Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich и другие специальные проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин

11.2.2005
N 132: 

<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - №32  (здесь)  Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.

<<Здесь самое полное сводное РАСПИСАНИЕ ВСЕХ  мероприятий и ВСЕХ программ Биеннале>

<<Здесь MP3-файлы фонограммы обсуждения сборника«Большой проект для России. Материалы конференции»в Зверевском центре (в рамках выставки "Hope-Stop!">
1. В. Мизиано - об истории, о мечтах и реальной работе по подготовке конференции "Большой проект для России". О других периодических крупных выставках, существующих в мире.
2. В. Мизиано - собственно о конференции, о вариантах "Большого проекта", об экспертах приглашенных на конференцию.
3. Начало обсуждения. Предложение В.Мизиано: "В какой мере большое международное событие является фактом интеллектуальной культуры, а в какой мере шоу?". Конференция, материалы которой явились поводом к обсуждению, мыслилась как часть такого проекта, а не оторванное от него, подготовительное мероприятие.
4. Обсуждение
А. Осмоловский - Как подбирались нынешние кураторы биеннале? 
О. Саркисян - Основной проект не удался как эффектное шоу, и не прояснился как интеллектуальное событие. Интересно соотнести то, что планировалось и то, что получилось.
А. Осмоловский - Была интеллектуальная работа, потом эта линия была прервана. Прерванное будет ли искать новые формы выражения или эта линия уже не эффективна? И остается лишь государственная линия, и только она и есть наше современное искусство?
В. Мизиано - Для чиновников главное, чтобы биеннале была, а какая - это дело второстепенное, так как решается задача создания системы искусства под государственным контролем.
А. Осмоловский - При таком подходе естественный удел критики давать только позитивные рецензии.
В. Мизиано - Критические суждения - заложники "строительства". Однако важней не критика события, а его интеллектуальной составляющей. Ибо если такой критики нет, то нет и значимого события, а есть только медиализированное шоу.
А. Осмоловский - далее о критике.
В. Мизиано - о Венецианской биеннале, о ее генеалогии; о критике, о том, что пример Венецианской биеннале говорит о том, что необходима критика институциональных основ. Похвала Документе X.
5. Обсуждение.
В. Мизитано - Кто и когда доказал, что история искусства делается большими выставками? Пример биеннале в Йоханесбурге (ЮАР), по поводу которой как раз и заговорили о "закапсулированности" современного искусства. На Московскую биеннале потрачена куча денег, которые теперь не будут даны на малые проекты в современном искусстве. В ЮАР была еще более драматичная ситуация.  В тот момент стране просто было не до современного искусства. Просто некоторым руководителям надо было срочно предъявить цивилизационные успехи страны, освободившейся от апартеида. В то время, когда Йоханесбург фактически находился в руках уличных банд. Участники биеннале не выходили из автобусов, а жители не ходили на выставки. Такие примеры, только поскромней есть и в Европе, во французском Туре, например.
Диалог со зрителем необходим. Хотя бы на уровне понятных экспликаций.
6. Обсуждение.
А. Осмоловский - Какие экспликации помогут понять, чем занимаются специалисты "по электронам" ? Так же и с художниками.
В. Мизиано - "притча Гройса" о посещении армянского горного монастыря, когда отвозивший его местный житель сказал, что не интересуется монастырем, но уважает тех, кто интересуется. Можно пожелать подобного отношения и к современному искусству, но все-таки я считаю - у кураторов есть обязательства перед аудиторией... Если не можешь объяснить, что ты делаешь, то это не твоя профессия, так как ты сам делаешь уязвимым выстраиваемое тобой событие.
Е. Романова - вопрос, припоминающий старое: "художники не важны, важен лишь куратор; отказываетесь ли от этого утверждения 92 года?"
7. Обсуждение.
Д. Гутов - Чудовищный основной проект; ничего подобного нигде не довелось видеть... Где что: где инсталляция, а где мусор, трещина в стене - часть инсталляции или недоделка. К Калиме - огнетушители на "твоей стене" были частью инсталляции или нет?
А. Каллима - нет, их назавтра вынесли... Вообще это и была концепция кураторов.
<более живая дискуссия с обильно используемыми "философскими" терминами, производными от слова "хуй">
К. Чухров - с апологией основного проекта, концепции кураторов. О том, что момент незрелищности симптоматичен и принципиален.
А Панов -  с опровержением такого подхода: "да они просто не успевали ни написать, ни напечатать, ни развесить; г-н Михайловский обращался за помощью во вне, но уже буквально за 2-3 дня до открытия".
Чубаров (придя в явное возбуждение)  - "все перехвачено давно и нам, все равно, ничего не достанется" 
В. Мизиано - Куратор всегда, даже будучи "в доле", может вставить в проект нечто, артикулирующее, например, обналичивание ("распиливание") бюджетов.
И. Корина - Кураторы с нами не работали, даже не общались. Спросили только, сколько места надо и все...
8. Обсуждение.
А. Осмоловский - должны быть разведены работа художника с материалом и интеллектуальное обсуждение. Проектное искусство 90-х привело к тому, что художники превратились в интеллектуальных дизайнеров при кураторах. Задача состоит в правильном соединении куратора и художника. Смешивать нельзя, надо так, чтоб они друг друга усиливали.
Д. Гутов - о кураторской работе с позиций художника, участвовавшего во многих международных проектах. О возрастном цензе как чудовищном для искусства принципе.
В. Мизиано - Акутальным может оказаться старое, даже забытое автором. Здесь ключевая роль куратора.
А. Осмоловский - о галереях 90-х годов.
В. Мизиано - На примере проекта 99 года "Культурные герои", когда Е. Деготь, работавшая на СПС, объявила: "наша партия победила (тогда СПС набрала 10% на выборах в думу), хотя наши европейские коллеги нас не поймут...". Здесь капитальная несходимость с европейскими интеллектуалами, которые включая деяиелей современного искусства, все придерживаются левых дискурсов. Поскольку мы (я, Дима, Саша, Олег) были smart, мы работали именно с левыми дискурсами, то именно поэтому мы получили почти монопольную коммуникацию с европейскими интеллектуалами. В том числе в искусстве. В том числе - через них - получили доступ к Фондам. Такой вот парадокс.  Либералы получили свою долю советского наследия, материальную, а мы получили долю символического капитала.
Появление Московской биеннале замыкает процесс формирования системы искусства, и наша ситуация со стороны совсем не выглядит ущербной. Система искусства уже практически сложилась.  Теперь чрезвычайно важно право на критику. Мы, находившиеся в позиции "олигархов" (символического капитала), должны сейчас переакцентировать себя в левокритическом дискурсе. Переосмыслить свое место. Перспектива в том, чтобы стать собеседником власти. Бондаренко имеет право быть собеседником, но и мы не должны сами себя лишать такой возможности. С этим сейчас надо работать.


<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - № 32. Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.
<<Счастье есть, его не может не быть

Отправляясь на выставку Ольги Чернышевой в Stella Art Gallery, я внутренне трепетал. Нервическая пульсация была вызвана опасением в очередной, две тысячи двадцать пятый раз, «подвергнуться наслаждению» путем разглядывания метафорических фотоснимков зимних дамских шапок, фотографировать кои Ольга Юрьевна большой мастер. Хвала небесам! Сомненья оказались беспочвенны. В зале на Мытной улице доминировала летняя тема. Однако, обо всём по порядку.
Анонсируемый проект, наречённый «Зоной счастья», представляет собой три видеоинсталляции 2004 года, дополненные циклами карандашных и акварельных рисунков. Многообещающие ролики априорно располагали своими джорджлукасовскими заглавиями - «Неизвестные. Эпизод 1» и «Неизвестные. Эпизод 2». Третий фильм своим шедевральным названием - «Теплоход «Дионисий» - и вовсе способен вызвать приступы зависти классиков отечественной сатирической мысли.
«Неизвестные» Чернышевой – это так называемые «простые люди», чья простота в глазах рафинированных эстетов намного «хуже воровства». Их незатейливое бытование – и есть предмет тщательного наблюдения и визуальной вивисекции чуткой художницы, притаившейся неподалеку с камерой. Зрителям явлено обнаружение и свидетельство приватной жизни населения. На первом видео расплывшаяся дама неопределенного возраста одиноко дефилирует по лесной поляне среди деловито загорающих мужиков. В определенный момент она рискует переодеться в цельнокроеный купальник. 

За кадром сценку сопровождает аудиовнушение от д-ра психологии, д-ра педагогики, д-ра философии в медицине, профессора, писателя, художника, обладателя черного пояса по Кёкуcинкай и черного пояса по Сам-Чон-До - Мирзакарима Санакуловича Норбекова

Не могу удержаться, чтобы для полноты картины не привести звучащую в кадре цитату автора «Системы ускоренного обучения психосоматической саморегуляции»:

Примите себе то понятие, что нет женщины в мире лучше вас.
Нет женщины в мире более красивее вас,
Более обаятельнее, более прекрасного, более привлекательного.
Что вы есть эталон женственности.
Пройдите с этим чувством по всему телу.
Проходим мысленно: ноги, низ живота, туловище, плечи, грудь, шея, лицо.
И постепенно готовьте себя внутренне сейчас так, что путем гинекологического
массажа вы не только увеличите свою красоту, привлекательность, прекрасность,
женственность, сексуальность, здоровье и еще многие-многие лучшие качества, о
котором вы стремитесь и к которым вы постоянно идете.
Внимание в область гениталий.
Легко-легко напрягаем и расслабляем мышцы промежности.
Тепло-о-о.
Легкая пульсация, легкое покалывание...

Во втором фильме аутичный селянин большую часть времени сидит в кустах под деревом на корточках, выходя из транса лишь для того, чтобы совершить инспекцию стоящего поблизости мусорного контейнера. В конце концов, камера отъезжает, и мы понимаем, что тоскливое действие происходит в непосредственной близости от провинциальной железнодорожной платформы. Непроходимым экзистенциальным сиротством веет от скрупулезной фиксации этой безнадеги.
Убийственный нарратив продолжается. Третья видеоинсталляция посвящена водной прогулке этноса на теплоходе с претенциозным названием «Дионисий». Показ сопровождают титры, комментирующие происходящее. Текст составлен автором бестселлера «Гопники» Владимиром Козловым. Повествование идет от имени социального работника Танюшки, путешествующей в компании с неким Игорем. 
Дегустируя «0,25 водки, яблочный сок «Фруктовый сад», хлеб, чипсы и колбасу» и предаваясь безыскусным радостям boat-trip’a, герои наблюдают: проплывающие мимо пейзажи, невыразимое шоу балета «Скайдэнс», злоключения свалившейся за борт женской сумки и т.д. Романтический вечер заканчивается медленным танцем Игоря и Танюшки. В общем, «всё как у людей». Больше всего этот фильм напоминает простодушный рассказ Алёши Почемучки из бессмертного творения Бориса Степаныча Житкова «Что я видел».
Я не могу согласиться с автором каталожного текста Борисом Гройсом, утверждающим, что Чернышева «снимает подчеркнуто нейтрально, объективно, документально». Пристально наблюдая рефлексы человеческого материала, въедливая художница беспощадна в выборе сюжетов, избирательна и пристрастна. Собственно это удостоверяют и представленные на выставке карандашные рисунки а ля Василий Перов, отсылающие к традициям критического реализма из серии «эх, люди-дюди». 

Обрюзгшие тела статистов, закутанные в неописуемые рогожи, представляют новые типажи: «Продавщица тюля», «Предсказательница», «Продавщица лотерейных билетов» и т.п. Отнюдь не случайно притаившаяся невидимкой художник-оператор комментирует происходящее, давая высказаться теплоходным стаффажам и доктору Норбекову. Авторская концепция идеально укладывается в формат кинозарисовок о дикой природе. Зритель же сразу чувствует себя величественным homo sapiens’ом, сквозь прутья зверинца наблюдающим за занимательным копошением попавших в объектив особей. В качестве экспортного варианта продукция Ольги Чернышевой беспроигрышна. Здесь присутствует и эффект юмористической скрытой камеры, и элементы реалити-шоу, и рашын экзотика с её заскорузлой тривиальностью-маргинальностью. Наверняка сия золотая жила ооочень не скоро иссякнет…

До 4 марта. Stella Art Gallery (ул. Мытная, 62).

<<Телеса и небеса

«Look at me, I look at water…» - именно так называется новая выставка Бориса Михайлова
Проект демонстрируется в достаточно необычном месте – в галерее Клуба коллекционеров на АРТСтрелке.
На своих фотографиях Борис Михайлов с редкой по силе убедительностью доказывает, что «нет в мире совершенства». Как известно, живущий в Берлине Михайлов крайне неравнодушен к миру бомжей, алкашей, «униженных и оскорбленных». Интимные проявления и отражения внутреннего мира популяции, населяющей социальное дно, с завидной регулярностью становятся трофеями его фотоохоты.
Победитель Citibank Photography Prize’ 2001, закадычный друг Ильи Кабакова и участник российского проекта на биеннале в Сан-Пауло 2002 года, Михайлов считается одним из основоположников концептуализма в отечественной фотографии. Несколько лет назад его серия Case Story наделала много шума и была отпечатана в виде книги. Собственно говоря, «Look at me, I look at water…» также издана в виде альбома
Надо сказать, что в гербарии фотографа находятся поражающие воображение и вместе с тем типичные персонажи. Уникальными их делает степень приближения к зрителю на грани физиологической допустимости.
Трагико-ироническое разоблачение изъянов и пронзительный антигламур становятся для Михайлова средствами для артикуляции собственной позиции. Под любыми покровами фотограф неизменно обнаруживает деформированную временем и образом жизни неперфектную плоть, не утратившую, однако, общечеловеческих устремлений. Показательно, что себя 66-летний художник также не считает исключением и довольно безжалостно демонстрирует в общем ряду «моделей». 
Эротизация телесной дисгармонии гарантированно вызывает эстетический и эмоциональный шок. Рискну предположить, что каждый, лицезревший экспозицию, не скоро забудет увиденное. Мне, например, почему-то запомнилась фотография деревенской леди в годах, с обнаженной грудью и в неземных панталонах. Подпись к снимку поясняла, что дама согласилась позировать за ведро картошки…

<<Кровь-морковь
На той же АРТСтрелке, в соседнем помещении (галерея XL-projects) можно увидеть фильм Людмилы Горловой «Дракула». 
Сюжет этой фэнтезийной картины сопровождается бесстрашным обыгрыванием всех мыслимых киношаблонов. Набор персонажей пестрит разностильностью, саундтрек оглушает жизнерадостным надрывным птичьим чириканьем, руладами сельского песенного фольклора и утробными завываниями оголодавшего вампира, напоминающими чревовещательные эксперименты Буратино в кувшине («Открооой тайнууу, несчастныыый!»).
Ингредиенты для создания успешного блокбастера наличествуют в избытке: тут тебе и пышущая нетронутой сельской красотою нимфа в окружении сладкоголосых подруг, и пасторальный положительный герой пастушеского толка, живая/мёртвая вода, крики петуха на рассвете, ну и само собой разумеется, зловещие козни алчного иноземного англоговорящего упыря. Помимо этого, присутствует интригующая тема прибытия в глубинку заморских кинозвёзд (они же вампиры), любовного томления и любовного же треугольника, а также звучит нота неутолимого одиночества импозантного нетопыря в наших широтах. (Ну, не вписался…!).
По своему обыкновению Людмила Горлова погружает любителей искусства в клокочущую пучину латиноамериканских сериальных страстей. Вместе с тем гротескное противопоставление «русского духа» «западной бездуховности» неизбежно помещает фильм в контекст актуального ныне невротического антиглобалистского протеста. 
Тем не менее, спешу всех заверить, что в русской транскрипции happy end тоже предусмотрен. Зло ретируется с сакраментальным обещанием «I’ll Be Back!», невинность временно спасена, из полей доносится «Налей!»…
Культурный центр «АРТСтрелка» (на территории кондитерской фабрики «Красный Октябрь», около спуска с нового пешеходного моста).

<<Дождались

Честно признаюсь, до последнего момента я не верил в возможность выставки Билла Вайолы в России. Однако, в прошлом году невидимая блокада рухнула, и в Эрмитаже было показано знаменитое «Приветствие» классика видеоарта. И вот, спустя 10 лет после его создания, москвичи также получили возможность увидеть эту незаурядное произведение. Сей замечательный проект, демонстрируемый в одном из залов ГМИИ им. А.С. Пушкина, проходит по ведомству так называемых «специальных программ» 1-й московской биеннале. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Сюжет «Приветствия» отсылает к евангельской истории встречи Девы Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Известно, что Вайола заимствовал иконографию соответствующего произведения Якопо Карруччи (aka Понтормо), к слову сказать ученика Леонардо, Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто, а также приёмного отца Анджело Бронзино. По словам Яна Чилверса, сохранился дневник Понтормо, записи в котором характеризуют художника как «меланхоличного человека, падающего духом при любом недомогании». Как бы то ни было, видеоинсталляция Вайолы изначально была создана в честь 500-летия со дня рождения Понтормо (1494-1556) специально для Венецианской биеннале.
Пресс-релиз повествует о том, что «Приветствие» фиксировалось на 35-миллиметровую плёнку специальным киноаппаратом, снимающим 300 кадров в секунду. Не будучи специалистом в области изощрённой оптики, должен признаться, что эффект действительно потрясающий, десятиминутный ролик сильно будоражит рецепторы. Миф о занудстве видеоарта терпит очевидное и наглядное фиаско. Предельно замедленный ритм происходящего на экране не позволяет вниманию рассеиваться. Зрители всё время находятся в напряженном ожидании. После появления в кадре Марии возникает ощущение законченности, но при этом начинается мистерия. Вместо наблюдения за ординарной встречей трёх женщин (к тому же актрис) публика абсолютно явственно сопереживает развёртывающемуся на глазах чуду. И что удивительно, в полном соответствии с «Диалектикой надежды»…

До 27 февраля. ГМИИ им. А.С.Пушкина (ул. Волхонка, 12).  

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов>


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин
Дмитрий Барабанов
Александр Соколов
Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин  


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.artinfo
Отписаться

В избранное