Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru N 110:


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым и другие специальные проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин

16.06.2004
N 110: 
<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - №11  (здесь)
<<"Theory is Sexy - 5" с Александром Соколовым (здесь)
<<Программа международной конференции "Илья Кабаков: здесь и там", приуроченная к выставке «Илья и Эмилия Кабаковы: «Случай в музее и другие инсталляции». Эрмитажный театр. 23 июня (здесь)

Сегодня 16 июня. Действие "Улисса" происходит в этот день. Нескромный подарок Джеймса Джойса жене Норе - 16 июня день их первой встречи :) 


<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - № 11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>
<<Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, плоть лежит…

В Нью-Йорке проходит развернутая экспозиция последних произведений скандально известного Спенсера Туника. Этого художника часто воспринимают как артиста одного трюка - он ездит по всему миру, неизменно фотографируя толпы голых людей в разнообразных общественных местах. Туник успешно эксплуатирует узнаваемые человеческие паттерны при помощи их многократного повторения: зрителю демонстрируются позы, воспроизведенные тысячами обнаженных фигур, целые ковры из плоти, волны из тел. Однако при знакомстве с экспозицией последних работ Туника в нью-йоркской галерее I-20, где представлены впечатляющие фотосцены в целом ряде городов (от Сан-Пауло до Хельсинки), трудно не вовлечься в создаваемую художником особую реальность. Новые произведения документируют масштабные перформансы с тысячами нагих добровольцев, организованные автором в городах Аргентины, Австралии, Чили, Финляндии, Испании, Великобритании и США. Каждый снимок посвящен определенному мотиву, будь то женское сборище на вокзале Grand Central в Нью-Йорке или композиция

Однако наиболее сильное впечатление производят как раз те фотографии, в которых почти отсутствует карнавально-праздничная атмосфера. Такие снимки обилием обнаженных тел вызывают леденящие кровь ассоциации с концентрационным лагерем - например, работа «Мельбурн 3» (2001) с берегом реки, устланным неподвижно лежащими людьми. Видео, демонстрируемое в одном из залов галереи, запечатлело ликующую толпу, пробегающую по улицам Сантьяго - как некий знак спонтанного освобождения страны Пиночета. По словам Туника: «Глядя на мои фотографии, можно вспоминать о бойнях в Руанде или Боснии, о холокосте в Армении, о землетрясениях, унесших более 30 тысяч человеческих жизней. Масса лежащих людских тел напоминает о смерти, однако я имею дело с живыми. Мои работы - это торжество жизни».

<<Стоит только копнуть

Последний экземпляр призывно мерцающего альбома «Русский авангард в собрании Российского государственного архива литературы и искусства» был вручен лучезарно сияющему Святославу Бэлзе. Прямо перед моим носом. И правильно! Или улыбайся как Бэлза и, пользуясь терминологией Шабурова, «включай харизму», или исправно ходи на нудные пресс-конференции и не опаздывай, будь любезен, пожалуйста! Харизма почему-то предательски не включалась, пришлось записывать заzip’ованные файлы на 3,5 (А:) головного мозга.
Итак, в Инженерном корпусе ГТГ (в Лаврушинском переулке) открылась выставка «Русский авангард» из собрания РГАЛИ». Надо сказать, собрание сие столь же случайное, сколь и драгоценное – то, что по тем или иным причинам миновало музейные закрома, осело в архивной пыли. Однако, к счастью, случилась эксгумация - на небольшой экспозиции сконцентрировано столько освобожденной энергии ниспровергателей основ прошлого, что просто диву даешься. Креатив бьет ключом – одни эскизы Густава Клуциса чего стоят. Не каждый день доводится полюбоваться и патриотическими лубками Казимира Малевича времен первой мировой войны, зрелище не для слабонервных. 
В ассортименте ранний и поздний Татлин, раритетнейшие рисунки жены и сподвижницы Михаила Матюшина Елены Гуро, иллюстрации Давида Бурлюка, отменнейший «Проун» Лисицкого, напоминающая астрологическую, карта «Бубнового валета» от А.Куприна. Тут же эпистолярии Марка Шагала, который заканчивал свои письма следующим образом: «Примите мои искренние уверения в совершеннейшем почтении». Каково!? Н-е-е-е-т, еще не все. В фондах РГАЛИ около 1,5 млн. единиц хранения. Продолжу, в наличии витальные плакаты 1920-х гг. братьев Стенбергов, архитектурные фантасмагории из цикла «Конструкции архитектурных и машинных форм» Якова Чернихова, портреты от Крученых и уникальная графика Климента Редько (автора хита всех времен и народов «Восстание»).
Впрочем, лучше один раз увидеть, ибо довольно скоро все это богатство отправится к себе домой, на окраину Москвы, в РГАЛИ.
Останутся только воспоминания…
До 15 августа.

<<Коллекция Dr. Алшибая

В музее «Другое искусство» РГГУ тоже демонстрируются редкости, но уже из частной коллекции Михаила Алшибая. Открытие выставки оказалось приурочено к вечеру памяти легендарного собирателя Леонида Талочкина, которому 10 июня исполнилось бы 68 лет.
В коллекции Алшибая есть работы Олега Кулика, Владислава Мамышева-Монро, Павла Пепперштейна, Ольги Чернышовой и многих других современных художников. Тем не менее, на выставке представлены произведения нонконформистов. Свою коллекцию Алшибая, заведующий отделением коронарной хирургии Центра им. Бакулева, собирает с 1986 года. Отрадно, что вкус ему не изменяет. Известно, что собраться в РГГУ на выставку – дело не из легких. НО!!! Где вы еще увидите работы Юло Соостера и Бориса Жутовского 1958 года, Николая Вечтомова 1960 и Михаила Гробмана 1962? 
Самая потрясающая вещь – «Дверь» из картона Михаила Рогинского. Особенно если учесть, что хрестоматийная красная протодверь из собрания Л.П.Талочкина находится этажом выше. Коллекционер может быть скупым, нарциссичным, может реализовать свои арт-амбиции за счет обладания чужими шедеврами. Японский богатей Р.Сайто так вообще завещал похоронить себя с «Портретом доктора Гаше» Ван Гога и ренуаровской «Мулен де ла Галет». Однако, наш герой не таков, Алшибая и вещи на выставки дает, и юмором не обделен. По словам коллекционера: «Без безумия наша жизнь была бы гораздо менее интересной, чем она есть». Трудно с ним не согласиться.
Выставочный зал РГГУ, 2 этаж. До 3 июля.

<<Злополучный Бúтвин

Когда-то, будучи первоклассником, мой сын начал изучать великобританский язык. Однажды он немало меня озадачил, спросив: «А кто такой Бúтвин»? Выяснилось, что он не мог перевести слово between. Мы же безжалостно над ним издевались, моментально выдумав мифического безграмотного мальчика по имени Алеша Бúтвин. К чему это я? К тому, что в ММСИ (Петровка, 25) репрезентирован выставочный проект «Между», то бишь Between.
«Цель проекта - переосмысление архетипических культурных кодов и системных понятий». На экспозиции, под которую отдан весь 3-й этаж церетелиевского музея, представлены опусы студентов и выпускников Суриковки, Строгановки, Калининского художественного училища, Государственной академии печати, Московского педагогического университета и т.д. 57 молодых художников демонстрируют свое понимание современного искусства. Выставка подводит итоги обучения в Школе современного искусства «Свободные мастерские» под руководством Веры Дажиной. Хотелось бы похвалить молодые дарования, так как в вышеозначенных вузах contemporary art, понятное дело, не преподают, но перо не поворачивается. Например, Ростан Тавасиев, недавно показавший свою «Стенку» в ГТГ, немало удивил проектом «Рай и Ад». На двух склянках, заполненных идентичными капсулами, написано… Рай и Ад соответственно. Фотоинсталляция Максима Русакова называется: «Служба размещения Ада и Рая», а работа Дарьи Лактионовой-Соловых - «Ад=Рай». Еще не поджарились? ОК. 
Александр Погоржельский демонстрирует живопись с взрывами, Мария Стариковская (фото с рассыпающимися гипсовыми парковыми памятниками) шлет оммажи Игорю Мухину, а Екатерина Дронова «передает приветы» Яне Стербак. Кстати, именно Дронова выставила произведение, которое могло бы стать эмблемой мероприятия: из под вспоротого «Черного квадрата» выглядывает «Флора» Рембрандта. Чему научили художников не совсем ясно, зато понятно, что авторы зависли в безвоздушном пространстве between агонизирующей традиционной школой и манящим своей свободой и оригинальностью миром современного искусства. Удачи вам, друзья!!!
До 21 июня 


До скорых встреч, сезон еще не закончился.  Дмитрий Барабанов>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №10 . Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9
. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>


<<"Theory is Sexy" -5. С 16 июня 2004. Александр Соколов>
В Государственном центре современного искусства 15 июня я присутствовал на дискуссии, посвященной проблемам образования в области современного искусства… Единственным выходом видится возвращение  к институту наставников, который может быть создан на основе локальных, национальных и глобальных пантеонов старцев, цадиков, старейшин, дзенских учителей и других специалистов>

Генеральный вопрос дискуссии был заявлен так: Как преподавать современное искусство?
Дискуссию вел Евгений Барабанов.

Интенсивность дискуссии, многообразие затрагиваемых тем не позволило мне решиться на выступление в реальном времени. Поэтому теперь пытаюсь вспомнить и записать те мысли которые у меня возникали и исчезали, вытесняемые соображениями по поводу следующей затронутой темы.

Меня всегда удивляла возможность людей, не занимающихся искусством, неожиданно принимать решение стать художником. Видимо  часто эпатажный вид художника ассоциируется у людей с идеей экзистенциальной свободы.

Однако странным художник видится только тем людям, которые еще разделяют миф о свободном искусстве. Великое заблуждение состоит в уверенности, что художник так ведет себя добровольно, по собственному свободному выбору. Ситуация же скорее развивается по принципу «взялся за грудь, говори что-нибудь». Продал себя однажды как собаку, так раздевайся, вставай на все четыре и лай. А живописи не надо, живописью у нас другой занимается. А ты отвечаешь за after culture (after по-английски значит «после», по-немецки – «задница») и переодеваешься женщиной? Никого не интересует что ты уже давно банальный гетеросексуал, свил гнездо и воспитываешь детишек. Давай чего обещал, или мы деньги на ветер бросали? Так что молодой художник должен - как старый иудей – знать: что? когда? с кем? где? и как?

Историю искусства – соглашусь с выступлениями гг. Барабанова и Аймермахера - преподавать надо, но при этом необходимо честно подчеркивать тот упрямый факт, что никакой истории искусства не существует. И это не посмодернистский блеф! Существует всемирный запасник с бесконечным количеством артефактов, которые всякий раз подбираются для поставленной задачи и интерпретируются в соответствии с последней. Из одних и тех же работ составлено бесконечное количество выставок с разными названиями и контекстами. И это не плохо. Это вынуждает каждого художника создавать свою историю искусства, и часто ее переписывать. Таким образом преподавание истории искусства можно свести к предъявлению адреса библиотеки по искусству (например, Kunstbibliothek Berlin) и пары противоречащих друг другу «историй» искусства.

При этом нельзя скрывать, что нерешенным остается следующий вопрос к историкам искусства: не являются ли ваши попытки репрезентации контекста, в котором появилось произведение Ван Гога, презентациями контекста вашей попытки? Иными словами, не говорит ли ваша реконструкция удаленного по времени события в большей степени о месте и времени вашей деятельности? И не есть ли созерцание картины Ван Гога – несовершенное, но единственно доступное нам приближение к контексту ее создания?

Вопрос о необходимости  изучения истории искусства был поставлен господином Аймермахером в рамках концепции континуальности истории искусства, в соответствии с которой он утверждает преемственность форм искусства вообще и современного в частности.

Подобная генерализация по крайней мере не очевидна. О сходстве между «Черным квадратом» и «Троицей» Грабаря, лэндартом и древним искусством мелиорации, писуаром Дюшана и фонтанами Фонтенбло (усмотрел южноафриканский художник Kendell Geers) можно говорить в той же степени, что и о случаях, когда некоторые люди видят в бытовых предметах гениталии (ничего личного). Скорее в попытках маргинальных художников можно усмотреть намерение расширить существующие  формы искусства. Борясь за включение в систему «искусство», они часто привносят в нее то, что не укладывается в концепцию континуальности и требует разговора о нелинейности истории и дисконтинуальности. Конечно можно говорить о том, что отрицание и разрушение связано пуповиной с отрицаемым и разрушаемым. Но существует масса изобретений, например, связанных с новыми технологиями, которые ни позитивно, ни негативно не связаны с предыдущими опытами. В этом же абзаце можно говорить о тезисе господина Барабанова  о наивности художника, не осведомленного об актуальной арт-моде. Действительно, воспроизведение  методов, уже включенных в арт-систему, может напомнить сражение маргинала с водяными мельницами. Возможно за исключением тех случаев, когда художнику удается найти для уже существующих форм новый контекст. Так было, например, с постмодернистской живописью Дэвида Салле после того, как искусство 60-70 стало утрачивать всякие признаки континуальности.

Г-н Барабанов говорил об общественном институте современного искусства, который определяет, что является искусством, а что – нет, о конвенциональности в оценках произведений. Можно согласиться с тем, что размывание и утрата универсальных канонов и форм была компенсирована появлением универсальной иерархии арт-институции.  Видимо ее имел в виду г-н Аймермахер, когда утверждал, что немецкого искусства не существует, а существует лишь искусство интернациональное. Это кажется особенно верным после того, как внерыночные институции (музеи, биеннале, документа etc) потеряв девственность, превратились в экторов глобального арт-(и не только арт) рынка.  Да, место действия - глобальный рынок, но товары могут быть локальными. (Во вселенском контексте могут работать только некоторые художники: см. проект Комара и Меламида «Символы большого взрыва» в ХЖ №54). К тому же убедительно прошу не путать глобальное с универсальным.

Сегодня, когда универсальная иерархия арт-системы уходит в прошлое вместе с конструкцией «единого Запада», и ее место занимает глобальный рынок мы сталкиваемся с тотальной фрустрацией и фатальной утратой ориентиров, но отнюдь не с универсальным проектом. Исчезла арт-системная дихотомия «включенности/ исключенности», размылась фигура заказчика, пропали универсальные  тренды, если не считить за таковой общую растерянность и поиск индивидуальных решений (в частности, индивидуальных редефениций искусства). Собственно говоря, мы имеем дело со смертью искусства, хотя и с надеждой на его возрождение, пусть даже из питательных супов групповых и этномифологий.

Вернувшись к проблеме преподавания современного искусства, понимаем, что говорить о современном искусстве на данный момент просто невозможно. Так что поговорим просто о преподавании, воспитании, выращивании, то есть о принципиальном занятии человечества, которое достаточно давно делегировало эту родительскую проблему сначала институту наставников, и позже -  институциям, превратившим выращивание человеческой поросли в один из своих универсальных проектов. Этот проект, как и все универсальные проекты, переживает кризис. Единственным выходом видится возвращение  к институту наставников, который может быть создан на основе локальных, национальных и глобальных пантеонов старцев, цадиков, старейшин, дзенских учителей и других специалистов.

Александр Соколов.

<<"Theory is Sexy" - 4. С 8 июня 2004.
Обращаюсь к своим коллегам, другим авторам последнего номера <ХЖ> – Михаилу Ямпольскому, Дмитрию Виленскому, Александру Меламиду, Дмитрию Голынко-Вольфсону и другим – вы не боитесь, что ваши яйца могут оказаться ниже чьего-то уровня горизонта?>
<<"Theory is Sexy"-3. С 3 июня 2004.
Однажды с Митей Канторовым мы сидели на даче и болтали. Разговор шел об открытии английского ученого, позволившем заснять «черную дыру». В телевизионных новостях сказали, что «удалось увидеть то, что увидеть невозможно».  
А. Соколов. Попытка передачи внутреннего опыта>


23 июня 2004 года в Эрмитажном Театре пройдет международная конференция "Илья Кабаков: здесь и там", приуроченная к выставке «ИЛЬЯ И ЭМИЛИЯ КАБАКОВЫ: «СЛУЧАЙ В МУЗЕЕ И ДРУГИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ». Конференция организована Государственным Эрмитажем совместно с CEC ArtsLink и Институтом ПРО АРТЕ, Санкт-Петербург. В ней примут участие ведущие зарубежные и отечественные критики, искусствоведы. Илья Кабаков и его жена Эмилия, соавтор художника с 1989 года, примут участие в открытии выставки и проведении конференции.
Вход свободный. Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34, Эрмитажный Театр. Справки по телефонам: (812) 233 00 40, 233 05 53.

"Илья Кабаков: здесь и там".
Программа конференции .

Вступительное слово -
Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа

Первое заседание.

12.10 – 13.10
"Конец коммунистической эпохи и расцвет второй культуры"
Борис Гройс, Павел Пепперштейн, Мэтью Джексон
13.10 – 13.45
Дискуссия 
13.45 – 14.30
"Илья Кабаков: архитектура пустоты"
Роберт Сторр

14.30 – 15.00 Перерыв

Второе заседание 

15.00 – 16.30
"Кабаков после СССР"
Эмай Воллах, Джермано Челант, Джонатан Файнберг, Олеся Туркина
16.30 – 17.30
Беседа с Ильей и Эмилией Кабаковыми
17.30 – 18.00
Дискуссия

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин
Дмитрий Барабанов
Александр Соколов
Андрей Ковалев
Мария Григорьева
Андрей Великанов

Сергей Тетерин    



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное