор проекта Богдан Мамонов  обосновывает благоприятным влиянием на современное искусство кризисной ситуации, которая освободила его от товарно-денежного «облачения» и раскрыла его естественную природу, функция которой заключается в том, чтобы предложить зрителю модель мира. Каждая из высказанных разными деятелями искусства точка зрения, представленная на выставке, иллюстрируется живописными работами обоих художников.

Позиция искусства как оружия выражается в работах самого Мамонова, где крупные агрессивные планы револьверов на белом фоне доводятся почти до абстрактных форм. В свою очередь, Рожкова в черно-белых фрагментах бытовых предметов (аккордеон, мясорубка, весы и т.п.) с одной стороны,  выражает оппозицию этой точке зрения, говоря об искусстве как об инструменте,  а с другой - соглашается с собратом по цеху, замечая, что каждый из этих инструментов может быть использован как оружие.

В качестве зачинщика выступает Игорь Чубаров, занимающий нейтральную позицию. Ограничивая искусство рамками борьбы между слоями и классами общества, он утверждает, что  оно в этом случае является и инструментом, и оружием. «Все зависит от исторической ситуации» – подытоживает автор.

Более категорично высказывается художник Арсений Жиляев, веря в то, что искусство - самое сильное психотропное оружие. Ему противопоставляется мнение Валентина Ткача, который печально замечает, что современное искусство не в состоянии «взорвать сознание» зрителя, ввиду слишком мощных соперников в лице политики, СМИ и других. В качестве альтернативы он предлагает воспринимать искусство как инструмент, расширяющий представления о реальном.

Далее эстафету принимает поэт Сергей Огурцов. Он полагает, что никакая художественная деятельность не может рассматриваться в подобных категориях, и называет это «спекуляцией, помогающей символически выживать «критикам», «арт-любителям» и кураторам». Иными словами, «искусство – это только искусство», а оно часто подменяется чужеродными, подчас надуманными понятиями. Кроме того, поэт замечает, что последствия этих «спекуляций» проявляются в трансформации произведения искусства  в товар.

Сопровождаемая черно-белым изображением уравновешенных весов Е.Рожковой, Саша Сухарева иронично констатирует, что искусство в действительности может быть бесполезно и как оружие, и как инструмент.

Многочисленные pro et contra завершаются суждениями культуролога Марии Чехонадских, которая отмечает возможность перехода искусства из одной вышеуказанной категории в другую, и известного российского куратора Виктора Мизиано, утверждающего, что характер роли художественной деятельности определяется личной авторской позицией. Таким образом, мы можем проследить весь живописный путь дискурса - от начального событийного восприятия искусства до его личностного понимания.   

Художники Богдан Мамонов и Екатерина Рожкова видят дальнейшее развитие современного искусства в роли преобразователя окружающего мира, но на вопрос, будет ли оно оружием или инструментом, зрителю придется ответить самому.  

Выставка продлится до 3 апреля 2009. 

5. «Наука как предчувствие» 2009. Анна Ильченко.

16 - 29 марта 2009 г. в Москве на территории Центра современного искусства «Винзавод» масштабный мультижанровый фестиваль, посвященный современному искусству и науке, ScienceArtFest. Открытие выставки "Наука как предчувствие"  ("Science as Suspense") 15 марта в Цехе Белого. В Москву, для участия в выставке Science as Suspense приедут выдающиеся художники, работающие в жанре science-art: Стеларк, Кен Ринальдо, Криста Зоммерер, Лоран Миньоно, Николас Риивз, Поль Граньон.  Для участия в конференции и круглом столе по проектированию научных музеев привлечены руководители ведущих научных музеев и просветительских центров мира, а так же директора российских музеев и образовательных организаций, художники, имеющие опыт в создании современных наукоемких экспозиций. В рамках выставки "Наука как предчувствие" будет представлена коллекция документальных видеофильмов о тех произведениях искусства, которые в последние годы были созданы художниками с применением новейших технологий – искусственной жизни, робототехники, био- и генной инженерии.
ScienceArtFest организован фондом некоммерческих программ «Династия», в рамках программного направления «Популярная наука». Основные мероприятия Фестиваля: выставка Science as Suspense; конференция для музейных работников, специалистов в области образования и науки.
16 марта  20.00-22.00 Лекция Стеларка (Австралия)
17 марта 20.00-22.00 Мастер-класс Кена Ринальдо (США)
19 - 20 марта  18.00 – 21.00 Научно-популярное кино - 75 лет «Леннаучфильму»
21 марта  12.00 – 21.00 День публичных лекций знаменитых ученых: Николай Янковский, Константин Анохин, Анатолий Черепащук, Михаил Алшибая
22 марта  15.00 – 18.00 Публичные дебаты с участием ученых «Научные фальсификации и общественные психозы, связанные с наукой » (куратор – главный редактор журнала «Химия и Жизнь» Любовь Стрельникова). Клонирование, Озоновые дыры, Адронный коллайдер, Глобальное потепление...
21 – 22 марта 12.00 – 18.00 Мастер-классы для детей, родителей и педагогов. Студия мультипликации своими руками, Экологический практикум, Научные фокусы.
В рамках ScienceArtFest состоится церемония награждения третьего грантового конкурса «Научный музей в XXI веке». Это будет грандиозное зрелищное преставление, постановкой которого занимаются обладатели российской театральной премии «Золотая маска» Максим Исаев и Павел Семченко (театр АХЕ).

В центре современного искусства Винзавод, в рамках научно-популярного фестиваля ScienceArtFest открылась первая в России международная выставка «Наука как предчувствие». Куратором science-art проекта назначен Дмитрий Булатов, который стремился собрать лучших представителей этого направления из Австралии, Австрии, Великобритании, Канады, США и Франции.

Основная идея выставки неразрывно связана с теорическим исследованием Дмитрия Булатова сферы взаимоотношений искусства и высоких технологий, получившим название «Третья модернизация. Технобиологическое произведение искусства». В нем теоретик говорит о вступлении человека в новый исторический период развития, в котором преобладающие научно- технологические процессы приводят к новой революции в науке (особенно в информатике и биологии) и искусстве. В связи с этим Д. Булатов отмечает, что теперь художественные произведения создаются при помощи биомедицинских и информационных технологий. Чтобы как-то обозначить рождение нового явления в истории искусства, он использует собственное определение «третий модерн».

«Под Третьим Модерном мы понимаем совокупное название художественных тенденций, в которых провозглашаются новые конструктивные подходы, уплотняющие качественные и количественные характеристики артефактов посредством организации, моделирования или учета влияния метаболических процессов». Характерной чертой технобиологических произведений искусства является метаболическая функция. Таким образом, автор исследования говорит о наделении артефактов не только свойствами технического объекта, но и живых организмов («рост, изменчивость, автосохранение и репродуктивность»).

На выставке представлены работы художников, которые рассматривают с различных точек зрения симбиоз органического и технического. Например, работы Орлан «Костюм Арлекина» (Франция), которая состоит из видеопроекций роста клеток кожи художника совместно с клетками животного происхождения, или псевдодокументальный фильм Флорис Кайк «Металлорак» (Нидерланды), рассказывающий о новой вирусной болезни пациентов с металлическими имплантатами,  повествуют о прямом физическом взаимопроникновение человека и техники.

Роботехнические произведения Поля Граньона «Роботариум» (Франция), Билли Ворна, Эммы Хоулс и Джонатана Вильнева «Грациозные машины» (Канада), «Салон блаженства» Эрвина Дриссенса и Марии Ферстаппен (Нидерланды), «Геометрические бабочки» Николаса Ривза (Канада), а также «Протезированная голова» Стеларка (Австралия) иллюстрируют богатую палитру отношений между живым и техническим, начиная от вербальных контактов до пластического сплетения тел.

Стоит упомянуть, что, к сожалению, большинство работ художников представлены не «живьем», а только в качестве документального видео, запечатлевшего процесс их создания. Кроме того, в нынешнем проекте science-art не принимают участия наши соотечественники, что также вызывает недоумение и разочарование.

Помимо симбиотического разнообразия технобиологических произведений искусства, Калининградский филиал ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) представил архив документальных видеофильмов о художниках, которые использовали в своих произведениях новейшие технологии XXI века. Это крупнейшая международная коллекция технобиологического искусства. Проект носит название «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии».  

XXI век ознаменовался новыми поисками определения художественного пространства в системе истории искусства. Об этом свидетельствует манифест «Altermodern»(«Другой модерн»)   Никола Буррио, в котором знаменитый арт-критик и куратор пытается определить и исследовать современное искусство в его нынешнем состоянии. В этой связи становится более понятным движение Дмитрия Булатова в схожем направлении. В последнем предложении «Третьей модернизации» куратор прокламирует: «Нам предстоит научиться воспринимать технобиологические произведения "текуче". Это значит, что различия между подлинностью и поддельностью, реальностью и виртуальностью теперь будут носить импульсный характер и зависеть только от нас. Таким образом, мы оказываемся в ситуации сложной и непрекращающейся игры, где локализуются новые соотношения мобильности в присвоении и изъятии дара подлинности, а стало быть, и дара существования».  

Анна Ильченко, обозреватель artinfo.ru

Полный список участников:

Билл Ворн, Эмма Хоус и Джонатан Вильнев (Канада) / Поль Граньон (Франция) / Эрвин Дриссенс и Мария Ферстаппен (Нидерланды) / Криста Зоммерер и Лорана Миньоно (Австрия) / Флорис Кайк (Нидерланды) / Орлан (Франция) / Николас Ривз (Канада) / Кен Ринальдо (США) / Стеларк (Австралия), группа SymbioticA (Австралия) и Лаборатория Стива Поттера (США).  

Презентационная видеопрограмма КФ ГЦСИ коллекции «Эволюция от кутюр»:

Луи-Филипп Демерс(Канада) «Деволюция», 2007

Проект искусства и культуры ткани: Орон Кэттс и Йонат Цурр(Австралия) «Ноев ковчег», 2007

Артур Эльсенаар и Ремко Скха(Нидерланды) «Морфология/Лицевой сдвиг», 2005

Паула Гаэтано Ади (Аргентина) «Алекситимия – автономный робо-агент», 2006

Джо Дэвис (США) «Добывания огонь», 2008

Лаура Белофф (Финляндия) «Ферма плодовых мушек», 2005

Стерлак (Австралия) «Экстра-ухо: ухо на руке», 2007

Джулия Фримен (Великобритания) «Озеро», 2005

Тэгни Дафф (Канада) «Архивы влажных медиа: Живые вирусные татуировки», 2008

Эндрю Грэйси (Великобритания) «Автоиндуктор_Ph-1: Межкультурная химия», 2006

Марта де Менезес (Португалия) «ДЕКОН», 2007

Джеймс Аугер и Джимми Луазо (Великобритания) «Изофон», 2004

Матеуш Херчка (Швеция) «Система поддержания жизни - Ванда», 2006


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное