Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich и другие специальные проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин

1.3.2005
N 135: 

<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - №35  (здесь)  «Инновация» - госпремия в области современного искусства. ТелеБластер взорвет телевидение. Этно-клише «Синих носов». Русские писатели и Эдуард Гороховский. Китч в массы! Имперские микроцефалы Бориса Орлова.

<<1 марта  в клубе на Брестской в рамках 1-ой Московской Биеннале Современного Искусства состоялась встреча с американским художником Джозефом Кошутом. Конечно же послушать основоположника conceptual art Joseph Kosuth (1945) большая удача. Однако, опять "но", целых 2. Во-первых, вредительский перевод, который в совокупности со странноватой дикцией Кошута сильно напряг аудиторию, включая прилично знающих английский. Тексты Кошута воспринимать на слух даже на внятном русском не просто, а тут... Во-вторых, формат встречи. Почему не сразу свободный разговор? Откуда такая лекционная традиция? Единодушное сожаление об упущенном возникло в результате короткой вопрос-ответной части, прошедшей в совершенно отличном от лекции тоне и, что важней, совершенно на ином энергетическом уровне. И это можно было предвидеть. Собралась неслучайная, достаточно знающая аудитория, что и продемонстрировали вопросы. И дальше было бы еще интересней. Если б начать с короткого вступления и сразу к вопросам.
Для меня очень значимым оказался ответ Кошута на вопрос Епихина о возможных коннотациях зарождавшегося conceptual art с концептуальным направлением в средневековой схоластике. Выяснилось, что к столь давней философии отец концептуализма совершенно равнодушен. И ни тогда ни, тем более, теперь никто из схоластов за исключением Уильяма Окама его не интересовал. Свой тезис "искусство после философии" (на вопрос Великанова) Кошут отнес к позитивистским иллюзиям молодости и к простому стремлению отвоевать какую-то территорию у теоретиков находившегося на последнем издыхании в своей окостенелости модернизма, рассуждавших о соотношениях формы и цвета. Перевернуть их рассуждения с ног на голову.
Из назиданий Кошута наиболее существенным выглядело следующее. Для него аксиома, что художник не должен отдавать на откуп интерпретаторам истолкование значений собственных интенций. Вместе с тем он не может не понимать, что вне существующей конвенциональности современного искусства, в том числе институциональной, он не может добиться ничего. Еще большая опасность перетолкования значений заложена в арт рынке. Это важно понимать, желая что-то зарабатывать. И если не быть super smart, то во всех этих обстоятельствах вам как художникам хана, ребята. 
Ностальгически тепло отозвался Кошут о героях поп арта: Уорхоле, который, оказывается, скупал работы молодого концептуалиста и дарил их музеям, и о Лихтенштейне, оплачивавшем его жилье. Вот такие правильные ребята художники. "Одной крови" в общественных джунглях.
Леонид Бажанов порадовал гостя, подарив календарь с репродукцией его работы, купленной по случаю в Будапеште за очень малые деньги, и сейчас находящейся в коллекции ГЦСИ. В ответ Кошут рассказал, что эту цитату из "Философских исследований" Л.Витгенштейна на той первой в Восточной Европе выставке продавали по приемлемой для венгров цене. Для этого придумали правило - паспорт какой страны предъявляешь, 3000 у.е этой страны и платишь. Но при этом очень боялись итальянцев и японцев, для которых эти 3 тысячи равны 2-3 долларам.
На приглашение сделать выставку в новом здании ГЦСИ Кошут ответил по деловому - все вопросы к Джозефу (Бакштейну), он мой представитель здесь. "И немедленно выпил" предусмотрительно принесенное к концу встречи виски.  Попутно рассказав о том, как удивлялись когда-то впервые встретившиеся с ним, но знавшие его работы люди. Думавшие, что их автор солидный и очень серьезный человек и вдруг видевшие молодого любителя выпить и потанцевать. "Всю романтику я изъял из своего искусства, оставив ее для жизни" - таково кредо патриарха концептуализма, вызвавшее аплодисменты собравшихся. Ю П>

<<28 февраля состоялось официальное закрытие 1-й Московской биеннале.
Было объявлено о  передаче организаторами биеннале при спонсорской поддержке компании Art Culture Studio Geneve в дар Государственному Русскому музею произведений российских художников - участников основного проекта биеннале «Диалектика надежды» (Ирина Корина, Алексей Каллима, группа «Синий суп», группа «Синие носы», Ростан Тавасиев, Давид Тер-Оганян).
Гостям раздали необычно толстый номер журнала «АртХроника», посвященный 1-й Московской биеннале современного искусства, в котором убедительно представлено большинство проектов биеннале. Зачитали список спонсоров.
За счет небывалого энтузиазма организаторов, кураторов, участников и спонсоров проектов специальной и параллельной программ 1-я биеннале современного искусства стала заметным событием культурной жизни Москвы и, пока только в малой степени, России. Расшевелился московский культурный слой. Свидетельством тому 200 тысяч посетителей десятков разнообразных выставок, в целом адекватно представивших и нынешнее состояние современного, пока в первую очередь столичного искусства, и его генезис с позднесоветских времен. 40 тысяч посетителей основного кураторского проекта "Диалектика надежды" тоже конечно достижение, однако не в числе посетителей дело. 
Пожелание Екатерины Деготь
  "на биеннале нужно приглашать как можно больше иностранных гостей, спрашивать их совета, устраивать с ними дискуссии, лекции и мастер-классы (а не только танцы), причем до потери сознания" и ее же сетование, что "биеннале явно не хватило большой дискуссии о художественном и идеологическом наследии коммунизма, о либерализме и радикализме в искусстве глобального мира" - достаточно точно и чрезмерно вежливо отражают пустоту интеллектуального, дискурсивного остатка биеннале. Не хочется думать о сознательной установке на интеллектуальную размытость из-за банальной расейской боязни "как бы чего не вышло". Как-никак государственный деньги трачены руками гос. служащих. Попытка дискуссии в Зверевском центре осталась неполноценной в следствие "лагерного" устройства сознания наших даже самых продвинутых персонажей. То есть почти никто из активных фигурантов основной и специальной  программ биеннале на дискуссию не явился. А другой и не было, ибо тот междусобойчик, который в буквальном смысле втихаря собрали организаторы в музее Ленина, никакого отношения к дискуссиям не имеет...
Можно много и умно пост фактум рассуждать о месседже об отсутствии месседжа, осознанно выданный командой кураторов, но это ни коим образом не может заменить дискуссии. А уж отсутствие экспликаций в музее Ленина в первые дни работы биеннале вообще ничем заменить невозможно.
Что касается месседжей, то они обязаны соответствовать сформулированной цели.  Пусть, например, "вписать Россию в большой мир". Тогда нельзя не согласиться с Шабуровым, внятней других заявившим, что "целью Московской биеннале должна быть формулировка новой программы для отечественного современного искусства и популяризация соответствующих ей лучших мировых образцов". А "м. об отсутствии м.", по моим представлениям, работает на какую-то другую цель, например, на противопоставление европейской тонкости американской нахрапистости. Но к Российским реалиям - оглянитесь вокруг! - какое это имеет отношение? Признаю, что месседж кураторов, может статься, совсем иной. Но - тем хуже для кураторов, благодаря организаторам. Ибо: дискуссий не было, ведущие арт критики пребывают в эйфории посвященных - в виду имевшегося спец. допуска к кураторам и особых отношений с организаторами...
Специальные проекты - иное дело. И Болтанский, и Ровнер, и Архипов и "Человеческий проект" филиалов ГЦСИ, и Ерофеевские "Сообщники" - все это сильно и убедительно настолько, что 1-я Биеннале будет вспоминаться в первую очередь через них. Ю П>
<<Избранное из более, чем 400 публикаций о биеннале. Даже NYTimes опубликовал солидную и благожелательную статью>

<<Информация обо всех наиболее интересных событиях мировой арт сцены в наших новостях


<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - № 35. «Инновация» - госпремия в области современного искусства. ТелеБластер взорвет телевидение. Этно-клише «Синих носов». Русские писатели и Эдуард Гороховский. Китч в массы! Имперские микроцефалы Бориса Орлова.
<<Инновация

Позитивная новость – в области современного искусства совместными усилиями ГЦСИ и ФАКК учреждена специальная государственная премия «Инновация».  В попытках разобраться в тонкостях предмета, я задал несколько вопросов директору Государственного Центра современного искусства М.Б.Миндлину.

- Михаил Борисович, от моих коллег я услышал довольно неожиданное высказывание: «Что, еще одна премия?». Расскажите, пожалуйста, об «Инновации», чем она будет отличаться от премий «Мастер» и «Черный квадрат»?
- Это первая премия в области визуального искусства, учрежденная федеральным органом управления вместе с Государственным Центром современного искусства. ГЦСИ, как известно, является государственной бюджетной организацией, ну а Федеральное агентство представляет собой орган федерального управления. В значительной своей части премия будет финансироваться из федерального бюджета. 
Однако «Инновация» - не просто премия. Это – конкурс, по результатам которого будут присуждаться премии. Чрезвычайно важно то, что эта премия является государственной и учреждена при поддержке государства. Таким образом, это является очередным шагом к легитимизации поля современного искусства, которое остро в этом нуждается. При государственной поддержке современное искусство приобретёт значительно более высокий статус в обществе и сможет привлечь к себе больше внимания. Естественно, если не прямо, то опосредованно на это среагирует рынок. Через рынок современное искусство получит экономические вливания, а они, в свою очередь, создадут благоприятную питательную среду для развития отечественного искусства, что позволит ему активнее развиваться.

- А в чем вы видите отличие от Государственной премии?
- Госпремия дается за довольно широкий спектр достижений в искусстве. Насколько мне известно, госпремия присуждается различным видам искусства как традиционным, так и инновационным. А эта премия присуждается исключительно за достижения в новейшем искусстве.

- Нельзя ли поподробнее рассказать о том, как все это будет происходить. Ведь предусмотрен целый ряд различных номинаций. 
- Совершенно верно. В первую очередь – это приз за лучшее произведение в области современного искусства по результатам года. Затем – лучший кураторский проект. Премия также будет присуждаться за достижения в сфере теории, критики и искусствознания. Ещё две номинации - «За поддержку современного искусства России» и «За творческий вклад в развитие в развитие современного искусства». 
Вот такие пять номинаций. За «поддержку» – это тем организациям и частным лицам, которые оказывают организационную, финансовую и другие формы содействия современному искусству. За их вклад и помощь в развитие нашего искусства. А «За творческий вклад» – это премия по совокупности, так сказать за долгую, активную и результативную жизнь в современном искусстве :-).

- Если можно, несколько слов о выставке. Она будет происходить в стенах ГЦСИ?
- Да, нам это кажется логичным, потому что это на сегодняшний день ГЦСИ – это первая полноценная и единственная специализированная государственная площадка для репрезентации проектов в области новейшего искусства в стране. Как известно, проекты современного искусства реализуются в Русском Музее, МГВЗ «Манеж», «Новом Манеже», Третьяковской галерее, в Эрмитаже. Эти выставки носят эпизодический характер, наряду с другими проектами, которые там показываются. Наша выставочная площадка предназначена исключительно для показа новейшего искусства. Поэтому мне кажется вполне логичным и объяснимым, почему именно на территории ГЦСИ и будет проводиться конкурсная выставка. «Инновация» - всероссийский конкурс. 
Премия будет присуждаться отечественным авторам или же нашим номинантам, выступающим в соавторстве с зарубежными коллегами. Иностранцам «Инновация» присуждаться не будет. Если описывать механизм, то он таков: существует Оргкомитет. По утверждённому положению Оргкомитет формирует составы Экспертного совета и Жюри. Будут рассматриваться те составы Экспертного совета и Жюри, которые будут предложены ГЦСИ. Затем, в течение года начинает работать Экспертный совет. Финансирование на себя берет Федеральное Агентство по культуре и кинематографии, а Центр выполняет организационные функции. Экспертный совет подбирает номинантов на премию, затем, после завершения сбора, к концу года по результатам отбора делается конкурсная выставка номинантов в помещении ГЦСИ. А затем уже начинает работать и Жюри. Оно собственно и производит отбор лауреатов премии. При этом, члены Жюри не могут входить ни в Оргкомитет, ни в Экспертный совет, соответственно члены Оргкомитета не входят ни в Экспертный совет, ни в Жюри, а члены Экспертного совета – в Жюри и в Оргкомитет. Хотя, конечно, возможна ротация, это не навсегда :-). Количество членов Жюри определяет Оргкомитет.

- Меня терзает любопытство, каков денежный эквивалент «Инновации»?
- Премиальный фонд составит 500 000 рублей. По четырем номинациям. Денежная премия по результатам конкурса «За поддержку современного искусства России» не предусмотрена. Помимо этого, лауреаты получат памятные знаки, призы и дипломы.

- С какими чувствами чиновники ФАККа отнеслись к вашей инициативе. Были ли какие-то споры и препоны?
- Нет, они открыто пошли на контакт и полностью нас поддержали, хотя это достаточно радикальный шаг...

<<Умелые руки
Эдуард Гороховский, признанный классик нонконформистского искусства и после смерти продолжает удивлять своими неординарными произведениями. Сейчас в галерее «Файн Арт» проходит выставка «Русские писатели».  Вне всякого сомнения, такого Гороховского вы еще не видели. 
В «Файн Арте» представлена добрая полусотня никогда не выставлявшихся графических листов 1990-2000-х годов. Это - разнообразные коллажи, этюды, аппликации и акварели. Если попытаться описать эти работы в концентрированном виде, то лучше всего подойдет слово - «эксперимент». Уникальной же эту выставку делает то, что зрителям дается возможность увидеть каким именно образом работала фантазия Гороховского, какие ингредиенты он использовал для составления своих рецептов. Помимо ретрофотографий, в ход шли: кусочки старой ткани, вырезанные профильные пляжные силуэты, групповые снимки «на добрую память» отдыхающих в санаториях, различные элементы шрифтов, монотипии и т.д. 
Подобно умелому арт-престидижитатору, Гороховский умудрялся выискивать отражения сокровенного в каждой эпохе и при помощи затейливых манипуляций и сочетаний виртуозно переводить это в область актуального. Это же касается и портретов русских писателей, коих в галерее пять: Ахматова, Пастернак, Чехов, Маяковский и Гоголь. Стилистически близкие к поп-арту, эти работы поражают своей нетривиальностью и свободой интерпретации. Вплоть до самой кончины, Гороховский не уставал проводить разнообразные визуальные опыты, ему было попросту скучно беспрерывно эксплуатировать одни и те же ходы. Собственно об этом свидетельствуют и полные жизнелюбия и иронии рисунки художника последнего времени, вошедшие в новый альбом Гороховского «Иллюстрации памяти».
Когда год назад я попросил художника ответить на мои вопросы, Гороховский прислал мне большой текст, в котором написал: «Я долго выстраиваю то, что придумал и, доведя работу почти до конца,  убеждаюсь, что ничего хорошего у меня не получилось и при этом довожу себя до отчаяния и желания все уничтожить. Такое состояние включает некий психический механизм, когда я впадаю буквально в транс и начинаю совершенно  бессознательно, только на одних эмоциях, что-то делать с картиной, что я потом никак объяснить не могу. Но в результате этого психического срыва оказывается мной сделано как раз то, что превратило ерунду в картину. Я давно заметил за собой эту особенность и во время работы не сдерживаюсь, а как бы полностью отдаю себя некой неведомой силе, которая все и решает. Может быть, суть этого механизма совершенно другая, но меня вполне устраивает такое объяснение»... 
Ссылки:
«Игра в классиков». Сергей Соловьев, «Новые Известия»
«Герой труда». Федор Ромер, «Время Новостей»
<<Зима недаром злится - прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
Тем временем, после закрытия мосбиеннале (итоги которой будут подведены отдельно), художественная ситуация мало-помалу реанимируется. Пассаж современного искусства под названием «АРТСтрелка» продолжает свою работу.
Так, в галерее XL-project демонстрируется новый проект Кирилла Преображенского. В затемненном пространстве – непосредственно из торчащей в стене спецтрубы на развевающийся экран экспонируется тревожный видеоролик. Своим названием инсталляция ISM отсылает публику прямехонько на Измайловский барахольный рынок. На видео Преображенского более чем странные сувениры в своей избыточности дополняют друг друга: ряды заскорузлых матрешек, платки и коврики неописуемого дизайна, батареи фарфоровых статуэток и т.д. Ветер дурновкусия выдувает весь этот концентрированный трэш в эзотерическое пространство галереи современного искусства. 
Адаптации профанного в «сакральное» способствует расположенный у стены чудо-агрегат – гибрид мясорубки и миниатюрного корабельного винта. Метафора понятна, фарш, изготовленный из китча, плотно заполняет невидимыми испарениями ноосферу.
В соседнем помещении – галерее Клуба коллекционеров современного искусства проходит микроретроспектива Бориса Орлова
Выставка называется «Собственность автора. 1973-2000». Зрителям явлены различные инкарнации Орлова, то есть – «метафизический», «геральдический», «имперский» и, естественно, просто «классический» периоды творчества художника. Пожалуй, это лучшая выставка на АРТСрелке – все объекты предельно внятные и качественно исполненные.
Своей визуальной и концептуальной осмысленностью, пластической выразительностью и будоражащим колоритом произведения Орлова бесспорно преобразили унылое пространство галереи ККСИ. Важно и то, что представленные работы ранее не были показаны широкой публике. Микроцефальные трехглавые тотемы, белые и черные парадные портреты, бюсты в имперском стиле, моряки, военные музыканты, комсомолки и спортсменки – квинтэссенция советского мифотворчества, препарированная ироничным соц-артистом, явлена в исчерпывающем объеме. 
Выставка к просмотру рекомендуется настоятельно. 
В галерее Reflex неутомимые и вездесущие «Синие носы» сотворили экспозицию «А ля-рюсс». Четыре больших полотнища-«коврика» представляют дерзновенные эксперименты В.Мизина, А.Шабурова и К.Скотникова на тему «этно-клише» (рашн деревяшн). Помимо этого глумливые авторы демонстрируют свои greatest hits, то есть видео-на-коленке, коих они наснимали неисчислимое множество. Все очень хорошо, жаль только, что ничего нового.
По соседству в электробутике ViewStation – выставлен ТелеБластер от Аристарха Чернышева. Функция этого замысловатого прибора состоит в том, чтобы ни больше ни меньше «взрывать телевидение».  Если вы не хотите ничего взрывать, а мечтаете и дальше лицезреть нескончаемые сериальные мутации ментов и прочих чекистов, то можете смотреть программы и в обычном режиме. Помимо того, что ТелеБластер «позволяет генерировать видеоэффекты синхронно звуку», аппарат облечен в элегантные футуристические формы.

Таковы, друзья, в общих чертах итоги февральской эволюции.
Культурный центр «АРТСтрелка». Берсеневская набережная, на территории фабрики «Красный Октябрь», около спуска с нового пешеходного моста.

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов>


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин
Дмитрий Барабанов
Александр Соколов
Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин  


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.artinfo
Отписаться

В избранное